Конспект НОД по речевому развитию детей в старшей группе Тема: «В гостях у дедушки Урожая»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию детей
в старшей группе
Тема: «В гостях у дедушки Урожая»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию детей
в старшей группе
Тема: «В гостях у дедушки Урожая»
Железногорск
Конспект
ООП: Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2019.- 352 с.
Программные задачи:
- научиться объединять предметы в группы по существенным признакам (овощи);
- продолжать образовывать слова, пользуясь суффиксами;
- продолжать освоение чистого произношения сонорных звуков;
- продолжать грамматически правильно использовать в речи существительные множественного числа в родительном падеже;
- продолжать воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим;
- продолжать развивать аналитическое восприятие;
- продолжать поддерживать у детей интерес к литературе;
- продолжать развивать физические качества детей.
Методические приемы: игровая мотивация, загадки, демонстрация, инструкция, пояснения, указания, разъяснения, вопросы, словесные ответы детей, предметно-практические и умственные действия, контроль и оценка, поощрение.
Интеграция образовательных областей: основная образовательная область - речевое развитие интегрируется с другими: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Использование современных образовательных технологий:
* технология обучения детей составлению загадок;
* ТРИЗ-технология (составление детьми рассказов по сюжетной картине);
* здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика
Оборудование и материалы: письмо, корзинка с овощами (муляжи овощей: капуста, картошка, свекла, морковь, редис, лук, чеснок, помидор, капуста, перец), картина «Уборка урожая», каждому ребенку рабочая тетрадь, карандаш, угощение.
Предварительная совместная деятельность: работа над образованием слов, пользуясь суффиксами; освоением чистого произношения сонорных звуков; учились грамматически правильно использовать в речи существительные множественного числа в родительном падеже; составляли загадки по схеме, составляли описательный рассказ по картинкам, беседа об осени, ее признаках, чтение художественной литературы: Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки», Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Организационная часть.
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй ,Я!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое интересное письмо пришло ко мне: «Здравствуйте, ребята, у меня созрел урожай, приезжайте в гости». Дедушка Урожай». Как вы думаете, где живет дедушка урожай? Как туда доберемся? (Ответы детей) Предлагаю сказать волшебные слова.
Род-род-род едем к деду в огород.
Лай-лай-лай – соберем весь урожай.
Олен-олен-олен – будет дед доволен!
Чу-чу-чу - я на поезде мчу,
Чу-чу-чу – урожай собрать хочу.
Основная часть
Имитируют движения поезда, попадают в огород и встречают дедушку Урожая. Здравствуй, дедушка. Мы приехали тебе на помощь.
Урожай: здравствуйте, ребята. Я вас очень рад видеть! Но урожай у меня волшебный, пока не разгадаете загадки, не сможете его собрать. Согласны?
Дети: да.
Урожай: Здесь весною было пусто, летом выросла... (капуста)
Собираем мы в лукошко очень крупную ... (картошку)
От дождя земля намокла, вылезай, толстушка ... (свёкла)
Из земли за чуб плутовку тянем сочную ... (морковку)
Надо поклониться низко, чтобы вытащить … (редиску)
Помогает деду внук, собирает с грядок ... (лук)
Просит дедушка Федюшку: «Собери еще …(петрушку)
Вот зелёный толстячок крупный, гладкий ... (кабачок)
И красавец великан темно-синий … (баклажан)
Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.
Дети отгадывают загадки, дедушка Урожай достает овощи и складывает в корзину (капуста, картошка, свекла, морковь, редис, лук, чеснок, помидор, капуста, перец). Молодцы какие! Вот спасибо!
Воспитатель: Как назовем все, что находится в корзинке? (овощи). Где растут овощи? Зачем люди выращивают овощи? Какая польза от овощей? А какие части у овощей съедобные, а какие не съедобные? (плоды) Что можно приготовить из овощей?
Дедушка Урожай: ребята, давайте вместе сыграем в игру «Один – много»?
Дети: давайте
Дети встают в круг, дедушка Урожай с мячом в центре проводит игру.
Урожай: Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: перец - перцы)
Помидор - помидоры; огурец - огурцы; тыква - тыквы; кабачок - кабачки; баклажан - баклажаны и т.д.
«Назови ласково». А теперь я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы называете этот овощ ласково и бросаете мне мяч обратно.
Помидор - помидорчик; морковь - морковочка; огурец - огурчик; лук - лучок; чеснок - чесночок; капуста - капустка; баклажан - баклажанчик, перец - перчик, тыква - тыковка и др.
Игра «Чего нет». Теперь я бросаю вам мяч и называю овощ, а вы говорите, чего нет и возвращаете мяч обратно.
Баклажаны - нет баклажанов; свеклы - нет свёкол; чеснок - нет чеснока; перцы - нет перцев; картофель - нет картофеля, помидоры - нет помидоров, кабачки - нет кабачков, огурцы - нет огурцов и т.д.
Воспитатель: Молодцы. А теперь послушайте меня внимательно: помидор-р-р, огур-р-рцы, р-р-репа. Какой звук я выделила в названиях овощей?
Дети: звук «р».
Воспитатель: Правильно, это звук «р». Какие еще овощи можно назвать с этим звуком? Скажем также, выделяя этот звук.
Дети: кар-р-ртофель, мор-р-рковь, пер-р-рец и т.д.
Воспитатель. А теперь посмотрим, в названиях, каких овощей есть звук «л».
Дети: свекл-л-ла, бакл-л-лажан, л-л-лук и т.д.
