Педагогический опыт «Формирование у дошкольников ценностного отношения к природе »
презентация

Ануфриева  Валентина Вячеславовна

Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном отношении человека к миру природы.Это связано  с потребительским и часто агрессивным отношением к природе . Эти и другие негативные тенденции деструктивно влияют на развивающую личность ребенка , в результате чего у него воспитывается прагматичное , антигуманное , а порой и жестокое  отношение ко всему живому .  Из сказанного следует  , что формирование нравственной, гуманной личности необходимо начинать как можно раньше , уже  в дошкольном  возрасте . Современно звучат слова Н. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали его самоцелью».

 Поэтому у подрастающего поколения должно быть сформировано новое экологическое сознание, позиция биоцентризма: человек – особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, это мировоззрение. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anufrieva_v.v.pedagogicheskiy_opyt.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт «Формирование  у дошкольников ценностного отношения к  природе »

Актуальность:

Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном отношении человека к миру природы.Это связано  с потребительским и часто агрессивным отношением к природе . Эти и другие негативные тенденции деструктивно влияют на развивающую личность ребенка , в результате чего у него воспитывается прагматичное , антигуманное , а порой и жестокое  отношение ко всему живому .  Из сказанного следует  , что формирование нравственной, гуманной личности необходимо начинать как можно раньше , уже  в дошкольном  возрасте . Современно звучат слова Н. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали его самоцелью».

 Поэтому у подрастающего поколения должно быть сформировано новое экологическое сознание, позиция биоцентризма: человек – особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, это мировоззрение. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.

Условия формирования опыта:

Дошкольный возраст является  наиболее благоприятным для развития у детей  нравственно-ориентированной  деятельности в природе. Так у  меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение,   создание  эколого-развивающей среды, помочь родитетям в экологическом воспитании детей, стремление  вести экологическое воспитание детей.

Так появилась идея изучить и раскрыть сущность экологического воспитания в детском саду, а также разработать систему работы по формированию у дошкольников  ценностного отношения к природе.

Теоретическая база

Изучением проблемы формирования ценностного отношения детей к миру природы занимались многие ученые. Еще К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский говорили об эмоциональной связи детей с природой. Таких же взглядов придерживаются и современные ученые: Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др. Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина указывают на необходимость накопления практического опыта у детей для формирования у них ценностного отношения к природному окружению. По мнению В.А. Сухомлинского и С.Л. Рубинштейна ценностное отношение тесно связано с развитием эстетических чувств к природе

Психологи и педагоги отмечают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей нравственно-ориентированной деятельности в природе. У дошкольников появляется бескорыстная нравственная мотивация: они начинают испытывать потребность в проявлении добра, заботы о ком-либо, осознавать обязанности как перед другими людьми, так и перед объектами живой и неживой природы. Кроме того, они становятся способными понимать и оценивать значимость своих нравственных качеств, совершаемых поступков.

Природа представляет собой богатый материал для воспитания у дошкольников гуманизма. Общение с ней побуждает детей к размышлению о ценности всего живого, об ответственности каждого человека за все, что происходит с ним. Иногда ребенку не просто выразить и проявить гуманное отношение ко взрослому, сверстнику, значительно легче это сделать во взаимодействии с природой, когда дошкольник чувствует себя более уверенным, сильным, умеющим и знающим.

Технология опыта

Формирование у детей начальных экологических знаний.

Раскрытие перед  детьми самоценности природы.

Воспитание у детей гуманного и бережного отношения к окружающему миру.

Развитие элементарной экологической ответственности и целесообразного поведения в природе.

Воспитание любви к живой и неживой  природе.

-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.

В методическом кабинете имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории ДОУ имеется экологическая тропа. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая экологическую  тропу, мы старались использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь ребята стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропе  можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, мы наглядно показываем детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и говорим  о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экологическая тропа  позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы можем посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.  На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе  мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

Прогулка - одна из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Во Время проведения прогулок я обращаю внимание ребенка на окружающую природу . Не спеша , давая малышу внимательно рассмотреть то о чем говорю , рассказываю о природных изменениях окружающего мира в различные времена года . Осенью мы вместе рассматриваем деревья на участке группы :листья становятся желтыми , красными , разноцветно осенними и опадают с дерева при малейшем дуновении ветра . Природа засыпает , трава становится коричневой и желтой , цветы опускают свои головки и засыхают . Все готовится к приходу зимы . Дети в это время любят собирать красивые листья , поднимая их с земли , они ощущают их в своих маленьких ручках , листья шуршат под их маленькими ножками , дети внимательно слушают осень . Собирают красивые букеты , тут же разбрасывают их , получая массу удовольствия , и формируя при этом мелкую моторику рук , обогащая свои сенсорные ощущения . Все это , несомненно , развивает восприятие ребенком окружающего мира , обогащает его речь и интеллект . Также я обращаю внимание детей и на изменения в животном мире . Прежде всего это птицы  , которые все чаще и чаще прилетают на участок группы в поисках пищи . Я объясняю им , что корма становиться все меньше и меньше  , птицам  труднее прокормить себя . Для этого люди вешают на деревья кормушки . Особенно хорошо , если рядом растет рябина , на которой в это время года висят сочные и спелые ягоды , такие красивые  и полезные для птиц . Чаще всего реята встречают во время прогулок с воронами , воробьями и голубями . Я объясняю , как питаются птицы , как они разговаривают . Дети внимательно слушают и пытаются подражать птичьему разговору : кар – кар , чик –чирики.т.д  Собираясь на прогулку ,мы берем с собой зерно или хлебные крошки . На  участке дети наблюдают за кормлением птиц из кормушки . Все это учит детишек любить родную природу , беречь окружающую среду . Правильно организованная прогулка  помогает  детям  интересно проводить  время на свежем воздухе . Занятия по ознакомлению с природой дают возможность последовательно формировать у них знания об особенностях природного окружения .Существуют  различные методы  ознакомления ребенка с природой , окружающим миром . В том числе и  словесные  беседы  в помещениях группы , показ наглядного материала , дидактическая игра . Если ребенок  - дошкольник развивается в  активной деятельности , то одним из важнейших практических методов экологического образования детей и ее основных форм необходимо рассматривать игру. В своей работе  я использую  следующие виды дидактических игр : - предметные;

