Деловая игра для родителей "Кубанский говор"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Боровкова Нина Николаевна

Самобытный кубанский диалект сложился исторически в результате смешения и взаимопроникновения русского и украинского языков, а также диалектов постоянно прибывающих на Кубань жителей других областей России. Родителям предлагается игра на знание кубанского говора - балачки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanskiy_kazachiy_govor.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для родителей

«Кубанский говор»

I часть

   Самобытный кубанский диалект сложился исторически в результате смешения и взаимопроникновения русского и украинского языков, южнорусских и украинских говоров, а также диалектов постоянно прибывающих на Кубань жителей других областей России.

  Длительное время системно не изучавшийся и вообще не издававшийся, в последние годы он получил наконец-то признание и занял законное место в локальной культуре Кубани. Немалую роль в таком странном положении кубанского диалекта сыграл упрощенный взгляд на языковую культуру. Сводится он к тому, что в диалекте видится нечто архаическое, историческое, остатки прошлой жизни, без которых можно вполне обойтись. Необычность ситуации в кубанском диалекте и его состояния можно определить так: настало время не брать у народа, а возвращать народу то, что ему принадлежит по праву и от чего по причине целого ряда условий и обстоятельств он был, по сути, отлучен.

   Конечно же, в говорах, в диалекте проявляются своеобразные черты характера кубанцев. В кубанском диалекте слово брэхать – лаять, (о собаке), врать, говорить неправду, кроме того имеет еще одно значение: разговаривать, причем вовсе не в негативном смысле. Может быть, за таким многообразием значения этого слова и как бы предполагается то, что во всягом разговоре должна быть изрядная доля выдумки, фантазии.

  Кубанский диалект отличается какой-то удивительной многозначностью слов. Так, к слову балакать (говорить, разговаривать, беседовать) существует множество синонимов с разной эмоциональной окраской: варнякать, морозыть, молоть, трындыкать, торохтить, балабокать, балтать, клацать, гурукать, гомонить…

  В диалекте важную роль играет фразеология, так как значение той или иной фразы мало согласуется с прямым значением входящих в нее слов.к примеру, «Опъять (знов) за рыбу гроши», то есть назойливо говорить о чём-то не требующем обьяснения и хорошо известном. Причём тут рыба, какая – неведомо…

   Как правило в диалекте выражается нравственная норма. Сначала и не поймешь, о чем идет речь, к примеру в такой фразе: «Матюха, развишав уха, стогнэ, а в карман горнэ». Оказывается, оно  означает – использование служебного положения в корыстных целях, связанное с атаманом Г. Матвеевым. Когда был этот атаман, сколько времени прошло, а в народе живет осуждение его неправедных поступков…

  Это лишь отдельные примеры, свидетельствующие о том, что диалект является чрезвычайно примечательной языковой стихией, востребованной и необходимой. Ведь утрата диалекта – это утрата духовной и культурной преемственности с поколением своих предков, той непременной преемственности, без которой нормального человеческого жития не бывает.

Кубанский диалект является общим достоянием России, без него русская культура неполна.

II часть

  • Я называю слово на казачьем говоре, а вы объясняете его значение:
  1. Гребля  - дамба, плотина.
  2. Лиса – ограда.
  3. Майдан – площадь.
  4. Жупан – кафтан.
  5. Доливка – земляной пол.
  6. Ставок – пруд.
  7. Глечик – кувшин.
  8. Макитра – большой горшок.
  9. Косник – лента, заплетенная в косу.
  10. Бешмет – одежда казака.
  11. Малахай – шашка.
  12. Ослон – лавка.
  13. Жлоб – скупой человек.
  14. Кавун – арбуз.
  15. Люлька – трубка.
  16. Бекет – пикет.
  17. Гронка – гвоздь.
  18. Грабак – дождевой червь.
  19. Варнак – драчун, забияка.
  20. Гарбуз - тыква.
  21. Горище – чердак.
  22. Рюмать – рыдать, плакать.
  23. Плямкать – чавкать.
  24. Кабыця – летняя печка во дворе.

  • Подбери соответствующее слово.

зозуля

кукушка

жменя

горсть

вынырать

выныривать

вечерять

ужинать

кудлатый

лохматый

кордон

пост

заможный

зажиточный

ухватка

сноровка

материя

ткань

тын

плетень

черевички

туфли

подборы

каблуки

гай

роща

млын

мельница

  • Назвать слово, значение которого я расскажу.
  1. Это слово монгольское, в переводе – пускать легкий дым.
  2. Монголы этим словом называли кочевье, окруженное телегами.
  3. И отряд, оборонявший этот лагерь.
  4. У запорожцев этим словом назывался полк.
  5. Традиционно жилой дом на Дону, на Кубани и у запорожских казаков тоже называли этим словом.

Ответ: курень.

  • Дайте определение слов, составляющие предметы быта и убранства казачьей  хаты:

Баклага – плоский сосуд с крышкой или пробкой.

Бальзанка – посуда для масла или керосина.

Бодня – кадушка для сала.

Ваганы – корыто для стирки белья.

Глэчик – глиняный кувшин.

Дижа – квашня.

Каганец – самодельная лампа.

Рогач – ухват.

Образа – иконы святых.

Лава – скамья.

Рубиль  - приспособление для глажки белья.

Рушник – полотенце.

Дробына – лестница.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра "Учись говорить"

В данной деловой игре наглядно представлены этапы исправления звукопроизношения. Ориентирована на воспитателей с целью ознакомления с основами методики....

Деловая игра для русскоязычных воспитателей "Дидактическая игра с использованием УМК "Говорим по-татарски"

С использованием в детском саду  программы "Говорим по-татарски" наши русскоязычные воспитатели прошли обучения по овладеню татарским языком. Они активно закрепляют с детьми пройденный материал в...

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Деловая игра «Говорят звезды»

laquo;Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том,что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее... нравственный облик, манера общен...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

деловая игра для воспитателей игра «Игра – это серьезно!»

Человек рождается и сразу начинает играть, игра сопровождает его всю жизнь. Каждый ребенок от рождения уникален и наделен неограниченными способностями к развитию. Именно в играх и через игру реализуе...