Формирование речевого этикета у детей подготовительной группы.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Долгосрочный психолого-педагогический проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lobastova_m.v._kashmenskaya_t.n.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное казённое учреждение

 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Спасо-Талицкий детский дом для детей дошкольного возраста

Оричевского района Кировской области

         

Долгосрочный

психолого-педагогический проект:

«Формирование речевого этикета

у детей подготовительной группы»

                                                                                                                                          Составители:                                                                                                                                              Лобастова М.В. – учитель-логопед                                                                                                                                                       Кашменская Т.Н. – педагог-психолог

с. Спас - Талица, 2011 г.

Актуальность.

         Овладение речью ребёнком неразрывно связано с развитием коммуникативных умений и освоением речевого этикета. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период.

          С целью выявления использования этикетных формул старшими дошкольниками был предложен ряд вопросов, содержащих типовые ситуации общения (5, с. 63).

          Результаты экспериментального исследования показали следующее: у 80% детей недостаточное усвоение социально – этических норм речевого поведения, плохое владение коммуникативными установками. Они не могли подобрать модели и стратегии речевого поведения, соответствующие типовой ситуации общения в разнообразных реальных ситуациях, что указывает на  несформированность коммуникативной компетенции.

          Поэтому, проблема формирования у детей дошкольного возраста представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. И чем раньше будет начато воспитание культуры речевого поведения, тем успешнее ребёнок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

             В связи с этим педагогом-психологом и учителем-логопедом был разработан долгосрочный психолого-педагогический проект: «Формирование речевого этикета у детей 6-7 лет с ОНР».

Цель проекта: формировать речевой этикет у детей 6- 7 лет с ОНР.

Задачи проекта:

1. Ввести в активный словарь детей определённый набор этикетных формул.

2. Формировать умение использовать этикетную формулу с учётом  

    ситуации общения (с кем говоришь, с какой целью и в каких условиях).

3. Выработать первичные навыки социально – этических норм и правил    

     речевого поведения.

Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели подготовительной

группы, учитель-логопед, дети 6-7 лет.

Ожидаемый результат: овладение детьми положительными формами взаимоотношений и общения как друг с другом, так и с окружающими людьми.

   Реализация проекта  включает три этапа:

   1 этап – подготовительный. Он предполагает изучение научно- методической  литературы, диагностическое исследование, составление перспективного плана мероприятий.

    2 этап – практический: выполнение мероприятий, направленных на реализацию целей и задач данного проекта.

    Важным условием успешной реализации проекта является тесное взаимодействие специалистов и воспитателей группы, чёткое распределение обязанностей.

    Воспитатели проводят предварительную работу: знакомят детей с художественной литературой, проводят беседы, рассматривают иллюстрации на заданные темы. Например, при изучении темы «Доброе слово лечит, а злое калечит» дети отвечают на вопросы по содержанию стихотворения А.Барто «Таня и мяч»: Какое настроение у Тани? Какими словами утешают Таню?

  Педагог – психолог  на своих занятиях учит детей воспринимать и узнавать эмоциональное состояние человека, использовать невербальные и вербальные средства общения, формирует навык устанавливания хороших,  доброжелательных отношений  друг с другом и окружающими людьми, используя специальные игры, упражнения, тренинги, беседы. Так, на занятии «Я и мое настроение» психолог проводит игры: «Цвет моего настроения», «Руки радуются, грустят, боятся, обижаются»; этюды: «Ребенок потерялся»,  «В стране Хохотании», «Царевна-несмеяна»; упражнения: «Мы – растения», «Возьми себя в руки». В конце занятия  -  рефлексия эмоционального состояния.

  Учитель – логопед через ролевые игры, дискуссии, драматизации, проигрывания, анализ ситуации формирует навыки использования вежливых слов и выражений, учит соблюдать этикет и быть принятыми для окружающих,  учит правилам знакомства и ведения интересного разговора, формирует  навык  вежливого общения со сверстниками и взрослыми, вводит в активный словарь детей формулы речевого этикета, формирует  умение использовать этикетную формулу с учетом ситуации общения (с кем говоришь, с какой целью и в каких условиях). Например, изучая тему «Добрые слова», логопед предлагает детям инсценировать сказку «Как Зайчик грелся при Луне», разыграть  ситуацию «С чего начинается утро», в которой дети упражняются в произнесении слов приветствия; вспомнить пословицы и поговорки об использовании добрых слов.

