Ценностное отношение к родному городу как основа патриотического воспитания дошкольников.
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
статья для педагогов дошкольных учреждений и родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ценностное отношение к родному городу как основа патриотического воспитания дошкольников.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Санкт-Петербург – великий город на Неве, представляет собой уникальный музей – собрание выдающихся исторических, культурных и архитектурных достопримечательностей, и познание его сокровищ является делом бесконечно увлекательным. Рожденный Петром I «из дикого болота», стройный, величественный город потрясает воображение, восхищает и навсегда остается в сердце.
Санкт – Петербург всегда считался культурной столицей России. Жители Петербурга отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками. Они должны знать свой родной город, любить его. С малых лет они должны чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны не только любить и беречь свой город, но чувствовать себя частицей нашего удивительного петербургского сообщества.
Академик Д.С.Лихачев утверждал, что русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.
Большой вклад в научное обоснование нравственно – патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина и другие.
Впечатления, полученные в детстве, остаются в памяти на всю жизнь.
Исходя из этого в настоящее время учеными и методистами – практиками разработаны разнообразные краеведческие программы по знакомству детей с родным городом – Санкт – Петербургом. Однако большинство этих программ ориентированы на детей школьного возраста.
Дошкольный возраст – сензитивный период развития эмоциональной сферы человека [А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, Е.В.Субботинский, Г.А.Урунтаева, А.А.Люблинская, В.В.Зеньковский]. Ценности культуры имеют эмоциональную природу, т.к. отражают субъективную, личностно – переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми [А.Г.Здравомыслов, О.Г.Дробницкий, М.С.Каган и др.] Это дает нам основание рассматривать интерес к городу как проявление ценностного отношения детей дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком – дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении, что и нашло отражение в данной главе.
Академик Д.С.Лихачев, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, придавая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати – поле.
Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина и другие в своих исследованиях упомянают, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, у них равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. К сожалению это факт.
Чувство Родины начинается с умения видеть красоту родной природы. Взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Нравственное воспитание [по определению Козловой С.А. и Куликовой Т.А.][1] – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям всего человечества и конкретного общества.
Важно уже в дошкольном возрасте заложить у детей ценностное отношение к Санкт – Петербургу. Поэтому одна из задач дошкольного учреждения – воспитание у детей ценностного отношения к родному городу, то есть приобщение их к моральным и материальным ценностям Санкт – Петербурга, формирование интереса, эмоциональной отзывчивости, любви и уважения к истории города, к традициям Петербурга; формирование элементарных начальных знаний о родном городе. Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма.
Патриотизм – чувство любви к городу, в котором ты живешь, ответственность за него, желание трудиться на его благо, беречь и умножать богатства.
Патриотизм у дошкольников особенный:
- понятие патриотизм для детей дошкольников недоступно, но чувства патриотические начинают закладываться в детстве;
- патриотические чувства у ребенка всегда конкретно выражены;
- родина для ребенка – это мама, дом, детский сад, город…
Патриотизм, как советуют Александрова Е.Ю. и Гордеева Е.П., надо прививать с раннего детства. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Воспитатель должен пробудить, у детей, любовь к родному городу, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях, по мнению Виноградовой Н.В, необходимо решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – формировать навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Все это в конечном счете будет содействовать патриотическому воспитанию ребенка.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине, как отмечает Виноградова Н.В., следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
С одной стороны видные деятели дошкольного воспитания, такие как Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина, А.Жариков и другие, советуют для приобщения детей к истокам народной культуры ориентироваться на следующие приоритеты:
- Окружающие предметы: впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа;
- Использование фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы…). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих «золотых» рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
- Ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая наполняет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.
С другой стороны Санкт – Петербург не является городом только русской культуры. Изначально он создавался Петром I как город многонациональный, сочетающий в себе исконно русские традиции и традиции многих других европейских культур (голландской, немецкой, итальянской, французской, шведской и другой).
Поэтому воспитание петербуржца предполагает знакомство детей не только с национальной русской культурой, но и обогащение души и сознания ребенка лучшими образцами европейской культуры, воспитание в ребенке толерантности и уважения к мировой культуре.
Следует приобщать детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра.
Именно такой должна быть стратегия развития личностной культуры ребенка как основа воспитания его патриотических чувств и любви к Родине.
