Тематическое планирование по Петербурговедению в старшей группе.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Муханова Татьяна Сергеевна

Годовое планирование для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_po_peterburgovedeniyu.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по Петербурговедению.

Старшая группа.

ТЕМА

ЦЕЛИ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СЕНТЯБРЬ

1.

Город и природа. Живой город.

- развитие личности ребенка в процессе общения с разнообразными объектами окружающей среды;

- продолжать знакомить детей с городом;

- объяснить детям существования природы в большом городе, раскрыть значение садов, парков для нашего города;

- научить ребенка видеть необыкновенное в повседневном;

 - знакомство с картой города;

- просмотр слайдов на тему «Город и природа. Живой город»;

- работа с картой («Найди «зелёное, синее»» и т.д.)

- уход за комнатными растениями;

- рассмотрение гербария;

- рисование по замыслу детей «Летнего Сада»;

- прогулка по территории двора детского сада;

- прогулка с родителями в ближайший сквер, сад, парк.

2.

Визитная карточка города (символы нашего города: гимн, герб, флаг)

- сформировать знание о символах города;

- формирования понятия «Мы - Петербуржцы»;

- изучение истории СПб через символы;

- формирование гражданской позиции;

- просмотр слайдов на тему «Визитная карточка города»;

- прослушивание гимна Великому городу, Р. Глиер;

- рассматривание каталога «Герб СПб и его пригородов»;

- рисование герба, флага СПб;

- пазлы, разрезные картинки по теме.

ОКТЯБРЬ

3.

География города СПб (Карта города, реки, острова, мосты, скверы, парки)

- формирование начальных знаний о географии СПБ;

- продолжать знакомить детей с городом и его историческим прошлым;

- развивать умение ориентироваться по карте города;

- просмотр слайдов на тему «География города СПб»;

- моделирование «Острова и мосты через Неву»;

- Чтение стихотворения «Сколько в Петербурге островов?», Е.Никонова см. Картотеку стихотворений по СПб.

4.

Мой город родной (жизнь города, центр и окраины)

- познакомить детей с настоящим нашего города «Город Труженик» (заводы, фабрики, офисы и т.д.);

- показать детям, что наш город большой и существуют в городе окраины (спальные районы);

- развивать желания принимать участия в города СПб;

- просмотр слайдов на тему «Мой город родной»;

- фотовыставка «Город Труженик»;

- знакомство и историей Балтийского завода;

- заучивание стихотворения Е.Никоновой «Улица» см. Картотеку стихотворений по СПб

НОЯБРЬ

5.

Петр I – основатель нашего города.

- познакомить детей с жизнью основателя СПб – Петром I;

- сформировать у детей почему царь Петр решил строить город именно в этом месте;

- изучение истории СПб через судьбы замечательных петербуржцев;

- просмотр слайдов на тему «Петр I – основатель города»;

- загадки о СПб;

- заучивание стихотворения М. Борисовой «Памятник Петру I» см. Картотеку стихотворений по СПб;

- подвижная игра «По болоту Петр шел».

6.

Достопримечательности СПб

- формирование ценности памятников культуры  и искусства;

- воспитание петербуржца на лучший традициях петербургской культуры;

- знакомство детей с главными достопримечательностями нашего города;

- просмотр слайдов на тему «Достопримечательности СПб»;

- выставка работ на тему «Любимое место СПб»;

- игра «Лото СПБ»;

- трафареты СПб.

ДЕКАБРЬ

7.

Транспорт нашего города

- познакомить детей с различными видами транспорта;

- рассказать о необходимости транспорта для большого города;

- побеседовать с детьми о том как выгладил транспорт много лет назад;

- напомнить детям о правилах дорожного движения;

- просмотр слайдов на тему «Транспорт нашего города»;

- исследовательская деятельность «Для чего нужен транспорт?»;

- аппликация «Транспорт на улицах нашего города»

- конструирование перекрестков.

8.

Новый год от Петра I до наших дней

- сформировать у детей представление, как и когда, праздновался новый город в городе СПб;

- побеседовать с детьми о том, как они праздную новый год;

- познакомить детей с атрибутами новогоднего праздника; 

- воспитывать вежливость, доброту и гостеприимство;

- просмотр слайдов на тему «Новый год от Петра I до наших дней»;

- составление сказки «Ёлочные игрушки»;

- совместное чаепитие у «новогодней ёлки»;

- изготовление ёлочных игрушек;

- написание коллективного письма деду Морозу.

