ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. ПРОЕКТ «МЫ ПОСТРОИМ КНИЖКИН ДОМ»
проект (старшая группа)

Твердова Надежда Вениаминовна

Краеведческий компонент в дошкольном образовании (родная природа, культурное наследие, трудовые традиции, литература и др.) помогает детям сознать свою принадлежность к «малой Родине». Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к Родине. 

Одним из путей воспитания патриотизма, чувства сыновней любви к Отчизне, является литературное краеведение.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx89.49 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район»

Районная организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации

Муниципальный этап областного  конкурса  профессионального мастерства  «Педагог года»C:\Users\Admin\Desktop\эмблема.jpg

ИННОВАЦИОННЫЙ   ОПЫТ    РАБОТЫ    НА ТЕМУ:

«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. ПРОЕКТ «МЫ ПОСТРОИМ КНИЖКИН ДОМ»

Автор опыта:

Твердова Надежда Вениаминовна,

воспитатель   высшей

квалификационной   категории  

Родники, 2019

Содержание:

Введение.                                                                                         3

1.Организация взаимодействия библиотеки  и дошкольного

 образовательного  учреждения  в процессе развития дошкольников      4                                

2.Литературное краеведение и его роль в процессе образования                7

и воспитания дошкольников.                                                                                    2.1 Краеведение — социально значимое и необходимое направление

 работы с детьми.                                                                                7

 2.2 Литературное краеведение  как инновационная форма

 в работе  дошкольниками.                                                                12

3. Описание проекта  по литературному краеведению  «Мы построим книжкин дом»

Список литературы                                                                         20

Введение

 Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу, языку  может сохранить страну такой же великой. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша?  В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Актуальность  опыта моей   работы  определена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в котором отмечается, что образовательный процесс в дошкольном учреждении должен отражать специфику региональных условий. Краеведческий компонент в дошкольном образовании (родная природа, культурное наследие, трудовые традиции, литература и др.) помогает детям сознать свою принадлежность к «малой Родине». Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к Родине.  

Одним из путей воспитания патриотизма, чувства сыновней любви к Отчизне, является литературное краеведение.
Литературное краеведение  призвано, прежде всего, заложить основы   высоких  патриотических  чувств, вызвать у дошкольников живой интерес к жизни родного края, способность правильной оценки общественной роли книги. Литературное краеведение - важный источник патриотического воспитания школьников, развития духовно – нравственных качеств личности.

1.Организация взаимодействия библиотеки  и дошкольного образовательного  учреждения  в процессе развития дошкольников.

Рано или поздно в жизни ребёнка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов предложения. И нам необходимо помочь ребёнку полюбить книгу, в которой открывается новый замечательный , чудесный мир.

Дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно осуществляет взаимодействие со средой, интегрирует формальное и неформальное образование; гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы. Одно из условий развития открытых образовательных систем – активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства.

Социальное партнерство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.

Взаимодействие ДОУ с социальными институтами является одним из факторов расширения познавательного интереса дошкольников. Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает:

– Формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем.

– Развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления.

– Развитие восприятия.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Библиотека, дошкольные учреждения и семья - три важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка в современном мире необходимо их взаимодействие. Детские библиотеки выступают, как главные центры читательского развития детей дошкольного возраста. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми равноправный диалог ребенка и взрослых, их интеллектуальное  и духовное партнерство.

Особая роль библиотек раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада,  в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Кроме этого, детская библиотека - центр семейного воспитания через книгу и чтение. Она всячески способствует привлечению родителей, бабушек и дедушек к совместному чтению с детьми; информирует их о новой педагогической, психологической и иной литературе в помощь воспитанию детей; предоставляет возможность получать необходимую им для общения с ребенком информацию на всех видах носителей.