Воспитание чувства принадлежности к Петербургу проявляется в реальной заботе о городе: участие в акциях по поддержке чистоты, благоустройству, проведения в детском саду музыкальных праздников, театральных гостиных.
При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будет сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется очень трудно, а подчас даже невозможно.
Надо помочь дошкольнику сформировать первые чувства патриотизма: любовь к родному краю, уважение к традициям и гордость за свою Родину. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа и своего родного города.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой родине как к источнику патриотического начала.
Важно донести до детей мысль: спустя много – много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
Особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, ее героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в родном городе.
Так из любви к родному городу развивается у детей чувство любви к Родине.
В детском саду, как отмечают многие авторы, необходимо проводить занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал. Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей, наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.
Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Чтобы быть уверенными, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А это возможно только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие…[2] Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Развитие интереса детей к культуре Санкт – Петербурга должно быть связано с определением содержания работы и видов детской деятельности, в которой данное содержание будет успешно осваиваться дошкольниками. Под культурой города мы понимаем целостное пространство, включающее в себя ценности природы, человека, результатов его многосторонней деятельности, среди которых особое значение имеют произведения искусства [Р.М.Чумичева][3].
Мы – петербуржцы. Мы можем и должны с честью носить это имя. Нам есть чем гордиться: стараниями многих поколений в устье полноводной и широкой реки Невы, соединяющей Ладожское озеро с Финским заливом Балтийского моря, на островах невской дельты возведен один из самых красивых городов мира. Этот город богат своей трехвековой историей, революционным и военным прошлым, событиями настоящего времени.
Подрастая, дети будут узнавать о городе все больше и больше. В этом особая роль принадлежит дошкольным учреждениям.
Дети – дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя как петербуржца. Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Формирование личности ребенка осуществляется в ходе освоения им общественно – исторического опыта.
Задача педагогов и родителей: как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
В основе воспитания жителя Петербурга, может лежать взгляд на Санкт – Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально пространственную систему, обладающую свойством созидания и разрушения человека, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущая идея при этом: воспитание, сохранение и развитие духовной культуры Петербурга, Ленинграда как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.
И.А. Колесникова, в «Петербургской концепции воспитания жителя Петербурга», ставит основные задачи:
- организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственных цивилизованному человеку;
- развитие у детей эмоционально – ценностных ориентиров через осмысление истории культуры Петербурга в контексте российской, европейской и мировой культуры;
- социальная адаптация ребенка, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку дошкольника в освоении городского пространства и формирования образа своего города;
- организовать знакомство с городом необходимо не только в информационном, но и в эмоциональном плане; важно помочь ощутить, пережить единение с городом, вступить в диалог с Петербургом, который у каждого будет своим и неповторимым;
- формирование психологии современного горожанина требует индивидуального подхода, дифференциации работы, поскольку есть воспитанники, являющиеся петербуржцами в первом поколении наряду с коренными ленинградцами;
- воспитание чувства принадлежности к петербургской культуре, освоении ее содержания, поиск собственной формы выражения возможны через вхождение в мир истории, культуры, традиций предыдущих поколений.
Все эти задачи адресованы учителям школы, однако краеведческое образование в Санкт – Петербурге осуществляется и на уровне детского учреждения, поэтому необходимо и воспитателям в детских садах заботиться об организации преемственных связей в данном направлении работы между детским садом и школой.
Работе в этом направлении поможет подробный анализ природного, исторического, социокультурного потенциала места, в котором расположено образовательное учреждение.
Анализируя специфику жителя современного Петербурга, следует иметь в виду его образ жизни, стиль поведения, внешний облик, культуру речи, варианты делового общения, проведения досуга. Формы работы при этом могут быть разные.
Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории след, свои вехи. Что – то в людской памяти стирается бесследно, а что – то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.
Н.П.Анциферов (основоположник петербургского краеведения), еще в 1924 году говорил, что интерес к своему городу у большинства обывателей вовсе отсутствует, либо весьма беден и вял. У обывателя, к какому бы классу он ни принадлежал, легко создается пагубное убеждение, что он памятники своего города «уже видел и знает». Как не странно, но эта фраза осталась актуальной и в наши дни.
