программа кружка "Я всё узнаю.."
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

программа кружка по познавательному развитию для детей подготовительного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПРИМЕРНОЙ

ПРОГРАММЫ  КРУЖКА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

«Я всё узнаю…»

(старший дошкольный возраст)

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №16

«ЧЕБУРАШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ Г.НОВОТРОИЦКА»

                                                                                     Автор:       Юшинева

Людмила Викторовна

Воспитатель МДОБУ

                                                                                                                   «Детский сад № 16»

                                                                                                            г.Новотроицк

2013

СОДЕРЖАНИЕ

СТР

1

Пояснительная записка

3

2

Актуальность программы кружка

3

3

Цель и задачи  программы кружка

4

4

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы кружка

5

5

Возрастные характеристики развития детей

5

6

Взаимосвязь  с семьей

7

7

Условия для работы кружка

8

8

Методическое обеспечение

8

9

Диагностическая карта обследования

8

10

Ожидаемые результаты

8

11

Литература

9

12

Приложение

10

13

Перспективное планирование кружковой работы

10

Пояснительная записка.

На сегодняшний день перед образованием стоит цель: становление самостоятельной, свободной, культурной, всесторонне развитой личности. Эти задачи невозможно решить, не учитывая особенностей региона, в котором живёт дошкольник.

 Приоритетной задачей программы является формирование у дошкольников единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному окружению.

Внедрение данной программы в воспитательный процесс позволит сформировать у дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность новое экологическое мышление, национальное самосознание.

Актуальность.

         Актуальностью данной программы  является то, что экологическое образование дошкольников должно быть непрерывным в процессе обучения, воспитания и развития ребенка. Оно направленно на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения для природы и для самого себя;
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, многообразие значений природы, ценность общения с природой);
  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
  • развитие познавательного интереса к миру природы;

Ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия лишены статичности и всегда присутствует благоприятная обстановка для детей, ребята находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции воспитанников, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают детям богатейший материал.

  Вся работа в целом способствует не только воспитанию экологической культуры, но и  всестороннему развитию ребенка, а так же развития его как личности.

Цель работы кружка:

формирование у детей познавательного, эмоционально – нравственного отношения  к окружающему миру  и  экологического мировоззрения:

  • человек - неотделимая часть природы;
  • природа – едина и многообразна;
  • человек ответственен за сохранность природы;
  • человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром;

Задачи:

  • формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
  • формировать у детей чувство ответственности за жизнь, природу, а также сознание необходимости ее защиты;
  • развивать познавательную активность дошкольников в ходе экологической деятельности.
  • развивать и систематизировать представления детей о взаимосвязях в природе и места человека в ней
  • развивать эмоциональную среду, мышление, речь, память, воображение детей, развертывать их потенциал с учетом способностей и интересов каждого ребенка.

Принципы осуществляемые в процессе реализации программы кружка

В основу программы кружка заложены следующие принципы:

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка - предполагается выбор тематики, приемов работы с учетом опыта и возраста детей..

  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений реализуется при знакомстве детей с историко-культурными особенностями родного города.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Основополагающими подходами к построению работы кружка стали:

- системно-деятельностный подход – т.к. в программе учитываются психолого - педагогические особенности 6-7 лет и присущие этим особенностям формы деятельности игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная;

- гуманитарный подход – учет специфики индивидуального процесса познания ребенка, индивидуальных потребностей детей;

- культурологический подход, определяющий достижение целевых ориентиров на основе свободных, практик культурной идентификации и целостности личности ребенка.

Возрастные характеристики развития детей 6-7 лет:

Кружок «Я ВСЕ УЗНАЮ» рассчитан на  старший дошкольный возраст 6-7 лет.

Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

  Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

  Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

      Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

      Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

  Развитие воображения  идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

    В сфере  развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

      Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

    Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.   В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».     
   Осознание своего «я»
 и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

  Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

   Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

   Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;

интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.

социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Взаимосвязь с семьей.

Важным условием в данной работе является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с ними способствует созданию благоприятных условий для развития у детей любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность.

