Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»
методическая разработка

Крушельницкая Татьяна Николаевна

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx52.61 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра  

«Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада.

Задачи:

  • Способствовать активизации имеющихся у педагогов теоретических знаний, практических умений и навыков. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
  • Повышать методический уровень педагогов по организации сюжетно-ролевой игры
  • .Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов.

Предварительная работа:

  • Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства сюжетно-ролевой игрой.
  • Разработка сценария
  • Оформление презентации
  • Изготовление карточек.
  • Разработка памяток: «Нужно ли учить детей играть», «Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов»
  • Разработка плана – предварительной работы к современной  сюжетно-ролевой игре (чередуют ответы).

I часть (вступление)

Вед. Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады видеть вас на деловой игре.

 «Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или  просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.

«Давай поиграем, ну давай!».  Обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.

(Ответы  участников деловой игры)

 «Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорим мы  часто своему ребёнку.

 «Идите, играйте» - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться?

И дети идут и играют. Одни играют в «Дочки-матери», отражая отношения мамы к дочери, другие играют в «Празднование», сопровождая игру звоном бокалов, мальчишки играют в «Строителей», «Водителей» и в другие игры, где так или иначе отражают социальный мир, который их окружает, исполняют те социальные роли, которые встречали в своём жизненном опыте.

Игра – первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности – именно поэтому она так важна для ребенка.

«Сюжетно – ролевая игра дошкольников» - тема нашей сегодняшней встречи.

Задание 1:  Название команды,  девиз, выбор командиров (листы, ручки, карандаши)  

Задание 2: .

«Блиц - опрос»  - каждая команда ответит на 4 вопроса, за каждый правильный ответ команда получает фишку.

КАМАНДА 1

1. Творческий характер игры определяется наличием …? (замысла)

2. Как  называются игры, в которых дети максимально используют свой запас знаний, мыслительные способности? (интеллектуальные)

3. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)

4. Как называются предметы, которые заменяют ребёнку игрушку? (предметы – заместители)

КАМАНДА 2

  1. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)
  2. Как  называются игры, в которых ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия куклу, действуя при этом в двух планах, то есть за себя и за куклу? (режиссёрские)
  3. Какая главная функция в  дидактической игре? (обучающая)

4. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно - ролевую игру (оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)

КАМАНДА 3

1. Назовите примеры  сюжетно - ролевых игр с производственным сюжетом ("Магазин", "Поликлиника", "Кафе", "Парикмахерская", "Автосервис" и т.д.)

2. В каких играх дети уходят в мир, где сбываются все детские мечты? (в творческих)

3. Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

4. Какая  игра является ведущей с 2,5 до 5 лет? (сюжетно-ролевая игра)

КАМАНДА 4

  1. Назовите примеры сюжетно - ролевых игр с  общественно-политическим сюжетом ("В войну", "В индейцев", "В митинг", "В выборы", "В спасателей" и т.д.)
  2. Что является «сердцем» игры? (роль)
  3. Как называют игры, в которых ребёнок раскрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый?  (игра-драматизация)
  4. Что является сигналом к действию в игре? (слово)

Задание 3

Кроссворд «И всё – таки игра!»

Каждой команде  участников  предлагается  разгадать  кроссворд.  Команда,  которая  разгадает кроссворд первой представляет ответы на вопросы.

Вопросы к кроссворду:
По вертикали.

1. Одна из характерных черт в сюжетно-ролевых играх (самостоятельность).

4. Кому принадлежит особая роль в сюжетно-ролевых играх (воспитатель).

6. Предмет, предназначенный для игр (игрушка).

7. Вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе (игра).

По горизонтали.

2. Один из компонентов структуры сюжетно-ролевых игр (роль).

3. Наличие данных предметов в игре, как одно из условий  организации сюжетно-ролевых игр (атрибут).

5. Требования для исполнения неких условий всеми участниками, какого-либо действия (правила).

8. Разговор, беседа, между двумя и более детьми (диалог).

9. Игра-головоломка из множества фрагментов рисунка различной формы (пазл).

10. Конструктор для сборки и моделирования разнообразных предметов (лего).

11. Действительность отражаемая в детских играх (сюжет).

12. Как иначе назвать - ход игры (содержание)

Задание 4

«Педагогические ситуации»

1) Максим (4 года) катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы  при этом решили задачи педагогического руководства?

2) Девочка (6 лет) С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную  и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.

Ваши действия.

Вариант 1: предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы  помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.

Вариант2:провести беседу с ребенком, направленную на  анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди.

Вариант 3: предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.

Вариант 4: организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре).

Вариант 5: обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.

3) Лена (3 года 5 мес.) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3 года 6 мес), показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

Рассмотрев данные ситуации, определите, у кого из детей скорее сформируется игра как деятельность?

Решение. У Нины формирование игры как деятельности будет проходить быстрее, так как у нее шло создание не только игровых действий, как таковых, но была вызвана потребность в доступной для нее форме выполнять функции мамы.

У Лены этого не произошло, так как требования мамы выполнялись строго под ее руководством. Действия не формировали образа мамы и не вызывали у девочки потребности играть “в маму”.

4) Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.

Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.

Вопросы:

  1. Объясните, почему не получилась игра?
  2. Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?

Задание  5  

«Сюжетно – ролевые  игры 21 века»

Придумайте сюжетно – ролевую игру 21 века. Разработайте план развития сюжетно – ролевой игры (в соответствии с возрастом). Представьте коллегам.