Родители не всегда способны сами, без помощи воспитателя детского сада организовать знакомство своих детей с культурой и традициями Санкт – Петербурга, так как существуют, по мнению Г.Т.Алифановой, три крайности, в которые впадают большая часть родителей:
- Это хаотичное, не соответствующее возрасту нагромождение сведений, экскурсий, впечатлений. В таких семьях малыш без всякой подготовки хватается за руку и … Перед его глазами мелькают музеи, памятники, улицы, дворцы.
Такая крайность приводит к тому, что ребенок устает физически, перестает воспринимать информацию и назавтра неспособен вспомнить где он был. Такие «вылазки» – «культурные программы» – могут полностью отвратить ребенка от желания узнавать свой город.
- Если семьи никогда и никуда не ездят и не ходят со своим ребенком (неблагополучные семьи), то говорить о воспитании культуры истинного петербуржца в такой семье не приходиться…
Итог здесь очень печален, вырастает целое поколение, которое смутно представляет, в каком блистательном городе они живут.
- Есть семьи, которые живут в Санкт – Петербурге недавно (приезжие, часто иноязычные). Это более или менее интеллигентные семьи, где господствует «правило туристов»: «Мы сюда приехали – мы обязаны все увидеть».
Получается, как и в случае с хаотичным нагромождением знаний и впечатлений, только все усугубляется плохим знанием русского языка. Ребенок смутно понимает, что и о чем ему говорят. Итог, еще более печален – растет поколение горожан, которые не смогут стать настоящими петербуржцами никогда.
Только правильная организация работы с родителями, в дошкольном учреждении, поможет избежать таких ошибок. Только совместные усилия, воспитателей и родителей, помогут сделать так, чтобы в нашем уникальном городе с гордым именем Санкт – Петербург все жители, от малышей – дошколят до взрослых, по праву могли называть себя настоящими петербуржцами. Важно одно: мы живем в Санкт – Петербурге, а значит, все – его дети, и не важно где ты родился и на каком языке говоришь.
Сейчас во всех детских садах, в рамках непосредственно-образовательной деятельности детей знакомят с городом Санкт-Петербургом, его основателем Петром Первым, гербом, его достопримечательностями и архитекторами. Детям дают много знаний о Санкт – Петербурге, играют с ними в дидактические игры, которые эти знания закрепляют.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Проблему воспитания маленького петербуржца многие дошкольные работники пытаются решить с помощью различных программ. Для знакомства с Санкт – Петербургом создано много авторских краеведческих программ: Ермолаевой Л.К., Алифановой Г.Т., Вежель Г.С., Махинько Л.Н., Смирновой Н.Т. и других авторов.
В практике современного дошкольного учреждения чаще всего используются адаптированные к условиям дошкольного воспитания рекомендации Л.К.Ермолаевой (автора программы “Чудесный город”) и Г.С.Вежель (автора программы “Взрослеем вместе с городом”).
Давайте рассмотрим все авторские программы рекомендованные для знакомства с Санкт – Петербургом:
Программа школьного курса “Знакомство с Санкт – Петербургом” – автор Смирнова Н.Т.[4]:
Программа создана для начальной и средней школы, для дошкольников она не годится, так как работа с детьми 6 – 7 – го года жизни очень специфична. Дошкольники не могут осознать исторические события и их последовательность, не могут освоить географические понятия, а многие сведения для них либо формальны, либо недоступны для понимания. В программе определены задачи, годные для любого города, но не конкретно для нашего. В конце даны: примерный план экскурсий (на каждый месяц), советы, что читать детям вне занятий, контрольные задания для выявления уровня знаний, игры и пособия разработанные для реализации программы, дана рекомендуемая литература.
Имеет методическое обеспечение: альбом «Город мой любимый» – Спб., 1998 и первые здания Петербурга (архитектурная мозайка). Спб., 1999. – написанные Смирновой Н.Т.
Смирнова Н.Т. создала специальный курс «Знакомство с Санкт – Петербургом» рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста. В ней уделяется внимание развитию мышления детей, она содержит в качестве рекомендаций перечень специально разработанных игр и пособий. Значительное место в рекомендациях Смирновой Н.Т. занимают прогулки – экскурсии. Автор акцентирует внимание на необходимость решения главной задачи в процессе знакомства дошкольников с Санкт – Петербургом – эмоционально настроить детей на общение с городом, показать его уникальность, неповторимость, а так же обогатить и разнообразить общение детей со своими родителями, так как программа предусматривает их совместную деятельность.
