Программа дополнительного общеразвивающего образования "Речевичок"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Мыльникова Альбина Сергеевна

Дополнительная образовательная программа «Речевичок» относится к программам речевой направленности и ориентирована на совершенствование лексико-грамматическго строя речи, обучающихся среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_._rechevichok_2.docx68.1 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Управление образования

 Администрации городского округа Истра Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Дедовская средняя общеобразовательная школа №1»

(МОУ «Дедовская СОШ №1»).

143530, Российская Федерация, Московская область, г.Дедовск, ул.Гагарина, дом 6;

ИНН 5017048930/КПП 501701001; е-mail:istr_mou_dedovskaya@mosreg.ru тел..8 (498-31) 7-71-14                                                          

РАССМОТРЕНО                                                                                            УТВЕРЖДЕНО

на заседании научно-методического совета                                    Директор МОУ «СОШ №1» г.Дедовск

от «     »             2024 г. протокол №                                                                __________ / Колупаев Р.В./

                                                                                                         Приказ №  от «   »                2024г.

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

______________________социально-гуманитарное_________________________

/направление/

___________________"Речевичок"__________________

/название программы/

(Стартовый уровень)

Возраст обучающихся: _4-5 лет

                                                                               Срок реализации: _1 год____

                                                                                  Автор – составитель:

                                                                                           Учитель-логопед Мыльникова А.С.

г.Дедовск, 2024г

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь.

Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.

Речь – это сложная функция, её развитие зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Развитие речи детей - одна из основных задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в лице педагогов, и родители.

Дополнительная образовательная программа «Речевичок» (далее - Программа) относится к программам речевой направленности и ориентирована на совершенствование всех компонентов речи, обучающихся среднего дошкольного возраста.

Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями).

2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 403-ФЗ.

3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период

до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 996-р).

5. План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в

Российской Федерации на период до 2025 года (утверждён распоряжением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р)

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 г. № 629).

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» от 03.09.2019 г. № 467.

8. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28).

9. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2).

10. Распоряжение Министерства образования Московской области от 31.08.2023 г. № Р-900 «Об организации работы в рамках реализации персонифицированного учёта и системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Московской области».

11. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

12. "Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества

дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны" (Письмо Минпросвещения России от 29.09.2023 N АБ-3935/06 "О методических рекомендациях").

13. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

14. Устав МОУ «Дедовская СОШ №1» и локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность.

  1. Дополнительная общеразвивающая программа по «социально-педагогическому направлению разработана на основе системы коррекционной работы в средней группе. При разработке системы автор опирался на программу ФОП ДО и ФГОС ДО, и инновационной программы «От рождения до школы». В программе учитывается принцип ведущей игровой деятельности дошкольников, включены дидактические игры и игровые упражнения. Программа построена в виде        тематических занятий, дополнена занимательными логоритмическими упражнениями, упражнениями самомассажа, зрительной гимнастикой, дыхательными упражнениями, поддерживающими тему занятия.

Нормативные правовые акты

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022) https://vcht.center/wp-content/uploads/1.Federalnyj-zakon-ot-29.12.2012-N-273-FZ-red.-ot-16.04.2022.pdf

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

  http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf

3.Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. От 11.04.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» https://vcht.center/wp-content/uploads/3.-Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-26.12.2017-N-1642-red.-ot.pdf

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» https://vcht.center/wp-content/uploads/4.-Kontseptsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej.pdf

5.Национальный проект «Образование» Протокол от 03.09.2018 №10 Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам Информационные материалы к паспорту Национального проекта «Образование» https://vcht.center/wp-content/uploads/5.-pasport-NPO-2018.pdf

6.Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» https://vcht.center/wp-content/uploads/2019/12/TSelevaya-model-razvitiya-reg-sistem-DOD.pdf

7.Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 “Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды” https://vcht.center/wp-content/uploads/2020/01/56962.pdf 

8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» https://vcht.center/wp-content/uploads/11.-Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-23.08.2017-N-816.pdf

9.Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей — Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». – М.: Фонд новых форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический университет имени Н. Э. Баумана 2017 – 608 с. https://vcht.center/wp-content/uploads/14.-Instrumentarij-rabotnika-DOD.pdf 