 -  настольно –печатные ;  

 -  Словесные ;

 -творческие  .

На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь  в целях закрепления знаний , полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке , а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы .  Исходя из специфики возраста , а именно наглядно – действенного характера мышления , в младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать настольно – печатные игры экологического содержания .

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского садаЭто произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, . Толстого, В. Бианки, Н. Сладкова., М. Горький «Воробьиш- ко», М. Липскеров «Как волк теленочку мамой был», Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Л. Толстой «Котенок», К. Чуковский «Айболит» эти произведения раскрывают   в детях различные нравственные качества человека и способы проявления заботливого отношения.  После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?”, "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.

Во  время тематических занятий по рисованию "Солнышко", "Дождик ", аппликации "Яблонька", "Божья коровка", лепке "Вишенки",”Ягодки для птиц”"Гусеница" и других я использую магнитофонную запись "Звуки природы".

Дети с умилением слушают "звуки природы" и работы получаются намного лучше.

В нашем  детском саду ежемесячно проводитсяКОНКУРС детских рисунков и поделок   из природного материала  " Времена года", "Мир глазами детей", " Как я провёл лето", "Листопад", "Зимушка- зима", "Тает снежок, ожил лужок". Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.За совместную работу, дети и родители получают благодарность  и грамоты .

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню защиты Земли: "Наш дом - Земля", "Зелёная планета".По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

 Воспитание привычки заботиться об окружающей природе осуществляется при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с  семьей . В семье  через близких людей ребенок получает первый опыт  заботливых , гуманных отношений .  При этом большое значение имеет настроенность родителей на формирование экологической культуры детей . Поэтому главное в моей работе с родителями заключается в том , чтобы вызвать у них интерес и желание воспитывать в детях заботливое отношение ко всему живому ; дать им представление о необходимых условиях , способствующих воспитанию этого нравственного качества ; убедить в необходимости тесного взаимодействия с дошкольным учреждением ; оказать методическую помощь . Большое значение имеет организация совместной деятельности детей и родителей в детском саду Главным  образом , это субботники по благоустройству территории детского сада ( осенью , зимой , весной ) этот вид трудовой деятельности очень важен с точки зрения проявления заботливого отношения в природе .

Родители являются активными участниками проводимых в ДОУ конкурсов , акции . Беседуя с родителями , я убеждаю их в том , что взаимодействие с природой является показателем общего нравственного развития ребенка , раскрывает возможности семьи и каждого ее члена в формировании у дошкольников гуманного , заботливого отношения не только к природному окружению , но и к родственникам , и к другим людям , объясняем , какое большое значение для ребенка имеет приме их собственного поведения .

Анализ и результативность опыта:

Работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением опытно-экспериментальной деятельности, дала определённые положительные результаты. Практика работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников. После проведения планомерной постоянной работы на основе разработанных методов, в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями индивидуальные результаты улучшились. В процессе работы в данном направлении можно воспитывать экологически грамотного человека , способного любить , ценить и рационально использовать природные богатства . У  детей идет  накопление эмоционально – позитивного опыта общения с природой , что благотворно влияет на всестороннее развитие личности ребенка и появления у него таких качеств как доброта , чувство собственного достоинства , любознательность , самостоятельность , ответственность .

Трудоёмкость опыта

Работа по данной теме предполагает наличие наглядного и методического материала. Данная работа строится на основе взаимосвязи воспитателей, детей и родителей.

Адресность опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, ...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить....

Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.

Наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания , где в полной мере реализуется потребности в двигательной активности....

Формирование у дошкольников ценностного отношения к ЗОЖ в процессе физического воспитания

Формирование у детей ценностного отношения к ЗОЖ  очень важно в раннем возрасте и воспитатели должны всеми возможными методами способствовать этому....

Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.          ИНТЕРЕС К ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ ОБУСЛОВЛЕН ...

Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания

Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и их возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностях необходимо, чтобы пони...

Опыт работы на тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»

Опыт работына тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»...