«Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №43
Выступление на педагогическом совете:
«Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела:
Учитель-логопед
Н.С. Степынина
П. Покровский городок
2019 г.
Необходимо заметить что, воспитание подрастающего ребенка, как развитой личности является одной из самых важных задач в сегодняшнее время. Воспитание – это самая главная проблема современного общества. Необходимо отметить, что человек, формируясь как личность, требует от общества постоянного усовершенствования системы общественного воспитания, оставляя в прошлом обычные, стихийно сложившиеся формы. Большое значение на взаимоотношения ребенка со сверстниками, родителями, другими людьми оказывает формирование представлений о нормах и правилах поведения, которые помогают ориентироваться человеку в общественной жизни.
В современном обществе принято считать, что культура поведения – это характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам считается такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, музыке.
Главной целью обучения является то, чтобы ребёнок знал и умел правильно вести себя в обществе.
Слово «этикет» в толковом словаре русского языка понимается, как установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. К нему относятся правила вежливости и уважительного поведения, принятые в обществе. А теперь рассмотрим что такое речевой этикет. Под этим словосочетанием понимается система правил речевого поведения, система «вежливых» словесных формул и выражений в определенных ситуациях общения.
Следовательно, для того чтобы человек был успешным в обществе, реализовался в профессиональной деятельности, построил крепкие семейные и дружеские отношения играет важную роль этикет речевого общения, приобрел коммуникативную компететность.
Анализ педагогической литературы показывает, что в понятие речевой этикет входят: культура речевого общения и общение, как коммуникативный процесс.
Общение рассматривается, как передача информации от человека к человеку. Но есть и другие определения этого понятия, например: общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами. Воспитанность человека показывает один из значимых педагогических факторов, как культура речевого общения.
Заметим, что именно в дошкольном возрасте, который является коротким, но очень важным периодом, формируется человек, как личность. Ребенок, достигая этого возраста, обретает первые знания об окружающей жизни, у него начинает складываться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. Поскольку вежливость является характерной категорией человеческой культуры, именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы овладения вежливостью.
Когда ребенок выполняет все нормы, правила общения со старшим поколением и со своими друзьями, берет за основу уважение и доброжелательность, использует соответствующий словарный запас, в общественных местах и в быту демонстрирует вежливое поведение, это и есть культура речевого общения дошкольника.
Принято считать, что овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:
– различные формулы речевого этикета по каждой классической ситуации общения и умение правильно ими пользоваться;
– доступные способы «развертывания» вежливых формул;
– умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими не речевыми средствами.
Без формирования в группе доброжелательных отношений детей друг к другу не осуществляется обучение речевому этикету, каждая ситуация речевого общения предусматривает:
– обучение детей способам их «развертывания»;
– пополнение словаря дошкольников разными вариантами формул речевого этикета;
– развитие доброжелательности интонации и мимики.
Отметим, что формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущими педагогами выделяются основные способы педагогического воздействия: упражнение, пример для подражания, приучение, проблемные ситуации, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.
Исходя из выше сказанного, речевой этикет формируется всегда, во всех организационных формах: занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.
Огромную роль в становлении речевого этикета у дошкольников огромную роль играет речь воспитателя. Воспитатель должен владеть культурой общения, постоянно ее совершенствовать, это является его профессиональной обязанностью. Прежде чем начать развивать речь у своих воспитанников, педагог должен позаботиться о развитии своей речи. Его основной задачей является овладение основными методическими приемами развития речи, с учетом особенностей детской психики и интересов детей.
Е. И. Тихеева подробно рассмотрела культурные и методические требования к речи воспитателя, по ее мнению речь педагога должна быть:
1. Абсолютно грамотна и стилистически выдержана. Необходимо внимательно следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, принимать во внимание все ошибки, которые были совершены и бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
2. Структура и содержание речи должно строго соответствовать развитию, интересам детей, их возрастным особенностям, опираться на имеющийся опыт дошкольников.
3. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
4. Необходимо следить за точностью, ясностью и простотой речи, регулировать ее темп. От этого зависят точность детского восприятия, отчетливость понимания.
5. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание к ребенку.
6. Следует контролировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи.
Мы считаем, что оптимальный стиль общения между ребенком и воспитателем является демократический, при этом собеседники взаимодействуют, как равноправные партнеры, это является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада. Воспитателю необходимо наблюдать за детьми в ходе совместной деятельности, а также необходимо проводить индивидуальные диагностические беседы, во время которых рекомендуется обратить внимание на следующие компоненты:
– легко ли вступает ребенок в речевое общение со взрослыми и сверстниками;
– поддерживает ребенок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую ему тему или это ему удается с трудом;
– как говорит ребенок с детьми: много, мало или молчалив.
