Деловая игра "Основы делового общения"
классный час по теме
Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:
- в различных положениях;
- специальных приемов техники установления контакта;
- изменения пространственной и социальной дистанции;
- слушания "всем телом";
- техникой управления впечателениями.
Представленная модель социализации ребенка показывает факторы и компоненты влияния сообщества взрослых и детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_socializacii_rebenka.doc | 28 КБ |
klassnyy_chas.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Модель социализации ребенка как педагогической системы.
Социальная жизнь
Цель социализации
Средства социализации
воспитатель ребенок
Отношения
Институты социализации
Факторы социализации
Общество взрослых
Сообщество детей и разновозрастное общение
Содержание социализации
Коммуникативный компонент
Ценностный компонент
Поведенческий компонент
Познавательный компонент
Результат социализации
Ребенок – носитель определенного социального опыта.
Предварительный просмотр:
Ход классного часа
- Вводная часть.
- Добрый день! Сегодня мы хотим с вами поговорить об основах делового общения. Любая будущая профессиональная деятельность каждого человека, а педагога тем более, включает деловые беседы. Поступаем ли мы на работу, получаем ли производственное задание или сами предлагаем его сотруднику, участвуем ли в обсуждении какой-либо производственной ситуации, мы всегда стремимся эффективно провести деловой разговор.
- Как вы думаете, какими практическими умениями должен обладать человек, чтобы успешно провести деловую беседу?
(ответы студентов)
- Представьте себе, что вы не согласны с мнением администрации по какому-либо вопросу и вам назначена встреча; можете ли вы сейчас, используя аргументы, знания, отстоять личную точку зрения?
(ответы студентов)
- Каких знаний, умений вам не хватает?
(ответы студентов)
- Таким образом, мы с вами определили, что важно
- подготовиться к беседе,
- установить контакт,
- передать и получить информацию,
- найти решение,
- завершить беседу.
- Основная часть.
- С вашей точки зрения, какова основная цель беседы?
(ответы студентов)
- Действительно, цель беседы – принятие решения на основе обмена информации. Каждая беседа имеет свои особенности, свои акценты, но в любом случае, до ее начала важно определить для себя: основную проблему и соответствующий круг вопросов, который вы хотели бы обсудить; собственную цель; особенности ситуации и личностные особенности партнера; где и когда пройдет беседа (не случайное место и время).
Давайте сейчас поиграем. Располагаясь в парах, попробуйте поговорить друг с другом в различных положениях:
- один стоя, другой сидя (смена позиций);
- с закрытыми глазами;
- неподвижно;
- спиной друг к другу;
- на некотором расстоянии.
- Как вы себя чувствовали в различных ситуациях? Когда было уютнее, свободнее?
(ответы студентов)
- Вы правильно отметили, что важно установить благоприятный контакт между партнерами, т.е. создать положительный эмоциональный фон беседы.
Существуют специальные приемы техники установления контакта:
1.Приветствие – словесное, сопровождаемое улыбкой, обращением по имени и отчеству (имени), рукопожатием или легким поклоном. То, как подается рука, свидетельствует о силе человека: вялая рука – свидетельство слабости. В том, как мы говорим «здравствуйте» содержится значительная доля будущего успеха. Доброжелательность, открытость, обращенность именно к партнеру – хорошее начало. Важнейший стимул, который мы посылаем через внешность – это улыбка! «Улыбка ничего нам не стоит, а многое дает» Д.Корнеги.
2.Установление контакта глаз – визуальный контакт исключительно важен в процессе общения и воспринимается людьми как свидетельство искренности, доброжелательности, открытости. Если слушающий смотрит на говорящего, то это помогает последнему говорить, это демонстрирует говорящему заинтересованность в нем, воодушевляет его. Слушающему это помогает сосредоточиться и лучше понимать сказанное.
В контакте глаз важно два момента – качество взгляда и его длительность. Глаза и взгляд – орган передачи информации от нас.
Мы можем смотреть дольше когда слушаем, и меньше – когда говорим сами.
Взгляд может быть доброжелательный, лучистый, открытый либо недоброжелательный, тяжелый, скептический, усталый и т.п. Взгляд говорит об отношении. Во время беседы, взгляды то встречаются, то отводятся в сторону. Если слушающий отводит взгляд, это может рассматриваться как незаинтересованность, неискренность. Пристальный, неотрывный взгляд воспринимается как враждебность, вмешательство в личное пространство, подозрение.
3.Изменение пространственной и социальной дистанции: можно
встать или привстать, приветствуя собеседника;
- выйти из-за стола, встречая его или провожая к месту, где проведется разговор;
- целесообразно разместится под некоторым углом друг к другу.
4.Слушание «всем телом», которое воспринимается как внимание, уважение и заинтересованность. Если мы хотим показать это слушателю и сами хотим сосредоточиться, а не расслабиться или закрыться от этой информации, то должны принять соответствующую позу всем телом – обратить его к говорящему, демонстрировать соответствующий уровень энергетики и открытость. Закрытая поза – сигнал об отчуждении, желание отгородиться от ситуации.