  • Взаимосвязь с другими сюжетно – ролевыми играми.
  • Предварительная работа с детьми.
  • Изменение предметной среды (совместное изготовление атрибутов, внесение оборудования)
  •  Возможные роли в игре

Пример развития сюжетно – ролевой игры «Семья» во второй младшей группе.

Подготовительный этап

Предметно-игровая среда

Роли

СЕМЬЯ

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Беседы: «Где работает папа?», «Как надо встречать гостей», «Как мы переезжали на новую квартиру».
  • Дидактические игры «Напоим куклу чаем», «Уложим куклу спать», «Расскажи мишке, как надо встречать гостей», «Сервируем стол», «Готовим обед»
  • Чтение: Капутикян «Маша обедает», «Колыбельная песенка», А. Введенский «Вот какая мама», Ф. Мугур «Бабушкины руки»
  • Кукольная посуда
  • Куклы
  • Коляски
  • Кукольная и ростовая мебель
  • Кукольная одежда

Словарь: чайный сервиз

В – бабушка

Д – мама

Д – дочь

М – папа

М - сын

ШОФЕР

  • Беседа о труде шофера.
  • Рассматривание иллюстраций о труде шофера, с изображением транспорта.
  • Дидактические игры «Покажем Карлсону, как работает шофер».
  • Чтение А. Барто «Грузовик», Е Благинина «Про машину», Б. Заходер «Шоферы», Н. Павлова «На машине».
  • Машины, другой транспорт
  • Набор инструментов
  • Рули
  • Специальная одежда, фуражки

Словарь:  заправка, транспорт, бензин, груз

М – водители

ВРАЧ

  • Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, беседа с медсестрой.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Дидактические игры: «Угадай профессию», "Кому, что нужно для работы".
  • Беседа «Как доктор лечит детей»
  • Художественная литература: Янис "Кукла заболела", Е. Крылов «Как лечили петуха»
  • Халаты, косынки, шапочки доктора
  • Предметы-заменители лекарственных средств
  • Телефон
  • Наборы «Маленький доктор»
  • Мебельный уголок «Больница»

Словарь: больной, болезнь, термометр, витамины, шприц, укол, прививка

В – врач

М, Д – медсестра

М, Д - пациенты

ДЕТСКИЙ САД

  • Экскурсия по детскому саду и групповой комнате
  • Беседы «Какая наша группа», «Что мы делаем в детском саду»
  • Рассматривание иллюстраций
  • Чтение Г. Билл «Новичок на прогулке», С. Капутикян «Ясочкин садик»
  • Игрушки
  • Куклы
  • Книги
  • Коляски
  • Посуда

Словарь: ясли, помощник воспитателя

В – воспитатель

Д – воспитатель

М, Д – дети

ПАРИКМАХЕРСКАЯ

  • Беседа «Как я ходил в парикмахерскую»
  • Дидактическая игра «Покажем кукле, как работает парикмахер», «Что нужно парикмахеру для работы»
  • Продуктивная деятельность – ручной труд «Расческа для Пушистика»
  • Пеньюары, фартуки
  • Расчески, игрушечные ножницы
  • Игровой набор «Маленький парикмахер»
  • Альбомы с прическами для девочек и мальчиков
  • Набор косметических средств (искусственных)

Словарь: мужской зал, женский зал, мастер, прическа, парикмахер

В – парикмахер

М, Д - парикмахеры

М, Д - клиенты

МАГАЗИН

  • Беседа: «Какие бывают магазины»
  • Дидактические игры: «Какие продукты продаются в магазине», «Поможем кукле сделать покупку»
  • Целевая прогулка к магазину
  • Продуктивная деятельность «В магазине продаются красные яблоки»
  • Рассматривание иллюстраций
  • Чтение Ч. Янчарский «В магазине игрушек»
  • Макет магазина
  • Касса
  • Наборы продуктов
  • Одежда для продавцов
  • Игрушки
  • Сумки

Словарь: покупатель, продавец, товар, продукты

М, Д – продавцы, покупатели

Рефлексия:

Что же представляет собой игра?

Выразите сущность сюжетно-ролевой игры одним словом. 

1) Игра – это… (интерес, развитие, познание, творчество, радость, социализация,  гармония…).  

2) Дать определение (прилагательные)

«Развитие в игре какое?» (активное, длительное, ускоренное, деятельное, результативное, творческое, нравственное, умственное, социальное…)

3) Ассоциации:

«Развитие в игре…» (уверенность, прогресс, признание, общение, динамика, непосредственность…)

Таким образом, игра – это развитие…

- Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что,  Вы, уважаемые воспитатели, постарались это сделать, и у них это неплохо получилось.

Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – не доигранные». Будем считать, что такие мероприятия станут традицией в нашем детском саду.

В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе, пусть эти «сердечки» добавят в вашу жизнь здоровья, счастья и любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....

Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дидактические игры используются в процессе обучения детей с задержкой психического развития сюжетно-ролевой игре, умению брать на себя определённую ответственность в качестве ролевой модели....

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: выработать систему формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте....

деловая игра "Сюжетно-ролевая игра"

Деловая игра с педагогами на тему "Сюжетно-ролевая игра"...

Деловая игра - Сюжетно-ролевая игра

laquo;Сюжетно-ролевая игра»  (деловая игра с педагогами)...

Творческие игры (сюжетно – ролевая игра, театрализованная игра)

Игра – основная деятельность детей. Развитая мысль о необходимости широко использовать игру как средство воспитания. А.С. Макаренко обращал внимание на то, что «воспитание б...