Тематическое планирование по ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Скворцова Ирина Анатольевна

Тематическое планирование по ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ для детей средней, старшей и подготовительной группы. В планировании представлены темы, цели и задачи, а также виды соовместной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_peterburgovedenie.odt34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по Петербурговедению

для средней, старшей и подготовительной группы детского сада

Разработано: Скворцовой Ириной Анатольевной

воспитателем высшей квалификационной категории ГДОУ детский сад № 45 Василеостровского района, города Санкт-Петербург

Тематическое планирование по Петербурговедению.

Средняя группа

ТЕМА

ЦЕЛИ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

I КВАРТАЛ

1.

Моя семья. Мой дом.

Мой детский сад.

- формирование способностей к самопознанию как члена семьи, члена коллектива;

- воспитание чувства любви и гордости за членов своей семьи, желание больше узнать о них, проявлять о них заботу;

- заложить основы понимания «семейных уз», как главной ценности в жизни человека;

- углублять представления о доме – жилище человека;

- просмотр слайдов на тему «Моя семья. Мой дом.

Мой детский сад»;

- Чтение стихотворения «Семейный альбом» Е. Никонова,  см. Картотеку стихотворений по СПб;

- оформление альбома «Моя семья» (с семейными фотографиями);

- рассматривание фотографий;

- оформление мнемотаблицы «Мой детский саж»

- составление рассказов о членах семей детей;

- выставка  рисунков «Я  и моя семья».

2.

Город. Характеристика особенностей города. Отличия города от деревни.

- воспитание интереса и любви к городу, в котором мы живём;

- воспитание желания узнать свой город, познакомится с ним ближе;

- показать детям отличия городского дома от деревенского;

- просмотр слайдов на тему «Город. Характеристика особенностей города. Отличия города от деревни»;

- рассматривание изображение деревенского дома и городского и нахождение отличий;

- аппликация «Дома нашего города» (педагог предлагает детям выбрать понравившиеся дома, наклеить на них окна и двери, из получившихся домов составить улицу).

3.

Наш район, история названия.

- ознакомление детей с районом, в котором они проживают;

- учить ориентироваться по карте;

- познакомить детей с историческим прошлым нашего района;

- вызвать желание познавать историю нашего города;

- просмотр слайдов на тему «Наш район, история названия»;

- познакомить детей с картой нашего района;

- выставка работ на тему «Мой дом, мой район» (совместно с родителями);

- рассматривание иллюстраций с изображением нашего района.

II  КВАРТАЛ

4.

Домашний адрес. Главная улица нашего района.

- продолжить знакомство детей с родным городом;

- рассказать о необходимости знания домашнего адреса;

- провести беседу с детьми о том, знают ли они свой домашний адрес, на какой улице они живут, какая улица является главной улицей нашего района;

- просмотр слайдов на тему «Домашний адрес. Главная улица нашего района»;

 - создание картотеки адресов детей (в виде домиков);

- продолжить знакомство с картой района;

- организация прогулки с детьми на Большой проспект;

- Чтение стихотворения «На Васильевском острове», «Проспект» Е. Никонова см. Картотеку стихотворений по СПб.

5.

Подвиг нашего города в дни блокады.

- продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города;

- воспитывать чувство любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады.;

- обратить внимание детей на то, как трудно  было жило людям в дни блокады;

- закрепить понятие о доброте, порядочности, милосердии;

- просмотр слайдов на тему «Подвиг нашего города в дни блокады»;

- чтение литературы, рассматривание иллюстрации по теме «Блокада Ленинграда».

6.

Великие люди нашего города.

- изучать историю СПб через судьбы замечательных петербуржцев;

- развивать интерес к жизни наших соотечественников;

- воспитывать уважение к старшим;

- просмотр слайдов на тему «Великие люди нашего города»;

- чтение стихов А.С. Пушкина, басней И.А. Крылова и т.д.;

- рассматривании иллюстраций;

- рассматривание альбома с портретами известных петербуржцев.

III КВАРТАЛ

7.

Дома в нашем городе.

- показать разнообразие петербургских домов;

- учить детей находить части здания;

- показать как разные здания служат людям

- пролвести беседу с детьми о правилах поведения в домах;

- формирование представление о назначении зданий, домов;

- классифицировать дома по назначению;

- просмотр слайдов на тему «Дома в нашем городе»;

- конструирование домов;

- рассматривание с детьми фотографий зданий нашего города;

- настольно-печатная игра «Укрась здание»;

- игры с детьми на развитие восприятия, внимания и логического мышления;

- рисование на тему «Мой дом».

8.

Главная река нашего города.

- формирование начальных знаний о главной реке нашего города;

- закрепить понятие о бережном отношении к природе;

- учить устанавливать простейшие связи явлений, выражать в речи результатов размышлений (…Чтобы было, если бы не было Невы?);

- развивать интерес к жизни родного города;

- судоходство;

- просмотр слайдов на тему «Главная река нашего города»;

- игры  с картой города «Петербург – город загадка»;

- рисование на тему «Корабли на Неве»

- Чтение стихотворения «Нева», Н. Поляков см. Картотеку стихотворений по СПб.

9.

День рождения нашего города.

- вызвать чувство гордости и восхищения годным городом, желания беречь его больше узнавать его;

- познакомить с точной датой рождения нашего города;

- познакомить с историей строительства нашего города;

- просмотр слайдов на тему «День рождения нашего города»;

- оформление альбома «Я и мой город»;

- выставка рисунков и фотографий на тему «Моё любимое место города»;

- разучивание стихотворения «Мы очень любим город свой», М.Борисова. см. Картотеку стихотворений по СПб.

