Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группе "Жизнь и труд Кубанских казаков"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группе "Жизнь и труд казаков на Кубани"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud_na_kubani.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы.
Тема: «Жизнь и труд Кубанских казаков»
Цель: Познакомить детей с жизнью и трудом казаков в старину.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с орудиями труда казаков;
- расширить знание детей о жизни и быте первых поселенцев.
Развивающие:
- закреплять знания детей о народных пословицах, поговорках, считалках, подвижных играх;
- развивать речь детей, продолжать учить детей точно и грамотно выражать свои мысли;
- совершенствовать монологическую речь.
Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения к нашим предкам.
Материалы и оборудование: круглая буханка хлеба; иллюстрации на мультимедийном экране «Орудия труда», «Труд и жизнь казаков»; дидактическая игра «Откуда к нам хлеб пришел»; магнитофон с записями песен Кубанского хора.
Ход ООД:
Внести булку хлеба, рассмотреть её, понюхать, дать детям попробовать, затем спросить: Что это? Что вы можете сказать о хлебе?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете, как этот хлеб называли и выращивали наши предки? Этот хлеб называется буханка, так его называли казаки.
(Рассказ воспитателя и показ слайдов на мультимедийном экране)
Выращивали хлеб казаки сами. При помощи сохи пахали землю, помогала казаку лошадь. Она всегда была с ним рядом и в труде, и в бою. При помощи бороны боронили землю, а затем сеяли хлеб. Использовали лукошко с поясом через плечо. В него насыпали зерно, а затем рассыпали по полю и опять боронили, как бы присыпая зёрна землёй. Когда хлеб поспевал, созревал, его косили косой, собирали в маленькие снопы и ставили в большой сноп. Затем цепями выбивали зёрна из колосьев, зерно высушивали и ссыпали в амбары. На мельнице мололи муку и затем выпекали буханки хлеба. Это был самый вкусный хлеб, потому что он был пропитан потом казаков. Тяжёл был труд казаков, потому казаки придумали пословицу: «Труд казака кормит, а лень портит».
Воспитатель задаёт вопросы:
- Как вы думаете, легко ли давался хлеб казакам или нет? Почему?
- Какие машины сейчас помогают нашим хлеборобам?
Проводится дидактическая игра: (на мультимедийном экране) «Что лишнее?» (старинные орудия труда и современная техника)
- Молодцы, с этой задачей вы справились. У меня есть картинки, они запутались, поможете мне их разложить?
Проводится дидактическая игра (с раздаточным материалом) «Что сначала, что потом» (поэтапное выращивание и изготовление хлеба казаками)
Ответы детей.
Буханки выпекали казачки дома в печах. В печах пекли хлеб, варили еду, спали на печах, сушили овощи, фрукты, грибы. Печь обогревала и кормила. Если казаки выращивали хлеб, то казачки занимались хозяйством. Вставали казачки затемно, собирала обед в поле. Обычно это был хлеб, мясо, картошка, овощи и обязательно крынка молока. Проводив казака в поле, казачка управлялась по хозяйству: кормила всех, доила корову, выгоняла на пастбище, носила воду, готовила еду. Мальчики постарше уезжали с отцом в поле, мальчики помладше шли пасти коров, коз, овец, гусей, а девочки оставались при матери, помогали ей по хозяйству.
(Воспитатель предлагает детям подойти к макету печи и рассмотреть старинные предметы быта. Рассказывает и показывает, как ими пользоваться.)
Воспитатель: (рассказ с показом слайдов) Как только вся скотина была накормлена, казачки брались за другое дело: пряли, вязали, ткали ткани, шили и вышивали одежду. За этими занятиями они пели песни и придумали про себя пословицу: «Какова пряха, такова на ней рубаха».
В казачьих семьях казак - глава семьи. Они работают в поле, добывают пищу для семьи, плетут предметы утвари из прутьев, вырезают по дереву, куют и чеканят по металлу, а самое главное охраняют границу от врагов. Одно ремесло, в котором казаки изрядно преуспели, было кузнечное дело. Они ковали шашки, кружевные ограды, крылечки, украшали дома.
Вечером за большим столом собиралась вся большая казачья семья, и ужинали все вместе: мать, отец, дети, внуки. По праздникам казаки пели песни и танцевали, а дети играли в игры. В одну из них я предлагаю поиграть.
Воспитатель: Игра называется «Кауны»
- А вы знаете, что такое каун? Где они растут? (Ответы детей)
Воспитатель: (рассказывает правила игры)
На одной стороне площадки проводится черта – это «бахча». За чертой на расстоянии 2-3 шагов от неё «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается «дом детей». Выбирается сторож, остальные играющие – дети.
Считалка: Катилась торба,
С высокого горба.
А в той торбе
Хлеб да водица,
Кому достанется,
Тому водится.
Когда «сторож засыпает», дети направляются к «бахче» со словами:
Крадём, крадём Кауны,
Деда не боимся.
Дед нас палкой – мы его каталкой.
«Сторож просыпается», дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманный идёт в шалаш. (Игра продолжается 2 – 3 раза.)
Воспитатель:
- Чем мы сегодня занимались?
- Что нового вы узнали?
- Какую пословицу придумали казаки о своём труде?
- Какие ещё пословицы о труде вы знаете?
Воспитатель предлагает рассказать детям другой группы о труде и быте казаков на Кубани и научить их играть в Кубанскую игру «Кауны».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе "Жизнь и быт Кубанских казаков" с использованием мини-музея. Составила воспитатель высшей категории Губа Татьяна Владимировна МБДОУ №12 станица Каневская
Формирование целостной картины мира, история Кубанских казаков....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,
Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группе: Придумывание детьми конца рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок».
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группе: Придумывание детьми конца рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие Кубанского зернышка"
Разработка авторской организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме «Кубанские казаки» (экскурсия в детскую библиотеку).
Материал будет полезен для воспитателей и специалистов ДОУ....
Конспект организованной образовательной деятельности ознакомление с окружающим с элементами ручного труда с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со школьными принадлежностями».
Познакомить детей со школьными принадлежностями, их названиями и назначением. Продолжать развивать умения сравнивать, обобщать предметы и выделять характерные признаки. Учить детей использовать в...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Насекомые - наши друзья»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группе "Насекомые - наши друзья" ...