Программа “Чудесный город” – автор Ермолаева Л.К.[5]:
Программа рассчитана на школьников. Разработана в Санкт – Петербургском педагогическом университете. Назначение курса – пробудить познавательный интерес к городу, восхищение его красотой, способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры.
Несмотря на то, что эта программа создана для детей младшего школьного возраста, она может быть адаптирована для знакомства с городом детей старшего дошкольного возраста.
Имеет хорошее методическое обеспечение: «Петербургская тетрадь» и «Угадай – ка» (для школьников). Автором создана адаптированная тетрадь: Ермолаева Л.К., Воронина Н.И. “Мой город” (5 – 6 лет) – для знакомства с городом детей старшего дошкольного возраста.
Программа “История и культура Санкт – Петербурга” – автор Махинько Л.Н.[6]:
Программа для начальной и средней школы, включает четыре цикла:
- начальная: “Я – петербуржец” (1 – 4 класс);
- 5 – 7 класс: “Встречи с Петербургом”;
- 8 – 9 класс: “Мой город – Санкт – Петербург”;
- 10 – 11 класс: “Город как мир”.
Каждый цикл ориентирован на воспитание чувств любви и уважения к своему городу, развитие умения духовного общения с городом, умения видеть и ощущать его красоту и гармонию. Автор соглашается с подходом Л.К.Ермолаевой, что изучение краеведческого материала в младших классах должно предполагать только первоначальные сведения о городе и его особенностях, как среде обитания.
Определен ряд требований для выбора методических способов и средств преподавания: сочетание различных видов искусства; слова, художественно – изобразительного искусства и музыки; использование нетрадиционных форм учебной деятельности: уроки – экскурсии, конкурсы и викторины, круглые столы, творческие лаборатории, уроки – спектакли…
Имеет хорошее методическое обеспечение: книги, пособия и хрестоматию.
Программа “Взрослеем вместе с городом” – автор Вежель Г.С.[7]:
Программа представляет собой 4 – х ступенчатую систему образования.
1 – ая ступень – дошкольное образование заключается в обеспечении ориентации во внешне видимом Мире через формирование эмоционально – окрашенных понятий (Мой, Моя, Мое - Родное), первичных знаний – умений, а главное – нравственных чувств (мой дом, улица, река – мой город Санкт – Петербург, который строили такие – то зодчие, в котором жили и живут такие – то люди, включая меня самого, моих родственников и предков).
2– ая ступень – 1 – 3 классы
3– ия ступень – 5 – 9 классы
4 – ая ступень – 10 – 11 классы
Вся программа строится по основному принципу: во все занятия входит Город, и наоборот, Город учит всему и вся. Г.С. Вежель считает, что «Петербург на исходном этапе постижения должен быть только светлым, “Городом – Садом”. Это – условие формирования положительного отношения ко всему и вся, и к самому себе в том числе». [Вежель Г.С., программа «Взрослеем вместе с городом», стр. 29.]
Основной формой изучения Петербурга являются логические игры. Эта программа привлекает необычностью подачи материала детям, но включение ее в воспитательный процесс затруднено необходимостью прохождения специальной подготовки на курсах, которые читает сама Г.С.Вежель.
Имеет хорошее методическое обеспечение.
Воспитатель должен обладать достаточным опытом и грамотностью для того, чтобы адаптировать эти программы к особенностям детей дошкольного возраста.
Программа “Первые шаги” – автор Алифанова Г.Т.[8]:
Программа содержит конкретные задачи и цели работы на год по каждой возрастной группе детского сада, начиная с четвертого года жизни. Подбор материала включает петербургскую тематику во все виды деятельности, что создает удобство для учебного процесса, в конце программы каждого года обучения даны критерии, помогающие воспитателю с ориентироваться в том, что ребенок должен усвоить о своем городе. Большое внимание уделено работе с родителями. «Увлеченные родители – значит, влюбленные в свой город дети» [ Алифанова Г.Т]. В конце программы дана рекомендованная литература, в приложении даны конспекты для педагога (занятия – путешествия, их музыкальное сопровождение; живые примеры из практики; КВНы).
