Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Речевой этикет – это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №171» города Кирова

Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста

Г. Киров 2016

Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста.

Одно их противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми, дефицит доброты и  культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этикет, освоение, которого должно происходить с раннего детства. Поэтому так важно заложить обучение речевому этикету в дошкольном детстве.

Речевой этикет – это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой этикет – это также элемент национальной культуры, вырабатываемый народом не одно столетие.

В «Словаре по этике» понятие «этикет» определяется как совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. А именно: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях часто используются предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т.д.) Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет регулирует правила речевого поведения.

Речевой этикет, так или иначе, привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты- и Вы- форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения; Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них и т.д.

Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (присутственное место, производственное совещание) и т.д.

К средствам, или единицам речевого этикета относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения.

Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения выделяется несколько:

обращение и привлечение внимания;

приветствие;

знакомство;

прощание;

извинение;

благодарность;

поздравление;

пожелание;

соболезнование;

сочувствие;

приглашение;

просьба;

совет;

одобрение;

комплимент.

Каждая типизированная ситуация обслуживается группой формул и выражений, которые образуют синонимические ряды. Внутри каждого синонимического ряда различаются формулы:

  • наиболее употребительные, стилистически нейтральные формулы (до свидания, спасибо, здравствуйте);
  • формулы с оттенками значения (до завтра, до вечера, прощайте, доброе утро);
  • формулы с различными стилистическими оттенками (позвольте попрощаться; пока; целую ручки; спасибо; благодарю вас).

Любая ситуация речевого общения приобретает своеобразные формы и содержание в зависимости от речевого и социального опыта собеседников. Каждый конкретный акт прощания, приветствия, благодарности, просьбы  добавляет к стандартным, устойчивым формулам речевого этикета множество частных «приращений»-мотивировок:

 «Я очень благодарна вам за книгу, она мне очень помогла; До свидания, надеюсь, завтра увидимся».

Дополнение формул речевого этикета обращениями и мотивировками вносит в них не только теплоту, но и подчеркивает индивидуальность говорящего. «Приращение» («развертывание») этикетных фраз делает их менее шаблонными, стандартными.

Важную роль играет и то, с какой интонацией произносятся фразы речевого этикета, какими жестами, мимикой и движениями они сопровождаются.

Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:

  • разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника;
  • доступные способы «развертывания» вежливых формул;
  • умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами.

Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием в группе доброжелательных отношений детей друг к другу.

Каждая ситуация речевого общения предусматривает:

  • обогащение словаря дошкольников вариантами формул речевого этикета,
  • обучение детей способам их «развертывания»;
  • развитие доброжелательности интонации и мимики.

Работа по обогащению и активизации словаря детей за счет формул и выражений речевого этикета проводится в соответствии со следующей последовательностью:

Первый этап – восприятие формул речевого этикета. Для реализации поставленной задачи используют художественную литературу, просмотр инсценировок и постановок.

Второй этап – репродуктивное воспроизведение формул речевого этикета, характерных для выбранной нами ситуации речевого общения.

Третий этап – обучение способам «развёртывания» формул речевого этикета.

Четвёртый этап – обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.

Последовательность работы по формированию речевого этикета внутри каждого этапа определяется логикой усвоения речевого материала от восприятия средств речевого этикета – к их репродуктивному воспроизведению, затем к самостоятельному использованию средств речевого этикета в играх и перенос в повседневное общение.

На первом этапе по восприятию формул и выражений речевого этикета происходит в процессе чтения художественной литературы, когда внимание детей акцентируется на вежливых фразах, употребляемых героями произведений. Чтение поможет развивать положительное отношение к вежливости и её проявлениям, желание запомнить её средства. Можно использовать такие произведения как: «Азбука вежливости» Л.П. Васильевой-Гангус, «Бабушка угощает чаем», «В гостях у Нюши», «Звонит телефон», «Разговор по телефону», «Маша», «До свидания, приходите в гости» Н.Е. Богуславская, Э. Мошковская «Вежливое слово».

На втором этапе для воспроизведения формул речевого этикета используется система игр и упражнений, побуждающих детей к многократному проговариванию формул речевого этикета.

Вначале используются игры, по правилам которых требуется воспроизвести заданные речевые образцы.

После этого дети упражняются в самостоятельном выборе и использовании речевых формул.

В работе по организации воспроизведения формул можно использовать следующие игры:

Словесная игра «Волшебник».

Цель: вызвать у детей репродуктивное воспроизведение различных формул в ситуации приглашения, предложения.

Дидактическая игра «Дети учат Незнайку».

Цель: продолжать упражнять детей в репродуктивном воспроизведении знакомых формул и выражений.

Игровая ситуация «Подбери слова».

Цель: выявить, какие формулы и выражения приглашения, предложения запомнили дети.

Игровые ситуации «В общественном транспорте», «В кино», «В гостях», «В магазине».

После предложенного примера приглашения дети вспоминают свои ситуации приглашения и предложения и формулы, которыми они пользуются в этих ситуациях. По аналогии рассматриваются другие игровые ситуации.

На третьем этапе идет обучение детей развёртыванию формул и выражений речевого этикета. На этом этапе обучение предполагает восприятие развёрнутых формул и их воспроизведение в ситуации приглашения, предложения.

Четвёртый этап предусматривает обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.

Дошкольникам называются формулы речевого этикета и подсказываются, с какой интонацией их лучше произнести в данной ситуации. Требуется дополнительная работа, позволяющая подчеркнуть привлекательность доброжелательной интонации и приветливой мимики.

Для обучения проявлению доброжелательности используются игры и этюды:

Игра «Физиономисты».

Цель: продолжать учить выражению разных видов эмоционального состояния.

Этюд «Эмоции».

Цель: учить детей выражать эмоциональное состояние мимикой по заданию ведущего.

Игра «Пантомимы».

Цель: развивать умение невербального общения.

Положительные эмоциональные проявления тона и мимики закрепляются во всех видах игр и заданий, используемых в процессе обучения, и в повседневном общении с окружающими людьми. Игры и этюды упражняют детей в доброжелательности тона и мимики, а привычка поддерживать доброжелательный тон в общении формируется в повседневных делах и заботах ребёнка.

 По мере формирования речевого этикета дети учатся управлять силой и тоном своего голоса, приветливой мимикой.

Таким образом, методические приемы, используемые для обучения детей формулам речевого этикета в выбранной ситуации общения, окажутся приемлемыми и эффективными.

Именно в дошкольном возрасте обучение речевому этикету осуществляется успешно в процессе специально организованной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»

Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнит...

«Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №43         Выступление на педагогическом совете:«Формирование речевого этикета детей дошко...

Роль дидактической игры в формировании речевой активности детей дошкольного возраста

Мотивировать ребенка на игровую деятельность нетрудно, особенно если ребенок создает игру, атрибуты, условия и правила к ней самостоятельно....

Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения. Задачи мастер-класса:• обобщить и систематизировать знания педагогов...