Конспект НОД по речевому развитию детей в подготовительной группе Тема «Разговор с другом»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тимошина Елена Ивановна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию детей в подготовительной группе

Тема: «Разговор с другом»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию детей в подготовительной группе

Тема: «Разговор с другом»

ООП ДО: Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.

Группа: подготовительная

Тема: «Разговор с другом»

Программные задачи:

- учить детей самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов на тему, предложенную воспитателем с использованием приемов ТРИЗ;

- поощрять дошкольников в творческих рассказах использовать личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности;

- продолжать учить детей внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправлять их;

- закреплять умения выполнять операцию классификации — деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков;

-упражнять в определении количества и последовательности слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов;

-развивать инициативу, познавательную активность, творческие способности;

-воспитывать доброжелательные отношения.

Методические приемы: игровая мотивация, показ презентации, инструкция, пояснения, разъяснения, вопросы к детям, словесные отчеты детей, предметно-практические и умственные действия, контроль и оценка, поощрение.

Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, магнитная доска, фломастер для магнитной доски, аудиофайл «звук входящего письма», «Настоящий друг» М. Пляцковского и Б. Савельева, иллюстрация сюжетной картинки, 5 кружков из цветной бумаги, эмблема № 1, 2, 3, 4,  для каждого ребенка: рабочая тетрадь Гризик, Ерофеева - Говорим правильно. Рассказываем и сочиняем. Пособие для детей 6-8 лет, карандаш, лист А4, 5 кружков из цветной бумаги, конфеты.

Предварительная совместная деятельность: беседы с детьми о дружбе, чтение пословиц о дружбе, просмотр мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка», чтение рассказов В. Осеевой «До первого дождя», «Два товарища», «Вместе тесно, а врозь скучно»,  проведение игр, способствующих развитию коммуникативных качеств детей: «Скажи соседу комплимент», «Волшебные очки», «Пойми меня», «Угадай, кто это», рассматривание картин из серии «Я и мои друзья», выполнение операции классификации - деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков, определение количества и последовательности слов в предложении, составление предложения с заданным количеством слов.

ХОД НОД 

Часть 1, организационная.

3ашагали ножки прямо по дорожке, (дети маршируют на месте)

Повстречали друга маленькие ножки.

Здравствуй, здравствуй, (пожимают друг другу руки)

Здравствуй, милый друг!

Здравствуй, здравствуй,

Посмотри вокруг! (Разводят руки в стороны

Здравствуй, здравствуй

Мне ты улыбнись! (Улыбаются, качая головой вправо-влево)

Здравствуй, здравствуй,

Головкой поклонись! (Кланяются друг другу)

Звучит звук электронного письма

Воспитатель: Ребята, кажется, в наш детский сад пришло письмо. Посмотрим, что в нем? Воспитатель включает презентацию

Слайд 1.

Воспитатель: Вы узнали, кто это?

Дети: Старушка Шапокляк

Воспитатель: Ну что ребята, поможем старушке?

Дети: поможем

Воспитатель: А как мы можем ей помочь?

Дети: рассказать про друзей и дружбу.

Воспитатель: правильно, мы расскажем ей, что же такое дружба. (Обращаясь к Шапокляк на экране). Шапокляк, ребята расскажут тебе про дружбу и друзей. Слушай нас внимательно.

 Часть 2, основная.  

Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете слово «дружба»?

Дети: Когда мы вместе играем, не обижаем друг друга.

Воспитатель: Да действительно, дружба – это когда два человека и больше, общаются, доверяют друг другу. Ребятки, а кто же мне ответит, кто такие друзья?

Дети: С кем мы больше всего любим играть, кто нравится.

Воспитатель: Как вы думаете, какими делами могут заниматься друзья?

Дети: Друзья могут играть в разные игры, просто разговаривать, рассказывать истории, веселиться. С ними можно книги почитать. И телевизор посмотреть

Воспитатель: Я уверена, что у каждого из вас есть хороший верный друг или даже много друзей. Без друзей жить нельзя! Расскажите о своем лучшем друге. Как его зовут? Сколько ему лет?  Какие качества характера привлекают вас в нем?

Дети рассказывают о своих друзьях

Воспитатель: Друг – это тот, с кем интересно, кто не дерется и не жадничает, тот кто всегда поможет и подаст руку помощи и никогда не оставит в беде. Дружба начинается с доброго слова, улыбки, совместной игры. Дружить дело не простое, быть другом нужно учиться. В жизни бывает много ситуаций, когда, не разобравшись в чем-то, можно обидеть друг друга. С другом можно поделиться секретом. Чтобы дружба была крепкой, чтобы у вас было много друзей нужно уметь дружить. Давайте подумаем, как надо дружить?