10. Распоряжение Минпросвещения России от 21 июня 2021 г. № Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» https://vcht.center/wp-content/uploads/16.-R-126_ot_21.06.2021-Ob-utverzhdenii-vedomstvennoj-tselevoj-programmy-Razvitie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-vyyavlenie-i-podderzhka-lits-proyavivshih-vydayushhiesya-sposobnosti.pdf

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf 

12. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705290022.pdf 

13. Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 года N 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» https://vcht.center/wp-content/uploads/19.-Plan-desyatiletie-detstva-do-2027.pdf

14. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. n р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»

 https://vcht.center/wp-content/uploads/2020/02/Rasporyazhenie-Minprosveshheniya-Rossii-ot-25.12.2019-N-R-145-Ob.pdf

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71993040/ 

16. Методичесике рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области от 24.03.2016 г. https://semiaidom-oz.ru/wp-content/uploads/2020/08/Metod-rekom-ke-Pr-DO-24.03.16-Kartushin-JuV_-Prihodko-IB.pdf

Актуальность Программы

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью своевременного и правильного развитие речи ребенка, так как это является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребенка, важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития. Одновременно с речью развивается мышление, память, воображение.

Дети с хорошей речью легко вступают в контакт со сверстниками, могут понятно излагать свои мысли и желания. Нормальное речевое развитие позволяют ребенку постепенно усваивать новые понятия, расширять свой запас знаний и представлений об окружающем. Речь и язык выполняет психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребёнка - дошкольника.

Эта общая задача состоит из ряда частых задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активации словаря, совершенствования правильности речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову.

Самое главное заключается в том, чтобы ребёнок не только усвоил слова, но и научился их употреблять по собственному усмотрению.

Отличительная особенность программы

Особенностью программы является использование элементов различных современных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – речевое развитие, развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Речевое и языковое развитие ребенка плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности невозможно без использования игровых форм. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, а также подвижные игры. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, развивают грамотность ребенка.

Адресат Программы.

Программа «Речевичок» предназначена для детей средней группы в возрасте 4-5 лет.

Особенности речевого развития детей 4-5 лет

Начиная с четырех лет жизни, фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передает содержание картинок. Дети 4-5 лет могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, передавать своими словами личные впечатления. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регулятивной речи.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества, идет процесс увеличения словаря — как активного, так и пассивного. К 5 годам активный словарь ребенка достигает 1900-2500 слов. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Одновременно с расширением словаря у ребенка совершенствуется и звуковая сторона речи, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками раннего онтогенеза; исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить сонорные звуки л, р. Обычно на пятом году жизни артикуляционный аппарат ребенка уже достигает достаточного совершенства для того, чтобы малыш мог правильно произносить все звуки. Однако у некоторых детей еще может наблюдаться вялость мышц языка, губ, нижней челюсти, это вызывает ошибки в произнесении отдельных звуков и общую нечеткость речи. Поэтому тренировка артикуляционного аппарата продолжает оставаться важной задачей. У некоторых детей недостаточно развита интонационная выразительность, имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Объем и срок реализации Программы 

Общий объем Программы – 34 занятия.

Срок реализации Программы: 1 учебный год

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут в соответствии с СанПиНом 1.2.3685-21 от 28.01.2021 № 2.

Время проведения учебных занятий регулируется расписанием. В каникулярное время в расписание занятий могут вноситься изменения по времени проведения занятий.

Особенности реализации Программы и организации образовательного процесса.

Набор учащихся в группу производится в свободном порядке, по письменному заявлению родителей (законных представителей) и желанию ребенка из числа воспитанников средних групп ДОУ.

Состав учебной группы постоянный, до 12 человек (согласно СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 № 2).  

Формы и методы, используемые для реализации Программы. 

  • Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и   учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, личный пример взрослых);
  • Словесные (беседы, дискуссии, чтение художественной литературы, загадки, пословицы, моделирование ситуации);
  • Практические (игровые ситуации, моделирование ситуации, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, речь с движением).