Проанализировав перечисленные выше краеведческие программы, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемой для работы с детьми дошкольного возраста, на наш взгляд, является программа «Первые шаги» - единственная программа, где предпринята попытка включить краеведческую работу в целостный процесс нравственно – эстетического воспитания дошкольников.
Алифанова Г.Т. подчеркивает, что для детей дошкольного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Трудности в изучении краеведения во многом определяется недостаточным жизненным опытом детей. Поэтому, она советует, планомерное обращение к одной и той же теме несколько раз (в разных видах и формах работы) способствует развитию внимания детей и длительному сохранению их интереса. Каждая тема подкрепляется продуктивными видами деятельности: изготовление поделок и рисунков.
У дошкольников не сформировано историческое сознание: они не могут представить историческую прямую времени (прошлое – давным – давно и настоящее – в наши дни), определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.
Можно сделать вывод, что надо учитывать психологические особенности дошкольников, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. Воспитывать любовь к родному городу (как начало патриотизма) – значит связывать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами.
Надо стараться создавать оптимальные условия для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Главное, создать эмоциональное благополучие ребенка в детском саду для целостного развития первых творческих проявлений и становления индивидуальности.
Мы познакомились с разнообразным опытом работы педагогов. Очень важно, чтобы в каждом дошкольном учреждении обобщался и систематизировался педагогический опыт. Подлинная любовь к родному, Санкт – Петербургу, не имеет ничего общего с национальной ограниченностью. Опыты, Александровой Е.Ю. и Гордеевой Е.П., показывают, что изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждает уважать культуру других народов и чутко относиться к ней. Существует бесспорная истина: чтобы понять чужой народ, нужно знать свою национальную культуру.
Приступая к работе по формированию целостного отношения к родному Санкт – Петербургу необходимо четко осознать и поставить перед собой цель воспитательно – образовательной работы по данному направлению.
Ориентируясь на рекомендации: Ермолаевой Л.К., Вежель Г.С., Махинько Л.Н., Смирновой Н.Т., Алифановой Г.Т. и других авторов – целью краеведческой работы можно определить воспитание петербуржца дошкольника:
- Главное – воспитание в ребенке петербургской культуры;
- Знакомство с городом (в детском саду мы начнем, а школа и дальнейшая жизнь продолжит).
Для успешной работы в этом направлении необходимо создать определенные условия. Условия – обстоятельства, от которых что – либо зависит или обстановка, в которой происходит что – либо[9].
Проводя исследование в данном направлении и познакомившись с опубликованными в периодической печати практическим опытом, воспитателей России, мы предположили, что формирование ценностного отношения дошкольников к родному городу может быть эффективным, если в образовательном учреждении будут созданы следующие педагогические условия:
- сотрудники детского сада будут понимать значимость целенаправленного патриотического воспитания дошкольников, для формирования их личности и осознавать актуальность этой работы, начиная с младшего дошкольного возраста;
- в группе детского сада будет создана соответствующая обогащенная развивающая среда для знакомства с родным городом;
- в детском саду будет разработана программа системной работы по знакомству детей с родным городом и воспитанию ценностного отношения к нему на протяжении всего периода воспитания ребенка в детском саду;
- будет организовано педагогическое взаимодействие с родителями по приобщению детей к ценностям Санкт – Петербургской культуры.
Важное место, в детском саду, отводится работе с родителями. С помощью родителей мы начинаем знакомить детей с «ближним» городом. В дальнейшем, наша работа по ознакомлению детей с городом, а особенно с некоторыми его достопримечательностями невозможна без участия родителей, так как исторический центр города очень удален от нашего района.
С младшими дошкольниками, как советуют Александрова Е.Ю. и Гордеева Е.П., надо начинать знакомство с городом с наблюдения близлежащих улиц (улицы длинны, на них много домов, у каждого дома номер). Взрослые могут обращать внимание детей на празднично украшенные улицы, проспекты (флаги, цветные огоньки, гирлянды). Воспитатель должен объяснить детям, что они тоже – маленькие петербуржцы, поэтому должны делать все, чтобы наш город был чистым и нарядным: бросать фантики от конфет и мороженого в контейнер для мусора, не ломать веточки и не рвать цветы. Обязательно надо рассказывать о большом, красивом родном городе: чтобы дети смогли удивиться большим и маленьким домам, постройкам разных конструкций, различных стилей архитектуры.