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА (1 раз в квартал)

1.

Осень в городе.

- развивать наблюдательность, внимание;

- показать красоту родного города осенью;

- отметить характерные особенности города его дома, улицы;

- научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения;

- формировать представление о названии улицы и адреса детского сада;

- активизировать словарь, познавательный интерес.

2.

Главная ёлка нашего района.

- расширить сложившие у детей представления о Василеостровском районе;

- формировать представление об улице, её основных частях;

- закрепить знания об основных видах транспортных средств;

- закрепить знания правил перехода улицы;

- вызвать познавательный интерес к одному из главных праздников нашей страны;

- обратить внимание детей на подготовку города к новому городу.  

3.

Весна пришла в наш город.

- воспитание у детей любви к родному городу;

- воспитание петербуржца на лучших традициях петербургской культуры;

- учить видеть неповторимую красоту нашего города весной;

- показать красоту обновлений природы весной (сравнить с осенью, зимой);

- воспитывать бережное отношение к природе;

- учить заботиться о природе.  

Пояснительная записка:

  1. в средней группе занятия проводятся 1 раз в месяц, в течение этого периода проводятся различные виды совместной деятельности, предваряющие занятия и закрепляющие пройденный материал;
  2. предлагаются различные формы организации деятельности детей – занятия, экскурсии, игры, игровые ситуации, творческие работы (так же совместно с родителями);
  3. целевая прогулка проводится 1 раз в квартал, для обобщения пройденного материала, вызывает интерес к пройденному материалу, развивает желание познать новое и интересное о своем городе и  о себе, учат детей правильно вести себя в общественных местах.

Тематическое планирование по Петербурговедению.

Старшая группа

ТЕМА

ЦЕЛИ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СЕНТЯБРЬ

1.

Город и природа. Живой город.

- развитие личности ребенка в процессе общения с разнообразными объектами окружающей среды;

- продолжать знакомить детей с городом;

- объяснить детям существования природы в большом городе, раскрыть значение садов, парков для нашего города;

- научить ребенка видеть необыкновенное в повседневном;

 - знакомство с картой города;

- просмотр слайдов на тему «Город и природа. Живой город»;

- работа с картой («Найди «зелёное, синее»» и т.д.)

- уход за комнатными растениями;

- рассмотрение гербария;

- рисование по замыслу детей «Летнего Сада»;

- прогулка по территории двора детского сада;

- прогулка с родителями в ближайший сквер, сад, парк.

2.

Визитная карточка города (символы нашего города: гимн, герб, флаг)

- сформировать знание о символах города;

- формирования понятия «Мы - Петербуржцы»;

- изучение истории СПб через символы;

- формирование гражданской позиции;

- просмотр слайдов на тему «Визитная карточка города»;

- прослушивание гимна Великому городу, Р. Глиер;

- рассматривание каталога «Герб СПб и его пригородов»;

- рисование герба, флага СПб;

- пазлы, разрезные картинки по теме.

ОКТЯБРЬ

3.

География города СПб (Карта города, реки, острова, мосты, скверы, парки)

- формирование начальных знаний о географии СПБ;

- продолжать знакомить детей с городом и его историческим прошлым;

- развивать умение ориентироваться по карте города;

- просмотр слайдов на тему «География города СПб»;

- моделирование «Острова и мосты через Неву»;

- Чтение стихотворения «Сколько в Петербурге островов?», Е.Никонова см. Картотеку стихотворений по СПб.

4.

Мой город родной (жизнь города, центр и окраины)

- познакомить детей с настоящим нашего города «Город Труженик» (заводы, фабрики, офисы и т.д.);

- показать детям, что наш город большой и существуют в городе окраины (спальные районы);

- развивать желания принимать участия в города СПб;

- просмотр слайдов на тему «Мой город родной»;

- фотовыставка «Город Труженик»;

- знакомство и историей Балтийского завода;

- заучивание стихотворения Е.Никоновой «Улица» см. Картотеку стихотворений по СПб

НОЯБРЬ

5.

Петр I – основатель нашего города.

- познакомить детей с жизнью основателя СПб – Петром I;

- сформировать у детей почему царь Петр решил строить город именно в этом месте;

- изучение истории СПб через судьбы замечательных петербуржцев;

- просмотр слайдов на тему «Петр I – основатель города»;

- загадки о СПб;

- заучивание стихотворения М. Борисовой «Памятник Петру I» см. Картотеку стихотворений по СПб;

- подвижная игра «По болоту Петр шел».

6.

Достопримечательности СПб

- формирование ценности памятников культуры  и искусства;

- воспитание петербуржца на лучший традициях петербургской культуры;

- знакомство детей с главными достопримечательностями нашего города;

- просмотр слайдов на тему «Достопримечательности СПб»;

- выставка работ на тему «Любимое место СПб»;

- игра «Лото СПБ»;

- трафареты СПб.

ДЕКАБРЬ

7.

Транспорт нашего города

- познакомить детей с различными видами транспорта;

- рассказать о необходимости транспорта для большого города;

- побеседовать с детьми о том как выгладил транспорт много лет назад;

- напомнить детям о правилах дорожного движения;

- просмотр слайдов на тему «Транспорт нашего города»;

- исследовательская деятельность «Для чего нужен транспорт?»;

- аппликация «Транспорт на улицах нашего города»

- конструирование перекрестков.

8.

Новый год от Петра I до наших дней

- сформировать у детей представление, как и когда, праздновался новый город в городе СПб;

- побеседовать с детьми о том, как они праздную новый год;

- познакомить детей с атрибутами новогоднего праздника; 

- воспитывать вежливость, доброту и гостеприимство;

- просмотр слайдов на тему «Новый год от Петра I до наших дней»;

- составление сказки «Ёлочные игрушки»;

- совместное чаепитие у «новогодней ёлки»;

- изготовление ёлочных игрушек;

- написание коллективного письма деду Морозу.

