Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по логопедии
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения.
Задачи мастер-класса:
• обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения;
• систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета;
• пополнить словарь педагогов достаточным количеством этикетных формул, формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения.
Актуальность: низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_skidanova_a._v._1.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста».
Подготовила и провела: учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок»
Скиданова А.В.
— Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию будет представлен мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста».
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения.
Задачи мастер-класса:
• обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения;
• систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета;
• пополнить словарь педагогов достаточным количеством этикетных формул, формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения.
Актуальность: низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций.
Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнить, как необходимо помнить и о том, что воспитание ребенка, начинается, прежде всего, с самовоспитания взрослого человека. Вот для чего нам необходимо постоянно и систематически углублять и расширять свои педагогические знания, повышать культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.
Этикет – (в переводе с фр. – ярлык, этикетка) совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятие в том или ином обществе.
Речевой этикет – неотъемлемый компонент вежливости. Вежливость – моральные качества, характеризующие поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим.
Вопрос к педагогам: «Для чего нужен речевой этикет?»
- Является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.
- Помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, предотвращая негативные переживания.
Практическая часть.
Разминка:
— Давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день, здравствуйте». Желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние люди утверждали, что вовремя поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.
— Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в непростое путешествие, а в космическое, по галактике вежливых слов.
Планеты «Добрых слов»
— Перед вами три пазла с добрыми словами. Необходимо собрать фразу из двух частей.
- Добрым быть совсем непросто___не зависит доброта от роста.
- Не зависит доброта от цвета____доброта – не пряник, не конфета.
- Если доброта, как солнце светит____радуются взрослые и дети.
— Вот мы и собрали первые три планеты. А сейчас мы узнаем, насколько наши участники внимательны и как хорошо знают «волшебные слова». Я буду просить вас выполнить задания, но выполнять их надо тогда, когда я назову «волшебное слово»:
- встаньте пожалуйста
- руки вперед пожалуйста
- повернитесь
- будьте добры руки вверх
- руки в стороны
- присядьте пожалуйста
Четвертая планета «Заколдованная»
— Мы должны выполнить кейс-задания, чтобы расколдовать эту планету, только тогда мы сможем продолжить наше путешествие.
Задание 1.
Шестилетний Миша только что получил подарок от тети. Он сильно сдавил коробку, чтобы узнать, что внутри. Мама: «Миша, прекрати, ты испортишь подарок. Что нужно сказать?» Миша сердито: «Спасибо. Мама: Вот, хорошо».
Объясните, как вы думаете, правильно поступила мама? Почему? Как можно поступить иначе?
Задание 2.
Если дети вмешиваются в разговор взрослых, то, как правило, получают в ответ – «Не мешай! Взрослых перебивать нельзя! Это не вежливо, отстань!». Как бы вы ответили ребенку в такой ситуации? Например, «Я хочу сначала закончить свой рассказ, а потом будешь говорить ты!»
Задание 3.
Продавец овощного магазина гневно кричит: «Не такой лук, не нравится? Ну и не берите!» Как бы вы ответили, чтобы сгладить ситуацию? – «Раз вы так рассердились, видимо я в чем – то виновата. Извините меня».
— Молодцы! Отлично справились с заданиями, планета расколдована, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка «Загадки с мячом»
— Пожалуйста, добавьте строки «волшебными словами», я буду бросать вам мячик, а вы называть слово:
Растает даже ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).
Когда бранят за шалости, говорят (прости пожалуйста).
Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).
— А наше путешествие продолжается.
Пятая планета «Сказочная»
— Все вы любите сказки, а в сказках встречаются разные герои – добрые, которые ведут себя вежливо, хорошо, и злые - не вежливые.
Игра «Добрый – злой».
— Я буду называть героя, если герой добрый вы поднимаете добрый, весёлый смайлик, а если называю злого – поднимаете злой, сердитый смайлик:
-Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик, Бармалей, Доктор Айболит.
(изображения героев сказок помещаем на подготовленный шаблон планеты).
—Наше путешествие подходит к концу. Давайте посмотрим, сколько планет у нас получилось, назовем их (три планеты «добрых слов», «заколдованная» и «сказочная»).
Рефлексия.
— А сейчас я бы хотела представить вашему вниманию «волшебный сундучок», в котором вы можете оставить свои впечатления от сегодняшнего мастер-класса, понравилось вам или не очень, что нового узнали, полезна ли была вам информация. Пожелания оставляете на шаблонах-звёздочках. А из «волшебного сундучка» получаете сладкое угощение.
— Спасибо за внимание !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста
Речевой этикет – это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений....
Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению синквейнов в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии....
Семинар-практикум для педагогов «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнит...
Мастер-класс для педагогов. Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком».
Интересный материал для педагогов по проведению игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием электрического фонарика....
«Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №43 Выступление на педагогическом совете:«Формирование речевого этикета детей дошко...
Мастер класс для педагогов "Эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста"
Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Эффективные технологии речевого развития дошкольника»Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна, так как форм...