     Кроме того, практический этап включает в себя цикл тематических занятий: «Что значит вежливый человек?», «Добрые слова», «Как понравиться людям», «Что в имени моём?», «Познакомьтесь, пожалуйста», «С чего начинается утро, или слово «здравствуй»», «Кто гостей не любит звать, тому радости не знать!», «Доброе слово лечит, а злое калечит», «Как попугай Таню вежливости учил», «Звонок к другу», «Урок вежливости», «С другом жить – никогда не тужить», «Вежливая просьба», «У меня зазвонил телефон», «Вежливости открываются все двери» (7, с. 27-32).

     3 этап – заключительный: контрольно-оценочный.  Включает заключительную диагностику, анализ эффективности мероприятий, которые осуществлялись в ходе проекта, выявление проблем, возникших в ходе работы, работа над их устранением.

      Данная коррекционно-педагогическая работа позволила детям 6-7 лет овладеть социально-этическими нормами и правилами речевого поведения. Дети научились: называть добрые слова и комплименты; знакомиться с людьми и выражать свои чувства и эмоции словами; общаться по телефону, предварительно продумывая тему беседы; понимать и распознавать нравственные качества настоящего друга. Узнали о значении своего имени, о том, что имена бывают полные и неполные, ласковые. Познакомились с правилами приема гостей, ведения вежливой беседы.

      Ниже приведен конспект интегрированного занятия, проведенного в логопедической группе для детей 6-7 лет с ОНР.

Тема «Вежливости открываются все двери»

ЗАДАЧИ

Обучающие:

  1. формировать навыки доброжелательного, вежливого обращения                   в зависимости от ситуации и адресата;
  2.  познакомить с тем, что речь – средство воздействия на мысли, чувства  

и поведение людей.

Коррекционно-развивающие:   

  1. развивать способность понимать свои чувства и эмоции, а также чувства и эмоции  других людей;
  2. развивать навыки общения в типичных речевых ситуациях.
  3. закреплять автоматизированные звуки в речевом потоке;
  4. развивать фразовую речь при ответах на вопросы и умение свободно и легко излагать свои мысли;
  5. закреплять правильное согласование прилагательных с существительными;
  6. развивать фонематические процессы и мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  1. воспитывать в детях внимательное, чуткое,  доброжелательное отношение к окружающим.

ОБОРУДОВАНИЕ

Пиктограммы эмоций, презентация «Приветствия разных народов», магнитофонная запись голоса королевы Грубости, картинки с изображением хороших и плохих поступков, заколдованное дерево, письмо с задачами королевы Грубости, цветок вежливости с разноцветными лепестками (один-два из них черного цвета); предметные картинки с изображением персонажей сказки, маски, альбом, материал для определения звука в слове.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Заучивание стихотворений про «волшебные» слова, пословиц и поговорок о вежливости и добрых делах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. «Приветствие»

Психолог. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Дети встают в кружок и говорят друг другу добрые приветливые слова: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Я рада тебя видеть» и т.д.

- А какие добрые слова мы можем сказать нашим гостям? («Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Мы рады вас видеть», «Располагайтесь поудобнее!», «Чувствуйте себя как дома!».)

- Молодцы, ребята. Много знаете приветственных слов. А знаете ли вы, что еще в древние времена люди приветствовали друг друга (показ презентации). У всех людей на земле есть обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй».   «Здравствуй» -  значит  будь здоров, не болей! А как можно поздороваться с человеком, если он находится, например, на другой стороне улицы и мы не можем подойти к нему? (Ответы детей.) А кричать через всю улицу красиво? (Можно кивнуть, улыбнуться, помахать рукой).

   - Молодцы! Вы знаете вежливые слова, умеете здороваться и сегодня я хочу пригласить вас в Страну Вежливости. Но путь туда неблизкий. Согласны?  Тогда в путь. (Звучит музыка).

Голос королевы Грубости: (магнитофонная запись). Я – королева Грубости, и вы попали в мое царство. Теперь все люди будут грубыми, невежливыми.

Психолог: Что же будем делать?…  Вы не испугались? …Вам хотелось бы, чтобы все люди были невежливыми? Вы считаете, что это плохо? Почему?

Ребята, посмотрите на эти пиктограммы и выберите ту, которая больше всего подходит королеве Грубости, мы ее не видели, но голос слышали  (дети находят и объясняют свой выбор).

Ребята, а попробуйте изобразить позу, в которой находится королева Грубости, покажите ее.

Голос королевы Грубости: Итак, первое задание: чтобы попасть в страну Вежливости, нужно выбрать правильный путь. Ищите этот путь.

Психолог: Ребята, смотрите, здесь действите6льно две дороги. (На одной картинки с изображением хороших поступков, а на другой – плохих). По какому пути нам нужно пойти? (Дети объясняют, почему надо идти по дороге хороших поступков.)