Важность общественного воспитания в процессе развития детей определяет тесное сотрудничество детского сада и социума в нашем случае это детская библиотека.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми

- экскурсии в библиотеку;

- посещение мини-музея ДОУ, библиотеки;

- знакомство и взаимодействие дошкольников с библиотекой;

- участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;

- выставки рисунков и поделок;

- встречи и беседы в горнице;

- совместные праздники;

-участие в театрализованной деятельности

- организация кружковой деятельности.

2. Взаимодействие педагогов:

- совместные педагогические советы ДОУ и библиотеки;

- семинары, мастер-классы;

- взаимодействие педагогов и сотрудников библиотеки;

- совместная разработка кружковой деятельности.

3. Работа с родителями:

- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и

сотрудниками библиотеки;

- дискуссионные встречи, педагогические гостиные;

- вечера вопросов и ответов;

- дни открытых дверей;

- творческие мастерские;

- семейные встречи;

- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и тд.)

Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой,  мы ожидаем высокое качество образования, его доступности, открытости и привлекательности для детей, их родителей и всего общества, духовно- нравственное развитие в воспитании детей.

Исходя из выше изложенного, можно отметить положительное влияние взаимодействия между детским садом и библиотекой в решении задач  развития дошкольников.

Вырастить социально адаптированную, творческую, самодостаточную личность можно только при объединении усилий всего социума, всех организаций с родителями и педагогами.


2.Литературное краеведение и его роль в процессе образования и воспитания дошкольников.

2.1 Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми.

Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона.  Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой  области, его талантливыми людьми,  мы тем самым формируем глубокую детскую  привязанность к малой Родине, чувство гордости за неё.

 Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни, о его знаменитых и талантливых людях. В дошкольном возрасте педагоги знакомят детей с краеведческими сведениями о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, воспитывают гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России. Со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

 Цель краеведения в дошкольном учреждении — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры).

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие:

- формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;

 – развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;

– воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

– развивать бережное отношение к городу (природа);

– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

  Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Еще одно важное условие в работе по краеведению — создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Организация краеведческих уголков в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Работая в уголках краеведения, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии). Важным условием успеха в краеведческом образовании детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые участники истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей. Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его историю, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь. Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала.

В  течение   2018 – 2019 учебного года  согласно  разработанному мной плану, в старшей группе «Почемучки»   были проведены проекты по ознакомлению ребят с народными промыслами, ремёслами и традициями     Ивановского края. Вот их названия: «Пуговица из села Парское», «Родникам-100»,  «Народные промыслы Ивановского края», «Наше село и другие сёла Родниковского района» . Все они были приурочены к празднованию 100 – летия города Родники и образования Ивановской области.

В ходе проекта «Родникам – 100»  мы с детьми  совершали  пешие прогулки  по городу Родники, рассматривали  виртуальные  альбомы со старыми  фотографиями  города, с удивлением узнавали на них знакомые здания , историю их появления,  рассматривали фото с изображением чудесной церкви, которая , к сожалению, была разрушена в 1957 году.  Несколько раз ходили к роднику Параскевы Пятницы, посетили краеведческий музей города, приняли участие в фестивале православных фильмов «Родники православные»  с видеоклипом  к 100 – летию родного города.

Итогом  проекта «Народные промыслы Ивановского края» стало открытое занятие для педагогов и родителей «Ивановская ярмарка – широкая да яркая!»  Детям надолго запомнится  звук  заливистой  русской гармошки, на которой в ходе занятия играл дедушка одного из воспитанников, чаепитие из настоящего русского самовара и россыпь раритетных, удивительных  изделий   мастеров Ивановской земли: палехских шкатулок, кинешемских валенок, разделочных досок , расписанных  умельцами  из села Савино, половичков, подзоров и занавесок, причудливо  вышитых  Ивановскими мастерицами – строчевышивальщицами. А также на занятии можно было рассмотреть, потрогать и  «купить» изделия  гончарного дела мастеров  и чудесные изделия из лозы, лапти, деревянную посуду  и многое другое.

В ходе проекта о сёлах Родниковского района ребята побывали с экскурсиями  и подружились со старинными  сёлами Родниковского района:  Парское, Филисово, Сосновец, а также узнали историю совсем молодого села Пригородное,  где построен  наш детский садик.

