Конспект НОД по речевому развитию детей в старшей группе Тема: «Осенний лес»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тимошина Елена Ивановна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию детей в старшей группе

Тема: «Осенний лес»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию детей в старшей группе

Тема: «Осенний лес»

г. Железногорск.

Конспект

ООП: «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное), исп. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. -  c. 336.

Программные задачи: 

  • научить обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предмета;
  • продолжать формировать умение составлять рассказ по картинкам;
  • закреплять правильное отчетливое произнесение звуков;
  • продолжать упражнять в образовании однокоренных слов;
  • продолжать воспитывать привычку сообща заниматься;
  • продолжать развивать интерес детей к миру природы;
  • продолжать развивать навыки пения, движения под музыку;
  • продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки;
  • продолжать развивать внимание, воображение, мышление.

Методические приемы: игровая мотивация, демонстрация, инструкция, пояснения, указания, разъяснения, вопросы, словесные ответы детей, предметно-практические и умственные действия, контроль и оценка.

Интеграция образовательных областей: основная образовательная область - речевое развитие интегрируется с другими: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,  физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Использование современных образовательных технологий:

  • моделирование (составление сказки Маша и медведь);
  • синквейн (сочинение стихотворения про осенний лес);
  • технология ТРИЗ (составление рассказа по картинкам про осенний лес);
  • здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «Прогулка».

Оборудование и материалы: картина осеннего леса, картинки – жука, комара и ручья, иллюстрации (осень в лесу, красные, желтые листья, листопад, хмурое небо, дождь, улетающие птицы, белка в дупле с орехами, грибами, мышки в норке с зернышками, спит еж под одеялом),  фланелеграф, воспитателю фигуры из фетра (квадрат, два треугольника, круг, три полоски разной величины – большая, средняя, маленькая), игрушки три медведя, кукла, каждому ребенку фигуры из цветной бумаги (квадрат, два треугольника, круг, три полоски разной величины – большая, средняя, маленькая), рабочая тетрадь, карандаш, аудиозапись детская песня «Золотой листопад» сл. А. Морозовой, планшет.

Предварительная совместная деятельность: беседа про осень и  изменения в природе с приходом осени, рассматривание иллюстраций на тему Осень, составление рассказа по иллюстрации Осень в городе, работа над правильным отчетливым произнесением звуков; работа над образованием однокоренных слов; чтение сказки «Три медведя», отработка техники моделирования на примере сказки «Репка».

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Организационная часть

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята! В нашей группе сегодня светло и весело, несмотря на то, что за окном осень. Весело от ваших улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение.

Здравствуй, солнышко – дружок,

Здравствуй, носик – пятачок,

Здравствуйте, губки,

Здравствуйте, зубки 

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе – «Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Вы согласны?

Дети: согласны.

Воспитатель: А вот куда мы отправимся, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.

Белки в нём живут и волки, в нём растут дубы и ёлки высоченны – до небес! Называют его …

Дети: Лес!

Воспитатель: Правильно, ребята, отправляемся с вами в осенний лес.

Физминутка «Здравствуй, лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны)  

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)

Ночью темной, грозовою? ( Выполнять покачивания направо-налево)

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?  (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)

Все открой, не утаи.  (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)

Ты же видишь – Мы свои  (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)  

Основная часть.  

Воспитатель показывает детям картину осеннего леса. 

Воспитатель: Мы пришли в осенний лес. Ребята, тут так красиво! Даже захотелось сочинить стихи! Хотите, сочиним вместе?

Дети: Да!

Воспитатель: Но я вам предлагаю попробовать сочинить необычный стих. Он называется синквейн. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк. Синквейн строится так:

1.Первая строка- тема синквейна, одно слово, отвечающее на вопрос кто? что?

2.Вторая строка - два слова-признака, отвечающие на вопрос какой?

3.Третья строка - три слова-действия, отвечающие на вопрос что делает?

4.Составляем предложение с данным словом.

5. Придумываем слово, выражающее личное отношение или эмоции по данной теме.

Давайте попробуем.

Дети вместе с воспитателем составляют синквейн на тему «Осенний лес»

Воспитатель: Первая строка- тема синквейна, одно слово, отвечающее на вопрос что?

Дети: Осенний лес.

Воспитатель: Вторая строка - два слова-признака, лес какой?

Дети: Красивый, нарядный.

Воспитатель: Третья строка - три слова-действия. Лес что делает?

Дети: Стоит, шумит, украшает.

Воспитатель: Составляем предложение с данным словом.

Дети: Я люблю гулять в осеннем лесу.

Воспитатель:  Придумываем слово, выражающее личное отношение или эмоции по данной теме.

Дети: Красота!

Воспитатель: У нас получился вот такой стих.

Осенний лес.

Красивый, нарядный.

Стоит, шумит, украшает.

Я люблю гулять в осеннем лесу.

Красота!

Молодцы, как здорово получилось!