Дети: не жадничать, не ругаться, не обманывать, помогать друг другу

Воспитатель: Правильно. Если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, не жадничай. Если умеешь что-то делать, научи и его, а если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь. Старайся работать и играть с другом дружно, не спорь по пустякам,  не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается. Не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам. Если поступил плохо, если обидел друга, не бойся попросить прощения. Остановит друга, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.

Воспитатель: Ребята, давайте, расскажем Шапокляк про вежливые слова, чтобы она научилась их говорить своим друзьям.  Я вам буду читать по две строчки стихотворений, а вы должны закончить их подходящими вежливыми словами.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень

Когда услышит (добрый день).

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания).

Воспитатель: Также друга можно угощать, когда он придет к тебе в гости. И стараться подать на стол то, что именно любит друг. Давайте потренируемся. Представим, что у нас есть друг Петрушка. Петрушка любит есть фрукты. Чем мы можем его угостить?

Дети: яблоки, груши, апельсин, персики, абрикосы.

Воспитатель: правильно, а друг Ромашка очень любит овощи. Что мы ему предложим на обед?

Дети: помидоры, огурцы, картофель, морковку, капусту.

Воспитатель: а друг Светлячок очень любит ягоды. Какие ягоды мы дадим другу?

Дети: земляника, клубника, малина, смородина, ежевика.

Воспитатель: молодцы. А какие напитки будут пить наши друзья?

Дети: чай, кофе, компот, кисель, сок.

Воспитатель: правильно, молодцы. А теперь давайте составим предложения из этих слов, которые мы назвали. Например: Я люблю клубнику. И я беру кружочки и заменяю одним кружочком каждое слово из предложения. (Выкладывает три кружка на магнитную доску). Теперь вы называете свое предложение и выкладываете на столе кружки.

Дети говорят предложения.

Воспитатель: А теперь давайте посчитаем, сколько слов в ваших предложениях. В моем предложении «Я люблю клубнику» три слова (считают кружки).

Дети считают свои кружки.

Воспитатель: первое слово «Я» (показывает на первый кружок), второе слово «люблю» (показывает на второй кружок) и третье слово, последнее «клубнику» (показывает на третий кружок). Расскажите мне про ваши слова в предложении.

Дети рассказывают и показывают на кружки.

 Воспитатель: Молодцы, справились. Устали? Вставайте в круг. 

Встали в круг и взялись за руки.

Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)

Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)

Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)

И друг другу улыбнитесь

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

Воспитатель: В дружбе мы можем совершать, как хорошие поступки, которые сделают нашу дружбу  крепче, а можем совершить и плохой поступок из-за чего можем очень сильно поссориться. Наше следующее задание определить, что такое хорошо, а что такое плохо для нашей дружбы. Ребята, я предлагаю вам посмотреть картинки  и решить, какой поступок на них нарисован, плохой или хороший. А Шапокляк послушает и запомнит. Согласны?

Дети: согласны

Слайд 2.

Воспитатель: Ребята, кого мы видим на этой картинке?

Дети: На картинке мы видим детей.

Воспитатель: Что делают дети?

Дети: дети дерутся

Воспитатель: Ребята, кто считает, что дети на этой картинке поступают хорошо - поднимите зеленую карточку. Если кто-то считает, что плохо - красную.

Воспитатель: Почему вы считаете, что дети совершают плохой поступок? (2 ребенка спросить)

Слайд 3.

Воспитатель: Ребята, что делают дети на этой картинке?

Дети: мальчик дразнит девочку, а она плачет

Воспитатель: Давайте оценим поступки детей с помощью карточек. (Дети поднимают соответствующие карточки)

Воспитатель: Почему вы считаете, что дети совершают плохой поступок? (спросить 2 ребенка)

Слайд 4.

Воспитатель:  Ребята, а на этой картинке, что делают дети?

Дети: девочки помогают мальчику, который упал и разбил коленку, жалеют его.

Воспитатель: Давайте оценим поступки детей с помощью карточек. (Дети поднимают соответствующие карточки). Почему для вас это хороший поступок? (ответ 2 детей)

Слайд 5.

Воспитатель: Что делают дети?

Дети: один мальчик угощает конфетой другого, который прячет за спиной мороженое.

Воспитатель: какой поступок совершают мальчики? Одинаковый?

Дети: мальчик, который угощает – хороший поступок, а который жадничает и прячет мороженое – плохо поступает.

Слайд 6.

Воспитатель: а что происходит на этой картинке?

Дети: мальчик отобрал мяч у девочки, и она плачет

Воспитатель: оцените этот поступок мальчика с помощью карточек. Почему вы решили именно так? (ответ 2-3 детей)

Воспитатель: и с этим заданием мы справились отлично. А теперь поиграем в игру «Да-да-да, нет-нет-нет».

