Формирование речевого этикета у детей подготовительной группы.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Долгосрочный психолого-педагогический проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное казённое учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Спасо-Талицкий детский дом для детей дошкольного возраста
Оричевского района Кировской области
Долгосрочный
психолого-педагогический проект:
«Формирование речевого этикета
у детей подготовительной группы»
Составители: Лобастова М.В. – учитель-логопед Кашменская Т.Н. – педагог-психолог
с. Спас - Талица, 2011 г.
Актуальность.
Овладение речью ребёнком неразрывно связано с развитием коммуникативных умений и освоением речевого этикета. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период.
С целью выявления использования этикетных формул старшими дошкольниками был предложен ряд вопросов, содержащих типовые ситуации общения (5, с. 63).
Результаты экспериментального исследования показали следующее: у 80% детей недостаточное усвоение социально – этических норм речевого поведения, плохое владение коммуникативными установками. Они не могли подобрать модели и стратегии речевого поведения, соответствующие типовой ситуации общения в разнообразных реальных ситуациях, что указывает на несформированность коммуникативной компетенции.
Поэтому, проблема формирования у детей дошкольного возраста представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. И чем раньше будет начато воспитание культуры речевого поведения, тем успешнее ребёнок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.
В связи с этим педагогом-психологом и учителем-логопедом был разработан долгосрочный психолого-педагогический проект: «Формирование речевого этикета у детей 6-7 лет с ОНР».
Цель проекта: формировать речевой этикет у детей 6- 7 лет с ОНР.
Задачи проекта:
1. Ввести в активный словарь детей определённый набор этикетных формул.
2. Формировать умение использовать этикетную формулу с учётом
ситуации общения (с кем говоришь, с какой целью и в каких условиях).
3. Выработать первичные навыки социально – этических норм и правил
речевого поведения.
Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели подготовительной
группы, учитель-логопед, дети 6-7 лет.
Ожидаемый результат: овладение детьми положительными формами взаимоотношений и общения как друг с другом, так и с окружающими людьми.
Реализация проекта включает три этапа:
1 этап – подготовительный. Он предполагает изучение научно- методической литературы, диагностическое исследование, составление перспективного плана мероприятий.
2 этап – практический: выполнение мероприятий, направленных на реализацию целей и задач данного проекта.
Важным условием успешной реализации проекта является тесное взаимодействие специалистов и воспитателей группы, чёткое распределение обязанностей.
Воспитатели проводят предварительную работу: знакомят детей с художественной литературой, проводят беседы, рассматривают иллюстрации на заданные темы. Например, при изучении темы «Доброе слово лечит, а злое калечит» дети отвечают на вопросы по содержанию стихотворения А.Барто «Таня и мяч»: Какое настроение у Тани? Какими словами утешают Таню?
Педагог – психолог на своих занятиях учит детей воспринимать и узнавать эмоциональное состояние человека, использовать невербальные и вербальные средства общения, формирует навык устанавливания хороших, доброжелательных отношений друг с другом и окружающими людьми, используя специальные игры, упражнения, тренинги, беседы. Так, на занятии «Я и мое настроение» психолог проводит игры: «Цвет моего настроения», «Руки радуются, грустят, боятся, обижаются»; этюды: «Ребенок потерялся», «В стране Хохотании», «Царевна-несмеяна»; упражнения: «Мы – растения», «Возьми себя в руки». В конце занятия - рефлексия эмоционального состояния.
Учитель – логопед через ролевые игры, дискуссии, драматизации, проигрывания, анализ ситуации формирует навыки использования вежливых слов и выражений, учит соблюдать этикет и быть принятыми для окружающих, учит правилам знакомства и ведения интересного разговора, формирует навык вежливого общения со сверстниками и взрослыми, вводит в активный словарь детей формулы речевого этикета, формирует умение использовать этикетную формулу с учетом ситуации общения (с кем говоришь, с какой целью и в каких условиях). Например, изучая тему «Добрые слова», логопед предлагает детям инсценировать сказку «Как Зайчик грелся при Луне», разыграть ситуацию «С чего начинается утро», в которой дети упражняются в произнесении слов приветствия; вспомнить пословицы и поговорки об использовании добрых слов.
Кроме того, практический этап включает в себя цикл тематических занятий: «Что значит вежливый человек?», «Добрые слова», «Как понравиться людям», «Что в имени моём?», «Познакомьтесь, пожалуйста», «С чего начинается утро, или слово «здравствуй»», «Кто гостей не любит звать, тому радости не знать!», «Доброе слово лечит, а злое калечит», «Как попугай Таню вежливости учил», «Звонок к другу», «Урок вежливости», «С другом жить – никогда не тужить», «Вежливая просьба», «У меня зазвонил телефон», «Вежливости открываются все двери» (7, с. 27-32).
