Тематическое планирование по Петербурговедению
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Жирохова Екатерина Николаевна

Знакомство детей с историей Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_po_peterburgovedeniyu.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по Петербурговедению.

Подготовительная группа

ТЕМА

ЦЕЛИ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СЕНТЯБРЬ

1.

История здания детского сада № 52.

- познакомить детей с историей здания, в котором располагается детский сад № 52;

- расширить знания о профессиях людей работающих в детском саду;

- воспитывать уважение к старшим учить ценить их труд и заботу.

- экскурсия по помещениям детского сада;

- оформление альбома «Наш любимый детский сад»;

- сюжетно-ролевые игры по теме «Кто работает в детском саду?»;

- чтения стихотворения О. Высотской  

«Детский сад».

- дидак. игра «Где я живу?»

2.

Начало строительства города.

- продолжать знакомить детей с историей родного города и с историей его строительства;

- сформировать представления у детей  о первых постройках нашего города;

- воспитывать чувство уважения к истории нашего города;

- просмотр слайдов на тему «Начало строительства города»;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт - Петербурге.

- рисование на тему «Сказка о моём городе».

- конструирование «Дом моей мечты»

3.

Адмиралтейство.

- познакомить детей с Адмиралтейством, как одним из главных достопримечательностей Нашего города;

- провести беседу о том, что Санкт - Петербург– это город, в котором создавался российский флот;

- познакомить с история судостроения;  

- просмотр слайдов на тему «Адмиралтейство»;

- чтение и заучивание стихотворений М. Борисовой «Золотой кораблик» и «Кораблик Адмиралтейства», см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;

- проведение конкурса чтецов;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;

- художественная деятельность: аппликация «Плывет, плывет кораблик».

- Д.и. «Собери правильно»

4.

Стрелка Васильевского острова

- продолжить знакомство детей с историей города;

- сформировать у детей представление, что стрелка Васильевского острова  проектировалась и застраивалась, как порт;

- рассказать детям о зданиях которые построены на стрелке ВО, о их назначении и о том, что сейчас находится в этих зданиях;

- развивать познавательный интерес;

- просмотр слайдов на тему «Стрелка Васильевского острова»;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;

- чтение и заучивание стихотворения Р. Назмутдинов «Ростральные колонны» см. Картотеку стихотворений по СПб;

-  познавательная игра «Что это значит?».

- Д.и. «Узнай по описанию»

- рисование «Ростральная колонна»

ОКТЯБРЬ

5.

Васильевский остров – самый большой остров СПб

- сформировать у детей представление о том, что Васильевский остров  является самым большим остовом СПб;

- определить географическое месторасположение;

- рассказать об истории ВО, и его современной жизни, о музеях, заводах и т.д.;

- познакомить с Василеостровским районом;

- просмотр слайдов на тему «Васильевский остров – самый большой остров Санкт – Петербурга»;

- рассматривание иллюстраций;

- составление мнемотаблицы «Мы на острове живем»;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;

- чтение и заучивание стихотворения Ю.Юдина «Кунсткамера» см. Картотеку стихотворений по СПб.

- Д.и. «Собери пазлы»

6.

Музеи нашего города – Эрмитаж.

- познакомить детей с крупнейшим в России и одним из крупнейшим в мире художественным и культурно-историческим музеем мира – Эрмитажем;

- рассказать о разнообразии экспонатов хранившихся в этом музеи;

- осмысление истории и культуры Санкт – Петербурга  в контексте всеобщей мировой истории и культуры;

- провести беседу о том, в каких музеях дети бывали, и  напомнить о правилах поведения в музее;

- просмотр слайдов на тему «Музеи нашего города – Эрмитаж»;

- работа с картой – местонахождения музея;

- рассматривание репродукций картин из Эрмитажа;

- игры с путеводителем по музею;

- рисование экспонатов музея Эрмитажа, которые больше всего понравились;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;

- чтение и заучивание стихотворений Ю.Юдина «Эрмитаж», Н. Глазкова «Эрмитаж» см. Картотеку стихотворений по СПб.

7.

Архитектурный ансамбль – Дворцовая площадь.

- познакомить детей с Дворцовой площадью, рассказать о том, что она является главной площадью нашего города;

- на примере Дворцовой площади рассказать детям о понятии «Архитектурный ансамбль», показать как на протяжении многих веков создавалась это красивейшее место СПб;

- продолжать учить детей ориентироваться на карте – схеме;

- просмотр слайдов на тему «Архитектурный ансамбль – Дворцовая площадь»;

- работа с мнемотаблицей, в которую вместе с детьми зашифровать полученные знания;

- работа с картой – местонахождения музея;

- изобразительная деятельность лепка, аппликация, рисование на тему: «Главная площадь моего города»;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;

- дидактическая игра «Санкт - Петербург».