Необходимо заметить, что игра является универсальным методом формирования речевого этикета. В ней ребенок приобретает опыт общения, важный для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в большей степени обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры формируются общественные качества детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воспроизводит отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений. Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным. Важным условием формирования культуры речевого общения является опора на возрастные особенности детей. Старшие дошкольники, как правило, уже умеют играть и работать подгруппами в 6-8 человек. Они пытаются найти выход в конфликтных ситуациях самостоятельно, без помощи взрослых, часто используют правила речевого этикета, которые успели усвоить. В этом возрасте, обучая речевому этикету, воспитателю необходимо расширять репертуар ролевых игр, вводить в них неожиданные ситуации.
Хочется отметить значение семейного воспитания для формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, его трудно переоценить. Общаясь с близкими людьми, ребенок усваивает начальные знания общественного поведения, отношение взрослых к другим людям и, основываясь на этих образцах, пытается строить собственное поведение. Ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить, если нет плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателями.
Чаще всего, в семье ребенок вступает в контакт с представителями разного возраста, пола, различных профессий, к тому же родными и близкими ему людьми, что позволяет широко проявлять и развивать эмоциональные и интеллектуальные потребности. Общение в семье всегда происходит на эмоциональной основе, для внутри-семейного общения характерно сопереживание. Такое сопереживание важно для развития нравственно-эмоциональной сферы ребенка, оно делает его более отзывчивым, чутким к переживаниям других людей.
Важно сказать, что форма обращения родителей к детям способствует возникновению у них эмоционально-положительных или эмоционально-отрицательных реакций по отношению к общению и формирует понятие у ребенка о норме обращения с окружающими, а также радость, удовлетворение или страх перед речевым взаимодействием со взрослым. Характер обращений зависит от уровня индивидуальной культуры общающихся: чем он выше, тем вежливее, спокойнее будет форма обращения.
Главной задачей в работе с родителями по этому направлению является приобщение их к очень тонкому и сложному процессу формирования у детей гуманного отношения к окружающим. В практике работы педагогов детского сада используются различные формы работы с родителями: посещение детей дома, индивидуальные и заочные беседы, консультации, так как семья - основной фундамент воспитания культуры общения.
В заключении можно с уверенностью сказать, что для формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста эффективным является: речь воспитателя; чтение художественной литературы; игры, упражнения; коммуникативные ситуации; беседы; взаимодействие с родителями воспитанников по данному вопросу; целенаправленное педагогическое руководство.
Литература
1. Даренская Л. С. Воспитание культуры общения / Л. С. Даренская // Ребенок в детском саду. – 2002. – №1. – С. 43-46.
2. Куатаева Г. Б. Формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры общения / Г. Б. Куатаева // Проблемы и перспективы современной науки. – 2015. – №7. – С. 61-66.
3. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, Г. И. Капчелия. – М.: Педагогика, 2002. – 127 с.
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. – 1200 с.
5. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей детских садов / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2012. – 280с.
6. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психологии, 2001. – 256 с.
7. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. – М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2001. – 250 с.
Ситуация общения | Инициативные формулы р.э. | Ответные формулы р.э. | Примерные фразы для развёртывания. |
Приветствие | - Здравствуй (-те) - Доброе утро! - Добрый вечер! - Добрый день | Аналогичны инициативным формулам | - Очень рад (-а) видеть тебя (Вас) - Как хорошо, что Вы пришли (мы увиделись) |
Прощание | - До свидания - Всего доброго - До встречи - До завтра - Спокойной ночи | Аналогичны инициативным формулам |
|
Просьба | Просьба – разрешение: - Можно я… - Разреши (-те) … - Разреши (-те), пожалуйста Просьба – побуждение: - …, пожалуйста - Если не трудно… - Если можно - Очень тебя прошу…
- Ты не можешь? - Вы не смогли бы? | Положительные ответы - Пожалуйста - Да (ДА-да) - Ладно - С удовольствием
- Охотно - Я не против - Не возражаю - Сейчас Отказы - Я не могу… - Я хотел (-а) бы, но… - К сожалению…
|
Отказ сопровождается извинением |
Благодарность | - Спасибо - Большое спасибо - Спасибо Вам (тебе) - Я благодарен Вам | - Пожалуйста - Не за что - Не стоит - На здоровье - Мне было приятно помочь | За… (указывается причина благодарности) |