Большое место уделяется совместной деятельности детей и их родителей:

  • проведение родительских собраний эколого - оздоровительной направленности;
  • тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе;
  • выставка художественной литературы «Познавательное чтение»;
  • совместное изготовление книг-малюток на темы: «Витамины», «Зима», «Съедобные и ядовитые грибы», «Зеленая аптека» ;
  • регулярное участие в конкурсах: «Дары Осени», «Зимние фантазии»;
  • участие родителей в подборке тематической литературы для чтения детям;

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет.

Кружковая работа проводится во второй половине дня в групповом помещении в игровой форме, со всеми детьми группы, подгруппами.

Длительность занятий 20- 25 минут.

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь-октябрь), итоговая (май) по методике В.С.Юркевич «Дерево желаний» с учетом требований предъявленных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Для успешной работы кружка «Я все узнаю…» необходимы следующие условия:

  • уголок экспериментирования. Такие уголки имеются во всех группах ДОУ.
  • Шкаф-лаборатория(измерительные приборы, природный материал, разные виды бумаги, ткани, сосуды и т,д,)

Методическое обеспечение:

  • Картотека опытов и наблюдений.
  • Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности.
  • Записи музыкальных произведений (звуки природы, голоса птиц)
  • Схемы, карточки-схемы.
  • Материал для взаимодействия с родителями(анкеты, буклеты, оформление информационных уголков)
  • Методическая литература по организации опытно-экспериментальной деятельности.  

Диагностическая карта обследования:

Ф.И.

ребен

ка

                 

    пара

  метры

Умение объяснять экологические связи в природе

Умение ухаживать за растениями в уголке природы

Знания о жизни на

земле, в земле, в воздухе

Знания о растительности

леса, луга, сада, поля

Знания о птицах, дом. и  диких животных, Красной книге

Знания о природе родного края

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Ожидаемые результаты:

Проявление интереса к живой и неживой природе и  простейшие взаимосвязи, происходящие  в ней;

  • Проявление бережного отношения к природе и эмоциональной отзывчивости на красоту ее объектов;
  • Умение соблюдать осторожность поведения в природе;
  • Проявлять активное участие в беседах  во время рассматривания, наблюдений, занятий;
  • Осознание о влиянии образа жизни на здоровье человека и желание его беречь.

Общий вывод: «Я хочу знать», «я хочу уметь», «мне интересно», - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия. Кружок «Хочу всё знать» расширяет и даёт ребёнку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

Список литературы используемой при организации работы кружка:

1.Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет»: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ;

2.Вакуленко Ю.Л. «Воспитание любви к природе у дошкольников»: (экологические праздники, викторины, занятия, игры);

3.Веретенникова С. А. « Ознакомление дошкольников с природой».

4..Воронкевич О. А. « Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста;

5.Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»; 

6.Коробова М. В., Посылкина Р. Ю. «Малыш в мире природы» Методическое пособие для воспитателей и родителей;

7.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. « Организация опытно-экспериментальной деятельности» тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. 

8.Маханёва М.Д. «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»;

9.Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры». Популярное пособие для родителей и педагогов;

10.Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.;

11.Рыжова И. А. «Экологическое образование в детском саду»;

12.Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста» методическое пособие.


Примерное перспективное планирование познавательно деятельности детей.

Тема

Задачи:

Материал:

Литература

Сентябрь

Тема: “ Вещество. Камни.“

1

«Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д.

Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23

2

«Живые камни»

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.

Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.

На прогулке:

1.Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства)

2. Выкладывание рисунков из камней

3.Строительные игры (строительство и украшение построек)

3

«Замерзшая вода двигает камни »

Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Вода, пластилин, соломинка,

морозильник

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.193

4

«Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав( глинистая, песчаная, чернозем)»

Подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав.

Три стеклянные банки, ёмкости с разными видами почвы, бутыль воды.

О.А.Воронкевич

«Добро пожаловать в экологию!»стр.165

Октябрь

Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»

1

«Вода в природе и в быту».

Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас: прозрачная, тает, переливается, холодная, горячая. Соблюдение правил по технике безопасности.

Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, шипучая таблетка, малиновый аромат, схемы.

Экологическое воспитание дошкольников /Под ред. Прохоровой Л.Н. – М., 2003 г., с.44.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с.82.

2

«Вода – помощница»

Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха. Используя модели, закрепить знания о воде, как средство обитания некоторых животных. Рассказать об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую и кипяченую воду. Воспитывать у детей желание беречь воду, закрывать плотно кран.

Вода, баночки, молоко; иллюстрации «Морское дно» и «Река».

Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 61.

3

«Вода – источник жизни»

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.

Дошкольное воспитание - 2005 г, № 7, с.30.

Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.

4

Опыт: «Вода – растворитель»

Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.

Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.

Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М., 2003 г., с.16.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.83.

Ноябрь.

Тема: «Человек»

1

«Наши руки»

Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание). Развивая руку, мы развиваем речь. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия. Опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека.

Дидактическая игра «Поговорим без слов».

Дидактическое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы».

Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2005 г., с.59.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.65.

2

«Что можно почувствовать кожей?»

Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание.

Лупы на каждого ребенка, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной, теплой и горячей водой.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2004 г., с.88.

Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 73.

3

«Наши помощники»

Опыт: «Слушай во все уши»

Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.

Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д.

Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68.

4

Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»

Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу  экспериментирования.

Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68.

Декабрь

Тема: «Магнитизм»

1

«Магнит – фокусник»

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2005, с.94., Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 133

На прогулке: находим предметы, к которым притягивается  магнит.

2

«Стальной барьер»

Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами  (алюминий и сталь).

Четыре металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель.

Т.М.Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 5-6 лет»стр.157

3

«Волшебная монета»

Познакомить детей с таким свойством металла, как теплопроводность.

Шесть медных монет.

Т.М.Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 5-6 лет»стр.156.

4

«Как работает термометр»

Посмотреть, как работает термометр.

Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.192

Январь

Тема: «Вещество. Песок и глина»

1

«Песок и глина»

Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.        В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь : «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п.

Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.

Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, с.17.

2

Сравнение свойств Опыты: «песка и глины»

Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности.

Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 29

3

«Животные и песок»

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Макет солнца, Земли, две воронки, прозрачная емкость, песок и глина, ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета, модель взаимосвязи живой и неживой природы.

Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2005, с.89.

Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, с.23.

4

«Выращивание растения из морковных верхушек»

Вырастить из морковных верхушек растения.

Песок, мелкая ёмкость,

верхушки моркови.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.196

Февраль

Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»

1

«Знакомство со свойствами воздуха»

Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха,  и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94.

Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159.

2

Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

Цель: выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду Цель: Обнаружить, что воздух сжимается.

Цель: Обнаружить атмосферное давление

Материал: Два термометра, посуда с горячей водой

Материал: Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой

Материал: Пипетки, шприц, подкрашенная вода

Материал: Два листа бумаги

Дыбина О.В. Неизведанное рядом стр.84-86

3

«Воздух занимает место.»

Показать, что воздух занимает место

Двухлитровая миска, пробка (натуральная ), прозрачный стакан.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.195

4

«Неизвестное – рядом»

Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.

Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка

Волчкова В.Н. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.165.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.145.

Март

Тема: «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

1

«Солнце, Земля и другие планеты»

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы

Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа). – М. , 2006 г. , с.19.

Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г., с.39.

Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.136.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.15

2

«Этот загадочный космос»

Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей.

Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.112.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.163.

3

«Почему солнце можно видеть до того , как оно поднимется над горизонтом»

Установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом.

Чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.195

4

«Звезды светят постоянно»

Показать, что звезды светят постоянно.

Дырокол, лист картона 10х15, белый конверт, фонарик.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.190

Апрель

Тема: «В мире электричества»

1

«Как увидеть и услышать электричество»

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 - 100.

2

«Электроприборы»

Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.

Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167.

3

«Выяснение причины роста зеленых растений океана  на глубине до ста метров»

Выяснить, почему зеленые растения , растущие в океане, не живут глубже ста метров.

Два маленьких одинаковых зеленых растения в горшочках.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.197

4

«Установление способности растения к поиску света»

Установить, как растение ищет свет.

Домашнее растение.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.189

Май

Тема: «Свет и цвет»

1

«Откуда радуга берется?».

Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.

Пульверизатор,  фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2005, с.150.

Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское  экспериментирование .–М., 2005 г., с.63

2

Опыт: «Волшебный круг».

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы

Цветовой волчок или юла.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2005, с.151.

3

«Свет вокруг нас».

Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.

Ковалева Т.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г., с.18.

4

«Из каких цветов состоит солнечный луч»

Узнать, из каких цветов действительно состоит солнечный луч.

Противень, плоское карманное зеркальце, лист белой бумаги.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском садустр.196


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...