ЯНВАРЬ

9.

Понятие петербуржец, житель нашего города (толерантность)

- познакомить детей с понятиям «Петербуржец»;

- воспитывать у детей желания заботиться о близких;

- расширить представления о дружбе, развивать эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать вежливость, учить в различных ситуациях договариваться и избегать конфликтов;

- просмотр слайдов на тему «Петербуржец»;

- рисование на тему «Я петербуржец»;

- настольно печатная игра «Санкт - Петербург»;

- игра викторина «Знаешь ли ты свой город?» см. сборник «Патриотическое воспитание»

10.

Подвиг Ленинграда в дни блокады

- беседа с детьми о жизни блокадного Ленинграда;

- продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города;

- воспитывать чувство любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады;

- воспитывать уважение к прошлому;

- просмотр слайдов на тему «Подвиг Ленинграда в дни блокады»;

- прослушивание песни «Пусть всегда будет солнце»;

- тематическое задание на тему «Цветок жизни»;

- чтение рассказа «Кукла».

ФЕВРАЛЬ

11.

Уроки вежливости. Как встречать гостей и ходить в гости.

- воспитывать у детей вежливость, доброту, гостеприимство;

- закрепить и уточнить правила поведения при встречи гостей;

- рассказать детям о том, как надо принимать и дарить подарки;

- познакомить с основами этикета;

- просмотр слайдов на тему «Уроки вежливости. Как встречать гостей и ходить в гости»;

- составление мнемотаблицы по теме занятия;

- игра «Вежливые слова»;

- театрализация «В гости к другу»;

- оформление подарков к 23 февраля и 8 марта.

12.

Жизнь улицы (почта, парикмахерская, магазины, киоски). Звуки города

- познакомить детей с жизнью главной улицы нашего города;

- рассказать об объектах которые находятся на улицах, о их необходимости для жизни человека;

- обратить внимание детей на звуки города;

- просмотр слайдов на тему «Жизнь улицы»;

- прогулка с родителями на почту;

- прослушивание аудио записи «Звуки города»;

- сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская», «Магазин»;

- аппликация «Ветрина магазина».

МАРТ

13.

Город на остовах. Река Нева. Мосты, каналы и судоходство.

- продолжать знакомить детей с историей родного города и его достопримечательностями;

- познакомить детей с реками и каналами Санкт - Петербурга, с их названиями;

- рассказать об истории строительства мостов города Санкт - Петербурга;

- просмотр слайдов на тему «Город на остовах. Река Нева. Мосты, каналы и судоходство»;

- совместная работа с родителями. Конкурс: «Реки и каналы СПб»;

- коллективная работа «Набережная реки Невы»;

- Чтение стихотворения «101 остров и 600 мостов», Н. Полякова см. Картотеку стихотворений по СПб;

- заучивание наизусть стихотворения «Знаменитая Нева», М. Борисовой см. Картотеку стихотворений по СПб.

14.

Первая постройка СПб – Петропавловская крепость.

- рассказать детям об основании нашего города, день рождения города;

- сформировать у детей представление о том «Почему строительство города началось со строительства крепости»;

- рассказать о крепостях древней Руси;

- учить детей «читать карту - схему»;

- просмотр слайдов на тему «Петропавловская крепость»;

- путешествие с детьми по карте – схеме «Петропавловской крепости»;

- рассматривание фотографий и рисунков Петропавловской крепости;

- Чтение и разучивание с детьми стихотворения М. Борисовой «Полуденный выстрел» см. Картотеку стихотворений по СПб;

- составление мнемотаблицы с «шифровкой» информации о Петропавловской крепости.

АПРЕЛЬ

15.

Львы стерегут город

- помочь ребенку видеть необыкновенное в повседневном;

- познакомить детей с необычными скульптурами, украшающими них город;

- развивать у детей любознательность и желание узнавать у детей, что-то новое и интересное о городе, в котором они живут;

- интерактивно - познавательная игра «Львы стерегут город»;

- рисование «Львы у Невы»;

- лепка из солёного теста «Львы»

- придумывание сказки «Сказка о дивных зверях».

16.

Архитектура СПб (главные части дома). Архитекторы.

- формировать начальные знания об архитектуре СПб;

- способствовать формированию о том, кто такие архитекторы;

- рассказать детям о главных архитекторах нашего города;

- просмотр слайдов на тему «Архитектура СПб»;

- рисование на тему «Украсим дом»;

- настольно печатная игра «Части дома»;

- игра – моделирование «Дом мой мечты»;

- рассматривание альбома «Архитекторы СПб».

МАЙ

17.

Наш дом – Россия. Столица России. Герб, гимн, флаг.

- продолжать знакомить детей с родной страной;

- развивать чувство гордости за родную страну;

- вызвать желание больше узнать о России;

- рассказать детям о столице России – Москве;

- просмотр слайдов на тему «Наш дом – Россия»;

- рассматривание карты России;

- развивающая игра «Страна, где мы живем»;

- чтение глав из книги Б.Жидкова «Что я видел»;

- прослушивание гимна России, и знакомство с символами.  

18.

С Днём рождения наш любимый город!

- рассказ о подготовки города к празднованию дня рождения;

- развивать интерес к жизни родного города;

- рассказать детям о подарках которые дарят нашему городу в день рождения;

- просмотр слайдов на тему «С Днём рождения наш любимый город!»

