«Формирование у воспитанников ценностного отношения к родному краю с опорой на опыт семейного воспитания»
консультация (подготовительная группа) на тему

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tsennostnogo.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «Детский сад  комбинированного

вида №17 «Василек»» ЗМР РТ

«Формирование у воспитанников ценностного отношения к родному краю

 с опорой на опыт семейного воспитания»

Подготовила воспитатель

 1 квалификационной категории

по обучению детей татарскому языку
Чупакова Лилия Равилевна

Январь 2016 г


Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства,- одна из  задач воспитания в семье. 

Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

                              « Родной край- это часть нашей великой страны, и                      в нём наряду со специфическими чертами отражено то,

что типично, характерно для всей страны.»

 ( С.А.Козлова,1981)

Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.  
Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что…  «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», видя  в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Родители могут выучить с детьми пословицы и поговорки:
   * «В своём болоте и лягушка поёт»
   * «Дома и стены помогают»
   * «Всякая птичка своё гнездо бережёт»
   *  «Где родной край, там и рай»
   * «Где родился, там и пригодился» и т.д.

У каждого народа свои сказки. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью своего народа в прошлом, они узнают много нового и интересного о мужестве своего народа, о его храбрости и находчивости. В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость. Если в семье часто читают детям сказки, то  сказка остаётся в душе ребёнка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами.
Задача семьи - отобрать из массы впечатлений,  получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, прививая ребёнку  любовь к родному краю, родители должны сами его хорошо знать. 
Родной город…Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Старших дошкольников знакомят с районом в котором они живут, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют , в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, району наблюдения за трудом взрослых. 

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город- частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
-повсюду люди трудятся для всех
-везде соблюдаются традиции
-повсюду живут люди разных национальностей
-люди берегут и охраняют природу
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Природа - неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него. Ознакомление с природой - это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в « сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью - золотой листок, весной- весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире. Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края. 
Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины.   Любовь к родному краю, знание его истории- основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.

Литература:
1. М.Д. Маханёва. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2004.
2. Е.С.Евдокимова Воспитание маленького волжанина.Волгоград, Парус-н, 2003.
3. Е.С Евдокимова, Н.В.Езубова, Н.В.Додокина, И.В. Сластенова. Игры детей Поволжья: традиции и современность.Волгоград-Саратов: ЦОП, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.

Наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания , где в полной мере реализуется потребности в двигательной активности....

Формирование у дошкольников ценностного отношения к ЗОЖ в процессе физического воспитания

Формирование у детей ценностного отношения к ЗОЖ  очень важно в раннем возрасте и воспитатели должны всеми возможными методами способствовать этому....

Опыт работы на тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»

Опыт работына тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»...

проект по воспитанию этнической самобытности и ценностного отношения к родному краю у детей дошкольного возраста «Уголок моей Родины»

Проект направлен на воспитание этнической самобытности и ценностного отношения к родному краю у ребенка – дошкольника как одного из компонентов формирования социально-значимой личности...

Педагогический опыт «Формирование у дошкольников ценностного отношения к природе »

Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном отношении человека к миру природы.Это связано  с потребительским и часто агрессивным отношением к природе . Эти и другие негативные тенденции де...