Предложение (приглашение) | - Давай (-те)… - Прошу… - Возьмите… - Садитесь, пожалуйста, - Хотите (хочешь) я помогу? | Согласие: - Ладно, я согласен - Спасибо (и др.) Отказ: - Спасибо, не беспокойтесь - Спасибо, я сам (-а) - Извините, но… |
Желательно, что бы все отказы мотивировались |
Извинения | - Простите меня - Простите (извините), пожалуйста - Не обижайся (-тесь) - Я виноват (-а) | - Пожалуйста - Ладно - Ничего - Не стоит извинений - Я не сержусь - Ну что Вы (ты)! - Да что Вы (ты)! | За…(мотивируется извинение: я нечаянно… я не подумала…) |
Сочувствие | Сорадость: - Я рад (-а) за тебя - Я рад (-а), что ты… - Ты молодец, что… - У тебя здорово получается Утешение: - Мне очень жаль…
- Я не могу чем-нибудь помочь
- Не переживай - Я сочувствую тебе - Это не самое страшное, крепись (терпи, не плач)
|
- Мне приятно
- Я рад (-а), что тебе нравится
- Спасибо (за сочувствие) Принятие помощи: - Спасибо, если можешь
Отказ от помощи: - Спасибо, но…
|
|
Комплимент | - Ты такой (-ая) весёлый (-ая) (добрый, хороший, замечательный и т.п.) - Ты так хорошо строишь (лепишь, играешь…) - Ты лучше всех (что-то делаешь…) - У тебя добрые глаза (хорошая улыбка, красивое платье…) | - Спасибо - Спасибо за комплимент - Вы (ты) меня смущаете - Спасибо за доброе слово
- Не смущай (-те) меня
|
|
Знакомство | - Как вас (тебя) зовут? - Меня зовут…, а вас? - Давайте познакомимся? - Я могу узнать, как тебя зовут? | - Очень приятно. Я -… - Пожалуйста
- Приятно с вами познакомиться - Да, конечно |
|
Таблица предоставлена по материалам книги:
Малетина Н.С. Развитие речевого общения
дошкольников / Нижневартовск, 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №43
Выступление на педагогическом совете:
«Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела:
Учитель-логопед
Н.С. Степынина
П. Покровский городок
2019 г.
Необходимо заметить что, воспитание подрастающего ребенка, как развитой личности является одной из самых важных задач в сегодняшнее время. Воспитание – это самая главная проблема современного общества. Необходимо отметить, что человек, формируясь как личность, требует от общества постоянного усовершенствования системы общественного воспитания, оставляя в прошлом обычные, стихийно сложившиеся формы. Большое значение на взаимоотношения ребенка со сверстниками, родителями, другими людьми оказывает формирование представлений о нормах и правилах поведения, которые помогают ориентироваться человеку в общественной жизни.
В современном обществе принято считать, что культура поведения – это характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам считается такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, музыке.
Главной целью обучения является то, чтобы ребёнок знал и умел правильно вести себя в обществе.
Слово «этикет» в толковом словаре русского языка понимается, как установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. К нему относятся правила вежливости и уважительного поведения, принятые в обществе. А теперь рассмотрим что такое речевой этикет. Под этим словосочетанием понимается система правил речевого поведения, система «вежливых» словесных формул и выражений в определенных ситуациях общения.
Следовательно, для того чтобы человек был успешным в обществе, реализовался в профессиональной деятельности, построил крепкие семейные и дружеские отношения играет важную роль этикет речевого общения, приобрел коммуникативную компететность.
Анализ педагогической литературы показывает, что в понятие речевой этикет входят: культура речевого общения и общение, как коммуникативный процесс.
Общение рассматривается, как передача информации от человека к человеку. Но есть и другие определения этого понятия, например: общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами. Воспитанность человека показывает один из значимых педагогических факторов, как культура речевого общения.
Заметим, что именно в дошкольном возрасте, который является коротким, но очень важным периодом, формируется человек, как личность. Ребенок, достигая этого возраста, обретает первые знания об окружающей жизни, у него начинает складываться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. Поскольку вежливость является характерной категорией человеческой культуры, именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы овладения вежливостью.
Когда ребенок выполняет все нормы, правила общения со старшим поколением и со своими друзьями, берет за основу уважение и доброжелательность, использует соответствующий словарный запас, в общественных местах и в быту демонстрирует вежливое поведение, это и есть культура речевого общения дошкольника.
Принято считать, что овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:
– различные формулы речевого этикета по каждой классической ситуации общения и умение правильно ими пользоваться;
– доступные способы «развертывания» вежливых формул;
– умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими не речевыми средствами.