Занятия построены в игровой форме, которые понятны и интересны детям.  

1.2. Цель и задачи Программы

Цель: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей, своевременное предупреждение и устранение возможных недочётов в речи детей, вовлечение их в активную речевую работу для наибольшей эффективности в овладении языком.

Задачи: 

  1. Формировать артикуляционные уклады, до уровня подготовки к постановке звуков.
  2. Развивать фонематический слух и звуковую культуру слова.
  3. Развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание;
  4. Развивать общую и мелкую моторику;
  5. Формировать лексико-грамматический строй речи;
  6. Формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов, потешек, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий;
  7. Формировать познавательную активность детей;
  8. Совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление;
  9. Обучать навыкам эффективной коммуникации.

1.3 Планируемые результаты освоения программы

  • Развитие артикуляционных укладов до уровня готовности к постановке звука;
  • Повышение уровня познавательной активности детей;
  • Обогащение номинативного, предикативного и качественного словаря детей грамматическими категориями;
  • Умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;
  • Воспитание культуры речевого общения как части речевого этикета.
  • Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

  • Улучшение результатов диагностики развития речи.

1.4. Содержание Программы

Учебный план

П\п

Название темы занятия

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

«Давайте познакомимся!»

1

0.5

0.5

Игровые практические упражнения

2

«Наш детский сад»

1

1

Игровые практические упражнения

3

«Игрушки»

1

1

Игровые практические упражнения

4

«Фрукты»

1

1

Игровые практические упражнения

5

«Овощи»

1

1

Игровые практические упражнения

6

«Во саду ли, в огороде»

1

1

Игровые практические упражнения

7

«Осень золотая»

1

1

Игровые практические упражнения

8

«Лесная прогулка»

1

1

Игровые практические упражнения

9

«Перелетные птицы»

1

1

Игровые практические упражнения

10

«Дикие животные»

1

1

Игровые практические упражнения

11

«Домашние животные»

1

1

Игровые практические упражнения

12

«Дикие и домашние животные»

1

1

Игровые практические упражнения

13

«Птичий двор»

1

1

Игровые практические упражнения

14

«Зимушка красавица»

1

1

Игровые практические упражнения

15

«Новый год к нам идет!»

1

1

Игровые практические упражнения

16

«Зимующие птицы»

1

1

Игровые практические упражнения

17

«Зимние забавы»

1

1

Игровые практические упражнения

18

«Одежда, головные уборы»

1

1

Игровые практические упражнения

19

«Обувь»

1

1

Игровые практические упражнения

20

«Что в моей   квартире?»

1

1

Игровые практические упражнения

21

«Бытовая техника»

1

1

Игровые практические упражнения

22

«Профессии»

1

1

Игровые практические упражнения

23

«Наша армия»

1

1

Игровые практические упражнения

24

«Мамин праздник»

1

1

Игровые практические упражнения

25

«Моя семья»

1

1

Игровые практические упражнения

26

«К нам весна шагает!»

1

1

Игровые практические упражнения

27

«Посуда»

1

1

Игровые практические упражнения

28

«Продукты»

1

1

Игровые практические упражнения

29

«Этот загадочный космос»

1

1

Игровые практические упражнения

30

«Зайчики

в трамвайчике»

1

1

Игровые практические упражнения

31

«Морские обитатели»

1

1

Игровые практические упражнения

32

«Колокольчики-ромашки»

1

1

Игровые практические упражнения

33

«Букашки-таракашки»

1

1

Игровые практические упражнения

34

«Лето»

1

1

Игровые практические упражнения

34

0.5

33.5

Содержание учебного плана

Раздел

Содержание

Звукопроизношение

Подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.

Работа над слоговой структурой слова

Упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов (мак-погремушка, кот-велосипед, дом-черепаха).

Учить детей передавать ритмический рисунок слова.

Развитие общих речевых навыков

Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.

Работать над плавностью речи.

Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

Выработать правильный темп речи.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Лексика

Конкретизировать знания детей по лексическим темам.

Развитие грамматического строя

Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.

Учить детей согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже.

Научить использовать в речи простые предлоги: на, с, в, из, по.