Друга стоит обижать? (Нет-нет-нет)

Другу будем помогать? (Да-да-да)

Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет)

А улыбку подарить? (Да-да-да)

Мы научимся играть? (Да-да-да)

Ну а споры разрешать? (Да-да-да)

Чай с друзьями будем пить? (Да-да-да)

Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да)

Будем крепко мы дружить? (Да-да-да)

Воспитатель: Ребята, давайте выполним задания в тетрадях. Откройте свои тетради. Посмотрите на картинки про медведя. Их три. Как вы думаете, какую нужно поставить вначале, какую потом и какую последнюю?

Дети: первая картинка та, на которой медведь идет к улью. Следующая та, на которой он смеется и последняя та, на которой медведь смеется потому, что его щекочет муравей.

Воспитатель: правильно, молодцы. А как можно назвать эти картинки?

Дети: медведь и муравей, медведь идет к улью и т.д.

Воспитатель: Хорошо. А теперь придумайте небольшой рассказ по этим картинкам (рассказывают 2-3 ребенка).

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь я хочу вам показать очень необычную, даже волшебную картину. Почему она необычная? А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим ни одной мелочи, детям. Подумайте, как можно ее назвать?

Дети: Поиграли и устали, разговор с другом, на лавочке.

Воспитатель:  Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. На столах лежат листы бумаги, которые вы можете свернуть в трубочку. Направьте свои трубочки в сторону картины и выделите один объект. Скажите: кого или что вы там видите?

Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.

Воспитатель: Вам нужно навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.

Дети:  мальчик, еще мальчик, девочка

Воспитатель: давайте их назовем. Тот мальчик, который в красной кепке – Сережа, второй мальчик Витя и девочка Катя. Продолжаем.

Дети:  земля, небо, птица, мяч, лавочка, цветы, трава, кустик, забор.

Воспитатель: Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах. Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?

Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине, а воспитатель схематично фиксирует их на доске, дети у себя на листах повторяют схему.

Воспитатель: Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой. Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)

Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали?

Дети: называли объекты на картине.

Воспитатель: Правильно, запомните правило: «Смотрю на картину и называю объекты», а поможет нам это запомнить эмблема (выставляет эмблему 1).

Воспитатель: Ребята,  наша картина будет скучна, не красочна, если мы с вами ее не «раскрасим», не опишем объекты, не скажем, какими мы их видим.

А чтобы сделать это мы поиграем в игру: «Скажи какой?»

Например, Сережа   какой?

Дети: довольный, радостный, мечтательный.

Воспитатель: а Витя?

Дети: уставший, довольный, задумчивый

Воспитатель: теперь расскажите, какая Катя?

Дети: любопытная, хорошая.

Воспитатель: а какая погода на картине? Какое время года?

Дети: весна, теплая, тихая, солнечная.

Воспитатель: теперь расскажите про землю, небо, птицу, мяч, лавочку, цветы, траву, кустик, забор. Вспомните, ведь вы видели раньше подобные вещи и скажите, какие они.

Дети: земля сухая, желтая; небо – голубое; птица – черная, любопытная; мяч – красный в белую полочку, резиновый, небольшой, лавочка – маленькая, деревянная, удобная; цветы – розовые, красивые; трава – зеленая, большая; кустик – зеленый, большой, красивый; забор – деревянный, невысокий.

Воспитатель: Давайте поиграем в сыщиков и узнаем тайну картины: Все объекты между собой связаны. Найдем эти связи. Чем или как они  связаны? Кто  кому друг? Кто кому недруг?

Воспитатель соединяет стрелками два предмета на доске, а дети на своих схемах, затем дают объяснение взаимосвязям объектов.

Дети: Сережа и Витя связаны тем, что они дружат, они сидят вместе на лавочке, о чем-то разговаривают. Катя и мальчики связаны тем, что она слушает их разговор. Мяч связан с детьми потому, что они им играли и он лежит рядом. Забор и девочка связаны тем, что девочка прислонилась к нему. Также и птица связана с забором, потому что она на нем сидит и слушает мальчиков. Лавочка связана с мальчиками, потому что они на ней сидят. Цветы, кустики и трава связана с детьми потому что они рядом.

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. А, что мы сейчас делали?

Дети: Играли в игру «Сыщики»

Воспитатель: Вот эмблема игры (показ эмблемы этапа 2) и ее правило: «Один объект связан с другим, потому что....».

Воспитатель: А вы хотели бы войти в эту картину?

Дети: да

Воспитатель: Тогда, закроем глаза и  представим себе, что мы перенеслись в картину. Откройте глаза,  ребята, вот мы и в картине, какие звуки вы слышите?