Мы сейчас покажем вам движения головы, а вы постарайтесь повторить, а затем понять и рассказать о вызываемых чувствах:
- голова чуть вниз и взгляд исподлобья (голова агрессора), может выражать и слабость, неуверенность (защита слабого места – шеи);
- подбородок кверху (голова властелина): сверхуверенный, заносчивый, нежелающий снизойти;
- голова чуть наклонена вниз и набок (голова внимающего), вызывает позитивные чувства;
- обычная вертикальная постановка головы не несет никакой информации, не показывает чувств.
Кроме того, важно знать некоторые эффективные приемы начала беседы.
Неэффективным, приводящим к психологическому дискомфорту, можно считать начало, в котором проявляется
* неуважение к собеседнику:
«Я тут проходила мимо и заскочила к Вам…»,
«Давайте с Вами быстренько рассмотрим…»,
* неуверенность, извинения:
«Извините, если помешала…»,
«Пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать…»,
* или начало, побуждающее собеседника искать контрдоводы.
Существуют приемы, позволяющие вызвать симпатию, положительное эмоциональное отношение к самому себе – своеобразная техника управления впечатлениями, которая может понадобиться в ходе беседы:
1. Усиление позиции другого: помимо обращения по имени и отчеству, демонстрации «всем телом» внимания и уважения, комплимент партнеру. Сделать комплимент – искусство, которое может быть осознано. Иногда мы верим в его искренность, иногда комплимент воспринимается как дежурная фраза, иногда – как попытка манипулирования или низкая лесть. Если комплимент конкретен, искренен и правдив, то он будет восприниматься как искренняя оценка позитивного. Сравните: «Вы хорошо выглядите» и «Вам идет этот цвет», «Вы хорошо выступили» и «Вы логично выстроили свое выступление» или «Вы подняли значимую проблему, касающуюся многих» или «Вы выступили очень эмоционально и заинтересовали слушателей» и т.п.
2. Выражение сходства во мнениях, общности, похожести вызывает симпатию. Подчеркивайте согласие, сходство мнений – это хороший способ поддерживать благоприятное отношение к себе.
3. Усиление собственной позиции позволит партнеру видеть наши достоинства. Партнер более ценит демонстрацию позитивного отношения к себе, чем демонстрацию собственных достоинств. И улучшение внешности как составляющей имиджа, проявление своей компетентности будет содействовать позитивному отношению.
Сейчас мы предлагаем вам несколько советов, правил о выборе одежды делового человека (среди студентов распространяются рекомендации об одежде делового человека, совместное изучение, обсуждение, ответы на вопросы студентов). Проведение теста на объективность.
- Заключительная часть.
Мы надеемся, что наша информация станет для вас полезной и поможет предотвратить часть трудностей, которые возникают в процессе делового общения, как симуляция несогласия, преднамеренная дезинформация партнера, просто уход от делового общения и т.д. Среди факторов, затрудняющих общение:
- характер межличностных отношений,
- индивидуально-психологические особенности,
- включенность в деятельность,
- особенности ситуации взаимодействия,
именно межличностные отношения статистически значимо занимают первое место.
Затруднения общения могут быть преодолены либо самостоятельной коррекцией, либо специальными тренингами (Ю.Н.Емельянов, Г.А.Ковалев, Л.А.Петровская, В.А.Кан-Калик, Л.М.Митина и др.). И замечу, что формирование коммуникативной культуры происходит не в одночасье, но в уровне собственных коммуникативных особенностей необходима первоначальная ориентировка.
- Скажите, что вам понравилось в рекомендациях? С чем вы не согласны?
- Что еще, по-вашему мнению, необходимо для успеха в деловой беседе? Был ли у вас опыт проведения беседы?
- В каких ситуациях деловая беседа может быть востребована воспитателем ДОУ?
- Считаете ли вы себя способными дать объективную оценку человека или ситуации?
Ответы и обсуждение студентами поставленных вопросов. По желанию студенты задают свои вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры делового общения.
В наше время задача формирования делового общения являнтся необходимым условием, организующим и координирующим деятельность участников педагогического процесса....
Деловая игра "Стиль общения современного педагога".
Цель данной деловой игры - расширить знания педагогов о педагогических основах общения....
Презентация.Консультации для воспитателей. Деловая игра «Этикет общения с детьми». 2019г.
Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этикет как основа культуры поведения в целом, освоение которого должно происходить с раннего детства.На современном этапе родители нуждаются...
Деловая игра "Культура общения педагога с родителями"
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.План:1. Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников.2.Итоги анкетирования пе...
Программа обучения педагогов деловой этике "Деловой этикет современного педагога»
Что такое «этикет»?Какой этикет считается деловым?Какие правила существуют в рамках понятия «этика делового общения»?...
Деловая игра "Азбука общения с ребёнком"
Деловая игра "Азбука общения с ребёнком"...
Деловая игра «Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации эффективных форм общения, формирование умения работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....