Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Речевой этикет – это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №171» города Кирова
Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста
Г. Киров 2016
Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста.
Одно их противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми, дефицит доброты и культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этикет, освоение, которого должно происходить с раннего детства. Поэтому так важно заложить обучение речевому этикету в дошкольном детстве.
Речевой этикет – это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой этикет – это также элемент национальной культуры, вырабатываемый народом не одно столетие.
В «Словаре по этике» понятие «этикет» определяется как совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. А именно: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях часто используются предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т.д.) Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет регулирует правила речевого поведения.
Речевой этикет, так или иначе, привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты- и Вы- форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения; Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них и т.д.
Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (присутственное место, производственное совещание) и т.д.
К средствам, или единицам речевого этикета относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения.
Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения выделяется несколько:
обращение и привлечение внимания;
приветствие;
знакомство;
прощание;
извинение;
благодарность;
поздравление;
пожелание;
соболезнование;
сочувствие;
приглашение;
просьба;
совет;
одобрение;
комплимент.
Каждая типизированная ситуация обслуживается группой формул и выражений, которые образуют синонимические ряды. Внутри каждого синонимического ряда различаются формулы:
- наиболее употребительные, стилистически нейтральные формулы (до свидания, спасибо, здравствуйте);
- формулы с оттенками значения (до завтра, до вечера, прощайте, доброе утро);
- формулы с различными стилистическими оттенками (позвольте попрощаться; пока; целую ручки; спасибо; благодарю вас).
Любая ситуация речевого общения приобретает своеобразные формы и содержание в зависимости от речевого и социального опыта собеседников. Каждый конкретный акт прощания, приветствия, благодарности, просьбы добавляет к стандартным, устойчивым формулам речевого этикета множество частных «приращений»-мотивировок:
«Я очень благодарна вам за книгу, она мне очень помогла; До свидания, надеюсь, завтра увидимся».
Дополнение формул речевого этикета обращениями и мотивировками вносит в них не только теплоту, но и подчеркивает индивидуальность говорящего. «Приращение» («развертывание») этикетных фраз делает их менее шаблонными, стандартными.
Важную роль играет и то, с какой интонацией произносятся фразы речевого этикета, какими жестами, мимикой и движениями они сопровождаются.
Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:
- разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника;
- доступные способы «развертывания» вежливых формул;
- умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами.
Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием в группе доброжелательных отношений детей друг к другу.
Каждая ситуация речевого общения предусматривает:
- обогащение словаря дошкольников вариантами формул речевого этикета,
- обучение детей способам их «развертывания»;
- развитие доброжелательности интонации и мимики.
Работа по обогащению и активизации словаря детей за счет формул и выражений речевого этикета проводится в соответствии со следующей последовательностью:
Первый этап – восприятие формул речевого этикета. Для реализации поставленной задачи используют художественную литературу, просмотр инсценировок и постановок.
Второй этап – репродуктивное воспроизведение формул речевого этикета, характерных для выбранной нами ситуации речевого общения.
Третий этап – обучение способам «развёртывания» формул речевого этикета.
Четвёртый этап – обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.
Последовательность работы по формированию речевого этикета внутри каждого этапа определяется логикой усвоения речевого материала от восприятия средств речевого этикета – к их репродуктивному воспроизведению, затем к самостоятельному использованию средств речевого этикета в играх и перенос в повседневное общение.
На первом этапе по восприятию формул и выражений речевого этикета происходит в процессе чтения художественной литературы, когда внимание детей акцентируется на вежливых фразах, употребляемых героями произведений. Чтение поможет развивать положительное отношение к вежливости и её проявлениям, желание запомнить её средства. Можно использовать такие произведения как: «Азбука вежливости» Л.П. Васильевой-Гангус, «Бабушка угощает чаем», «В гостях у Нюши», «Звонит телефон», «Разговор по телефону», «Маша», «До свидания, приходите в гости» Н.Е. Богуславская, Э. Мошковская «Вежливое слово».
На втором этапе для воспроизведения формул речевого этикета используется система игр и упражнений, побуждающих детей к многократному проговариванию формул речевого этикета.
Вначале используются игры, по правилам которых требуется воспроизвести заданные речевые образцы.
После этого дети упражняются в самостоятельном выборе и использовании речевых формул.
В работе по организации воспроизведения формул можно использовать следующие игры:
Словесная игра «Волшебник».
Цель: вызвать у детей репродуктивное воспроизведение различных формул в ситуации приглашения, предложения.
Дидактическая игра «Дети учат Незнайку».
Цель: продолжать упражнять детей в репродуктивном воспроизведении знакомых формул и выражений.
Игровая ситуация «Подбери слова».
Цель: выявить, какие формулы и выражения приглашения, предложения запомнили дети.
Игровые ситуации «В общественном транспорте», «В кино», «В гостях», «В магазине».
После предложенного примера приглашения дети вспоминают свои ситуации приглашения и предложения и формулы, которыми они пользуются в этих ситуациях. По аналогии рассматриваются другие игровые ситуации.
На третьем этапе идет обучение детей развёртыванию формул и выражений речевого этикета. На этом этапе обучение предполагает восприятие развёрнутых формул и их воспроизведение в ситуации приглашения, предложения.
Четвёртый этап предусматривает обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.
Дошкольникам называются формулы речевого этикета и подсказываются, с какой интонацией их лучше произнести в данной ситуации. Требуется дополнительная работа, позволяющая подчеркнуть привлекательность доброжелательной интонации и приветливой мимики.
Для обучения проявлению доброжелательности используются игры и этюды:
Игра «Физиономисты».
Цель: продолжать учить выражению разных видов эмоционального состояния.
Этюд «Эмоции».
Цель: учить детей выражать эмоциональное состояние мимикой по заданию ведущего.
Игра «Пантомимы».
Цель: развивать умение невербального общения.
Положительные эмоциональные проявления тона и мимики закрепляются во всех видах игр и заданий, используемых в процессе обучения, и в повседневном общении с окружающими людьми. Игры и этюды упражняют детей в доброжелательности тона и мимики, а привычка поддерживать доброжелательный тон в общении формируется в повседневных делах и заботах ребёнка.
По мере формирования речевого этикета дети учатся управлять силой и тоном своего голоса, приветливой мимикой.
Таким образом, методические приемы, используемые для обучения детей формулам речевого этикета в выбранной ситуации общения, окажутся приемлемыми и эффективными.
Именно в дошкольном возрасте обучение речевому этикету осуществляется успешно в процессе специально организованной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей "Выявление роли логопедических занятий в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста"
В своей профессиональной деятельности использую обратную связь с родителями....
Семинар-практикум для педагогов «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнит...
«Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №43 Выступление на педагогическом совете:«Формирование речевого этикета детей дошко...
Роль дидактической игры в формировании речевой активности детей дошкольного возраста
Мотивировать ребенка на игровую деятельность нетрудно, особенно если ребенок создает игру, атрибуты, условия и правила к ней самостоятельно....
Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения. Задачи мастер-класса:• обобщить и систематизировать знания педагогов...
«Воспитание основ речевого этикета детей дошкольного возраста в условиях семьи»
Рекомендации по работе с родителями....