Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»
Семинар-практикум
в форме игры деловой игры
«Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель
Янчук К.В.
г. Нягань
Семинар-практикум
«Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Цель:
Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме: «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Поделиться с педагогами своей разработкой по данной теме.
Участники: педагоги ДОУ.
Форма проведения: деловая игра.
Ход мероприятия
Добрый день, уважаемые коллеги! Нам очень приятно видеть всех вас сегодня. Семинар хочется начать с таких слов:
«Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех знаний»
К. Д. Ушинский.
Родное слово знакомит ребенка с природой, с характером людей, с обществом. Поэтому так важно знакомить ребенка с родным словом, развивать его речь.
Тема нашего семинара «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания по данной теме, продемонстрировать ваши многочисленные таланты.
Для начала проведем «Круг радости» с секретом. На полу по кругу расположены разноцветные круги (по количеству участников). Воспитатели становятся рядом с кругом.
- Возьмите каждый по 1 кругу, переверните его, и вы увидите этот секрет – вы поймете, как вам нужно поприветствовать друг друга (у кого-то нарисована улыбка – улыбнуться тому, кто стоит справа; у кого нарисована ладошка – пожать руку; у кого нарисовано сердечко – обнять.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья
Прошу отвечать громко «нет» или «да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на семинар вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ, детей вы любите? Да или нет? (да!)
Чтоб деткам своим во всем помогать вы новое что–то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет, мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух игры нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. В ФГОС одними из образовательных областей выделяются: социально-коммуникативное развитие, включающее развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, а также речевое развитие, предполагающее развитие всех сторон речи:
• Формирование словаря
• Звуковая культура речи
• Грамматический строй
• Связная речь
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Предлагаем вспомнить и освежить теоретические знания о развитии речи через викторину: «Что я знаю….»
На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!
Назовите виды речи (устная и письменная)
Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)
Назовите ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)
Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (предложение)
Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, творческое рассказывание и рассказывание из опыта.)
Все слова языка (лексика)
Какой главный орган артикуляции у человека? (язык)
Слова, одной и той же части речи, имеющие противоположные значения (антонимы)
Слова одной и той же части речи одинаково звучащие, но различные по значению (омонимы)
Раздел науки изучающий звуки речи (фонетика)
Слова, разные по звучанию, но близкие по значению (синонимы)
Письменное или устное изложение своими словами чего-л. прочитанного или услышанного (пересказ)
Звук и буква – в чем отличие?
Какой вид деятельности детей является основным в дошкольном возрасте? (игра)
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Какие виды игр вы знаете? (ответы педагогов)
- сюжетно-ролевые:
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические.
Все игры содержат в себе большие возможности в развитии, обучении и воспитании дошкольников. Предлагаем вспомнить:
Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Виды дидактических игр:
• игры с предметами;
• настольно-печатные;
• словесные.
Структура дидактической игры: (расставить по порядку)
1. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду.
2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.
3. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.
4. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.
5. Подведение итогов - проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей, достижения каждого ребенка.
Методика организации дидактических игр:
Подготовка
Проведение.
Анализ.
Вывод: Дидактическая игра может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию, ознакомится с моей авторской дидактической разработкой и поиграть.
Дидактическое пособье «Речевая полянка»
Актуальность данного пособия определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
В процессе работы над развитием речи дошкольников мы обратили внимание, что дети охотнее выполняют задания, если они представлены в форме игры, сопровождающейся интересным, разнообразным материалом. Это побудило нас к созданию яркого, многокомпонентного пособия, предполагающего использование тактильного анализатора. Пособие мы назвали «Речевая полянка».
Образовательная область: речевое развитие.
Возрастная категория: дошкольники от 4 до 7 лет.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
– обогащать и активизировать словарный запас детей;
– закреплять знания детей по лексическим темам;
– формировать лексико-грамматический строй речи;
– автоматизировать и дифференцировать звуки в словах и предложениях;
– формировать слоговую структуру слова;
– учить детей составлять простые распространённые предложения;
– формировать предпосылки к обучению грамоте;
Развивающие:
– способствовать развитию слухового восприятия и фразовой речи;
– развивать мелкую моторику рук;
– создавать условия для развития внимания, памяти и мышления детей;
Воспитательные:
– способствовать формированию культуры речи воспитанников;
– содействовать формированию умения работать в команде, действовать согласно правилам игры.
Материалы: игровое панно, предметные карточки-картинки по лексическим темам, карточки-схемы для составления предложений, набор диких и домашних животных, фигуры детей, карточки на разные группы звуков, дополнительные атрибуты для игровых упражнений на формирование слоговой структуры слова.
Описание: Пособие представляет собой панно прямоугольной формы, 50*70 см, покрытое фланелевой тканью, с использованием элементов декора из фетра. На панно расположены: поезд, состоящий из 10 вагонов; 4 дерева, оформленных в соответствии с временами года; солнце; набор листьев. Пособие имеет яркий, привлекательный вид и вызывает интерес детей, побуждает к многократной игре с ним.
К пособию прилагаются съёмные элементы и дидактический материал, которые используются в различных играх и упражнениях.
Панно можно использовать как:
– настольную игру в индивидуальной работе с детьми;
– фланелеграф в работе с подгруппой детей.
Методы и приёмы, используемые в работе с пособием:
1. Наглядные: рассматривание и использование картинного материала по лексическим темам;
2. Практические: упражнения, игры, поисково-исследовательская деятельность;
3. Словесные: повторение, проговаривание, сочинение, диалог, рассказ.
Комплект дидактического пособия «Речевая полянка» предполагает работу со следующими лексическими темами: «Игрушки», «Овощи»; «Фрукты»; «Деревья»; «Домашние животные»; «Дикие животные»; «Геометрические фигуры»; «Одежда»; «Головные уборы», «Времена года» – каждая из которых может использоваться в разных дидактических играх и упражнениях:
– дидактические игры для закрепления знаний по лексическим темам;
– дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи;
– дидактические упражнения для автоматизации и дифференциации звуков;
– дидактические упражнения для формирования слоговой структуры слова;
– дидактические упражнения для развития связной речи;
– дидактические упражнения для подготовки к обучению грамоте;
Перспективы использования дидактического пособия: пособие может быть дополнено новыми атрибутами для дидактических игр и упражнений, состав карточек по лексическим темам также может обновляться
Вывод: Дидактическая игра развивает диалогическую речь, учит детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы, задавать их, описывать предмет, т.е. способствуют развитию связной речи дошкольников.
Педагог также должен развивать речь детей, включать ребенка в активную речевую деятельность, наблюдать, слышать и исправлять ошибки, давать грамотный образец речи, создавать условия для развития речи. В предметно-развивающей среде должен быть речевой уголок, который наполняется материалом, который направлен на развитие всех сторон речи.
Выступление хотелось бы закончить словами выдающегося педагога: «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Список литературы
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра - это искра, заж...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...
Консультация "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация для педагогов...
Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
презентация к докладу...