ЯНВАРЬ

9.

Понятие петербуржец, житель нашего города (толерантность)

- познакомить детей с понятиям «Петербуржец»;

- воспитывать у детей желания заботиться о близких;

- расширить представления о дружбе, развивать эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать вежливость, учить в различных ситуациях договариваться и избегать конфликтов;

- просмотр слайдов на тему «Петербуржец»;

- рисование на тему «Я петербуржец»;

- настольно печатная игра «Санкт - Петербург»;

- игра викторина «Знаешь ли ты свой город?» см. сборник «Патриотическое воспитание»

10.

Подвиг Ленинграда в дни блокады

- беседа с детьми о жизни блокадного Ленинграда;

- продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города;

- воспитывать чувство любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады;

- воспитывать уважение к прошлому;

- просмотр слайдов на тему «Подвиг Ленинграда в дни блокады»;

- прослушивание песни «Пусть всегда будет солнце»;

- тематическое задание на тему «Цветок жизни»;

- чтение рассказа «Кукла».

ФЕВРАЛЬ

11.

Уроки вежливости. Как встречать гостей и ходить в гости.

- воспитывать у детей вежливость, доброту, гостеприимство;

- закрепить и уточнить правила поведения при встречи гостей;

- рассказать детям о том, как надо принимать и дарить подарки;

- познакомить с основами этикета;

- просмотр слайдов на тему «Уроки вежливости. Как встречать гостей и ходить в гости»;

- составление мнемотаблицы по теме занятия;

- игра «Вежливые слова»;

- театрализация «В гости к другу»;

- оформление подарков к 23 февраля и 8 марта.

12.

Жизнь улицы (почта, парикмахерская, магазины, киоски). Звуки города

- познакомить детей с жизнью главной улицы нашего города;

- рассказать об объектах которые находятся на улицах, о их необходимости для жизни человека;

- обратить внимание детей на звуки города;

- просмотр слайдов на тему «Жизнь улицы»;

- прогулка с родителями на почту;

- прослушивание аудио записи «Звуки города»;

- сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская», «Магазин»;

- аппликация «Ветрина магазина».

МАРТ

13.

Город на остовах. Река Нева. Мосты, каналы и судоходство.

- продолжать знакомить детей с историей родного города и его достопримечательностями;

- познакомить детей с реками и каналами Санкт - Петербурга, с их названиями;

- рассказать об истории строительства мостов города Санкт - Петербурга;

- просмотр слайдов на тему «Город на остовах. Река Нева. Мосты, каналы и судоходство»;

- совместная работа с родителями. Конкурс: «Реки и каналы СПб»;

- коллективная работа «Набережная реки Невы»;

- Чтение стихотворения «101 остров и 600 мостов», Н. Полякова см. Картотеку стихотворений по СПб;

- заучивание наизусть стихотворения «Знаменитая Нева», М. Борисовой см. Картотеку стихотворений по СПб.

14.

Первая постройка СПб – Петропавловская крепость.

- рассказать детям об основании нашего города, день рождения города;

- сформировать у детей представление о том «Почему строительство города началось со строительства крепости»;

- рассказать о крепостях древней Руси;

- учить детей «читать карту - схему»;

- просмотр слайдов на тему «Петропавловская крепость»;

- путешествие с детьми по карте – схеме «Петропавловской крепости»;

- рассматривание фотографий и рисунков Петропавловской крепости;

- Чтение и разучивание с детьми стихотворения М. Борисовой «Полуденный выстрел» см. Картотеку стихотворений по СПб;

- составление мнемотаблицы с «шифровкой» информации о Петропавловской крепости.

АПРЕЛЬ

15.

Львы стерегут город

- помочь ребенку видеть необыкновенное в повседневном;

- познакомить детей с необычными скульптурами, украшающими них город;

- развивать у детей любознательность и желание узнавать у детей, что-то новое и интересное о городе, в котором они живут;

- интерактивно - познавательная игра «Львы стерегут город»;

- рисование «Львы у Невы»;

- лепка из солёного теста «Львы»

- придумывание сказки «Сказка о дивных зверях».

