Методические рекомендации по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольно
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад №89 «Парус»
городского округа «город Якутск»
Методические рекомендации по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к героическому эпосу «Олонхо»
Елисеева Марина Михайловна
воспитатель старшей якутской группы «Мичээр»
Якутск, 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Межкультурная и этнокультурная компетентность ребенка дошкольного возраста, концептуально декларированная как ценностно-значимая, сегодня редко рассматривается. Но эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться или формировать ее с детства. Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошкольного образования выдвигается формирование этнокультурной компетентности как основы межкультурной компетентности.
Цель технологии: приобщение детей к культурному наследию предков, формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста на примере героического эпоса народа саха – «Олонхо».
В соответствии с этой целью нами выделены следующие задачи:
- создать культурологическую предметно-пространственную среду развития ребенка и оказать ему помощь в самоопределении, национальной самоидентификации, национальном самосознании на базе своей культуры;
- развивать эмпатию, доброту, дружеские толерантные отношения, умение тактично предлагать свою помощь или обращаться за помощью, способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком;
- воспитывать в детях стремление к активному познанию жизни,
- развивать художественно-речевые, исполнительские навыки, формировать эстетический вкус и интерес к олонхо;
- развивать внимание, память, творческое мышление, воображение, умение видеть прекрасное,;
- создать условия для понимания искусства, мировой культуры через интерес к посещению музеев города, слушание аудиозаписи олонхо, собственное инсценирование, изобразительную деятельность;
- проводить воспитательно-образовательную работу в игровой форме, используя различные виды развивающих игр, традиционные и активные методы, приемы и формы обучения и воспитания детей.
Якутский героический эпос олонхо – выдающейся памятник эпического наследия тюрко-монгольского мира, является вершиной и синтезом устной поэзии народа. Олонхо представляет собой уникальный феномен концентрации генетической памяти, мировоззрения, философии, религиозных представлений, обрядов и обычаев, песенной и устной сказительской традиции в виде импровизации и традиционных запевов, сохранивший на протяжении столетий культурную идентичность якутского народа. Олонхо состоит из множество сказаний о подвигах древних богатырей, средний размер которых достигает 10-20 тысяч, а иногда превышает 50 тысяч стихотворных строк. Язык и стиль олонхо представляют собой высшую форму обработанной, отшлифованной, художественно организованной устной поэтической речи. Олонхо передавалось из уст уста в виде устной сказительской традиции. Олонхо в прошлом бытовало в народе во множество вариантов, существовали локальные устные сказительские школы, например, таттинская, амгинская, усть-алданская, вилюйская, верхоянская и др.
В настоящее время у нас в республике идет ознакомление с олонхо с малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант. Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, смелыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе. Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни. В дошкольных учреждениях республики накоплен богатый опыт знакомства с героями эпоса олонхо.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Реализация.
Технология формирования этнокультурной компетентности детей через приобщение к олонхо реализуется поэтапно через систему занятий. Нами разработан календарно-тематический план, система занятий, диагностика уровней сформированности этнокультурной компетентности старших дошкольников.
1 этап: С октября месяца занятия объединяются общей темой «Героический эпос олонхо народа саха». На этом этапе знакомим детей с миром олонхо. Совместно с родителями проводим выставку «Древо жизни». Знакомим с творчеством якутских художников Т. Степанова, В. Карамзина, П. Пестрякова, Н. Ябловской. После диалогов и бесед с детьми, рисование по впечатлению: здесь дети делятся впечатлениями, рассказывают и рисуют. Воспитателю необходимо развивать в детях внимание, воображение, фантазию. Методы и методические приемы, используемые на занятиях 1 этапа – беседа, диалог, рассматривание репродукций, обсуждение, анализ, сравнение, посиделки у камелька, графическая речь, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков – эскизов.
2 этап с ноября месяца занятия объединяются темой «История предков». Здесь детей знакомим детей с историей наших предков: жилище, якутская национальная одежда (богатырей), посуда. Здесь широко используется воспитателями информация из разных источников, в том числе из Интернета, занятия проводятся с использованием ТСО, компьютерных технологий.
Предлагаем целевую экскурсию в Краеведческий музей, в Музей фольклора народов Севера, музей Хомуса, которые находятся в г. Якутске.
В декабре месяце пригласите сотрудников музея, для проведения с детьми занятия на тему «Игры наших предков». Сотрудники музея проведут для детей беседы и экскурсию, это взаимодействие с музеем очень полезно.
Далее начните прослушивание аудиозаписи олонхо «Ньургун Ботур Стремительный» в исполнении знаменитых в Якутии олонхосутов. Цель занятий: формирование интереса к олонхо. Аудиозаписи обязательно должны быть хорошего качества. На этом этапе дети очень естественно улавливают связь олонхо с природно-эмоциональным началом. После слушания олонхо – диалог и беседа с детьми, рисование по впечатлению, показ мультипликационного варианта олонхо «Ньургун Ботур Стремительный».