А сейчас следующая игра, подберем однокоренные слова.

Например, у зайца заячий хвост, а детеныши - зайчата

У волка…(волчий хвост, детеныши – волчата)

У медведя…(медвежья нора, детеныши – медвежата)

У белки…(беличий хвостик, детеныши – бельчата)

У ежа… (ежовые иголки, детеныши – ежата)

У лисы…(лисий хвост, детеныши – лисята)

Ребята, а вы знаете, что в осеннем лесу можно простудиться, если недостаточно тепло оделись или промочили ноги в лужах? Когда начинает болеть горло, надо превратится в комарика и спеть его песню (руку приложить к горлу -з-з-з-з). Когда начинаем кашлять, становимся большими жуками (ладонь к грудной клетке -ж-ж-ж-ж). А когда очень устали и болит голова, слушаем шум воды (закрываем глаза -с-с-с-с).

А теперь я буду показывать вам картинки, а вы будете произносить звуки здоровья, (воспитатель показывает – жука, комара и ручей).

Воспитатель: А теперь, я предлагаю посмотреть на картинки и составить по ним рассказ про наш осенний лес.

Вывешивает иллюстрации в определенном порядке

Дети: В лес пришла золотая осень. Листья желтеют, краснеют и опадают. Небо серое, хмурое, идут холодные дожди. Птицы улетают в теплые края. Белка накопила в дупле орехов, насушила грибов. Маленькие мыши собрали в норке зёрнышки. Целый ворох листьев натаскал еж. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.

Воспитатель. Вот мы все вместе сочинили рассказ про наш осенний лес. Молодцы. Ребята, посмотрите, кто здесь? (Показывает игрушки: трех медведей и куклу). Вам напоминает эти игрушки что-нибудь?

Дети: Да, сказку «Три медведя».

Воспитатель: Правильно. Давайте смоделируем ее с помощью фигурок. Помните, как мы это делали со сказкой Репка?

Дети: Да

Воспитатель: Заблудилась девочка в лесу и вдруг увидела избушку. Из треугольника и круга изобразите девочку (воспитатель показывает на фланелеграфе, дети работают за столом).

Воспитатель: А теперь самостоятельно постройте избушку (дети строят избушку из квадрата и треугольника).

Вернулись медведи домой. Сначала Михаил Иванович. Какую полоску надо положить?

Дети: Большую полоску.

Воспитатель: Почему?

Дети: потому что этот медведь самый взрослый и большой.

Воспитатель: Потом Настасья Петровна. Найдите полоску поменьше.

Какая полоска будет Мишуткой?

Дети: самая маленькая.

 Воспитатель: Почему?

Дети: потому что Мишутка самый маленький

Воспитатель: молодцы, все правильно сделали. А сейчас пусть наши пальчики отдохнут.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком, (Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.)

Теперь давайте откроем свои тетради на странице 1 выполним задания про лесных жителей. Не забываем о правильной посадке: спинка прямая, ножки на подставке, локоть лежит на парте.  (Выполняют)

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться обратно в сад. Сейчас под осеннюю песню мы выйдем из леса, а чтобы было веселее, можно станцевать. Звучит аудиозапись «Золотой листопад».

Заключительная часть.

Сегодня мы с вами побывали в осеннем лесу. Что вам понравилось в нашей прогулке?

Дети: сочинять стихотворение.

Воспитатель: Что больше запомнилось?

Дети: как моделировали сказку «Три медведя», танцевали

Воспитатель: Ребята, вы сегодня были внимательными, сообразительными, хорошо справились со всеми заданиями, я очень довольна  вами. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию детей в старшей группе Тема: «Водный транспорт»

1)    Уточнение и систематизация словаря.2)     Развитие связной речи, творческого воображения.3)     Систематизировать представления детей о вод...

Конспект занятия по речевому развитию детей в старшей группе «В гостях у хозяюшки»

Программные задачи: развивать связанную речь детей, заучить потешку, обогащать словарный запас детей, употребляя обобщающие слова (десерт, молочные продукты, мясные продукты, морепродукты, х...

Конспект занятия по речевому развитию детей в младшей группе Тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»»

Перед Вами конспект занятия по речевому развитию детей в младшей группе. Занятие осуществлялось согласно  конспекту, который составлен в соответствии с задачами программы Крыловой Н.М. «Дет...

Конспект занятия по познавательно- речевому развитию детей в старшей группе «Осеннее путешествие».

Данное зантие может стать итоговым по теме "Осень". Использована развивающая среда Воскобовича В.В. "Фиолетовый лес"....

Конспект НОД по речевому развитию детей в подготовительной группе Тема «Разговор с другом»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию детей в подготовительной группеТема: «Разговор с другом»...

Конспект НОД по речевому развитию детей в старшей группе Тема: «В гостях у дедушки Урожая»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию детейв старшей группеТема: «В гостях у дедушки Урожая»...