Ребята  не только посетили краеведческие музеи этих сёл, но и показали свои таланты – выступили с танцем «Родные просторы» на настоящей  Парской  ярмарке.

После многочисленных посещений музеев  дошкольники  решили сами попробовать себя в роли экскурсоводов. Силами родителей  и педагогов  в группе был организован мини – музей старинных вещей. На открытом занятии для  воспитателей  и родителей ребята провели для них замечательную экскурсию по своему мини-музею, рассказав историю русской балалайки, гончарной посуды,  самовара, валенок и  даже пригласив родителей на русский народный танец, исполнив мелодию на деревянных ложках.

В течении нескольких лет в группе функционирует родительский клуб «Счастливый ребёнок». На ряде  встреч в  мы с родителями с удовольствием создали интерактивные книги – пособия с играми для наших детей: «Промыслы Ивановского края», «Деревья в названиях сёл Родниковского района» (по книге родниковского краеведа  Сафронова) и др.  

Совсем недавно мы провели с ребятами ещё одну интереснейшую исследовательскую деятельность, приуроченную к 75 –ой годовщине Великой Победы. Ребята  вместе с родителями приняли участие в создании видеофильма о героях, участниках Великой Отечественной войны, прабабушек и прадедушек  ребят нашей группы.  Для этого были изучены семейные архивы детей  нашей группы,  проведена обширная поисковая деятельность на сайтах «Мемориал» и «Подвиг народа» с целью узнать новое о героях – прадедах .Наш видеофильм был направлен в г.Иваново  на конкурс, посвящённый Дню Победы, и стал победителем.

2.2 Литературное краеведение  как инновационная форма в работе с дошкольниками.

Наиболее эффективным средством формирования у детей  духовно-нравственных, патриотических, интернациональных, культурных черт является литературно-краеведческая работа. Литературное краеведение, краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли. Они обладают свойством увлекать, захватывать человека, вносить в его жизнь радость приобщения к миру неизвестного и начинать такую работу, я уверена,  можно  и с ребятами  старшего дошкольного возраста.

Д.С. Лихачёв утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной».

В основополагающем документе Министерства образования РФ «Федеральный государственный образовательный стандарт» определены роль и значимость творчества современных поэтов и прозаиков регионального значения.

Об использовании местного материала в процессе обучения и воспитания писали Я. А. Коменский, А. Дистервег, И. Г. Песталоции, Ж. Ж. Руссо. В России эту идею развивали Н. Х. Вессель, Е. А. Звягинцев, Н. И. Новиков, Д. Д. Семёнов, К. Д. Ушинский.

 Литературное краеведение — изучение местной литературной жизни (края, области, района, города), биографии писателей, связанных с той или иной местностью (так называемые «литературные места»), где писатель родился, жил, бывал и т. п.; литературных произведений и художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, бытом и людьми того или иного края. 

Литературное краеведение в образовательном учреждении может освещать такие аспекты, как:

  • Изучение жизни и творчества местных писателей, родившихся в крае и тесно с ним связанных;
  • Изучение жизни и творчества писателей-классиков плане регионально-краеведческих связей;
  • Исследование современной литературной жизни в крае (области, районе);
  • Область (край, район) в художественной литературе;
  • История развития литературы в крае.

Ивановский край имеет богатую литературную историю, связанную с именами выдающихся русских писателей, включая активных участников современного литературного процесса.

В дошкольных образовательных учреждениях Ивановской области  использование  творчества  местных авторов носит эпизодический характер, ему не придается должной значимости.

Отсюда возникает противоречие между необходимостью использования произведений  ивановских  авторов с целью расширения знаний детей старшего дошкольного возраста о родном крае и ее недооценкой и эпизодическим характером в дошкольном образовательном учреждении.

Именно от осознания этого противоречия  у нас и возникла идея совместного  с Публичной библиотекой проекта  по литературному краеведению, целью которого  стало  определение  эффективность влияния произведений ивановских авторов на расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о родном крае.