Если мы пойдем по дороге плохих поступков,  мы тоже научимся совершать плохие поступки и попадем не в страну Вежливости, а прямо в замок к королеве Грубости.

Голос королевы Грубости: Вы правильно выбрали дорогу, но вот второе задание. На вашем пути будет заколдованное дерево, попробуйте его расколдовать.

Психолог: Смотрите, ребята, действительно дерево. Я знаю, как его расколдовать: надо рассказать пословицы и поговорки о вежливости (дети рассказывают и украшают дерево цветами).

  1.  Вежливости открываются все двери.
  2. Слово жжет хуже огня.
  3. Доброе слово лечит, а злое калечит.
  4. Плохое слово, что грязная вода.
  5. Ласковым словом и мед растопишь.
  6. Доброе слово и кошке приятно.

- Я тоже знаю пословицу: «Что посеешь, то и пожнешь». Что она обозначает?  (Дети объясняют значение сказанного.)

Голос королевы Грубости: Молодцы! Я приготовила для вас трудные задачи. Попробуйте их решить.

Психолог (зачитывает): как поступить, если:

  1. Вы встретились у входа в детский дом с воспитателем другой группы и не знаете, войти в дверь первым или подождать, пока она войдет? А что можно сказать?
  2. В группу к вам зашла директор или медсестра. Что нужно сказать?
  3. Когда закончили обед или ужин, как по-разному можно поблагодарить того, кто его приготовил?
  4. Если няня помогла тебе завязать шнурки, как ты должен поступить?

Голос королевы Грубости: Молодцы! Вы справились с моими  заданиями и теперь путь в страну вежливости открыт.

(Звучит музыка «Есть на свете цветок» Ю.Чичкова).

Психолог: Ребята скорей сюда, мы с вами на волшебной поляне.  Это, наверное, Королева Грубости рассыпала цветы  и перепутала все лепестки. Давайте выложим цветок вежливости. Какого цвета будете брать лепестки? (Нежные, розовые, яркие, солнечные, радостные.) И на каждом лепестке написаны волшебные слова. А какие стихи про волшебные слова вы знаете? (Психолог называет лепесток, дети читают стихи.)

Здравствуйте.

Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

Здравствуй – улыбнется он в ответ

И, наверно не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет!

(Кондратьев А.)

Пожалуйста.

Слово «пожалуйста»

Повторяем мы поминутно.

Но, пожалуй, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

(Кондратьев А.)

Спасибо.

Придумано кем-то красиво –

За помощь благодарить.

Обычное слово «спасибо»

Нельзя забывать говорить.

(Кондратьев А.)

Будьте добры.

Будьте добры –

Это я говорю по секрету.

Будьте добры –

И не ждите за это конфету.

(Кондратьев А.)

Добрый день.

  1. Добрый де6нь! – тебе сказали,
  2. Добрый день! – ответил ты.
  3. Как две ниточки связали –
  4. Теплоты и красоты.

(Кондратьев А.)

Вот мы и пришли в страну Вежливости, но на этом наши приключения не заканчиваются. Здесь вас ждет  сказка.

  1. Работа со сказкой «Жадная Жаба» (Г.Юдин)

Логопед.

Список использованной литературы

      1. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 40 с.

      2. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.

      3. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для педагогических работников ДОУ. -  М.: Айрис-пресс, 2005. – 112с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

      4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.- 192с.: ил. (Серия «Психология детства: Практикум»).

      5. Миняжева Д.Р. Усвоение дошкольниками С ОНР социально-этических правил поведения // Логопед. 2008. № 7. С. 61-65.

      6. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2005. 152 с.

      6. Семенака С.И. Учимся сопереживать, сочувствовать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. - М.: АРКТИ, 2003. – 79с. (Развитие и воспитание дошкольника).

      7. Провоторова О.А. Воспитание основ речевого этикета у дошкольников // Логопед. 2008. № 7. С. 26-40.

      8. http://detsad87.moy.su/publ/6-1-0-19

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию "Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста"

знакомить детей 4-5лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транс...

Роль семьи в формировании речевого этикета у детей дошкольного возраста

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, но главную роль в этом играет все же семья. Хотите вы этого или нет, но рано или поздно ...

Формирование речевого этикета у детей подготовительной группы в соответствии ФГОС

Для успешного общения со взрослыми, со сверстниками дошкольнику необходимо владеть формулами речевого этикета. В связи с этим, изучение педагогических условий и поиск средств, необходимых для успешног...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»

Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А.М.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на ...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»

ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей   подготовительной группы»...