Учить детей образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами и суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят.

Обучение связной речи

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.

Развивать диалогическую речь. Стимулировать речевые реакции. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.

Учить детей поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них. Поддерживать общение между детьми, учить детей выслушивать друг друга до конца.

Учить детей составлять простые предложения из 2-3 слов (по демонстрации действия и по картинке).

Учить детей составлять рассказы из 3 предложений о предмете и по картинке, пересказывать знакомые сказки по ролям с драматизацией.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

на 2024-2025 учебный год

неделя

занятия

Параметры занятия

Тема

Краткое описание содержания занятия

Сентябрь

3

1

«Давайте познакомимся!»

Знакомство с детьми.

Знакомство детей с артикуляционной гимнастикой.

Знакомство с дыхательной гимнастикой.

Ознакомительная беседа с детьми.

Физ. Минутка «Друзья»

Знакомство с пальчиковой гимнастикой «Знакомство пальчиков»

4

2

«Наш детский сад»

1.Обобщение знаний детей о детском саде;

2. Расширение и активизация словаря по теме;

3.Формирование навыка образования существительных родительного падежа множественного числа;

4. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

5. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

6.Развитие графомоторных навыков.

Октябрь

1

3

«Игрушки»

1. Уточнение представлений об игрушках.

3. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Формирование навыка согласования личных местоимений мой, моя, мое с именами существительными.

4. Формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного числа.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Развитие памяти, внимания, мышления.

7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

2

4

«Фрукты»

1. Уточнение представлений о фруктах.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Формирование навыка согласования числительных с именами существительными.

4. Формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного числа.

5. Формирование навыка согласования имен существительных с прилагательными в единственном числе.

6. Закрепление навыка образования множественного числа имен существительных.

7. Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, зрительно-пространственной координации).

8. Развитие общей моторики, координации речи с движением

3

5

«Овощи»

1. Уточнение представлений об овощах.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Формирование навыка образования родительного падежа имен существительных единственного числа.

4. Формирование навыка подбора простых пар антонимов.

5. Формирование навыка образования множественного числа имен существительных.

6. Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти).

7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

4

6

«Во саду ли, в огороде»

1. Уточнение представления о фруктах и овощах.

2. Формирование навыки различения фруктов и овощей.

3. Формирование навыков образования множественного числа имен существительных.

4. Формирование навыков согласования притяжательных местоимений мой, мое, моя с именами существительными.

5. Развитие внимания, мышления, памяти.

6. Развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движением.

5

7

«Осень золотая»

1.Уточнение представлений об осени и ее приметах.

2.Расширение и активизация словаря по теме.

3.Формирование навыка образования родительного падежа имен существительных единственного числа.

4.Уточнение понимания предлогов на, под, в.  5.Закрепление навыка образования множественного числа имен существительных. 6.Развитие целенаправленной воздушной струи. Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти).

7.Развитие общей моторики, координации речи с движением

Ноябрь

1

8

«Лесная прогулка»

1. Уточнение представлений детей о деревьях.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Формирование навыка образования относительных прилагательных.

4. Развитие связной речи.

5. Закрепление навыка образования родительного падежа имен существительных единственного числа.

6. Закрепление навыка образования множественного числа имен существительных.

7. Развитие внимания, памяти, мышления.

8. Развитие общей моторики, координации речи с движением

2

9

«Перелетные птицы»

1. Уточнение представлений о перелетных птицах.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Развитие связной речи, формирование навыка нахождения предмета по его описанию.

4. Закрепление навыка согласования имен существительных с притяжательными местоимениями «мой», «моя».

5. Формирование навыка согласования имен существительных с числительными.

6. Развитие памяти, внимания, мышления, зрительное и слуховое восприятие, навыка пространственной ориентировки.

7. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

3

10

«Дикие животные»

1. Уточнение представления о диких животных наших лесов.

2. Активизация и расширение словаря по теме, закрепление обобщающего понятия «дикие животные».

3. Закрепление навыка образования множественного числа имен существительных.

4. Закрепление навыка практического употребления существительных единственного и множественного числа в дательном и родительном падежах без предлога.

5. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

 6. Развитие графо-моторных навыков.

7. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

4

11

«Домашние животные»

1. Уточнение представления о домашних животных.

2. Активизация и расширение словаря по теме, закрепление обобщающего понятия «Домашние животные».

3. Закрепление навыка практического употребления существительных единственного числа в дательном и родительном падежах без предлога.

4. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

5. Развитие общей моторики.

Декабрь

1

12

«Дикие и домашние животные»

1. Расширение и активизация словаря по теме «Дикие и домашние животные».

2. Формирование навыка дифференциации диких и домашних животных.

3. Развитие связной речи (формирование навыка составления пересказа рассказа с опорой на предметные картинки). Пересказ рассказа «Умный еж» с опорой на предметные картинки»

4. Развитие внимания, памяти, мышления.

5. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

2

13

«Птичий двор»

1. Расширение и активизация словаря по теме «Домашние птицы».

2. Формирование навыка согласования существительного с числительным.

3. Формирование навыка образования и употребления существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят

4. Развитие связной речи (формирование навыка составления рассказа с опорой на предметные картинки «Утёнок и цыплёнок»).

5. Развитие внимания, памяти, мышления.

6. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

3

14

«Зимушка красавица»

1. Уточнение представления о зиме и ее приметах.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Формирование навыка изменения имен существительных по падежам.

4. Совершенствование навыка образования множественного числа имен существительных.

5. Закрепление навыка согласования слов в предложении.

6. Развитие внимания, мышления, памяти, зрительного восприятия.

7. Развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движением.

4

15

«Новый год к нам идет!»

1. Уточнение представления о новогоднем празднике.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Формирование навыка согласования числительных с именами существительными.

4. Закрепление навыка составления предложений по картинке.

5. Развитие целенаправленной воздушной струи.

6. Развитие речевого и музыкального слуха, чувства ритма.

7. Развитие внимания, памяти, мышления.

8. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Январь

1

Каникулы

2

16

«Зимующие птицы»

1. Уточнение представления о зимующих птицах.

2. Активизация и расширение словаря по теме. 3. Формирование навыка употребления существительных единственного и множественного числа в дательном падеже.

4. Закрепление навык образования множественного числа имен существительных. 5. Закрепление навыка согласования имен существительных с числительными.

6. Развивать внимание, память, мышление, зрительное и пространственное восприятие.

7. Развивать общую моторику, координацию речи с движением.

3

17

«Зимние забавы»

1. Уточнение представлений о зиме и ее приметах, о зимних забавах.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Формирование навыка подбора глаголов к именам существительным.

4. Совершенствование навыка образования множественного

числа имен существительных.

5. Развитие внимание, мышление, память.

6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

4

18

«Одежда, головные уборы»

1. Уточнение представления об одежде и головных уборах.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Формирование навыка составления предложений по картинке.

4. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

5. Формирование навыка образования притяжательных прилагательных с суффиксом -ин.

6. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

7. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

5

19

«Обувь»

1. Расширение и активизация словарь по теме.

2. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

3. Закрепление навыка образования единственного числа имен существительных.

4. Формирование навыка образования родительного падежа имени существительного множественного числа.

5. Закрепление навыка согласования притяжательных прилагательных мой, моя с именами существительными.

6. Формирование навыка образования относительных прилагательных.

7. Развивание внимание, память, мышления.

8. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Февраль

1

20

«Что в моей   квартире?»

1. Уточнение представления о мебели.

2. Активизация и расширение словаря по теме.

3. Закрепление навыка образования множественного числа имен существительных.

4. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

5. Развитие речевого слуха.

6. Развитие внимания, памяти, мышления.

7.Развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движением.

2

21

«Бытовая техника»

1. Уточнение представления о бытовых приборах и их назначении.

2. Активизация и расширение словаря по теме.

3. Закрепление навыка образования множественного числа имен существительных.

4. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

5. Формирование навыка подбора глаголов к именам существительным.

6. Развитие внимания, памяти, мышления.

7.Развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движением.

3

22

«Профессии»

1. Уточнение представления о профессиях.

2. Активизация словаря по теме.