Воспитатель: дедушка Урожай, а наши ребята могут сами свои загадки про твой урожай придумать. Хочешь, загадаем тебе?
Урожай: конечно!
Воспитатель: давайте вспомним, как нужно это делать?
Выбираем овощ, о котором будет составляться загадка, потом надо подобрать слова - признаки к нему. Например: какой овощ по форме, цвету, размету, вкусу, запаху и т.д. Дальше надо сравнить по перечисленным значениям признаков овощ с другими, похожим на него объектами.
Нужно сказать не просто на что похож или чем отличается, а дать образную характеристику подобранному сравнению. Например: не просто помидор, а созревший помидор, не просто камень, а огромный камень и т. д.
Если загадка на сравнение - вставлять «Как» - или «Но не» - если загадка на отрицание. Давайте, вместе вспомним, как это делается на примере помидора. На сравнение.
Помидор по форме круглый, по цвету красный, по вкусу сочный. Круглый как солнышко. Красный как цветочек. Сочный как арбуз. А теперь добавим слова определения. И получается такая загадка:
Круглый, как яркое солнышко,
Красный, как аленький цветочек,
Сочный, как спелый арбуз.
Загадка о помидоре с отрицанием.
Круглый, но не шарик,
Красный, но не яблоко,
Растёт на грядке, но не свекла.
А теперь можете сами придумать несколько загадок и порадовать дедушку.
Дети составляют загадки.
Урожай: молодцы, ребята, здорово у вас получается.
Воспитатель: ребята, сейчас мы посмотрим на картину.
Какое время года изображено на картине? Почему вы так решили? Кого вы видите на картинке?
Дети. Семью.
Воспитатель: Придумайте им имена. Куда они пришли?
Дети. Семья пришла в огород.
Воспитатель: Что делают дети?
Дети. Дети собирают овощи.
Воспитатель: Что делает папа?
Дети. Папа выкапывает картошку.
Воспитатель: Что делает мама?
Дети. Собирает картошку.
Воспитатель: Что мама сварит из овощей?
Дети. Мама сварит из овощей суп.
Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину?
Теперь расскажите мне свой рассказ (рассказывают). Как бы вы назвали свой рассказ? Чей рассказ вам понравился? Почему?
Воспитатель: молодцы, у вас все получилось! А теперь я предлагаю сделать задания в тетради. Но сначала подготовим свои пальчики. Пальчиковая гимнастика «У Лариски - две редиски». По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.
У Лариски - две редиски.
У Алёшки - две картошки.
У Серёжки – сорванца
Два зелёных огурца.
А у Вовки - две морковки.
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.
Не забываем о правильной посадке: спинка прямая, ножки на подставке, локоть лежит на парте. Дети выполняют задание в рабочей тетради (Лист 1 в приложении).
Воспитатель: ребята, уже настала пора возвращаться в детский сад.
Дедушка Урожай: спасибо вам, что помогли мне собрать урожай и порадовали меня своим присутствием! Приходите ко мне еще!
Дети: до свидания, придем!
Воспитатель: давайте скажем волшебные слова:
Ра-ра-ра – нам домой идти пора,
Лай-лай-лай – мы собрали урожай,
Рём-рём-рём – в гости мы еще придем!
Чу-чу-чу - на поезде мчу,
Зу -зу-зу – урожай с собой везу.
Воспитатель: вот мы и вернулись. В завершении нашего путешествия хотелось бы прочитать вам стихотворение Юлиана Тувима «Овощи».
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!..
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла. Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
Заключительная часть.
Про что говорится в стихотворении? О каких овощах? Где растут овощи? Зачем люди выращивают овощи? Какая польза от овощей? Что готовила хозяйка? Что понравилось вам в нашем путешествии?
Дети: играть с дедушкой Урожаем.
Воспитатель: что было трудно для вас?
Дети: составлять рассказ.
А что было делать легко?
Дети: разгадывать загадки.
Молодцы. Ребята, вы сегодня были внимательными, сообразительными, хорошо справились со всеми заданиями, я очень довольна вами. Вы молодцы! А дедушка Урожай передал для вас угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ – ЗИМЕ» (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ)
В этой статье представлено итоговое занятие по позновательному развитию детей в средней группе. Цель работы способствовать закреплению знаний детей о зиме....
Конспект НОД по речевому развитию детей в старшей группе Тема: «Водный транспорт»
1) Уточнение и систематизация словаря.2) Развитие связной речи, творческого воображения.3) Систематизировать представления детей о вод...
Конспект занятия по речевому развитию детей в старшей группе «В гостях у хозяюшки»
Программные задачи: развивать связанную речь детей, заучить потешку, обогащать словарный запас детей, употребляя обобщающие слова (десерт, молочные продукты, мясные продукты, морепродукты, х...
Конспект занятия по речевому развитию детей в младшей группе Тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»»
Перед Вами конспект занятия по речевому развитию детей в младшей группе. Занятие осуществлялось согласно конспекту, который составлен в соответствии с задачами программы Крыловой Н.М. «Дет...
Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе Тема: «В гости к Мишутке»
Конспект НОД по речевому развитиюв первой младшей группе Тема: «В гости к Мишутке»Приоритетная образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей:...
Конспект НОД по речевому развитию детей в подготовительной группе Тема «Разговор с другом»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию детей в подготовительной группеТема: «Разговор с другом»...
Конспект НОД по речевому развитию детей в старшей группе Тема: «Осенний лес»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию детей в старшей группеТема: «Осенний лес»...