"Обобщающая викторина на тему:"Литературное краеведение"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему

Чемоданова Наталия Георгиевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     ОБОБЩАЮЩАЯ ВИКТОРИНА

                                 «ЯМАЛ»

     

 

 

                                        Подготовила: воспитатель1-й категории                    

                                                                      Чемоданова Н.Г.

                                                                 МКДОУ «ДС»»Колокольчик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          п.Пурпе

                                          2013год

Тема. Обобщающая викторина по курсу «Литературное краеведение».

 

Цель: проверить знания воспитанников, полученные на занятиях литературного краеведения;

развивать  интерес  к истории и культуре родного края;

стимулировать познавательную и творческую активность;

способствовать нравственно-эстетическому и патриотическому воспитанию     учащихся             через изучение  краеведческого материала.

 

1.Его называют седым.

Недавно он отметил 80-летие.

А в переводе с ненецкого языка он обозначает «край  земли».  (Ямал).

    

     2.-Кто даст полное название? (Ямало-Ненецкий Автономный округ)

.

     3.Какой город является столицей  нашего округа. (Салехард).

 

     4.Какие народности проживают  в нашем округе? (Ненцы, селькупы, ханты)

 

     5.Как называется предмет, на котором мы изучаем свой край? (Краеведение).

 А для чего нужно знать свой край?

 

     6.С творчеством каких писателей  вы  познакомились  на уроках литературного краеведения? ( Л.Лапцуй,  Р.Ругин, А. Неркаги, И.Истомин, …)

 

 

     7..Кого из писателей называют певцом Ямала?

 

     8..Какой праздник отмечают  коренные жители севера каждую весну?

 

     9.Как называется жилище коренных жителей севера.

 

     10.Какая река   впадает в Карское море, образуя залив,  который    назван в честь неё?

 

     11.Основные занятия  жителей севера это-…   

 

     12.Укажи дату образования Ямало-Ненецкого Автономного округа.

 

 

    13.Расшифруй названия городов нашего округа

                    Дымна-      Надым

                    Гойнеру-   Уренгой

                    Рахлесад - Салехард                   

                    Носкябрь-  Ноябрьск 

             

 

    14. Кроссворд   «Кто  много читает, тот много знает»    

По  горизонтали:

 

1.Мы изучаем милый край

  И собираем сведения,

  А называется урок просто (краеведение)

 

2. По колючим мхам,

   По сырой траве

   Носят они  дерево

   На своей голове.

  (Олень).

 

3.В наших северных лесах

  Есть красавица в мехах.

  Рыже-серебристая

  Шубонька пушистая.

(Лиса).

 

4.Если ( чайка) так поёт,

   Рыба  к берегу плывёт.

 

 

По вертикали:

5.Кто зимою в белой шубке,

   Летом-В серой бегать любит?

   Всеми признанный трусишка,

   Но любимый мой (зайчишка)

 

6.В дупле- в тепле зимою живёт,

   Собранные летом орешки грызёт.(белка)

 

 

7.Прилетели  (снегири)

   Перед чумом сели,

   Словно капельки зари

   Грудки заалели.

 

8. По тундре из конца в конец,

    Бежит встревоженный (песец)

 

·       Самопроверка

 

Подпись: 											
											8.П
									7.С		Е
				5.З			6.Б		Н		С
		1.К	Р	А	Е	В	Е	Д	Е	И	Е
				Й			Л		Г		Ц
				Ч			К		И		
2.О	Л	Е	Н	И			А		Р		
				Ш				3.Л	И	С	А
4.	Ч	А	Й	К	А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За каждое верное слово поставьте 1 бал. Запишите итог. А теперь сложите все баллы, заработанные за урок,  и запишите их в графу « Я набрал (а)…. Баллов». Оцените свой результат.

 

Твой результат:

20-22 балла –Умница! Ты хорошо  знаешь свой край.

16-19 балл  - Молодец! Но кое-что нужно повторить!

10-15 баллов- Может ты пропускал уроки краеведения? Тогда повтори материал!

 меньше 10 баллов – Не отчаивайся, а скорее в библиотеку!

 

 

 

 

 

 

image "Растения нашего края"

 

1.«Легкими» нашей планеты называют

 

1.хвойные леса    2.широколиственные леса    3.тропические леса

 

2.Основная территория нашего края расположена в зоне

 

1.тундры    2. степи      3. тайги

 

3.Преобладающими в ямальских лесах являются

 

1.хвойные деревья    2.лиственные деревья   3. лианы

 

4. Какое название леса не употребляется в наших краях?

 

1.ельник     2. кедровник   3. дубрава

 

5.Что растет в лесах Ямала? Укажи нужную группу.

 

1.деревья, кустарники, травы

2.деревья, кустарники, ягоды

3. хвойные деревья, кустарники, травы

 

6.Укажи группу, в которой правильно перечислены названия деревьев нашего края.

 

1.кедр, ель, береза

2.кедр, дуб, рябина

3.пихта, осина, шиповник

 

7.Самое высокое дерево наших лесов?

 

1. ель   2. кедр      3. береза

 

8. Какое  из растущих у нас деревьев  сбрасывает на зиму  свои иголки – хвоинки?

 

1. кедр  2. клен  3. лиственница

 

9. Древесина какого дерева ямальских лесов самая прочная?