3. Формирование навыка образования дательного падежа имен существительных единственного числа.

4. Закрепление навыка образования множественного числа имен существительных.

5. Развитие внимания, памяти, мышления.

6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

4

23

«Наша армия»

1. Формирование представлений об армии, как защитнице Отечества

2. Уточнение и расширение знаний детей об армейских профессиях.

3. Закрепление навыка подбора имен прилагательных.

4. Совершенствование грамматического строя речи.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Развитие памяти, внимания, мышления.

Март

1

24

«Мамин праздник»

1. Уточнение представления о празднике 8 Марта.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Закрепление навыка подбора имен прилагательных.

4. Формирование навыка составления предложений с союзом «потому что».

5. Закрепление навыка составления предложений по сюжетным картинкам.

6. Развитие внимания, мышления, памяти.

7. Развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движением

2

25

«Моя семья»

1. Уточнение и систематизация знания детей о семье, знакомство с ролевыми отношениями в семье.

2. Активизация и обобщение словаря по теме.

3. Закрепление навыка составления предложений по сюжетной картинке.

4. Развитие навыка понимания и составления сложных логико-грамматических конструкций.

5. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

6. Развитие мышления, внимания, памяти.

7. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением

3

26

«К нам весна шагает!»

1. Уточнение представления о весне и ее приметах.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Закрепление навыка подбора имен прилагательных.

4. Формирование навыка составления коротких рассказов-сравнений с опорой на сюжетные картинки.

5. Развитие внимания, мышления, памяти.

6. Развитие целенаправленной воздушной струи.

7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

4

27

«Посуда»

1. Закрепить знания детей о назначении посуды.

2. Расширить и активизировать словарь по теме.

3. Закрепить навык образования имен существительных множественного числа в именительном падеже.

4. Формировать навык согласования прилагательных с существительными.

5. Уточнить понимание предлогов на, в, под, с, из, из-под.

6. Развивать мышление, память, внимание, пространственное восприятие.

7. Развивать общую моторику, координацию речи с движением.

Апрель

1

28

«Продукты»

1. Уточнение представления о продуктах питания, их значении для здоровья человека.

2. Закрепление навыка составления предложений по предметным картинкам.

3. Закрепление навыка образования множественного числа имен существительных.

4. Закрепление навыка согласования имен существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои.

5. Закрепление навыка образования родительного падежа имен существительных единственного числа.

6. Развитие внимания, памяти, мышления, быстроту реакции.

7. Развитие общей моторики.

2

29

«Этот загадочный космос»

1.Уточнение представления о празднике «День космонавтики»

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Закрепление навыка образования множественного числа имен существительных.

4. Развитие внимания, памяти, мышления.

5. Развитие общей моторики, координации речи с движением

6. Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

3

30

«Зайчики

в трамвайчике»

1. Формирование представлений о транспорте и его назначении.

2. Закрепление в пассивной речи существительного с обобщающим значением транспорт.

3. Уточнение и расширение словаря по теме.

4. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций, Предлоги: на, в, по, из).

5. Развитие фонематического слуха.

6. Развитие памяти, внимания, мышления.

7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

4

31

«Морские обитатели»

1. Формирование представлений о мире морских обитателей.

2. Уточнение и расширение словаря по теме.

3. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций, Предлоги: на, в, под, между).

4. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными

5. Развитие памяти, внимания, мышления.

6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Май

3

32

«Колокольчики-ромашки»

1. Расширение знания детей о цветах.

2. Активизация и обобщение словаря по теме.

3. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

4. Закрепление навыка образования множественного числа имен существительных.

5. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

4

33

«Букашки-таракашки»

1. Расширение знания детей о насекомых, их пользе или вреде.

2. Активизация и обобщение словаря по теме.

3. Закрепление навыка образования родительного падежа имен существительных единственного числа.

4. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного числа.

5. Закрепление навыка согласования имен существительных с числительными.

6. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

5

34

«Лето»

1. Уточнение представлений о лете и его приметах.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Совершенствование навыка образования родительного падежа имен существительных множественного числа.

4. Развитие связной речи (формирование навыка составления предложений по сюжетным картинкам).