16.

Архитектура СПб (главные части дома). Архитекторы.

- формировать начальные знания об архитектуре СПб;

- способствовать формированию о том, кто такие архитекторы;

- рассказать детям о главных архитекторах нашего города;

- просмотр слайдов на тему «Архитектура СПб»;

- рисование на тему «Украсим дом»;

- настольно печатная игра «Части дома»;

- игра – моделирование «Дом мой мечты»;

- рассматривание альбома «Архитекторы СПб».

МАЙ

17.

Наш дом – Россия. Столица России. Герб, гимн, флаг.

- продолжать знакомить детей с родной страной;

- развивать чувство гордости за родную страну;

- вызвать желание больше узнать о России;

- рассказать детям о столице России – Москве;

- просмотр слайдов на тему «Наш дом – Россия»;

- рассматривание карты России;

- развивающая игра «Страна, где мы живем»;

- чтение глав из книги Б.Жидкова «Что я видел»;

- прослушивание гимна России, и знакомство с символами.  

18.

С Днём рождения наш любимый город!

- рассказ о подготовки города к празднованию дня рождения;

- развивать интерес к жизни родного города;

- рассказать детям о подарках которые дарят нашему городу в день рождения;

- просмотр слайдов на тему «С Днём рождения наш любимый город!»

- выставка работ на тему: «Мой подарок – городу» (совместно с родителями, форма выполнения любая);

- чтение стихотворения К.Озеровой «Моему городу» см. Картотеку стихотворений по СПб.

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА (1 раз в квартал)

1.

Город над вольной Невой

- воспитание у детей любовь к родному городу;

- расширить и закрепить представление об улицах, набережных, городе и его архитектуре;

- отметить характерные особенности города;

- научить детей видеть и запоминать ориентиры нашего города;

- развивать наблюдательность и внимание.

2.

Прогулка по Большому проспекту.

- расширить представления детей о Василеостровском районе;

- развитие у детей умения синтезировать самые разные впечатления, сводить воедино информацию, полученную из разных источников;

- обратить внимание детей на расположение Большого проспекта и на здания расположенные на нем.

3.

Прогулка по микрорайону.

- познакомить детей с достопримечательностями нашего микрорайона, его историческим прошлым и настоящим;

- показать детям старые дворы, расположение домов, архитектурные украшения и развитие инфраструктуры;

- развивать желание принимать посильное участие в преобразовании своего микрорайона.

Пояснительная записка:

  1. в старшей группе занятия проводятся 2  раза в месяц, в течение этого периода проводятся различные виды совместной деятельности, предваряющие занятия и закрепляющие пройденный материал;
  2. предлагаются различные формы организации деятельности детей – занятия, экскурсии, игры, игровые ситуации, творческие работы (так же совместно с родителями);
  3. целевая прогулка проводится 1 раз в квартал, для обобщения пройденного материала, вызывает интерес к пройденному материалу, развивает желание познать новое и интересное о своем городе и  о себе, учат детей правильно вести себя в общественных местах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по рисованию в старшей группе

по этому плану очень удобно и легко работать с детьми по рисованию....

перспективно-тематическое планирование логопедической работы в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи

Настоящая разработка коррекционного процесса в группе с ОНР базируется на основном содержании работы по "Программе преодоления общего недоразвития речи у детей" п/р Т.Филичевой и Г. Чиркиной, использу...

Перспективное планирование по Петербурговедению в старшей группе

Перспективное планирование по Петербурговедению поможет воспитателю последовательно и систематически проводить знакомство детей с Санкт-Петербургом, а также знакомить с городом и родителей. Поможет да...

Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр, согласно тематическому планированию НОД с детьми старшей группы на год

Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр, согласно тематическому планированию НОД с детьми старшей группы на год...

Методическая разработка "Планирование по Петербурговедению в старшей группе.

Представлен план из опыта совместной  работы с детьми и родителями....

Перспективное планирование по Петербурговедению в старшей группе

Перспективное планирование по Петербурговедению для старшей группы составлено по книге Г.Т. Алифановой "Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет"...