- выставка работ на тему: «Мой подарок – городу» (совместно с родителями, форма выполнения любая);

- чтение стихотворения К.Озеровой «Моему городу» см. Картотеку стихотворений по СПб.

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА (1 раз в квартал)

1.

Город над вольной Невой

- воспитание у детей любовь к родному городу;

- расширить и закрепить представление об улицах, набережных, городе и его архитектуре;

- отметить характерные особенности города;

- научить детей видеть и запоминать ориентиры нашего города;

- развивать наблюдательность и внимание.

2.

Прогулка по Большому проспекту.

- расширить представления детей о Василеостровском районе;

- развитие у детей умения синтезировать самые разные впечатления, сводить воедино информацию, полученную из разных источников;

- обратить внимание детей на расположение Большого проспекта и на здания расположенные на нем.

3.

Прогулка по микрорайону.

- познакомить детей с достопримечательностями нашего микрорайона, его историческим прошлым и настоящим;

- показать детям старые дворы, расположение домов, архитектурные украшения и развитие инфраструктуры;

- развивать желание принимать посильное участие в преобразовании своего микрорайона.

Пояснительная записка:

  1. в старшей группе занятия проводятся 2  раза в месяц, в течение этого периода проводятся различные виды совместной деятельности, предваряющие занятия и закрепляющие пройденный материал;
  2. предлагаются различные формы организации деятельности детей – занятия, экскурсии, игры, игровые ситуации, творческие работы (так же совместно с родителями);
  3. целевая прогулка проводится 1 раз в квартал, для обобщения пройденного материала, вызывает интерес к пройденному материалу, развивает желание познать новое и интересное о своем городе и  о себе, учат детей правильно вести себя в общественных местах.

Тематическое планирование по Петербурговедению.

Подготовительная группа

ТЕМА

ЦЕЛИ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СЕНТЯБРЬ

1.

История здания детского сада. Большой проспект, дом 48

- познакомить детей с историей здания, в котором располагается детский сад № 45;

- расширить знания о профессиях людей работающих в детском саду;

- воспитывать уважение к старшим учить ценить их труд и заботу.

- просмотр слайдов на тему «История здания детского сада. Большой проспект, дом 48»;

- экскурсия по помещениям детского сада;

- оформление альбома «Наш любимый детский сад»;

- сюжетно-ролевые игры по теме «Кто работает в детском саду?»;

- чтения стихотворения О. Высотской  

«Детский сад».

2.

Начало строительства города.

- продолжать знакомить детей с историей родного города и с историей его строительства;

- сформировать представления у детей  о первых постройках нашего города;

- воспитывать чувство уважения к истории нашего города;

- просмотр слайдов на тему «Начало строительства города»;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт - Петербурге.

- рисование на тему «Сказка о моём городе».

3.

Адмиралтейство.

- познакомить детей с Адмиралтейством, как одним из главных достопримечательностей Нашего города;

- провести беседу о том, что Санкт - Петербург– это город, в котором создавался российский флот;

- познакомить с история судостроения;  

- просмотр слайдов на тему «Адмиралтейство»;

- чтение и заучивание стихотворений М. Борисовой «Золотой кораблик» и «Кораблик Адмиралтейства», см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;

- проведение конкурса чтецов;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;

- художественная деятельность по теме «Плывет, плывет кораблик».

4.

Стрелка Васильевского острова

- продолжить знакомство детей с историей города;

- сформировать у детей представление, что стрелка Васильевского острова  проектировалась и застраивалась, как порт;

- рассказать детям о зданиях которые построены на стрелке ВО, о их назначении и о том, что сейчас находится в этих зданиях;

- развивать познавательный интерес;

- просмотр слайдов на тему «Стрелка Васильевского острова»;

- изготовление макета стрелки Васильевского острова (совместно с родителями);

- создание альбома «Экспонаты музеев Васильевского острова»;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;

- чтение и заучивание стихотворения Р. Назмутдинов «Ростральные колонны» см. Картотеку стихотворений по СПб;

-  познавательная игра «Что это значит?».

ОКТЯБРЬ

5.

Васильевский остров – самый большой остров СПб

- сформировать у детей представление о том, что Васильевский остров  является самым большим остовом СПб;

- определить географическое месторасположение;

- рассказать об истории ВО, и его современной жизни, о музеях, заводах и т.д.;

- познакомить с Василеостровским районом;

- просмотр слайдов на тему «Васильевский остров – самый большой остров Санкт – Петербурга»;

- создание фотоальбома «Мы островитяне»;

- рассматривание иллюстраций;

- составление мнемотаблицы «Мы на острове живем»;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;

- чтение и заучивание стихотворения Ю.Юдина «Кунсткамера» см. Картотеку стихотворений по СПб.

6.

Музеи нашего города – Эрмитаж.

- познакомить детей с крупнейшим в России и одним из крупнейшим в мире художественным и культурно-историческим музеем мира – Эрмитажем;

- рассказать о разнообразии экспонатов хранившихся в этом музеи;

- осмысление истории и культуры Санкт – Петербурга  в контексте всеобщей мировой истории и культуры;

- провести беседу о том, в каких музеях дети бывали, и  напомнить о правилах поведения в музее;

- просмотр слайдов на тему «Музеи нашего города – Эрмитаж»;

- работа с картой – местонахождения музея;

- рассматривание репродукций картин из Эрмитажа;

- игры с путеводителем по музею;

- рисование экспонатов музея Эрмитажа, которые больше всего понравились;

- игра «Дешифратор»;

- создание коллекции билетов;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;

- чтение и заучивание стихотворений Ю.Юдина «Эрмитаж», Н. Глазкова «Эрмитаж» см. Картотеку стихотворений по СПб.