3. Проект по литературному краеведению  «Мы построим книжкин дом».

Проект по литературному краеведению «Мы построим книжкин дом» разработан в рамках библиотечной программы «Растим читателя», действующей в МУК Родниковской районной ЦБС с 2018 года и ориентированной на детей-дошкольников, их родителей и педагогов. Проект также приурочен к 100-летию Иваново-Вознесенской губернии в 2018 году и 100-летию г.Родники.

 В ходе проекта дети и их родители посещали  библиотеку, где принимали  участие в мероприятиях, посвященных творчеству детских  писателей  Ивановской области.  

Знакомясь с детскими писателями ивановского края, участники проекта «строили» макет домика, где в каждом окошечке – портрет очередного писателя. Макет домика сделан из коробок отдельными блоками.

Основными  идеями  проекта стали:

  •  Чтение – важная составляющая развития дошкольников. Чтение – это и развитие, и воспитание, и обучение детей.
  •  Семейное чтение, совместные походы в детскую библиотеку с родителями оказывают неоценимую пользу в развитии ребенка, в укреплении семейных ценностей и установлении эмоциональной связи детей с родителями.
  •  Знание детских писателей своего родного края помогает ощутить и осознать связь литературы с окружающей действительностью.

В современной ситуации с детским чтением прослеживается явное противоречие - родители, осознавая важность чтения для детей,  в основной своей массе не уделяют достаточного внимания этому виду деятельности дошкольников (мало читают детям вслух, не стремятся иметь дома достаточное количество детских книг, не посещают с детьми библиотеку). Родители испытывают информационный голод в вопросах детского чтения – плохо разбираются в детской литературе, так как сами уже относятся к мало читающему поколению, не знакомы с современными авторами, не знают писателей своего края.

Практическая значимость и новизна проекта заключается в следующем:

  • Формирование списка писателей Ивановского края (родившихся в Ивановской области, или живших какое-то время или живущих ныне на ее территории), творчество которых представляет интерес именно для детей дошкольного возраста.
  • Возможность воспроизведения проекта на территории Ивановской области.

Возраст детей – участников проекта 5 – 7 лет.

Сроки проведения проект: проект рассчитан на 1 год – с ноября 2018 года по октябрь 2019 года. Занятия проходили  1-2 раза в месяц.

Формы проведения мероприятий по проекту: беседы, мастер-классы, творческие семейные посиделки, театрализованные представления, литературные часы, громкие чтения, которые проходят как в библиотеке, так и в детском саду, в группе, по принципу «библиотечного десанта».

Цель проекта: приобщать детей к чтению и обогащать  знания детей  и их родителей о  детских поэтах и писателях Ивановского края.

Задачи проекта:

  • Показать социальную значимость библиотеки;
  • Вовлечь детей и их родителей в познавательную краеведческую деятельность;
  • Расширить кругозор детей;
  • Создать новые игровые ситуации для детей;
  • Показать родителям библиотеку как место для развития их детей и укрепления  семейных отношений.

Рассказать родителям о проекте «Книжкин дом» было решено на, уже ставшим доброй традицией  заседании клуба «Счастливый ребёнок» в ноябре 2018 года.  Методисты Публичной библиотеки провели беседу «Нужно ли читать современным детям?», озвучили основные проблемы развития детей в современном обществе  и пути их решения, а также предложили для заполнения анкеты «Ваш ребёнок и книга». Родителям был представлен план долгосрочного проекта  по литературному краеведению по творчеству детских писателей и поэтов Ивановского края. Методисты представили на рассмотрение родителей ряд книг  ивановских авторов, зачитали отрывки  их произведений. Родителями было получено приглашение посетить Публичную библиотеку вместе с детьми и стать ее постоянными читателями.