8.

Летний Сад и Дворец Петра I

- познакомить детей с историей Летнего Сада – одной из достопримечательностей Санкт - Петербурга;

- беседы с детьми о самом старом саде нашего города;

- продолжать знакомить с достопримечательностями нашего города;

- познакомить детей с постройками, находящимися в Летнем Саду;

- просмотр слайдов на тему «Летний Сад и Дворец Петра I»;

- рассматривание фотографий Летнего Сада, Летнего дворца Петра I;

- оснащение книжного уголка группы книгами с произведениями И.А. Крылова;

- организация выставки детских рисунков «Летний Сад»;

- работа с картой – местонахождения музея;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;

- чтение и заучивание стихотворений  В. Блейкова «Прекрасный Летний Сад», М. Борисовой «Решетка Летнего Сада», Л.Федосеевой «Памятник Ивану Крылову»  см. Картотеку стихотворений по СПб.

- рисование «Прогулка по Летнему саду»

НОЯБРЬ

9.

Музеи нашего города. Русский музей.

- познакомить детей с  самый обширным музеем русского искусства в мире – Русским музеем;

- рассказать об экспонатах этого музея;

- познакомить с акцией Русского музея «Шедевры Русского музея в массы»;

- рассказать о месте нахождения Русского музея – площадь Искусств;

- просмотр слайдов на тему «Музеи нашего города. Русский музей»;

- рассматривание репродукций Русского музея;

- работа с картой – местонахождения музея;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге.

10.

Мосты Санкт – Петербурга.

- рассказать о Санкт Петербурге, как о городе рек и каналов, через которые перекинуты сотни прекрасных мостов, составляющих еще одни достопримечательность Санкт – Петербурга;

- сформировать у детей представления о необходимости разводки мостов через Неву;

- познакомить с архитектурным оформлением мостов;

- подвести детей к понимаю того, что мосты необходимы нашему городу;

- просмотр слайдов на тему «Мосты Санкт – Петербурга»;

- организация работы «Мастерской умелых рук», где предложить детям изготовить макеты мостов из бросового материала (совместно с родителями);

- рисование на тему «Разноцветные мосты»;

- чтение и заучивание стихотворения. Е.Никонова «Разноцветные мосты» см. Картотеку стихотворений по СПб.

ДЕКАБРЬ

11.

Улицы, проспекты, бульвары, площади.

- показать неповторимую красоту нашего города, его улиц, проспектов и площадей;

- рассказать детям об устройстве улиц, нумерации домов;

- знакомство детей с потением «топонимика»

- вызвать чувство гордости и восхищения родным городом;

- научить детей разгадывать ребусы;

- просмотр слайдов на тему «Улицы, проспекты, бульвары, площади»;

- продолжить с детьми работу с картой города;

-  совместная деятельность с родителями: найти на карте города улицы, в названиях которых спрятались животные;

- изобразительная деятельность: нарисуй «звериную» улицу;

- составление сказки по теме «Зверинская улица»

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;

- чтение и заучивание стихотворения М. Борисовой «Очень просто сесть в трамвай…» см. Картотеку стихотворений по СПб.

12.

Памятники СПб

- рассказать детям о понятии «памятник» и его назначение;

- познакомить детей с главными памятниками Санкт - Петербурга;

- рассказать о людях, которым поставлены памятники в Санкт  - Петербурге;

- изучение истории СПб через судьбы замечательных деятелей;

- формирование гражданской позиции;

- просмотр слайдов на тему «Памятники СПб»;

- работа с трафаретами;

- рассматривание иллюстрации с изображением памятников СПб;

- чтение и заучивание отрывка стихотворения А. Пушкина «Медный всадник» см. Картотеку стихотворений по СПб.

13.

Скульптуры СПб

- рассказать детям о понятии «скульптура» и ее назначение;

- познакомить детей с городскими скульптурами, украшающими наш город, дома, парки, музеи;

- познакомить с легендами и мифами связанные с большинством скульптур;

- просмотр слайдов на тему «Скульптуры СПб»;

- рисование на тему «Моя любимая скульптура в городе СПб»;

- изобразительная деятельность – лепка по замыслу детей на тему занятия;

- прогулка вместе с родителями на Малую Садовую улицу.

14.