7.

Архитектурный ансамбль – Дворцовая площадь.

- познакомить детей с Дворцовой площадью, рассказать о том, что она является главной площадью нашего города;

- на примере Дворцовой площади рассказать детям о понятии «Архитектурный ансамбль», показать как на протяжении многих веков создавалась это красивейшее место СПб;

- продолжать учить детей ориентироваться на карте – схеме;

- просмотр слайдов на тему «Архитектурный ансамбль – Дворцовая площадь»;

- работа с мнемотаблицей, в которую вместе с детьми зашифровать полученные знания;

- работа с картой – местонахождения музея;

- изобразительная деятельность лепка, аппликация, рисование на тему: «Главная площадь моего города»;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;

- дидактическая игра «Санкт - Петербург».

8.

Летний Сад и Дворец Петра I

- познакомить детей с историей Летнего Сада – одной из достопримечательностей Санкт - Петербурга;

- беседы с детьми о самом старом саде нашего города;

- продолжать знакомить с достопримечательностями нашего города;

- познакомить детей с постройками, находящимися в Летнем Саду;

- просмотр слайдов на тему «Летний Сад и Дворец Петра I»;

- рассматривание фотографий Летнего Сада, Летнего дворца Петра I;

- оснащение книжного уголка группы книгами с произведениями И.А. Крылова;

- организация выставки детских рисунков «Летний Сад»;

- работа с картой – местонахождения музея;

- пополнение коллекции билетов;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;

- чтение и заучивание стихотворений  В. Блейкова «Прекрасный Летний Сад», М. Борисовой «Решетка Летнего Сада», Л.Федосеевой «Памятник Ивану Крылову»  см. Картотеку стихотворений по СПб.

НОЯБРЬ

9.

Музеи нашего города. Русский музей.

- познакомить детей с  самый обширным музеем русского искусства в мире – Русским музеем;

- рассказать об экспонатах этого музея;

- познакомить с акцией Русского музея «Шедевры Русского музея в массы»;

- рассказать о месте нахождения Русского музея – площадь Искусств;

- просмотр слайдов на тему «Музеи нашего города. Русский музей»;

- рассматривание репродукций Русского музея;

- работа с картой – местонахождения музея;

- пополнение коллекции билетов;

- прогулка с родителями к дому на углу Большого пр. и Весёльной улицы «Дом с картинами»;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге.

10.

Мосты Санкт – Петербурга.

- рассказать о Санкт Петербурге, как о городе рек и каналов, через которые перекинуты сотни прекрасных мостов, составляющих еще одни достопримечательность Санкт – Петербурга;

- сформировать у детей представления о необходимости разводки мостов через Неву;

- познакомить с архитектурным оформлением мостов;

- подвести детей к понимаю того, что мосты необходимы нашему городу;

- просмотр слайдов на тему «Мосты Санкт – Петербурга»;

- организация работы «Мастерской умелых рук», где предложить детям изготовить макеты мостов из бросового материала (совместно с родителями);

- рисование на тему «Разноцветные мосты»;

- чтение и заучивание стихотворения. Е.Никонова «Разноцветные мосты» см. Картотеку стихотворений по СПб.

11.

Санкт – Петербург – толерантная столица.

- закрепить знания у детей понятия «толерантность»;

- повышение сплоченности группы;

- дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними;

- развить понятия «СПБ- толерантная столица»;

- просмотр слайдов на тему «Санкт – Петербург – толерантная столица»;

- игры на развитие коммуникативных свойств (по выбору педагога);

- рассмотрение иллюстраций с изображением людей разных национальностей (сравнение);

- прослушивание песни «Я, Ты, Он, она – вместе дружная страна»;

- изобразительная деятельность «Мы все такие разные» (коллективная работа, составленная из рисунков детей).

12.

Итоговое занятие

- повторение пройденного материала;

- закрепление знаний полученных детьми в ходе занятий;

- дальнейшее расширение и закрепление представлений о нашем городе;

- на усмотрение педагога (в виде викторины, конкурса, загадок, работы на тематических листах и т.д.).

ДЕКАБРЬ

13.

Улицы, проспекты, бульвары, площади.

- показать неповторимую красоту нашего города, его улиц, проспектов и площадей;

- рассказать детям об устройстве улиц, нумерации домов;

- знакомство детей с потением «топонимика»

- вызвать чувство гордости и восхищения родным городом;

- научить детей разгадывать ребусы;

- просмотр слайдов на тему «Улицы, проспекты, бульвары, площади»;

- продолжить с детьми работу с картой города;

-  совместная деятельность с родителями: найти на карте города улицы, в названиях которых спрятались животные;

- изобразительная деятельность: нарисуй «звериную» улицу;

- составление сказки по теме «Зверинская улица»

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;

- чтение и заучивание стихотворения М. Борисовой «Очень просто сесть в трамвай…» см. Картотеку стихотворений по СПб.

14.

Памятники СПб

- рассказать детям о понятии «памятник» и его назначение;

- познакомить детей с главными памятниками Санкт - Петербурга;

- рассказать о людях, которым поставлены памятники в Санкт  - Петербурге;

- изучение истории СПб через судьбы замечательных деятелей;

- формирование гражданской позиции;

- просмотр слайдов на тему «Памятники СПб»;

- работа с трафаретами;

- рассматривание иллюстрации с изображением памятников СПб;

- чтение и заучивание отрывка стихотворения А. Пушкина «Медный всадник» см. Картотеку стихотворений по СПб.

15.