5. Развитие внимания, мышления, памяти, пространственного восприятия.

6. Развитие графо-моторных навыков.

7. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

2.2. Структура ООД.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

•Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.

•Упражнения на развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

•Дыхательные и фонопедические упражнения.

•Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.

•Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.

•Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.

•Упражнения на расслабление (релаксация).

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

Вводная часть занятия составляет 30% от занятия, основная часть занятия 70%.

2.3 Форма аттестации (контроля)

Оценивание результатов обучения осуществляется через практическую деятельность и через организацию мониторинга результатов обучения и личностного развития обучающихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы педгогом. Педагогом организуется входная экспресс диагностика (в начале учебного года) и итоговая аттестация (в конце учебного года). После проведения диагностики оформляется протокол, что позволит проследить достижения учащихся в динамике в течение прохождения всего курса. В конце года педагог отмечает перечень возможных достижений ребенка сформированных в процессе ее освоения:

- любознательность, активность;

- эмоциональную отзывчивость;

- овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способность управлять своим поведением;

- умение планировать свои действия;

- способность решать предложенные задачи, адекватные возрасту;

Так же мониторинг освоения программы ребенком происходит на каждом занятии с включением самоконтроля и самооценки выполненной работы.

2.4 Методическое обеспечение программы

Программа реализуется через специально организованные образовательные групповые занятия согласно расписанию, в виде специально спланированных тематических сюжетно-ролевых игр, бесед, дидактических игр и др.

В процессе обучения и развития детей используются основные методы работы:

 по источникам передачи и характеру восприятия информации (наглядные, словесные, практические, игровые);

 по основным компонентам деятельности учителя-логопеда:

а) методы организации и осуществления деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации обучения;

в) методы контроля и самоконтроля;

В процессе обучения и развития детей используются основные педагогические технологии:

- Технология формирования речевого дыхания активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, плавность речевого высказывания, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

- Динамические паузы в сочетании с речевым материалом способствуют развитию общей моторики, координации движений и речи, снятию мышечного напряжения.

- Гимнастика для пальчиков развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует координации речи и движений, развивает ручную умелость, снимает синкинезии и мышечные зажимы.

- Сказкотерапия при выполнении артикуляционной гимнастики нормализует речевую моторику, эмоциональное развитие. Активизирует интеллектуальное и речевое развитие, эмоциональное восприятие.

- Технология развития лексико-грамматической стороны речи расширяет и активизирует словарный запаса, работает над грамматическим оформлением речи, таких как бедность словаря и синтаксических конструкций.

- Игровые технологии способствуют овладению ролевой игрой, формированию готовности к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.

- Информационные компьютерные технологии оказывают положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.

Материально-техническое обеспечение Программы

Оборудование:

- кабинет с учебной и игровой зонами, оборудованный мебелью (в соответствии с СанПиНами).

- ноутбук для просмотра видеозаписей, презентаций, музыкального сопровождения;

- картотека дидактических речевых игр;

- конспекты занятий;

-  дидактический материал, необходимый для занятий;

Литература

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа.» -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  2. Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4–5 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К.Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 1
  3. Воробьева Т.А, ВоробьеваП.А.: Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике. Литера, 2014.
  4. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду», Изд-во «Сфера», 2016
  5. Косинова Е.«Уроки логопеда. Игры для развития речи» "Эксмо, ОЛИСС" (2011)
  6. Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» - М. 2001 г.
  7. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. 4-6 лет», Издательский дом Литера, 2022г.
  8. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР, Детство-Пресс, С-пб 2005 г.
  9. Новиковская О.А. "Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи. 4–7 лет",— М.: Астрель: ACT; СПб.: Астрель-СПб, 2009.
  10. Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду», - СПб.: КАРО, 2008.
  11. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. КАРО. 2013 г.
  1. Рыжова Н.В. «Артикуляционная гимнастика для малышей», - М,: ТЦ Сфера, 2013г.
  2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов. – М.: Мозаика-синтез, 2004.
  3. Ткаченко Т.А. "Развитие речи и общей моторики у дошкольников. ФГОС ДО", Феникс, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...