Конспект ОД по развитию речи ЗКР "Ж"."Поможем жуку вспомнить песенку"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кулпаизова Эльвира Маконовна

Цель занятия: Знакомство со звуком "Ж" посредством игровых упражнений и технологии моделирования.

Задачи:

Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж; умение определять слова со звуком ж.

Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух.

Воспитательная: воспитывать интерес к звуку Ж через использование знаний про насекомых.

Методы и приемы: Моделирование. Применение опорных наглядных картин, для составления рассказа, игровое задание: « Найди слово с «ж»; слуховая игра «Что это за звук»; звуковая дорожка «Ж»; игра «Подскажи словечко»; артикуляционная гимнастика.

Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание иллюстраций про насекомых, проговаривание чистоговорок, игры на зкр, составление рассказа по картинам.

Словарная работа: жук, жираф, кружок, флажок, жуть, жить, жужжать.

Использование оборудования: музыкальное сопровождение, жук, картины к отрывку  из рассказа «Поющий букет» В.Бирюкова, карточки, звуковые схемы, мяч, раскраски.

 

Ход занятия:

В-ль:  Посмотрите, что я нашла у входа в нашу группу. Как вы думаете что это?    (Воспитатель входит в группу с яркой коробкой в руках.)

–Слышите, кто-то плачет.  Давайте заглянем туда!

Дети: Жук

Воспитатель: "Сегодня к нам в сад прилетел жук из волшебной страны, где всегда лето. У него есть важная просьба! Он забыл, как правильно жужжать! Без этого звука он не может летать по цветам и собирать пыльцу. Он просит вас помочь ему! Готовы помочь?" Для этого мы все вместе и жук научимся правильно произносить звук 'Ж'.

https://fs.znanio.ru/8c0997/b1/f5/96e2ecda953a3bc4bada9a2d5d0217d901.png

 

Воспитатель: Послушайте и определите песенку жука. -Как он поет свою песенку.(Ж-Ж-Ж). Это песенка жука. Песню «ж» поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж. Песня поется в горлышке.

Воспитатель:  Прежде чем мы начнем учиться песенке «жука» давайте немного потренируем наш язычок (упражнения на развитие мышц языка).

Артикуляционная гимнастика

Качели : широкий язык прижать к верхней губе, будто стараясь дотянуться им до носа, затем наоборот, тянуться к подбородку, прижимая язык к нижней губе.

Маляр: - рот широко открыт, язык поднять вертикально и достать им мягкое нёбо, затем, как кисточкой, «покрасить» его, проведя языком поочередно в левую и правую стороны, вперед и назад, по кругу сначала в одну, затем в другую сторону.

Грибок: -язык прищелкнуть к небу и пытаться удержать его в этом положении в теч. 5-10 с.

3.      Давайте поучимся петь песенку жука. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу, а теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте язычок далеко, за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь: Ж-ж-ж.

Песня поётся уже в горлышке, Даниил?

- Да.

Сначала произнесём все вместе: «Ж-ж-ж». Молодцы. А теперь Артем.

- Ж-ж-ж.

- Молодец. Теперь Саша.

- Ж-ж-ж.

- Умница.

Изучение изолированного звука "Ж"

"А теперь давайте представим, что мы превращаемся в жука и издаем жужжащий звук. Попробуем его произнести с вами очень четко, как настоящий жук.

- Сначала песню маленького жука и большого жука. (маленького - тихо, большого-громко).

"Посмотрите, как важно, чтобы язык правильно двигался, ведь только так мы сможем произнести звук 'Ж', как жужжание

Выделение звука "Ж" в словах

"Теперь, когда мы научились правильно произносить звук 'Ж', давайте попробуем услышать его. Будьте  внимательными и постарайтесь уловить звук 'Ж'.

а) - Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши 1 раз , когда услышите звук Ж : Т Ж Щ Ш Ж Ж З Ч Ш С Ж

б) – Следующие задание, я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком Ж: ТЯ-ЖА-ЗО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ЖИ

 в) – И последнее, я буду произносить слова, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ж: масло, жук, собака, жёлудь, бабочка, машина, жираф, забор, джинсы, ёжик, журнал, шкаф, зебра, лыжник и др.