Скульптуры СПб

- рассказать детям о понятии «скульптура» и ее назначение;

- познакомить детей с городскими скульптурами, украшающими наш город, дома, парки, музеи;

- познакомить с легендами и мифами связанные с большинством скульптур;

- просмотр слайдов на тему «Скульптуры СПб»;

- рисование на тему «Моя любимая скульптура в городе СПб»;

- изобразительная деятельность – лепка по замыслу детей на тему занятия;

- прогулка вместе с родителями на Малую Садовую улицу.

16.

Легенды и мифы Санкт – Петербурга.

- научить ребенка видеть необыкновенное в повседневном;

- познакомить с понятием «петербургский фольклор»;

- развитее фантазии, воображения и логического мышления

- просмотр слайдов на тему «Легенды и мифы Санкт – Петербурга»;

- прогулка с родителями во двор аптеки Пеля и сыновей к «Башне грифонов»;

- изобразительная деятельность на тему: «Сфинксы в городе».

ЯНВАРЬ

17.

Музеи СПб. Музей пожарного дела.

- сформировать представление о пожарном деле в Санкт - Петербурге;

- познакомить детей с профессией пожарного;

- воспитание у детей представлений об опасности пожаров;

- закрепить знания о правилах поведения при  возникновении пожара;

- просмотр слайдов на тему «Музеи СПб. Музей пожарного дела»;

- экскурсия в музей «Пожарного дела»;

- дидактическая игра «Безопасность в доме»;

- сюжетно – ролевая игра «Мы пожарные»;

- пополнение коллекции билетов;

- работа с картой – местонахождения музея;

- изобразительная деятельность «Что мне понравилось в музее».

18.

900 дней блокады.

- провести беседу о жителях блокадного Ленинграда;

- продолжить знакомить детей с историческим прошлым нашего города;

- воспитывать чувство любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады;

- воспитывать уважение к прошлому;

- познакомить с дневником Тани Савичевой;

- просмотр слайдов на тему «900 дней блокады»;

- чтение литературы, рассматривание иллюстрации по теме «Блокада Ленинграда»;

- рассматривание иллюстраций по теме занятия: «900 дней блокады»

- чтение и заучивание стихотворения Н.Поляковой, «Город у залива» см. Картотеку стихотворений по СПб;

ФЕВРАЛЬ

19.

Транспорт СПб. История метрополитена.

- Обобщить и систематизировать представление детей о передвижении человека по городу;

- напомнить правила поведения в общественном транспорте, на остановках;

- раскрыть значение понятия «метрополитен»;

- дать начальные знания о строительстве петербургского метрополитена;

- познакомить детей с схемой метро;

- просмотр слайдов на тему «Транспорт СПб. История метрополитена»;

- совершить совместно с родителями поездку в метро по выбранному маршруту;

- изобразительная деятельность по теме «Метро»;

- упражнение на развитие фантазии по теме «Метро бедующего»;

- пополнение коллекции билетов;

20.

Театры нашего города.

- познакомить детей с разными видами театрального искусства (опера, балет, кукольный спектакль, драматический спектакль и цирк);

- обобщить знания детей о петербургских театрах, в которых они бывали;

- познакомить детей с правилами поведения в театре;

- просмотр слайдов на тему «Театры нашего города»;

- сюжетно-ролевая игра «Театр»;

- совместное изготовление с детьми атрибутов (афиши, программки, билетов, приглашений, декораций);

- пополнение коллекций билетов.

21.

Российская Национальная Библиотека

- познакомить детей с понятием «библиотека»;

- рассказать об истории создания библиотек;

- показать, как устроена библиотека;

- рассказать, для чего нужны библиотеки;

- прививать любовь к чтению книг;

- просмотр слайдов на тему «Российская Национальная Библиотека»;

- знакомство детей с различными видами книг;

- изобразительная деятельность – иллюстрации к любимым книгам.

22.

Итоговое занятие

- повторение пройденного материала;

- закрепление знаний полученных детьми в ходе занятий;

- дальнейшее расширение и закрепление представлений о нашем городе;

- на усмотрение педагога (в виде викторины, конкурса, загадок, работы на тематических листах и т.д.);

- составление азбуки «Петербуржца».

МАРТ

23.

Храмы и Святые покровители СПб.

- познакомить детей с различными храмами их назначением;

- побеседовать с детьми о том, что в нашем городе живут люди разных вероисповеданий, которые ходят разные храмы;

- воспитать в детях понимание, того что надо уважать взгляды людей, что вера в Бога глубоко личное дело каждого человека;

- побеседовать с детьми бывали ли они в храмах СПб, по какому поводу туда заходили, что запомнилось, обратили ли они внимание, на  что как ведут себя в храмах люди;

- просмотр слайдов на тему «Храмы и Святые покровители СПб»;

- рассматривание с детьми фотографий храмов Санкт – Петербурга;

- работа с картой (расположение самых известных храмов нашего города);

- прослушивание аудио записи колокольного звона;

- изобразительная деятельность – лепка, рисование, дизайн на тему «Храмы Санкт - Петербурга»;

- пазлы «Исаакиевский собор».

24.

История моей семьи. Генеалогическое древо.

- дать представление о родственных связях;

- вызвать желание узнавать о членах семьи, их занятиях, интересах;

- поддерживать чувство любви и уважения к членам семьи;

- поддерживать интерес и уважение к семейным традициям;

- определение понятия «Генеалогическое древо»;

- просмотр слайдов на тему «История моей семьи. Генеалогическое древо»;

- рассматривание фотографий и семейных альбомов «моя семья»;

- составление рассказов о членах семей детей группы;

- придумывание «герба семьи», выставка гербов семей;

- изобразительная деятельность по теме: «генеалогическое древо моей семьи».