Со средней группы воспитатель может проводить занятия по ознакомлению с главными достопримечательностями города, основная цель которых: вызвать у детей чувство восхищения красотой города; подчеркнуть, что все вокруг сделано руками человека очень давно, но народ помнит имена тех мастеров, кто созидал, ваял, творил. С этого возраста возможно начинать чтение художественной литературы об исторических событиях, о народном героизме.
Большое значение имеют беседы с детьми: где они побывали и что знают о городе. Важно показать детям родной город как город – красавец (зеленый город), город – труженик.
В старшей группе становится актуальной задача знакомства детей с историей родного города. Необходимо закреплять знания детей о родном районе, познакомить с профессиями и предприятиями, на которых работают родители. В этом возрасте необходимо использовать такие формы работы, как беседы об увиденном, наблюдаемом; рассматривании иллюстраций о городе, где побывали с родителями; совместный труд по уходу за районом города; закрепление в играх и изобразительной деятельности полученной информации; консультативная работа с родителями детей.
В подготовительной группе важно поддерживать интерес детей к жизни наших предков, обогащать их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях; объяснить назначение герба города и познакомить с гимном Санкт – Петербурга. Приобщить детей к неистощимым богатствам русской литературы.
Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Наибольшую трудность у воспитателей, как показали исследования Солнцевой О.В.,Виноградовой Н.В., Сакавичене О.В., Жуковской Р.И., Радиной Е.И. и других, вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Успешное развитие дошкольников при знакомстве с родным городом, как убедительно доказал многочисленный опыт воспитателей, опубликованный в периодической печати, станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
При организации краеведческой работы воспитатель имеет возможность использовать самые разнообразные средства способствующие формированию у детей ценностного отношения к культуре и традициям Санкт – Петербурга. Такими средствами могут являться:
- Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду;
- Игровая деятельность:
- дидактические игры;
- сюжетно – ролевые игры;
- строительно – конструктивные игры;
- игры – драматизации;
- подвижные игры.
- Трудовая деятельность:
- участие детей в благоустройстве группы,
- участка детского сада,
- изготовление сувениров петербургской тематики;
- Художественно – творческая деятельность детей:
- рисование родного города, его символов…
- конструирование архитектурных памятников
- сочинение рассказов, стихов о памятных местах города
- участие детей в музыкально – литературных праздниках и развлечениях…
Дошкольный возраст – период становления основных видов деятельности. Поэтому включение детей познавательно – коммуникативную, художественно – творческую, игровую деятельности будет направлено на совместное со взрослым «разгадывание», «прочувствование» и осмысление духовного содержания предметов культуры и искусства, на вооружение детей умениями самостоятельно находить и читать приметы «культурной индивидуальности» города в его архитектурно – скульптурном облике.
Воспитатели дошкольных учреждений России используют большое разнообразие методов и приемов работы при осуществлении краеведческого образования дошкольников. Условно их можно систематизировать и представить следующим образом (см. приложение №1).
Все эти методы и приемы, помогут вызвать у детей интерес и желание узнавать свой город, продолжать знакомиться ближе и увидеть все своими глазами. Естественно, некоторые методы и приемы, требуют доработки и корректировки, но главное, чтобы не потерялись в будущей взрослой жизни детские таланты, доброта, щедрость сердца, состояние радости и открытий, чтобы детство было ярким началом жизненного пути. Мы видим, что знакомство с Санкт–Петербургом, с его историей, культурой и архитектурой – это тот стержень, на который нанизываются получение знаний, формирование навыков и умений через разные виды деятельности.
Прививая детям любовь к городу, Алифанова Г.Т. советует использовать разные методы: экскурсии, целевые прогулки, рассказ воспитателя, занятия – путешествия, вечера досуга, тематические выставки…
Занятия – путешествия – это путешествие, во времени, в пространстве… Но с элементами игровой деятельности, иначе детям будет не интересно. Игровые моменты вызывают большую заинтересованность у детей для более точного и понятного объяснения чего–то нового, для активизации умственной деятельности. Так же необходим наглядный материал: настенный экран, подборы слайдов, интерактивная доска и проектор (чем больше и разнообразнее – тем лучше); большой подбор книг о Петербурге; альбомы с иллюстрациями и наборы открыток должны быть крупными и цветными. Обязательно в группе детского сада должен быть музыкальный центр – ведь каждое занятие необходимо сопровождать специально подобранной музыкой, шумами.
