Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»
методическая разработка
Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.docx | 52.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
«Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»
Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада.
Задачи:
- Способствовать активизации имеющихся у педагогов теоретических знаний, практических умений и навыков. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
- Повышать методический уровень педагогов по организации сюжетно-ролевой игры
- .Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов.
Предварительная работа:
- Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства сюжетно-ролевой игрой.
- Разработка сценария
- Оформление презентации
- Изготовление карточек.
- Разработка памяток: «Нужно ли учить детей играть», «Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов»
- Разработка плана – предварительной работы к современной сюжетно-ролевой игре (чередуют ответы).
I часть (вступление)
Вед. Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады видеть вас на деловой игре.
«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.
«Давай поиграем, ну давай!». Обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.
(Ответы участников деловой игры)
«Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорим мы часто своему ребёнку.
«Идите, играйте» - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться?
И дети идут и играют. Одни играют в «Дочки-матери», отражая отношения мамы к дочери, другие играют в «Празднование», сопровождая игру звоном бокалов, мальчишки играют в «Строителей», «Водителей» и в другие игры, где так или иначе отражают социальный мир, который их окружает, исполняют те социальные роли, которые встречали в своём жизненном опыте.
Игра – первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности – именно поэтому она так важна для ребенка.
«Сюжетно – ролевая игра дошкольников» - тема нашей сегодняшней встречи.
Задание 1: Название команды, девиз, выбор командиров (листы, ручки, карандаши)
Задание 2: .
«Блиц - опрос» - каждая команда ответит на 4 вопроса, за каждый правильный ответ команда получает фишку.
КАМАНДА 1
1. Творческий характер игры определяется наличием …? (замысла)
2. Как называются игры, в которых дети максимально используют свой запас знаний, мыслительные способности? (интеллектуальные)
3. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)
4. Как называются предметы, которые заменяют ребёнку игрушку? (предметы – заместители)
КАМАНДА 2
- Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)
- Как называются игры, в которых ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия куклу, действуя при этом в двух планах, то есть за себя и за куклу? (режиссёрские)
- Какая главная функция в дидактической игре? (обучающая)
4. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно - ролевую игру (оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)
КАМАНДА 3
1. Назовите примеры сюжетно - ролевых игр с производственным сюжетом ("Магазин", "Поликлиника", "Кафе", "Парикмахерская", "Автосервис" и т.д.)
2. В каких играх дети уходят в мир, где сбываются все детские мечты? (в творческих)
3. Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
4. Какая игра является ведущей с 2,5 до 5 лет? (сюжетно-ролевая игра)
КАМАНДА 4
- Назовите примеры сюжетно - ролевых игр с общественно-политическим сюжетом ("В войну", "В индейцев", "В митинг", "В выборы", "В спасателей" и т.д.)
- Что является «сердцем» игры? (роль)
- Как называют игры, в которых ребёнок раскрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый? (игра-драматизация)
- Что является сигналом к действию в игре? (слово)
Задание 3
Кроссворд «И всё – таки игра!»
Каждой команде участников предлагается разгадать кроссворд. Команда, которая разгадает кроссворд первой представляет ответы на вопросы.
Вопросы к кроссворду:
По вертикали.
1. Одна из характерных черт в сюжетно-ролевых играх (самостоятельность).
4. Кому принадлежит особая роль в сюжетно-ролевых играх (воспитатель).
6. Предмет, предназначенный для игр (игрушка).
7. Вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе (игра).
По горизонтали.
2. Один из компонентов структуры сюжетно-ролевых игр (роль).
3. Наличие данных предметов в игре, как одно из условий организации сюжетно-ролевых игр (атрибут).
5. Требования для исполнения неких условий всеми участниками, какого-либо действия (правила).
8. Разговор, беседа, между двумя и более детьми (диалог).
9. Игра-головоломка из множества фрагментов рисунка различной формы (пазл).
10. Конструктор для сборки и моделирования разнообразных предметов (лего).
11. Действительность отражаемая в детских играх (сюжет).
12. Как иначе назвать - ход игры (содержание)
Задание 4
«Педагогические ситуации»
1) Максим (4 года) катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».
Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?
2) Девочка (6 лет) С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.
Ваши действия.
Вариант 1: предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.
Вариант2:провести беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди.
Вариант 3: предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.
Вариант 4: организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре).
Вариант 5: обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.
3) Лена (3 года 5 мес.) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.
Мама Нины (3 года 6 мес), показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.
Рассмотрев данные ситуации, определите, у кого из детей скорее сформируется игра как деятельность?
Решение. У Нины формирование игры как деятельности будет проходить быстрее, так как у нее шло создание не только игровых действий, как таковых, но была вызвана потребность в доступной для нее форме выполнять функции мамы.
У Лены этого не произошло, так как требования мамы выполнялись строго под ее руководством. Действия не формировали образа мамы и не вызывали у девочки потребности играть “в маму”.
4) Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.
Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.
Вопросы:
- Объясните, почему не получилась игра?
- Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?
Задание 5
«Сюжетно – ролевые игры 21 века»
Придумайте сюжетно – ролевую игру 21 века. Разработайте план развития сюжетно – ролевой игры (в соответствии с возрастом). Представьте коллегам.
- Взаимосвязь с другими сюжетно – ролевыми играми.
- Предварительная работа с детьми.
- Изменение предметной среды (совместное изготовление атрибутов, внесение оборудования)
- Возможные роли в игре
Пример развития сюжетно – ролевой игры «Семья» во второй младшей группе.
Подготовительный этап | Предметно-игровая среда | Роли | ||
СЕМЬЯ | ||||
|
Словарь: чайный сервиз | В – бабушка Д – мама Д – дочь М – папа М - сын | ||
ШОФЕР | ||||
|
Словарь: заправка, транспорт, бензин, груз | М – водители | ||
ВРАЧ | ||||
|
Словарь: больной, болезнь, термометр, витамины, шприц, укол, прививка | В – врач М, Д – медсестра М, Д - пациенты | ||
ДЕТСКИЙ САД | ||||
|
Словарь: ясли, помощник воспитателя | В – воспитатель Д – воспитатель М, Д – дети | ||
ПАРИКМАХЕРСКАЯ | ||||
|
Словарь: мужской зал, женский зал, мастер, прическа, парикмахер | В – парикмахер М, Д - парикмахеры М, Д - клиенты | ||
МАГАЗИН | ||||
|
Словарь: покупатель, продавец, товар, продукты | М, Д – продавцы, покупатели |
Рефлексия:
Что же представляет собой игра?
Выразите сущность сюжетно-ролевой игры одним словом.
1) Игра – это… (интерес, развитие, познание, творчество, радость, социализация, гармония…).
2) Дать определение (прилагательные)
«Развитие в игре какое?» (активное, длительное, ускоренное, деятельное, результативное, творческое, нравственное, умственное, социальное…)
3) Ассоциации:
«Развитие в игре…» (уверенность, прогресс, признание, общение, динамика, непосредственность…)
Таким образом, игра – это развитие…
- Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, Вы, уважаемые воспитатели, постарались это сделать, и у них это неплохо получилось.
Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – не доигранные». Будем считать, что такие мероприятия станут традицией в нашем детском саду.
В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе, пусть эти «сердечки» добавят в вашу жизнь здоровья, счастья и любви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»
закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....
Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дидактические игры используются в процессе обучения детей с задержкой психического развития сюжетно-ролевой игре, умению брать на себя определённую ответственность в качестве ролевой модели....
Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»
Цель: выработать систему формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте....
Деловая игра «Повышение компетенции педагогов» Путешествие на поезде «Сюжетно-ролевые игры»
Деловая игра для педагогов....
деловая игра "Сюжетно-ролевая игра"
Деловая игра с педагогами на тему "Сюжетно-ролевая игра"...
Деловая игра - Сюжетно-ролевая игра
laquo;Сюжетно-ролевая игра» (деловая игра с педагогами)...
Творческие игры (сюжетно – ролевая игра, театрализованная игра)
Игра – основная деятельность детей. Развитая мысль о необходимости широко использовать игру как средство воспитания. А.С. Макаренко обращал внимание на то, что «воспитание б...