Дети: слышны голоса ребят, шум летнего ветра, щебетание птиц.

Воспитатель: Какие запахи ощущаете?

Дети: пахнет цветами, свежей сочной травой, свежим теплым воздухом.

Воспитатель: Вспомните, вы ведь чувствовали запахи цветов, травы, какие они?

Дети: вкусный, сладкий, приятный, сочный.

Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось вам на пути.

Что вы почувствовали теперь? Что теперь можно сказать об объектах?

Дети: забор – теплый, шершавый; трава – гладкая; мяч – гладкий, теплый, пыльный; птица – мягкая.

Воспитатель: Молодцы, вот сколько звуков мы услышали и какие запахи почувствовали. А, вот эмблемы этой игры и правило: «Я слышу как…», «Здесь пахнет…» (показ эмблемы 3)

Воспитатель: Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе: Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине? Вспомните, может вы тоже когда-то играли на детской площадке в такой теплый солнечный денек, вспомните те звуки, запахи, что чувствовали и используйте это в своем рассказе.  Во время того, как один ребенок будет рассказывать, другие дети должны тихонько слушать, не мешать, не отвлекать и не подсказывать.

 Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине, и рассказывает о себе в рамках выбранного образа. Воспитатель помогает им в случае затруднений, замечает речевые и логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправляет их.

Например: Стоял солнечный теплый денек. Я с Витей и сестрой Катей пошли играть в мяч. Мы долго играли и решили отдохнуть. И тут я подумал и сказал Вите о том, что было бы здорово купить коробку мороженого и съесть! Витя тихонько сидел, он наверно представлял, какое мороженое он хотел бы. А Катя подслушивала наш разговор. Даже скворец был удивлен тем, о чем мы мечтали.

Воспитатель: Молодцы, вы так интересно о себе рассказывали. Запомним правило: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня…», а вот и эмблема игры (на доску выставляется эмблема 4).

Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали.  А всему этому нас научила «волшебная» картина.

Воспитатель: хочу вам прочитать стихотворение Анастасии Парнюк.

Дружба - это тёплый ветер,

Дружба - это светлый мир,

Дружба - солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба - это только счастье,

Дружба - у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой - жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом - даже злая слабость,

Вмиг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба - это ценный дар.

Слайд 7

Часть 3, заключительная.

Воспитатель: Ребята, Шапокляк не зря обратилась к вам за помощью, вы все ей рассказали и объяснили, молодцы! Теперь старушка Шапокляк многое узнает о дружбе, тоже найдёт себе друзей, потому что с друзьями жить весело и интересно. Ребята, вам понравилось помогать Шапокляк? Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: так в чем же заключается умение дружить?

Дети: не нужно ссориться по пустякам, злиться и завидовать. Нужно делиться с друзьями игрушками и книгами, помогать друзьям, если у них что-то не получается, не зазнаваться, не хвастаться и не лгать. Уметь дружить - значит уметь уступать, с благодарностью принимать помощь, советы и замечания друзей.

Воспитатель: Все сегодня были активными, старались отвечать полными предложениями, не перебивая друг друга. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас был хороший, верный друг или много друзей. Старушка Шапокляк решила вас угостить в знак благодарности. Молодцы!

Воспитатель угощает сладостями под песню «Настоящий друг».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. .

Слайд 2

.

Слайд 3

.

Слайд 4

.

Слайд 5

.

Слайд 6

.

Слайд 7

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию детей в старшей группе Тема: «Водный транспорт»

1)    Уточнение и систематизация словаря.2)     Развитие связной речи, творческого воображения.3)     Систематизировать представления детей о вод...

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе. Тема:«Откуда хлеб пришел»

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе. Тема: "Откуда хлеб пришел"...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей – подготовительной группе Тема: «Составление рассказа по картине «Уборка урожая»

Конспект НОД по речевому развитию в старшей – подготовительной группеТема: «Составление рассказа по картине «Уборка урожая»Цель: Совершенствовать диалогическую речь и монологич...

Конспект занятия по речевому развитию детей в младшей группе Тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»»

Перед Вами конспект занятия по речевому развитию детей в младшей группе. Занятие осуществлялось согласно  конспекту, который составлен в соответствии с задачами программы Крыловой Н.М. «Дет...

Конспект НОД по речевому развитию детей в подготовительной группе в соответствии с ФГОС. Тема: «Золотая осень».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха)....

Конспект НОД по речевому развитию детей в старшей группе Тема: «В гостях у дедушки Урожая»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию детейв старшей группеТема: «В гостях у дедушки Урожая»...

Конспект НОД по речевому развитию детей в старшей группе Тема: «Осенний лес»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию детей в старшей группеТема: «Осенний лес»...