На 3 этапе (январь-февраль) начинается работа по взаимодействию детей и воспитателей с педагогами дополнительного образования по двуязычию, хореографии, изобразительной деятельности, музыкальным руководителем. Это очень большая плодотворная и творческая работа, которая потом выливается в красивое действо по инсценированию олонхо, а в перспективе, в научно-практическую конференцию, где дети выступают по придуманным и выбранным ими темам. На данном этапе широко используются метод проектов и интегрированный метод. Здесь необходимо отметить, что при выполнении проектов взаимодействие с родителями обязательно. Форма работы с родителями: родительские собрания, консультации, семинары, индивидуальная работа, где родителям оказывается методическая помощь при раскрытии темы с ребенком. Более подробно рассказывается кто такие богатыри, «абаасы», богатырские кони, какая национальная посуда (предков, нашего времени), национальные блюда есть у народа саха, что за животные срединного мира ( дикие, домашние), птицы Якутии описаны в эпосе, что такое «мягкое золото Якутии», ,) и т.д.
4 этап – обобщающий (март, апрель). На обобщающем этапе в детском саду по результатам проектной деятельности проводится научно-практическая конференция, где участники проекта, в празднично убранном музыкальном зале, представляют свои проекты на всеобщее обозрение. Мероприятие проходит очень интересно, детям нравится представлять свои работы жюри и зрителям. По итогам конференции детям выдаются дипломы и сертификаты.
Так же ведется совместная работа воспитателя с руководителем изостудии детского
сада по выполнению творческих работ по эскизам, выполненным на предыдущих этапах. Из эскизов, выполненных в группе, руководитель изостудии выбирает наиболее удачные и интересные. С этими детьми проводится работа по выполнению картины в условиях изостудии. Темы разные по замыслу и предварительным эскизам детей. Лучшие рисунки участвуют в городском конкурсе «Олонхо глазами детей».
В апреле или мае среди городских ДОУ проводится, ставший традиционным, конкурс «Туой тойук, дуорай хомус!», где дети могут участвовать с театрализованной постановкой отрывка из олонхо.
Предлагаем для реализации подробный календарно-тематический план занятий, диагностику сформированности уровня этнокультурной компетентности старших дошкольников, а также примерный конспект развлечения.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В.Ф. Афанасьев. – Якутск, 1979. – Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. 2.Бордовская А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304с.
3.Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2001 Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. – М., 1990. – 143с.
4.Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. – М., 1990. – 143с. 209с.
5.Григорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Академия, 2003.- - 106 с.
6. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище. Доклад международной комиссии по образованию для XXI века / Ж.Делор. – Изд-во ЮНЕСКО, 1997.– 17с.
7. Итс Р.Ф. Введение в этнографию / Р.Ф. Итс. – Алма-Ата, 1991. – 168с.
8. Кларина Л.М. Детская проектная деятельность / Л.М. Кларина// Игра и дети. – 2006. - №4. – С. 2 -3
9. Лихачёв Д.С. Память культуры и культура памяти / Д.С. Лихачев // Юный
художник. – 1983. - № 8. – С. 1 - 3.
10. Лобок А.М. Психология мифа: автореф. дис. ...д-ра психол. наук / А.М. Лобок. – М., 1998. – 55с. 1. Мординов, А.Е. Сахаларга философскай сана уоскээхинэ // Лауреат Госуд. премии им. П.А. Ойунского А.Е. Мординов / А.Е. Мординов. – Якутск, 1996. – 23с.
11. Новиков А.Г. О менталитете народа Саха: монография / А.Г. Новиков. – Якутск: Изд-во Аналитического центра при Президенте Республики Саха (Якутия), 1995. – 141с.
12. Попов Б.Н. Вера - вероучение – религия / Б.Н. Попов// Тускул. – 2002. - № 1. – С. 7-8.
13.Саввинов В.М. О компетентностном подходе / В.М. Саввинов // Народное образование Якутии. – 2003. - №2. – С.18-23.
14.Степанова О.Н., Филиппова. П.И. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в поликультурной образовательной среде дошкольного учреждения / Степанова О. Н., Филиппова П.И. ; Ин – т повышения квалификации работников образования имени С.Н. Донского – 2. – Якутск: изд – во ИПКРО имени С. Н. Донского – 2, 2006. – 68 с4
15.Чомчуук саас: ФГНУ « Научно – исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия )»№3 (23)2011. Ред. колл: Григорьева А.А., Николаева А. В., Ефимова Д.Г., Аммосова В. В., Иванова А.В.
16.Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника: дис. канд. пед. наук / Р.М. Чумичева. – Ростов-на Дону, 1995. – 248с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации по проведению физкультурных занятий, развлечений, физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста. Примерный конспект занятия по физо....
методические рекомендации "Методика обучения детей в старшем дошкольном возрасте игры в баскетбол"
В этом материале показано, как можно научить детей в старшем дошкольном возрасте играть в баскетбол по упрощённым правилам...
Методические рекомендации по организации театрализованной игры (старший дошкольный возраст).
На современном этапе развития общества, ввиду его объективной интеллектуализации, проблема организации театрально – игровой деятельности старших дошкольников стоит особенно остро, поскольку она способ...
Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое з...
Методические рекомендации для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию"
Методические рекомендации ознакомят с особенностями организации по обучению детей творческому рассказыванию по картинкам....
Методические рекомендации по формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Методические рекомендациипо формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
"Методические рекомендации для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Режиссерская игра как развитие познавательной деятельности".
Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способност...