Воспитатель: - Молодцы, хорошо справились с заданием!

А сейчас вместе с жуком потренируемся правильно произносить его любимый звук. Для этого  выполним не большое  игровое задание.

 «Игровое задание: "Найди слово с 'Ж'"».

Цель: назвать эти слова и отметить, в каком слове есть звук "Ж"..

жёлудь (Quercus spp) | Ботанические рисунки, Растения, Жёлудьhttps://fs.znanio.ru/8c0997/40/f5/2d21e8b7f878d65a533568802c7e07ad9d.pngШапка Snow Fairy - с логотипом: купить оптом в Москве по низким ...Похожее изображение           https://fs.znanio.ru/8c0997/60/cf/9f3896c32e842319110985f853b617a3e5.jpgЖираф - фото, описание, ареал, рацион, враги, популяция

 

Физкультминутка

На лужайке, по ромашкам           Бегают по свободному пространству группы.

Жук летал в цветной рубашке.

-Жу-жу-жу,жу-жу-жу                  Останавливаются, встают прямо.

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,                Выполняют наклоны туловища вправо-влево

Низко, низко наклоняюсь.                Выполняют наклоны вперед-вниз

На цветке я посидел,                Приседают

Отдохнул и полетел.                        Бегают и затем садятся на свои места.

 

Слуховая игра: "Что это за звук?" (бросаю мяч)

"Сейчас я буду произносить слова, но пропущу в них важный звук. А ваша задача — внимательно послушать и сказать, какое слово я хотела сказать. Постараемся найти звук 'Ж'!"

Например: "жук", "жираф", "жёлудь", "живот", «жаба», «железо»,  «журавль», «пижама», «баклажан», «ножик».

 

Звуковая дорожка "Ж"

Воспитатель: "А теперь давайте составим нашу звуковую дорожку, где будут картинки с нашим важным звуком. Посмотрим, в каких словах мы слышим 'Ж', а в каких — нет!"(Достаю картинки из коробки.)

Воспитатель: «Мы с вами научились произносить звук "Ж", как пчелы и жуки. А теперь давайте послушаем, как поющие цветы могут передавать этот звук. Готовы услышать, как поет настоящий поющий букет?»

 

Составление рассказа по опорным картинам. Отрывок из рассказа «Поющий букет» В.Бирюкова

Воспитатель:  Читает отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:

Картина 1. Летел жук по своим делам, жужжал «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.))

Картина 2. Увидел он на лугу фиолетовый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»

Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул.

Картина 3. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

Картина 4. И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)

В.- А теперь попробуйте сами составить рассказ по опорным картинам.

Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко».

Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.

Итак, начали:

1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).

2) Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф).

3) И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по… (животикам).

4) Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало… (жарко).

5) А рядом бегемотики

Схватились за …(животики).

Ребята, какие вы молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями.

 Заключительная часть. Рефлексия

Ребята, слышите наш жучок снова запел. Значит нам удалось научить его. Он очень рад, что вы помогли ему.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дети: Со звуком Ж.

Воспитатель: Какие задания вам больше всего понравились?

«Вы все очень хорошо справились с заданиями! Звук "Ж" теперь для вас не будет сложным, и вы будете точно знать, как его правильно произносить!»

Для вас жучок приготовил небольшой подарок. (Раскраски)

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи Тема: «Русская народная песенка «Заинька походи…»

Конспект  НОД по развитию речиТема: «Русская народная песенка «Заинька походи…» » для первой младшей группы....

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе по произведению С.В.Михалкова « Песенка друзей». Тема: « Поезд».

Конспект по развитию речипо произведению   С.В.Михалкова « Песенка друзей». Тема: « Поезд».Возраст детей до 3 –х лет. Конструирование. Цель:   Способствовать объединению детей...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)

1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Русская народная песенка «Дождик, дождик, поливай…» (для детей старшего дошкольного возраста)

В данном конспекте представлен материал по обучению детей старшего дошкольного возраста заучиванию стихотворений...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Поможем белочке»

Закрепить полученные знания по познавательно-речевому развитию детей....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Разучивание песенки "Тень-тень-потетень"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе . Разучивание песенки  " Тень-тень-потетнь"...