Легенды и мифы Санкт – Петербурга.

- научить ребенка видеть необыкновенное в повседневном;

- познакомить с понятием «петербургский фольклор»;

- развитее фантазии, воображения и логического мышления

- просмотр слайдов на тему «Легенды и мифы Санкт – Петербурга»;

- изобразительная деятельность на тему: «Сфинксы в городе».

ЯНВАРЬ

15.

Музеи СПб. Музей пожарного дела.

- сформировать представление о пожарном деле в Санкт - Петербурге;

- познакомить детей с профессией пожарного;

- воспитание у детей представлений об опасности пожаров;

- закрепить знания о правилах поведения при  возникновении пожара;

- просмотр слайдов на тему «Музеи СПб. Музей пожарного дела»;

- дидактическая игра «Безопасность в доме»;

- сюжетно – ролевая игра «Мы пожарные»;

- работа с картой – местонахождения музея;

- изобразительная деятельность «Что мне понравилось в музее».

16.

900 дней блокады.

- провести беседу о жителях блокадного Ленинграда;

- продолжить знакомить детей с историческим прошлым нашего города;

- воспитывать чувство любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады;

- воспитывать уважение к прошлому;

- познакомить с дневником Тани Савичевой;

- просмотр слайдов на тему «900 дней блокады»;

- чтение литературы, рассматривание иллюстрации по теме «Блокада Ленинграда»;

- рассматривание иллюстраций по теме занятия: «900 дней блокады»

- чтение и заучивание стихотворения Н.Поляковой, «Город у залива» см. Картотеку стихотворений по СПб;

ФЕВРАЛЬ

17.

Транспорт СПб. История метрополитена.

- Обобщить и систематизировать представление детей о передвижении человека по городу;

- напомнить правила поведения в общественном транспорте, на остановках;

- раскрыть значение понятия «метрополитен»;

- дать начальные знания о строительстве петербургского метрополитена;

- познакомить детей с схемой метро;

- просмотр слайдов на тему «Транспорт СПб. История метрополитена»;

- совершить совместно с родителями поездку в метро по выбранному маршруту;

- изобразительная деятельность по теме «Метро»;

- упражнение на развитие фантазии по теме «Метро бедующего»;

-

18.

Театры нашего города.

- познакомить детей с разными видами театрального искусства (опера, балет, кукольный спектакль, драматический спектакль и цирк);

- обобщить знания детей о петербургских театрах, в которых они бывали;

- познакомить детей с правилами поведения в театре;

- просмотр слайдов на тему «Театры нашего города»;

- сюжетно-ролевая игра «Театр»;

- совместное изготовление с детьми атрибутов (афиши, программки, билетов, приглашений, декораций);

- пополнение коллекций билетов.

МАРТ

19.

Храмы и Святые покровители СПб.

- познакомить детей с различными храмами их назначением;

- побеседовать с детьми о том, что в нашем городе живут люди разных вероисповеданий, которые ходят разные храмы;

- воспитать в детях понимание, того что надо уважать взгляды людей, что вера в Бога глубоко личное дело каждого человека;

- побеседовать с детьми бывали ли они в храмах СПб, по какому поводу туда заходили, что запомнилось, обратили ли они внимание, на  что как ведут себя в храмах люди;

- просмотр слайдов на тему «Храмы и Святые покровители СПб»;

- рассматривание с детьми фотографий храмов Санкт – Петербурга;

- работа с картой (расположение самых известных храмов нашего города);

- прослушивание аудио записи колокольного звона;

- изобразительная деятельность – лепка, рисование, дизайн на тему «Храмы Санкт - Петербурга»;

- пазлы «Исаакиевский собор».

20.

Марсово поле («Потешное поле») и триумфальные ворота.

- познакомить детей с историей Марсового поля;

- рассказать о истории появлении триумфальных ворот нашего города;

- продолжать знакомство детей с историческим прошлым;

- рассказать о великих сражениях России и о великих полководцах;

- просмотр слайдов на тему «Марсово поле («Потешное поле») и триумфальные ворота»;

- рассматривание иллюстраций по теме;

- игра – лото «Знай и люби свой город»;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге.

АПРЕЛЬ

21.

Знаменитые жители СПб.

- познакомить детей с земляками, прославившими наш город;

- пополнить знания детей об историческом прошлом города;

- воспитывать чувство гордости за родной город;

- просмотр слайдов на тему «Знаменитые жители СПб»;

- рассматривание альбома с портретами известных петербургских деятелей;

- прогулка совместно с родителями к современным памятникам СПб (парк Василеостровец – памятник Рериху и памятник А. Собчаку).