3 этап – заключительный: контрольно-оценочный. Включает заключительную диагностику, анализ эффективности мероприятий, которые осуществлялись в ходе проекта, выявление проблем, возникших в ходе работы, работа над их устранением.
Данная коррекционно-педагогическая работа позволила детям 6-7 лет овладеть социально-этическими нормами и правилами речевого поведения. Дети научились: называть добрые слова и комплименты; знакомиться с людьми и выражать свои чувства и эмоции словами; общаться по телефону, предварительно продумывая тему беседы; понимать и распознавать нравственные качества настоящего друга. Узнали о значении своего имени, о том, что имена бывают полные и неполные, ласковые. Познакомились с правилами приема гостей, ведения вежливой беседы.
Ниже приведен конспект интегрированного занятия, проведенного в логопедической группе для детей 6-7 лет с ОНР.
Тема «Вежливости открываются все двери»
ЗАДАЧИ
Обучающие:
- формировать навыки доброжелательного, вежливого обращения в зависимости от ситуации и адресата;
- познакомить с тем, что речь – средство воздействия на мысли, чувства
и поведение людей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать способность понимать свои чувства и эмоции, а также чувства и эмоции других людей;
- развивать навыки общения в типичных речевых ситуациях.
- закреплять автоматизированные звуки в речевом потоке;
- развивать фразовую речь при ответах на вопросы и умение свободно и легко излагать свои мысли;
- закреплять правильное согласование прилагательных с существительными;
- развивать фонематические процессы и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать в детях внимательное, чуткое, доброжелательное отношение к окружающим.
ОБОРУДОВАНИЕ
Пиктограммы эмоций, презентация «Приветствия разных народов», магнитофонная запись голоса королевы Грубости, картинки с изображением хороших и плохих поступков, заколдованное дерево, письмо с задачами королевы Грубости, цветок вежливости с разноцветными лепестками (один-два из них черного цвета); предметные картинки с изображением персонажей сказки, маски, альбом, материал для определения звука в слове.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Заучивание стихотворений про «волшебные» слова, пословиц и поговорок о вежливости и добрых делах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- «Приветствие»
Психолог. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
Дети встают в кружок и говорят друг другу добрые приветливые слова: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Я рада тебя видеть» и т.д.
- А какие добрые слова мы можем сказать нашим гостям? («Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Мы рады вас видеть», «Располагайтесь поудобнее!», «Чувствуйте себя как дома!».)
- Молодцы, ребята. Много знаете приветственных слов. А знаете ли вы, что еще в древние времена люди приветствовали друг друга (показ презентации). У всех людей на земле есть обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». «Здравствуй» - значит будь здоров, не болей! А как можно поздороваться с человеком, если он находится, например, на другой стороне улицы и мы не можем подойти к нему? (Ответы детей.) А кричать через всю улицу красиво? (Можно кивнуть, улыбнуться, помахать рукой).
- Молодцы! Вы знаете вежливые слова, умеете здороваться и сегодня я хочу пригласить вас в Страну Вежливости. Но путь туда неблизкий. Согласны? Тогда в путь. (Звучит музыка).
Голос королевы Грубости: (магнитофонная запись). Я – королева Грубости, и вы попали в мое царство. Теперь все люди будут грубыми, невежливыми.
Психолог: Что же будем делать?… Вы не испугались? …Вам хотелось бы, чтобы все люди были невежливыми? Вы считаете, что это плохо? Почему?
Ребята, посмотрите на эти пиктограммы и выберите ту, которая больше всего подходит королеве Грубости, мы ее не видели, но голос слышали (дети находят и объясняют свой выбор).
Ребята, а попробуйте изобразить позу, в которой находится королева Грубости, покажите ее.
Голос королевы Грубости: Итак, первое задание: чтобы попасть в страну Вежливости, нужно выбрать правильный путь. Ищите этот путь.
Психолог: Ребята, смотрите, здесь действите6льно две дороги. (На одной картинки с изображением хороших поступков, а на другой – плохих). По какому пути нам нужно пойти? (Дети объясняют, почему надо идти по дороге хороших поступков.)
Если мы пойдем по дороге плохих поступков, мы тоже научимся совершать плохие поступки и попадем не в страну Вежливости, а прямо в замок к королеве Грубости.