Старт проекту был дан, и уже через неделю сотрудники библиотеки посетили группу «Почемучки» с библиодесантом  «Мешок историй» по творчеству  писателя – родниковца Мишутина Н.С. Ребята начали «строить» книжкин домик, с удовольствием послушали сказку Мишутина «Ёжик и ёршик», примерили на себя роль грибочка, с увлечением раскрашивали рисунки по сказке.

Следующая встреча методистов библиотеки, педагогов, родителей и ребятишек состоялась в декабре 2018 года. Она прошла на базе Публичной библиотеки. Дети  и родители познакомились с творчеством ивановского писателя Кочнёва М.Х., основными видами текстильного производства – прядением, ткачеством, окрашиванием тканей. Сказы Михаила Кочнёва не имеют аналогов в мире и, несомненно, заинтересовали наших ребят. Особенно нравится читать им сказы из книги «Миткалевая метель», события которой происходят в городе Иваново и других городах области, таких близких и знакомых. Дети рассматривали изображение герба Ивановской области, герба города Родники, а затем  и сами примерили на себя роль настоящих ивановских ткачей – участвовали в мастер-классе по ткачеству на рамке. Вместе с родителями дошкольники с интересом рассматривали образцы ситцевых и льняных текстильных тканей, а затем попробовали придумать свой образец для их окрашивания. Эскизы создавали с помощью трафаретов, краски и губки.

 После каникул, в январе 2019 года на базе Публичной библиотеки состоялись семейные посиделки «Сказочный хоровод». Дети и родители группы «Почемучки» посредством театра познакомились с творчеством ивановского писателя Дудина М.Н. и его произведением для детей «Сказочный хоровод», с удовольствием водили хороводы  и выступали в роли персонажей произведения.

В феврале 2019 года  методисты Публичной библиотеки встретились  с ребятами в группе детского сада и провели литературный час по творчеству ивановского детского писателя и поэта Сон С.Л. Встреча получилась увлекательной и интересной, как всегда, с шутками, чтением стихов, играми и творческим заданием для детей.

А в марте 2019 года планировалась игра – представление «Сказка дивная» , в ходе которой дети должны были узнать о творчестве ивановского детского писателя А.Н.Часова, но получилось всё гораздо интереснее. Алексей Николаевич приехал в библиотеку сам! Встреча была незабываемой и очень интересной. Писатель не только читал детям и взрослым свои стихи, но и аккомпанировал себе на гитаре, чем привёл ребят в полный восторг! Детский смех не смолкал на протяжении всей встречи. Затем ребята, как и планировалось, показали кукольный спектакль по сказке А.Н.Часова «Теремок» в стихах и продекламировали четверостишья из его детских произведений. А в конце с удовольствием сфотографировались на память, приняли в дар от писателя книги с его стихами и договорились ещё раз встретиться в любимой  библиотеке.

В апреле методисты библиотеки еще раз посетили наш детский сад с целью познакомить ребят с творчеством ещё одного современного детского писателя и  поэта из города Иваново И.А.Жукова, расширяя, таким образом, знания дошкольников о творческих людях родного края. Дети с интересом посмотрели презентацию о писателе, послушали его сказки и стихи, творчески отнеслись к заданию выполнить иллюстрацию к его произведениям.

В мае 2019 года состоялся костюмированный бал «В гостях у феи». Девочки примерили на себя наряды феечек, а мальчики – гномиков. И не просто так, а потому что речь на этом занятии шла  о замечательном писателе К.Д. Бальмонте , уроженце города  Шуя  Ивановской области. Дети «достроили» книжкин дом, открыли последнее окошечко с фотографией писателя – земляка, и в июне подвели итог проекта « Мы построим книжкин дом» на занятии в библиотеке, которое получило название литературной карусели «Кто в домике живёт?».

Родители, педагоги и дети закрепили свои знания о писателях и поэтах Ивановского края, которые пишут свои произведения для детей с помощью импровизированной карусели.

Проект «Мы построим книжкин дом» по литературному краеведению подтвердил, что, действительно, чтение – важная составляющая развития дошкольников. Чтение – это и развитие, и воспитание, и обучение детей.