 

1. кедр   2. береза  3. лиственница

 

10.Самое распространенное лиственное дерево нашего леса?

 

1. тополь   2. береза    3. липа

 

 11. У ненецкого народа есть примета: похолодание на цветение этого растения.

 

1. рябина   2. черемуха  3. береза

 

12.Укажи группу, в которой правильно перечислены названия кустарников, растущих на территории Ямала.

 

1.крушина, смородина, шиповник

2.голубика, смородина, шиповник

3.барбарис, шиповник, малина

 

13.Укажи группу, в которой правильно перечислены названия съедобных ягодных кустарников нашего края.

 

1.волчье лыко, смородина, малина,

2 смородина, шиповник, голубика

3.барбарис, смородина, жимолость

 

14. У каких растений в нашей местности мягкие, сочные зеленые стебли?

 

1. кустарники   2. хвойные деревья   3. травы

 

15. Каких трав НЕТ на ЯМАЛЕ?

 

1. болотные       2. луговые       3. степные

 

16. Ямальские народы очень часто добавляют в пищу дикорастущую траву

 

1. подорожник   2. крапиву   3. лук – гусятник

 

17. Растения, которые народы Ямала используют при различных заболеваниях, называются

 

1.съедобные    2. оздоравливающие   3. лекарственные

 

18. Каким из лекарственных растений  ты будешь лечить  ранки?

 

1.подорожник       2. одуванчик    3. мать – и – мачеха

 

19. Из волокна какого растения раньше коренные народы делали полога от комаров, сети, рубахи?

 

1. белый клевер   2. вьюнок   3. крапива

 

20. К какой группе относится основной олений корм – ягель?

 

1. мхи   2. папоротники   3. лишайники

 

21. Какой мох имеет лечебные свойства и используется коренными народами  вместо ваты и бинтов?

 

1. кукушкин лен   2. сфагнум    3. венерин башмачок

 

22.Укажи группу, в которой перечислены ягоды, растущие в нашем крае.

 

        А. клюква   Б. брусника   В. черника  Г.вишня  Д. морошка

 

1.ВГД   2.АБВД  3. АБВГД

 

23. Какая из этих ягод НЕ растет на болоте?

 

1. клюква        2. брусника    3. земляника

ОТВЕТЫ:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

1

+

 

+

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

3

 

+

 

+

 

 

 

+

+

 

 

 

 

+

+

+

+

 

+

+

 

 

+

 

 

 

Викторина «Путешествие к северным народам»

 

    1. В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?  (олень)

 

2. Где и как живут северные народы? (ЯМАЛ, ХМАО)

 

3. Люди каких национальностей живут на этой суровой и прекрасной       земле? (ненцы, ханты, селькупы, коми-зыряне…)

 

4. Чем они занимаются? (рыболовство, оленеводство, охота…)

 

5. Где живут ненцы? (в тундре)

 

6. Что им служит домом? (чум)

 

7. Почему они живут не в доме, а в чуме?

 

8. Как он собирается, как обустроен?

 

9. Чем отличается зимний чум от летнего?

 

10. Чем занимается женщина ?

 

11. Чем занимается хозяин чума, какая у него работа?

 

12. Какие национальные блюда коренных жителей ты знаешь?

 

13. Какие игрушки у девочек?

 

14. Какие игрушки у мальчиков?

 

15. Что такое нарты?

 

16. Какая разница между санками и нартами?

 

17. Что такое  «хорей»?

 

18. Как называется мужская верхняя одежда? Расскажите о ней.

 

19. Как называется женская верхняя одежда? Расскажите о ней.

 

20. Что носят ненцы на ногах?

 

21. Кто такой шаман? Зачем он нужен? Чем занимается?

 

22. Какие праздники коренных народов ты знаешь?

 

23.Как образовались фамилии у ненцев?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Обобщающая викторина"20.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее занятие – викторина по теме «Права детей»

Вид - Обобщающее занятие – викторина по теме «Права детей»Тип– нетрадиционноеЦЕЛЬ занятия:Содействие развитию основ  правового сознания у детейЗАДАЧИ:     1.  Обобщить зн...

Обобщающая викторина по теме: «Одежда, обувь, головные уборы».

Данное мероприятие направлено на обобщение и закрепление материала по лексической теме: "Одежда, обувь, головные уборы"; включает мультимедийную презентацию. Может быть использована педагогами гр...

Обобщающая викторина на тему "Во саду ли, в огороде"

Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний об овощах и фруктах.Задачи:- закрепить у детей знания об обобщающих понятиях «овощи», «фрукты» и названия различных...

Обобщающая викторина по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»

Конспект итогового НОД в логопедической группе  по лексической теме "Одежда"...

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. ПРОЕКТ «МЫ ПОСТРОИМ КНИЖКИН ДОМ»

Краеведческий компонент в дошкольном образовании (родная природа, культурное наследие, трудовые традиции, литература и др.) помогает детям сознать свою принадлежность к «малой Родине». Нео...

Обобщающее занятие по теме "Цветы" в форме игры- викторины

Конспект игры - викторины для детей старшего дошкольного возраста по теме "Цветы"...

Обобщающая викторина по теме "Одежда,обувь,головные уборы"

Систематизация и закрепление знаний детей по лексическим темам «Одежда.Обувь»....