Формирование речевого этикета детей 4-5 лет
статья по развитию речи (средняя группа)

Карих Ольга Олеговна

В статье подобрана информация о методах и приёмах формирования речевого этикета, значении речи педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechevogo_etiketa_detey_4-5_let.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевого этикета детей 4-5 лет

Статью подготовила: Карих Ольга Олеговна, МБДОУ д/с №329, воспитатель.

Речевой этикет — это система устойчивых формул общения, принятых обществом и предписываемых им для установления речевого контакта между собеседниками, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности. Речевой этикет включает единицы вежливого, доброжелательного общения в ситуациях обращения и привлечения внимания, знакомства, благодарности, извинения, предложения, отказа и т. д. Термин «речевой этикет» ввёл В. Г. Костомаров. Вклад в науч. изучение системы речевого этикета внесли Н. И. Формановская, А. А. Акишина, В. Е. Гольдин.

Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье и детском саду.

      В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение правил поведения необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представление о нормах и правилах поведения, тем самым, влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения. Одни дети входят в сложный мир общения легко и свободно: другие пугаются, испытывают дискомфорт. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

 Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл. Приступая к изучению каждого правила, мы даем ребенку знание этого правила; формируем понимание его разумности и необходимости; предоставляем возможность применить правило, совершить практический поступок или действие; эмоционально его прочувствовать, т.е. радоваться правильному его выполнению или пережить неудачу.

Формирование навыков речевого этикета детей происходит при активном использовании разнообразных методов и приемов:

1.Приучение: воспитатель дает детям речевой образец и приучает к этому образцу, контролируя точность выполнения ими того или иного правила. Например, демонстрирует красоту и правильность поведения за столом; эстетику доброжелательного обращения взрослого и детей во время игры, занятия, разговора со старшими и сверстниками.

2.Упражнения: многократно повторяется то или иное действие, отрабатывается до машинального, сознательно не регулируемого. Но отрабатывать любое действие следует на основе осознания ребенком его необходимости и разумности.

 3.Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок стоит перед выбором речевых формул. Л.С.Выготский отмечал: ”Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор…”.

4.Поощерение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5.Наказание: применяется крайне редко. Недостатком этого метода является то, что ребенок в результате наказания знает, как поступать нельзя, но не знает, как поступать надо. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка товарища должно быть направленно на то, чтобы вызвать у провинившегося желание поступать хорошо.

 6.Пример для подражания: является своеобразным наглядным образцом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой могут стать привлекательным, а значит, и желательным образцом для подражания.

7.Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8.Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9.Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимание детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

Лингвист Н.И. Формановская утверждала, что владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении. Владеть речевым этикетом – значит:

– знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.;

– осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;

– обладать умениями и навыками по выполнению речи исполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами;

– соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Речевое этикетное поведение регулирует сложный выбор наиболее подходящего, наиболее уместного речевого средства именно данным человеком для его конкретного адресата в данном конкретном случае. Конкретика случаев называется, другими словами, развивающая речевая ситуация. Методы создания речевой развивающей среды представлены ниже:

1. Обращение взрослых и сверстников. Общеизвестно, что взрослые являются примером для детей, которые, подражая, стараются поступать так же. Чтобы наладить отношения со сверстниками, дети зачастую начинают им подражать в поведении и в речи.

2. Беседа. Основной метод в развитии речи. Строится на обсуждении чего-либо с определенной целью, заранее подготовленный диалог на определенную тему используется на занятиях по развитию речи, на прогулках, в нережимные моменты.

3. Чтение художественных произведений с их последующим анализом.

4. Заучивание стихотворений. Вопрос о заучивании детьми стихотворений всегда связан с развитием эстетического восприятия поэзии и художественного слова. В дошкольном возрасте необходимо учить детей воспринимать и давать оценку поэтическому произведению, воспитывать художественный вкус. Проще запоминаются стихи с яркими, четкими образами, так как мышление ребёнка является образным. Слушая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание.

5. Сюжетно-ролевая игра. При помощи сюжетно-ролевой игры дети учатся правильному общению, правильному поведению, потому что в сюжетно-ролевой игре могут встречаются разные жизненные ситуации.

При формировании речевого этикета огромное значение играет речь педагога, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, выступает примером, который волей неволей становится образцом родного языка, культурной речи. Поэтому речь педагога должна быть не только правильной, с ясным и чётким проговариванием всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, интонационно выразительна, грамматически оформлена, с правильным и точным использованием словесных определений. Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недостатков в нем стремиться к их устранению.

Библиографический список:

  1. Балакай А. Г. Словарь русского речевого этикета. 3-е изд. М., 2007
  2. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие. М., 2004.
  3. Гольдин В. Е. Речь и этикет. 3-е изд. М., 2009.
  4. Костомаров В. Г. Русский речевой этикет // Русский язык за рубежом. 1967. № 1
  5. Формановская Н. И.  Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М., 2007
  6. Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета. 2-е изд. М., 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевого этикета у детей подготовительной группы.

Долгосрочный психолого-педагогический проект....

Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста

Речевой этикет – это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений....

Семинар-практикум для педагогов «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»

Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнит...

«Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №43         Выступление на педагогическом совете:«Формирование речевого этикета детей дошко...

Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения. Задачи мастер-класса:• обобщить и систематизировать знания педагогов...

Формирование речевого этикета детей!

Важнейшее средство общения людей – это речь. О людях судят по тому, как они говорят, как доносят свои мысли и знания до окружающих, как относятся к своему собеседнику. В связи с этим правила эти...