Голос королевы Грубости: Вы правильно выбрали дорогу, но вот второе задание. На вашем пути будет заколдованное дерево, попробуйте его расколдовать.
Психолог: Смотрите, ребята, действительно дерево. Я знаю, как его расколдовать: надо рассказать пословицы и поговорки о вежливости (дети рассказывают и украшают дерево цветами).
- Вежливости открываются все двери.
- Слово жжет хуже огня.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Плохое слово, что грязная вода.
- Ласковым словом и мед растопишь.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Я тоже знаю пословицу: «Что посеешь, то и пожнешь». Что она обозначает? (Дети объясняют значение сказанного.)
Голос королевы Грубости: Молодцы! Я приготовила для вас трудные задачи. Попробуйте их решить.
Психолог (зачитывает): как поступить, если:
- Вы встретились у входа в детский дом с воспитателем другой группы и не знаете, войти в дверь первым или подождать, пока она войдет? А что можно сказать?
- В группу к вам зашла директор или медсестра. Что нужно сказать?
- Когда закончили обед или ужин, как по-разному можно поблагодарить того, кто его приготовил?
- Если няня помогла тебе завязать шнурки, как ты должен поступить?
Голос королевы Грубости: Молодцы! Вы справились с моими заданиями и теперь путь в страну вежливости открыт.
(Звучит музыка «Есть на свете цветок» Ю.Чичкова).
Психолог: Ребята скорей сюда, мы с вами на волшебной поляне. Это, наверное, Королева Грубости рассыпала цветы и перепутала все лепестки. Давайте выложим цветок вежливости. Какого цвета будете брать лепестки? (Нежные, розовые, яркие, солнечные, радостные.) И на каждом лепестке написаны волшебные слова. А какие стихи про волшебные слова вы знаете? (Психолог называет лепесток, дети читают стихи.)
Здравствуйте.
Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
Здравствуй – улыбнется он в ответ
И, наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет!
(Кондратьев А.)
Пожалуйста.
Слово «пожалуйста»
Повторяем мы поминутно.
Но, пожалуй, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
(Кондратьев А.)
Спасибо.
Придумано кем-то красиво –
За помощь благодарить.
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.
(Кондратьев А.)
Будьте добры.
Будьте добры –
Это я говорю по секрету.
Будьте добры –
И не ждите за это конфету.
(Кондратьев А.)
Добрый день.
- Добрый де6нь! – тебе сказали,
- Добрый день! – ответил ты.
- Как две ниточки связали –
- Теплоты и красоты.
(Кондратьев А.)
Вот мы и пришли в страну Вежливости, но на этом наши приключения не заканчиваются. Здесь вас ждет сказка.
- Работа со сказкой «Жадная Жаба» (Г.Юдин)
Логопед.
Список использованной литературы
1. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 40 с.
2. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
3. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для педагогических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2005. – 112с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.- 192с.: ил. (Серия «Психология детства: Практикум»).
5. Миняжева Д.Р. Усвоение дошкольниками С ОНР социально-этических правил поведения // Логопед. 2008. № 7. С. 61-65.
6. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2005. 152 с.
6. Семенака С.И. Учимся сопереживать, сочувствовать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. - М.: АРКТИ, 2003. – 79с. (Развитие и воспитание дошкольника).
7. Провоторова О.А. Воспитание основ речевого этикета у дошкольников // Логопед. 2008. № 7. С. 26-40.
8. http://detsad87.moy.su/publ/6-1-0-19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию "Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста"
знакомить детей 4-5лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/15/picture-1012471-1518724491.jpg)
Роль семьи в формировании речевого этикета у детей дошкольного возраста
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, но главную роль в этом играет все же семья. Хотите вы этого или нет, но рано или поздно ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/23/picture-1039459-1527077833.jpg)
Формирование речевого этикета у детей подготовительной группы в соответствии ФГОС
Для успешного общения со взрослыми, со сверстниками дошкольнику необходимо владеть формулами речевого этикета. В связи с этим, изучение педагогических условий и поиск средств, необходимых для успешног...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-1204754-1578671423.jpg)
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»
Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А.М.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-1092199-1544518525.jpg)
Игры, направленные на развитие диалогической речи для детей младшего возраста, упражнения, способствующие формированию речевого этикета у детей данного возраста, формированию навыков составления диалога.
Игры на развитие диалогической речи ,упражнения на развитие речевого этикета у детей в младшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/27/picture-1077906-1545887994.jpg)
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»...