Без формирования в группе доброжелательных отношений детей друг к другу не осуществляется обучение речевому этикету, каждая ситуация речевого общения предусматривает:
– обучение детей способам их «развертывания»;
– пополнение словаря дошкольников разными вариантами формул речевого этикета;
– развитие доброжелательности интонации и мимики.
Отметим, что формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущими педагогами выделяются основные способы педагогического воздействия: упражнение, пример для подражания, приучение, проблемные ситуации, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.
Исходя из выше сказанного, речевой этикет формируется всегда, во всех организационных формах: занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.
Огромную роль в становлении речевого этикета у дошкольников огромную роль играет речь воспитателя. Воспитатель должен владеть культурой общения, постоянно ее совершенствовать, это является его профессиональной обязанностью. Прежде чем начать развивать речь у своих воспитанников, педагог должен позаботиться о развитии своей речи. Его основной задачей является овладение основными методическими приемами развития речи, с учетом особенностей детской психики и интересов детей.
Е. И. Тихеева подробно рассмотрела культурные и методические требования к речи воспитателя, по ее мнению речь педагога должна быть:
1. Абсолютно грамотна и стилистически выдержана. Необходимо внимательно следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, принимать во внимание все ошибки, которые были совершены и бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
2. Структура и содержание речи должно строго соответствовать развитию, интересам детей, их возрастным особенностям, опираться на имеющийся опыт дошкольников.
3. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
4. Необходимо следить за точностью, ясностью и простотой речи, регулировать ее темп. От этого зависят точность детского восприятия, отчетливость понимания.
5. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание к ребенку.
6. Следует контролировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи.
Мы считаем, что оптимальный стиль общения между ребенком и воспитателем является демократический, при этом собеседники взаимодействуют, как равноправные партнеры, это является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада. Воспитателю необходимо наблюдать за детьми в ходе совместной деятельности, а также необходимо проводить индивидуальные диагностические беседы, во время которых рекомендуется обратить внимание на следующие компоненты:
– легко ли вступает ребенок в речевое общение со взрослыми и сверстниками;
– поддерживает ребенок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую ему тему или это ему удается с трудом;
– как говорит ребенок с детьми: много, мало или молчалив.
Необходимо заметить, что игра является универсальным методом формирования речевого этикета. В ней ребенок приобретает опыт общения, важный для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в большей степени обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры формируются общественные качества детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воспроизводит отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений. Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным. Важным условием формирования культуры речевого общения является опора на возрастные особенности детей. Старшие дошкольники, как правило, уже умеют играть и работать подгруппами в 6-8 человек. Они пытаются найти выход в конфликтных ситуациях самостоятельно, без помощи взрослых, часто используют правила речевого этикета, которые успели усвоить. В этом возрасте, обучая речевому этикету, воспитателю необходимо расширять репертуар ролевых игр, вводить в них неожиданные ситуации.
Хочется отметить значение семейного воспитания для формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, его трудно переоценить. Общаясь с близкими людьми, ребенок усваивает начальные знания общественного поведения, отношение взрослых к другим людям и, основываясь на этих образцах, пытается строить собственное поведение. Ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить, если нет плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателями.
Чаще всего, в семье ребенок вступает в контакт с представителями разного возраста, пола, различных профессий, к тому же родными и близкими ему людьми, что позволяет широко проявлять и развивать эмоциональные и интеллектуальные потребности. Общение в семье всегда происходит на эмоциональной основе, для внутри-семейного общения характерно сопереживание. Такое сопереживание важно для развития нравственно-эмоциональной сферы ребенка, оно делает его более отзывчивым, чутким к переживаниям других людей.
Важно сказать, что форма обращения родителей к детям способствует возникновению у них эмоционально-положительных или эмоционально-отрицательных реакций по отношению к общению и формирует понятие у ребенка о норме обращения с окружающими, а также радость, удовлетворение или страх перед речевым взаимодействием со взрослым. Характер обращений зависит от уровня индивидуальной культуры общающихся: чем он выше, тем вежливее, спокойнее будет форма обращения.
Главной задачей в работе с родителями по этому направлению является приобщение их к очень тонкому и сложному процессу формирования у детей гуманного отношения к окружающим. В практике работы педагогов детского сада используются различные формы работы с родителями: посещение детей дома, индивидуальные и заочные беседы, консультации, так как семья - основной фундамент воспитания культуры общения.
В заключении можно с уверенностью сказать, что для формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста эффективным является: речь воспитателя; чтение художественной литературы; игры, упражнения; коммуникативные ситуации; беседы; взаимодействие с родителями воспитанников по данному вопросу; целенаправленное педагогическое руководство.