Экскурсии – удивительная форма взаимодействия с детьми. Именно «взаимодействие», а не работа. Экскурсии обогащают детей новыми знаниями о родном городе, способствуют воспитанию у них чувства гордости за свой город.
Очень интересно, в ясную погоду, вместе с детьми, встать у подножия Александровской колонны, почувствовать ее высоту и увидеть, как ангел склоняет над нами свой лик. Рассказать, что это самая высокая в мире триумфальная колонна и вызвать чувство гордости за свой город.
Целевые прогулки. С малышами целесообразно прогуляться в парикмахерскую (там подстригают папу), на почту (мама оплачивает квартиру), с детьми по – старше – в центр города «Невский проспект» - главная улица города, Нева – река, на берегах которой построен наш город…
Праздники – это всегда радость! Надо суметь превратить подготовку к празднику в игру: выполненные руками детей рисунки, аппликации и приготовления театрализованных атрибутов; выученные стихотворения и песни, предвкушение встречи с неожиданными гостями поднимает настроение.
При рассматривании картин великих мастеров (Коровин К.А., Саврасов А.К., Васнецов В.М. и других), воспитатель воспитывает в ребенке любовь к своей семье, к природе, к своему городу, к своей Родине.
В группе собираются альбомы, которые создаются родителями вместе с детьми), «Мой город», «Где мы были» и записываются рассказы детей о полученных впечатлениях, дети учат стихи о Петербурге.
Изучив теоретические подходы к проблеме формирования ценностного отношения у детей дошкольного возраста к родному краю, мы сделали для себя следующие выводы:
- Патриотизм зарождается уже в детском саду;
- Для патриотизма дошкольников характерны определенные своеобразные черты: всегда конкретно выражен и соответствует опыту личных впечатлений ребенка;
- На сегодняшний день проблема организации ознакомления детей дошкольного возраста с культурой и традициями родного города продолжает оставаться актуальной и значимой;
- Существуют разные варианты программных документов по направлению краеведческого образования, но пока нет идеальной программы по воспитанию юного жителя Петербурга для детей дошкольного возраста.
- От каждого конкретного воспитателя зависит та система работы, которая будет осуществляться в группе детского сада по знакомству детей с родным городом. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.
- Ребенок – дошкольник – это субъект в процессе патриотического воспитания. Нельзя заставить его любить и уважать город, но можно создать условия, при которых будут формироваться эти чувства (развивающая среда + отношение воспитателя к городу + система работы воспитателя + активность самих детей, их продуктивная деятельность).
- [1]
- Козлова С.А, Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М., Академия,2010.
- [2]
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Учеб. Пособие. М., 1998.
- [3]
- Ребенок в мире культуры/ Под редакцией Чумичевой P.M.,Ставрополь, 1998.
- [4]
- Смирнова Н.Т. Знакомство с Санкт-Петербургом. - Санкт-Петербург, 1997.
- [5]
- Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. – СПб., Норинт, 1996.
- [6]
- Махинько Л.Н. Город как мир: учебно-методическое пособие. История и культура Санкт-Петербурга. – СПб., Питер, 1997
- [7]
- Вежель Г.С. Взрослеем вместе с городом; Общие положения программы дошкольно-школьного образования. СПб., 1995.
- [8]
- Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – СПб., Паритет, 2008.
- [9]
- Ожегов И.С.Словарь русского языка. - М.,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ ГОРОДОМ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСВА ГОРДОСТИ ЗА СВОЮ МАЛУЮ РОДИНУ...
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников
В статье делюсь опытом как я работаю по теме ознакомления юных петербуржсцев с родным городом....
Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников
Консультация для пелагогов дошкольного образования на тему: "Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников" ...
Родительское собрание «Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников»
Задача взрослых, чтобы впечатления детства стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем истоками патриотических чувств.Основной целью родителей должно стать форми...
Развитие познавательного интереса к родному краю, как основа патриотического воспитания дошкольников
Обмен опытом "Развитие познавательного интереса к родному краюкак основа патриотического воспитания дошкольников"...
Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».Тип проекта: познавательно-исследовательский, твор...
Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Тип проекта: познавательно-исследовательский...