25.

Марсово поле («Потешное поле») и триумфальные ворота.

- познакомить детей с историей Марсового поля;

- рассказать о истории появлении триумфальных ворот нашего города;

- продолжать знакомство детей с историческим прошлым;

- рассказать о великих сражениях России и о великих полководцах;

- просмотр слайдов на тему «Марсово поле («Потешное поле») и триумфальные ворота»;

- рассматривание иллюстраций по теме;

- игра – лото «Знай и люби свой город»;

- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге.

26.

Музеи СПб. Музей игрушек.

- рассказать о различных тематических музеях СПб;

- познакомить детей с разными видами игрушек;

- познакомить с древними национальными традициями  и самыми современными тенденциями изготовления игрушек;

- закрепить знания о правилах поведения в музеи;

- просмотр слайдов на тему «Музеи СПб. Музей игрушек»;

- игра «Незнайка в музеи» (дети должны дать оценку неправильного поведения в музеи);

- создание коллекции игрушек в группе;

- пополнение коллекции билетов.

АПРЕЛЬ

27.

Знаменитые жители СПб.

- познакомить детей с земляками, прославившими наш город;

- пополнить знания детей об историческом прошлом города;

- воспитывать чувство гордости за родной город;

- просмотр слайдов на тему «Знаменитые жители СПб»;

- рассматривание альбома с портретами известных петербургских деятелей;

- прогулка совместно с родителями к современным памятникам СПб (парк Василеостровец – памятник Рериху и памятник А. Собчаку).

28.

Музеи СПб. Музей-квартира.

- познакомить детей с одной из форм музеев – музей квартира;

- рассказать о некоторых из этих музеях;

- провести беседу об экспонатах этих музеях;

- развивать познавательный интерес, и стремления узнать большего и интересного;

- просмотр слайдов на тему «Музеи СПб. Музей-квартира»;

- предложить детям совершить путешествие совместно с родителями в один из таких музеев (музей квартира А.С. Пушкина);

- конструирование музея – квартиры любого сказочного героя;

- пополнение коллекции билетов;

29.

Музеи с живыми экспонатами.

- познакомить детей с музеями, в которых представлены живые экспонаты (зоопарк, океанариум, террариум);

- сформировать у детей бережное и заботливое отношение к животному миру;

- дать детям представление о том, что экспонаты таких музеев собраны со всего мира;

- формирование ответственности за прирученных животных;

- развивать любознательность, доброту, отзывчивость;

- научить получать заряд положительных эмоций при общении с живой природой;

- просмотр слайдов на тему «Музеи с живыми экспонатами»;

- конструирование «Зоопарк»;

- сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная клиника»;

- рассматривание буклетов Ленинградского зоопарка и океанариума;

- рисование эмблемы зоопарка;

- пополнение коллекции билетов.

30.

Моё любимое место в СПб

-  рассказать детям о том, что у каждого жителя нашего города есть своё любимое место в Санкт-Петербурге, с которым связаны те или иные события, где человеку приятно провести время, куда ему хочется вернуться еще и еще раз;

- обобщить знания детей о городе;

- выбрать полюбившиеся места  (или иные);  

- просмотр слайдов на тему «Моё любимое место в СПб»;

- конкурс рисунков по теме занятия;

- обучающая настольная игра «Санкт – Петербург. Сегодня и завтра»;

- составление детьми рассказов о «Любимом городе».

МАЙ

31.

Подвиг нашего города в Великой Отечественной Войне (памятные места)

- формирование патриотического сознания;

- продолжить знакомство с историческим прошлым города Ленинграда;

- определить памятные места ВОВ;

- вызвать уважение к памятным местам ВОВ;

- закрепить уважение к прошлому и героям ВОВ;

- просмотр слайдов на тему «Подвиг нашего города в Великой Отечественной Войне (памятные места)»;

- прослушивание аудио записи песни «День Победы»;

- рисование на тему: «Открытка к 9 маю»

- поздравление и общение с ветеранами.

32.

Дворцово-парковые ансамбли (пригороды СПб)

- познакомить детей с понятием «Город - спутник»;

- показать детям неповторимую красоту этих городов, величественные дворцы, великолепные парки;

- рассказать детям о пригородах СПб в которых можно великолепно отдохнуть на природе;

- прививать чувства прекрасного;  

- просмотр слайдов на тему «Дворцово-парковые ансамбли (пригороды СПб)»;

- рассмотрение буклетов пригородов и городов спутников;

- пополнение коллекции билетов;

- рисование на тему: «Где бы я хотел провести выходные».

33.

Как город празднует свой день рождения?

- обобщить знание детей о родном городе, его достопримечательностях, памятных местах о людях прославивших наш город;  

- формировать желание познавать новое и интересное о своем городе и уметь рассказать о своих знаниях друзьям;

- анонсировать мероприятия которые будет проходить в городе на праздновании «Дня города»;

- просмотр слайдов на тему «»;

- сюжетно – ролевая игра «Экскурсовод»;

- совместно с родителями посещение любого мероприятия по случаю празднования «Дня рождения города»;

- оформление выставки для родителей рисунков и рассказов детей о любимом городе.

34.

Итоговое занятие

- повторение пройденного материала;

- закрепление знаний полученных детьми в ходе занятий;

- дальнейшее расширение и закрепление представлений о нашем городе;

- на усмотрение педагога (в виде викторины, конкурса, загадок, работы на тематических листах и т.д.);

- организация музея в группе «Музей интересных вещей».

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА (1 раз в месяц)

1.

«Вот какой наш детский сад». Прогулка по ближайшему окружению.