Литература
1. Даренская Л. С. Воспитание культуры общения / Л. С. Даренская // Ребенок в детском саду. – 2002. – №1. – С. 43-46.
2. Куатаева Г. Б. Формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры общения / Г. Б. Куатаева // Проблемы и перспективы современной науки. – 2015. – №7. – С. 61-66.
3. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, Г. И. Капчелия. – М.: Педагогика, 2002. – 127 с.
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. – 1200 с.
5. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей детских садов / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2012. – 280с.
6. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психологии, 2001. – 256 с.
7. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. – М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2001. – 250 с.
Ситуация общения | Инициативные формулы р.э. | Ответные формулы р.э. | Примерные фразы для развёртывания. |
Приветствие | - Здравствуй (-те) - Доброе утро! - Добрый вечер! - Добрый день | Аналогичны инициативным формулам | - Очень рад (-а) видеть тебя (Вас) - Как хорошо, что Вы пришли (мы увиделись) |
Прощание | - До свидания - Всего доброго - До встречи - До завтра - Спокойной ночи | Аналогичны инициативным формулам | |
Просьба | Просьба – разрешение: - Можно я… - Разреши (-те) … - Разреши (-те), пожалуйста Просьба – побуждение: - …, пожалуйста - Если не трудно… - Если можно - Очень тебя прошу…
- Ты не можешь? - Вы не смогли бы? | Положительные ответы - Пожалуйста - Да (ДА-да) - Ладно - С удовольствием - Охотно - Я не против - Не возражаю - Сейчас Отказы - Я не могу… - Я хотел (-а) бы, но… - К сожалению…
| Отказ сопровождается извинением |
Благодарность | - Спасибо - Большое спасибо - Спасибо Вам (тебе) - Я благодарен Вам | - Пожалуйста - Не за что - Не стоит - На здоровье - Мне было приятно помочь | За… (указывается причина благодарности) |
Предложение (приглашение) | - Давай (-те)… - Прошу… - Возьмите… - Садитесь, пожалуйста, - Хотите (хочешь) я помогу? | Согласие: - Ладно, я согласен - Спасибо (и др.) Отказ: - Спасибо, не беспокойтесь - Спасибо, я сам (-а) - Извините, но… | Желательно, что бы все отказы мотивировались |
Извинения | - Простите меня - Простите (извините), пожалуйста - Не обижайся (-тесь) - Я виноват (-а) | - Пожалуйста - Ладно - Ничего - Не стоит извинений - Я не сержусь - Ну что Вы (ты)! - Да что Вы (ты)! | За…(мотивируется извинение: я нечаянно… я не подумала…) |
Сочувствие | Сорадость: - Я рад (-а) за тебя - Я рад (-а), что ты… - Ты молодец, что… - У тебя здорово получается Утешение: - Мне очень жаль… - Я не могу чем-нибудь помочь - Не переживай - Я сочувствую тебе - Это не самое страшное, крепись (терпи, не плач)
| - Мне приятно - Я рад (-а), что тебе нравится - Спасибо (за сочувствие) Принятие помощи: - Спасибо, если можешь Отказ от помощи: - Спасибо, но… | |
Комплимент | - Ты такой (-ая) весёлый (-ая) (добрый, хороший, замечательный и т.п.) - Ты так хорошо строишь (лепишь, играешь…) - Ты лучше всех (что-то делаешь…) - У тебя добрые глаза (хорошая улыбка, красивое платье…) | - Спасибо - Спасибо за комплимент - Вы (ты) меня смущаете - Спасибо за доброе слово - Не смущай (-те) меня | |
Знакомство | - Как вас (тебя) зовут? - Меня зовут…, а вас? - Давайте познакомимся? - Я могу узнать, как тебя зовут? | - Очень приятно. Я -… - Пожалуйста - Приятно с вами познакомиться - Да, конечно |
Таблица предоставлена по материалам книги:
Малетина Н.С. Развитие речевого общения
дошкольников / Нижневартовск, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста
Речевой этикет – это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений....
Анкета для родителей "Выявление роли логопедических занятий в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста"
В своей профессиональной деятельности использую обратную связь с родителями....
Семинар-практикум для педагогов «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнит...
Роль дидактической игры в формировании речевой активности детей дошкольного возраста
Мотивировать ребенка на игровую деятельность нетрудно, особенно если ребенок создает игру, атрибуты, условия и правила к ней самостоятельно....
Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения. Задачи мастер-класса:• обобщить и систематизировать знания педагогов...
«Воспитание основ речевого этикета детей дошкольного возраста в условиях семьи»
Рекомендации по работе с родителями....