Действительно, семейное чтение, совместные походы в детскую библиотеку с родителями оказывают неоценимую пользу в развитии ребенка, в укреплении семейных ценностей и установлении эмоциональной связи детей с родителями, а знание детских писателей своего родного края помогает ощутить и осознать связь литературы с окружающей действительностью.

Список литературы:

  1. Мишутин, Н.С. Пашкин корабль: рассказы/Н.С. Мишутин; худ. М.А. Ильин.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1966.- 47с.:ил.
  2. Кочнев, М.Х. Миткалевая метель: сказы/вступит.ст. П.В. Куприяновского.- Ярославль:Верхне-Волжское книжное издательство, 1985.- 271с.
  3. Герасимов, В. Страна по имени текстиль/В. Герасимов. – Ярославль: Верхневолжское книжное издательство.- 1984. - 96с.
  4. Ивановский край в истории Отечества: учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 9 класса/К.Е. Балдин, В.Г. Барвенко,  Г.В. Иванов; под ред. К.Е. Балдина; метод обеспечение – Е.Д. Ерискина. – Иваново: ИД «Референт». – 2007. – 206с.: ил.
  5. Мишутин, Н.С. Ежик и ершик: Сказки, рассказы/худ. В.Н. Гончаров.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2015.-63с.: ил.
  6. Сон, С.Д. Чудеса на самом деле: [стихи]/С.Д. Сон.- Иваново: ООО ИИТ «А-ГРИФ», 2008.-24с.: ил.
  7. Дудин, М.А.  Хоровод: [Стихи]/ ред. В.И. Серебряная; рис. И.И. Ершова.- 2-е изд.- Фурманов: «Издательский Дом Николаевых», 2013.-28с.: ил.
  8. Часов, А.Н. Чудо первого апреля: стихи, рассказы, фантастическая повесть/А.Н. Часов. - Иваново: «Талка», 1994.- 175с.: ил.
  9. Часов, А.Н. Дракончиик: сказки/А.Н.Часов.-Иваново,2008.-38с.:ил.
  10. Часов, А.Н. Если бы не НЛО:фантастич.повести/А.Н.Часов.-Иваново,1992.-78с.:ил.
  11. Часов,А. Н. Ивановские песни: стихи/А.Н.Часов.-Иваново,1995.-130с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт воспитателя Арсентьевой Натальи Викторовны по теме «ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С БАСНЕЙ»

Литературное развитие ребенка это – понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-х...

Транслирование опыта работы. Доклад "Методика преподавания исторического и литературного краеведения в дошкольном образовательном учреждении" для областных гуманитарных чтений по теме" Сахалин М.В Теплинского, Г.И Мироманова и М.Л Полянского"

Представлена концептуальная основа воспитания и обучения духовно-нравственного развития детей, организация развивающей предметно-пространственной среды. Предложены темы по ознакомлению с малой Родиной...

Городской литературный конкурс "Дом, который построил Маршак"

Городской литературный конкурс прошёл в форме литературнай  квест-игры по произведениям С.Я.Маршака с участием воспитанников подготовительных групп, учащихся первых классов, родителей, учителей, ...

Городской Литературный праздник "Дом который построил Маршак"

Мероприятие  прошло в форме литературного конкурса  «Дом, который построил Маршак» с участием школьников 2Б класса МОУ «СОШ №15 с углублённым изучением отдельных предметов...

Литературный конкурс "Дом, который построил Маршак". Муниципальный уровень 2017г.

Наши воспитанники и педагог, Андреенкова Татьяна Николаевна,  приняли участие в городском литературном праздник "Дом, который построил Маршак".Литературный праздник проводится в муницип...

проект " Мы построим книжкин дом" (по ознакомлению детей старшей группы с писателями и поэтами Ивановского края)

Для достижения положительных результатов  в развитии ребёнка невозможно ограничиться  только работой, проведённой в стенах детского сада. Поэтому важным в работе считаю сотрудничество с друг...