Семинар-практикум для педагогов «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_seminar-praktikum_formirovanie_rechevogo_etiketa.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ
городского округа Химки Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7
Конспект семинара-практикума для педагогов
«Формирование речевого этикета
детей дошкольного возраста»
Подготовила
Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 7»
Ефременкова Наталья Владимировна
Провела 14.02.2019 г
Химки 2019 г
Цели: Обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения; систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета; пополнить словарь педагогов достаточным количеством этикетных формул, формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения.
Разминка.
Давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день, здравствуйте». Желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние люди утверждали, что вовремя поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.
Актуальность - низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций.
Научить ребенка:
• Правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли.
• Вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой.
• Слушать и слышать других.
• Владеть силой голоса и различать интонации.
• Быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора.
Проблемы по данной теме рассматривали: Выготский Л. С., Усова В. Т., Виноградова В. В., Арушанова А. Г., Безгина О. Ю.
Наблюдая за детьми, обратила внимание на то, что дети, ориентируясь в ситуации приветствуя и прощания, испытывают значительные затруднения.
Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнить, как необходимо помнить и о том, что воспитание ребенка, начинается прежде всего, с самовоспитания взрослого человека. Вот для чего нам необходимо постоянно и систематически углублять и расширять свои педагогические знания, повышать культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.
Все более творческой становится работа каждого воспитателя в ДОУ. Ибо воспитатель – это всегда исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазер и выдумщик.
Поговорим сегодня с вами о речевом этикете. Вопрос к педагогам: «Как вы думаете, что означает слово этикет?»
Этикет - (в переводе с фр. - ярлык, этикетка)
• Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
• Форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятие в том или ином обществе.
Вопрос к педагогам: «Для чего нужен речевой этикет?»
• Является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.
• Помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, предотвращая негативные переживания.
Формула речевого этикета:
Думай,
• кому говоришь,
• что говоришь,
• где говоришь,
• зачем говоришь,
• какие из этого будут последствия.
Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь. Как говорил Макаренко: «Ваше собственное поведение решающая вещь».
Воспитание речевого этикета у детей начинается с создания в группе тишины. Говор – свидетельство нормального общения в группе, при котором педагог слышит каждого ребенка. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая его своим примером.
Речевой этикет – неотъемлемый компонент вежливости. Вежливость – моральные качества, характеризующие поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим.
Задание для педагогов.
Раздаются листы бумаги, фломастеры. Задание – нарисовать с кем можно сравнить воспитанного, вежливого человека. Какой он вежливый человек?
Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Вежливость приобретает цену если она проявляется по велению сердца. Такой человек никогда не нарушит порядок ни словом, ни поступком, не обидит другого. Как считают генетики доброта полезна человеческому виду. Формула вежливости – доброе слово. Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливые слова – это волшебное украшение нашей речи, украшая ее мы притягиваем, привлекаем внимание, услаждаем слух друг друга и действительно происходит чудо – в ответ хочется ответить или сделать о чем просят. Позвольте мне посоветовать вам не заставлять, не принуждать ребенка говорить слова вежливости. Ведь заставлять – значит вызывать противодействие. Лучше сказать за него, как бы вместе с ним по забывчивости потерявшим волшебное слово. Вы «озвучиваете» внутреннее состояние благодарности, поэтому «не скажи спасибо, а мы с Сашей благодарим».
В группе можно завести «волшебный сундучок», где лежат карточки с красивыми цветами (открытками, на которых написаны «волшебные слова». Сундучок пополняется. Дети могут брать этот сундучок когда захотят и вспоминать, что есть такие «ключики» для «открывания» улыбок и хорошего настроения. Показ педагогам «волшебного сундучка».
Можно в группе организовать «День волшебного слова», по желанию детей или выбрать то слово, в употреблении которого дети затрудняются.
Речевой этикет охватывает и не речевые (невербальные) средства коммуникации. Какие невербальные средства коммуникации вы знаете? – жесты, мимика, тональные особенности, поза.
• С каким выражением лица мы употребляем вежливые слова?
• Как часто в течение дня вы улыбаетесь?
• Для чего человеку нужна улыбка?
Постарайтесь поймать собственное выражение лица где – нибудь на улице, в оконном отражении. Достаточно ли оно доброжелательное? В. Солоухин: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка, посмотрите, почти все, что есть у человека, все нужно самому кроме улыбки». Улыбка самому себе не нужна. Если бы не было зеркала, мы бы ее даже никогда не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было легко и хорошо. Это ужасно если за несколько дней вам никто не улыбнется. Душа зябнет, каменеет. Давайте подарим друг другу свои прекрасные улыбки.
Практическая часть.
Игра – инсценировка: «Секрет волшебных слов».
- Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в непростое путешествие, а в космическое, по орбите вежливости. Прошу вас надеть защитный шлем, пристегнуться. Удобно садитесь, взлетаем. Звучит космическая музыка.
Первая планета – «Добрых слов»
Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета, доброта – не пряник, не конфета
Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети.
- В каждом из нас есть маленькое солнце - это солнце доброты. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. Я буду солнцем, своим лучиком буду дотрагиваться до вас, вы будете называть «волшебные слова».
Игра «Не ошибись, пожалуйста»
- Я буду просить вас исполнять задание, но выполнять их надо тогда, когда я назову «волшебное слово». Встаньте, пожалуйста, руки вперед и т. д. Пожалуйста, добавьте строки «волшебными словами» (с мячом).
Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).
Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).
Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).
Можно провести игры «Вежливый ручеек», «Вежливый стул».
Путешествие продолжается, звучит музыка.
Вторая планета – «Заколдованная»
Мы должны выполнить задания, чтобы расколдовать эту планету, только тогда мы сможем продолжить наше путешествие.
Задание 1.
Шестилетний Миша только что получил подарок от тети. Он сильно сдавил коробку, чтобы узнать, что внутри. Мама: «Миша, прекрати, ты испортишь подарок. Что нужно сказать?» Миша сердито: «Спасибо. Мама: Вот, хорошо».
Объясните, как вы думаете, правильно поступила мама? Почему? Как можно поступить иначе?
Задание 2.
Если дети вмешиваются в разговор взрослых, то, как правило, получают в ответ – «Не мешай! Взрослых перебивать нельзя! Это не вежливо, отстань!». Как бы вы ответили ребенку в такой ситуации? Например, «Я хочу сначала закончить свой рассказ, а потом будешь говорить ты!»
Задание 3.
Продавец овощного магазина гневно кричит: «Не такой лук, не нравится? Ну и не берите!» Как бы вы ответили, чтобы сгладить ситуацию? – «Раз вы так рассердились, видимо я в чем – то виновата. Извините меня».
- Молодцы! Отлично справились с заданиями, планета расколдована, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка «Не собьюсь»
Если показываю красный кружок, нужно хлопать в ладоши и говорить: «Здравствуйте!» Зеленый кружок – топать и говорить : «До свидания!»
Путешествие продолжается.
Следующая планета «Сказочная»
Все вы любите сказки, в сказках встречаются разные герои – добрые, которые ведут вежливо и злые, которые не вежливые.
Игра «Добрый – злой»
Я буду называть героя, если герой добрый вы улыбаетесь, злой – закрываете лицо руками -Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик, Бармалей, Доктор Айболит. (По аналогии можно использовать речевые ситуации и поведение).
Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на планету с которой началось наше путешествие. Кто помнит ее название? Планета «Добрых слов». У нашего космического корабля произошел сбой в работе двигателя, переходим на ручное управление.
- Для чего человеку нужны руки?
- Можно с их помощью общаться?
Работа в парах
Выберите себе друга, потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? Может ли человек обидеть другого, если у него такие теплые руки? Могут ли руки помочь подружиться? Поблагодарите, погладьте руки своего друга и свои. Как мы можем руками поблагодарить всех? (Аплодисменты)
Наше направление было выбрано правильно, мы не сбились с орбиты Вежливости и вернулись на планету «Добрых слов». В слове заключается великая сила. Народ давно заметил: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Худое слово и сладким медом не запьешь».
Игра с мячом «Что может сделать слово?» Обогатить, растревожить, обидеть, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти…
Итог.
Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить, заклинать и, словно сердце, кровью обливается и равнодушно холодом дышать, призывом стать и отзывом, и зовом проклинают, славят и чернят.
По окончанию семинара все педагоги получают «Словарь вежливых слов и выражений»
Выставка: литература по теме, картотека игр по речевому этикету.
Литература
1. Арушанова А. Г. Истоки диалога. – М. : Мозайка – Синтез, 2003
2. Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников. – М. : Мозайка, 2004
3. Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998
4. Богуславская Н. Е. Веселый этикет. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997
5. Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда. – Воронеж, 2009
6. Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М. : Издательство Дом, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"
Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...
Семинар-практикум для родителей «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».
Семинар-практикум предназначен для родителей воспитанников, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Так же может быть использован воспитателями и логопедами. В данном материале освещен...
Семинар-практикум для воспитателей "Обучение общеразвивающим упражнениям детей дошкольного возраста"
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Общеразвивающие упражнения в детском сад...
Семинар-практикум для воспитателей «Словообразование у детей старшего дошкольного возраста»
В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, можно заметить, что тот запас слов, который они осв...
семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы»
Тема: Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.Форма проведения собрания: семинар-практикумЦель: Сформировать представление...
Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста" Цель: • Повышение профессиональной компетентн...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышением мотивации его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий»
Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное раз...
- Мне нравится (1)