- совершить пешеходную экскурсию с детьми вокруг детского сада;

- определить тип здания;

- найти парадный вход, обратить внимание на вывеску и совместно прочитать её;

- постараться определить местоположение своей группы, музыкального зала, физкультурного зала, кухни, медицинского кабинета;

- определить из чего построено здание;

- определить местоположение по отношению к Большому проспекту и места нахождения прогулочной площадки.

2.

Экскурсия в Летний Сад.

- автобусная экскурсия;

- познакомить детей с постройками, находящимися в Летнем Саду;

- показать красоту осенней природы в городе;

- пробуждать в ребенке любовь к родной природе.

3.

Обзорная экскурсия по городу.

- во время экскурсии показатель детям как красив наш город, обратить внимание на его уникальность и неповторимость;

- знакомить детей с достопримечательностями города, с его культурным наследием, с его памятниками и архитектурными ансамблями;

- развивать наблюдательность и внимание.

4.

Прогулка по 6 – 7 линии.

- познакомить детей с пешеходной аллеей Васильевского острова;

- рассказать об объектах находящихся на аллеи и об истории их появления именно в этом месте;

- научить детей быть наблюдательными;

- предоставить детям возможность сделать самостоятельные выводы после рассмотрения скульптуры «Конка» и памятника Василию.

5.

Экскурсия в музей пожарного дела.

- познакомить детей с музеем «Пожарного дела»;

- внимательно рассмотреть памятник «Огнеборцам»;

- обратить внимание детей само здание музея, подвести детей к понимаю того, что это не только музей, но и действующая пожарная часть.

6.

В гости к книгам. Экскурсия в детскую районную библиотеку.

- познакомить детей с детской районной библиотекой;

- рассказать об устройстве библиотеки (абонентский отдел, читальный зал);

- показать разнообразие детской литературы по различным темам;

- прививать детям интерес и желание к чтению литературы;

- научить бережному отношению к книгам;

- записать детей в детскую районную библиотеку.

7.

Экскурсия в музей игрушек.

- познакомить детей с экспозицией музея;

- сформировать у детей представления о разнообразии музеев нашего города;

-  познакомить с древними национальными традициями  и самыми современными тенденциями изготовления игрушек (в музее представлена мини-мастерская по изготовлению игрушек, сувениров).

8.

Прогулка к «дому академиков». Набережная Лейтенанта Шмидта, дом 1

- совершить познавательную прогулку на набережную Лейтенанта Шмидта дом 1, к знаменитому «Дому Академиков»;

- рассмотреть внимательно это здание со всех сторон;

- сосчитать количество этажей;

- определить приметы «старинного здания»;

- внимательно рассмотреть памятные доски, великих людей, рассказать о этих людях, чем они занимались и какой внесли вклад в развитие науки нашей страны.

9.

Прогулка на стрелку Васильевского острова - салют

- показать детям стрелку Васильевского острова;

- обратить  внимание на строения, которые создают ансамблю стрелки Васильевского острова;

- рассказать о Ростральных  колоннах и о традиции зажигания огня на них в памятные даты и праздники Санкт – Петербурга;

- показать спуски к Неве и обратить внимание детей на кольца вмонтированные в стену (предназначенные для швартовки кораблей);

- показать детям, что в этом месте Нева делиться на 2 рукава (Большая Нева и Малая Нева);

- посмотреть праздничный салют посвященный Дню города.

Пояснительная записка:

  1. в подготовительной группе занятия проводятся 4  раза в месяц, в течение этого периода проводятся различные виды совместной деятельности, предваряющие занятия и закрепляющие пройденный материал;
  2. предлагаются различные формы организации деятельности детей – занятия, экскурсии, игры, игровые ситуации, творческие работы (так же совместно с родителями);
  3. целевая прогулка проводится 1 раз в месяц,  для обобщения пройденного материала, вызывает интерес к пройденному материалу, развивает желание познать новое и интересное о своем городе и  о себе, учат детей правильно вести себя в общественных местах.
  4. целевые прогулки способствуют развитию исследовательской деятельности.  

Список используемой литературы:

  1. «Легенды и мифы Санкт - Петербурга» Н.А. Синдаловский Санкт – Петербург 1994г. Издательство: «Ленинградская галерея»;
  2. «Моя родословная» Автор-составитель: В.С. Василевская Москва 2001 г. Издательство: «Вита»;
  3. «Мы горожане» Е.А.Никонова Санкт – Петербург 2005г. Издательство: «Паритет»;
  4. «Первые шаги» Алифанова Г.Т. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Санкт - Петербург 2000 г. Издательство: «ПЕТЕРБУРГСКАЯ НОВАЯ ШКОЛА»;
  5. «Санкт – Петербург для малышей (пособие по истории города» В.К. Дмитриев Издательство: Санкт – Петербург 2006 г.«Корона Принт»;
  6. «Строим город» Л.Н.Махинько Санкт – петебург 2000 г. Издательство: «СпецЛит».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по Петербурговедению в старшей группе

Перспективное планирование по Петербурговедению поможет воспитателю последовательно и систематически проводить знакомство детей с Санкт-Петербургом, а также знакомить с городом и родителей. Поможет да...

Тематическое планирование по Петербурговедению в старшей группе.

Годовое планирование для старшего дошкольного возраста....

Тематическое планирование по Петербурговедению

Знакомство детей с историей Санкт-Петербурга....

Календарно-тематическое планирование по Петербурговедению.

Подготовительная к школе группа "Беседы о Петербурге"...

Тематическое планирование по Петербурговедению

Здесь разработано тематическое планирование по Петербурговедению , тема, задачи, описание деятельности с учетом возрастных особенностей детей средней группы....