Формирование речевого этикета детей 4-5 лет
статья по развитию речи (средняя группа)
В статье подобрана информация о методах и приёмах формирования речевого этикета, значении речи педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechevogo_etiketa_detey_4-5_let.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речевого этикета детей 4-5 лет
Статью подготовила: Карих Ольга Олеговна, МБДОУ д/с №329, воспитатель.
Речевой этикет — это система устойчивых формул общения, принятых обществом и предписываемых им для установления речевого контакта между собеседниками, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности. Речевой этикет включает единицы вежливого, доброжелательного общения в ситуациях обращения и привлечения внимания, знакомства, благодарности, извинения, предложения, отказа и т. д. Термин «речевой этикет» ввёл В. Г. Костомаров. Вклад в науч. изучение системы речевого этикета внесли Н. И. Формановская, А. А. Акишина, В. Е. Гольдин.
Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье и детском саду.
В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение правил поведения необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представление о нормах и правилах поведения, тем самым, влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения. Одни дети входят в сложный мир общения легко и свободно: другие пугаются, испытывают дискомфорт. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.
Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл. Приступая к изучению каждого правила, мы даем ребенку знание этого правила; формируем понимание его разумности и необходимости; предоставляем возможность применить правило, совершить практический поступок или действие; эмоционально его прочувствовать, т.е. радоваться правильному его выполнению или пережить неудачу.
Формирование навыков речевого этикета детей происходит при активном использовании разнообразных методов и приемов:
1.Приучение: воспитатель дает детям речевой образец и приучает к этому образцу, контролируя точность выполнения ими того или иного правила. Например, демонстрирует красоту и правильность поведения за столом; эстетику доброжелательного обращения взрослого и детей во время игры, занятия, разговора со старшими и сверстниками.
2.Упражнения: многократно повторяется то или иное действие, отрабатывается до машинального, сознательно не регулируемого. Но отрабатывать любое действие следует на основе осознания ребенком его необходимости и разумности.
3.Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок стоит перед выбором речевых формул. Л.С.Выготский отмечал: ”Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор…”.
4.Поощерение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5.Наказание: применяется крайне редко. Недостатком этого метода является то, что ребенок в результате наказания знает, как поступать нельзя, но не знает, как поступать надо. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка товарища должно быть направленно на то, чтобы вызвать у провинившегося желание поступать хорошо.
6.Пример для подражания: является своеобразным наглядным образцом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой могут стать привлекательным, а значит, и желательным образцом для подражания.
7.Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8.Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9.Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимание детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Лингвист Н.И. Формановская утверждала, что владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении. Владеть речевым этикетом – значит:
– знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.;
– осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;
– обладать умениями и навыками по выполнению речи исполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами;
– соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.
Речевое этикетное поведение регулирует сложный выбор наиболее подходящего, наиболее уместного речевого средства именно данным человеком для его конкретного адресата в данном конкретном случае. Конкретика случаев называется, другими словами, развивающая речевая ситуация. Методы создания речевой развивающей среды представлены ниже:
1. Обращение взрослых и сверстников. Общеизвестно, что взрослые являются примером для детей, которые, подражая, стараются поступать так же. Чтобы наладить отношения со сверстниками, дети зачастую начинают им подражать в поведении и в речи.
2. Беседа. Основной метод в развитии речи. Строится на обсуждении чего-либо с определенной целью, заранее подготовленный диалог на определенную тему используется на занятиях по развитию речи, на прогулках, в нережимные моменты.
3. Чтение художественных произведений с их последующим анализом.
4. Заучивание стихотворений. Вопрос о заучивании детьми стихотворений всегда связан с развитием эстетического восприятия поэзии и художественного слова. В дошкольном возрасте необходимо учить детей воспринимать и давать оценку поэтическому произведению, воспитывать художественный вкус. Проще запоминаются стихи с яркими, четкими образами, так как мышление ребёнка является образным. Слушая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание.
5. Сюжетно-ролевая игра. При помощи сюжетно-ролевой игры дети учатся правильному общению, правильному поведению, потому что в сюжетно-ролевой игре могут встречаются разные жизненные ситуации.
При формировании речевого этикета огромное значение играет речь педагога, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, выступает примером, который волей неволей становится образцом родного языка, культурной речи. Поэтому речь педагога должна быть не только правильной, с ясным и чётким проговариванием всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, интонационно выразительна, грамматически оформлена, с правильным и точным использованием словесных определений. Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недостатков в нем стремиться к их устранению.
Библиографический список:
- Балакай А. Г. Словарь русского речевого этикета. 3-е изд. М., 2007
- Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие. М., 2004.
- Гольдин В. Е. Речь и этикет. 3-е изд. М., 2009.
- Костомаров В. Г. Русский речевой этикет // Русский язык за рубежом. 1967. № 1
- Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М., 2007
- Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета. 2-е изд. М., 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речевого этикета у детей подготовительной группы.
Долгосрочный психолого-педагогический проект....
Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста
Речевой этикет – это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений....
Семинар-практикум для педагогов «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнит...
Игры, направленные на развитие диалогической речи для детей младшего возраста, упражнения, способствующие формированию речевого этикета у детей данного возраста, формированию навыков составления диалога.
Игры на развитие диалогической речи ,упражнения на развитие речевого этикета у детей в младшей группе....
«Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №43 Выступление на педагогическом совете:«Формирование речевого этикета детей дошко...
Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения. Задачи мастер-класса:• обобщить и систематизировать знания педагогов...
Формирование речевого этикета детей!
Важнейшее средство общения людей – это речь. О людях судят по тому, как они говорят, как доносят свои мысли и знания до окружающих, как относятся к своему собеседнику. В связи с этим правила эти...