22.

Музеи с живыми экспонатами.

- познакомить детей с музеями, в которых представлены живые экспонаты (зоопарк, океанариум, террариум);

- сформировать у детей бережное и заботливое отношение к животному миру;

- дать детям представление о том, что экспонаты таких музеев собраны со всего мира;

- формирование ответственности за прирученных животных;

- развивать любознательность, доброту, отзывчивость;

- научить получать заряд положительных эмоций при общении с живой природой;

- просмотр слайдов на тему «Музеи с живыми экспонатами»;

- конструирование «Зоопарк»;

- сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная клиника»;

- рассматривание буклетов Ленинградского зоопарка и океанариума;

- рисование эмблемы зоопарка;

- пополнение коллекции билетов.

23.

Моё любимое место в СПб

-  рассказать детям о том, что у каждого жителя нашего города есть своё любимое место в Санкт-Петербурге, с которым связаны те или иные события, где человеку приятно провести время, куда ему хочется вернуться еще и еще раз;

- обобщить знания детей о городе;

- выбрать полюбившиеся места  (или иные);  

- просмотр слайдов на тему «Моё любимое место в СПб»;

- конкурс рисунков по теме занятия;

- обучающая настольная игра «Санкт – Петербург. Сегодня и завтра»;

- составление детьми рассказов о «Любимом городе».

МАЙ

24.

Подвиг нашего города в Великой Отечественной Войне (памятные места)

- формирование патриотического сознания;

- продолжить знакомство с историческим прошлым города Ленинграда;

- определить памятные места ВОВ;

- вызвать уважение к памятным местам ВОВ;

- закрепить уважение к прошлому и героям ВОВ;

- просмотр слайдов на тему «Подвиг нашего города в Великой Отечественной Войне (памятные места)»;

- прослушивание аудио записи песни «День Победы»;

- рисование на тему: «Открытка к 9 маю»

- поздравление и общение с ветеранами.

25.

Дворцово-парковые ансамбли (пригороды СПб)

- познакомить детей с понятием «Город - спутник»;

- показать детям неповторимую красоту этих городов, величественные дворцы, великолепные парки;

- рассказать детям о пригородах СПб в которых можно великолепно отдохнуть на природе;

- прививать чувства прекрасного;  

- просмотр слайдов на тему «Дворцово-парковые ансамбли (пригороды СПб)»;

- рассмотрение буклетов пригородов и городов спутников;

- рисование на тему: «Где бы я хотел провести выходные».

26.

Как город празднует свой день рождения?

- обобщить знание детей о родном городе, его достопримечательностях, памятных местах о людях прославивших наш город;  

- формировать желание познавать новое и интересное о своем городе и уметь рассказать о своих знаниях друзьям;

- анонсировать мероприятия которые будет проходить в городе на праздновании «Дня города»;

- просмотр слайдов на тему «»;

- сюжетно – ролевая игра «Экскурсовод»;

- совместно с родителями посещение любого мероприятия по случаю празднования «Дня рождения города»;

- оформление выставки для родителей рисунков и рассказов детей о любимом городе.

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Беседа на тему воспитание юных петербуржцев.
  2. Рекомендации для родителей: а) В выходной день съездить с детьми в центр города

                                                            б) Выучить стихи о городе

                                                            в) Нарисовать рисунок с детьми «Мой город»

       3. Консультации для родителей :  а)"Что я могу рассказать ребёнку о Петербурге"

                                                                       б) « Куда пойти гулять с ребенком?»

                                                                        в) «Как знакомить детей с Санкт-Петербургом»

                                                                        г) Маршруты выходного дня

                                                                        д) Семейные прогулки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по Петербурговедению в старшей группе

Перспективное планирование по Петербурговедению поможет воспитателю последовательно и систематически проводить знакомство детей с Санкт-Петербургом, а также знакомить с городом и родителей. Поможет да...

Тематическое планирование по Петербурговедению в старшей группе.

Годовое планирование для старшего дошкольного возраста....

Тематическое планирование по ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ

Тематическое планирование по ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ для детей средней, старшей и подготовительной группы. В планировании представлены темы, цели и задачи, а также виды соовместной деятельности....

Календарно-тематическое планирование по Петербурговедению.

Подготовительная к школе группа "Беседы о Петербурге"...

Тематическое планирование по Петербурговедению

Здесь разработано тематическое планирование по Петербурговедению , тема, задачи, описание деятельности с учетом возрастных особенностей детей средней группы....