Конспект НОД по речевому развитию детей в подготовительной группе в соответствии с ФГОС. Тема: «Золотая осень».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Войтенко Евгения Ивановна

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zolotaya_osen.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по речевому развитию детей в подготовительной  группе в соответствии с ФГОС.

Тема:   «Золотая осень».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).
1. Образовательные
- Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).
2. Развивающие 
- уточнить и расширить словарный запас по теме, совершенствовать грамматический строй речи через согласование слов существительных с числительными, продолжать учить образовывать относительные прилагательные;
- развивать логическое мышление через игры «Подбери слова-действия»,

 Составление рассказа по опорным картинкам.

- развивать интонационную и мимическую выразительность речи, общую моторику;
3. Воспитательные
- воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности и любви к природе.
Методические приемы:

- наглядные (показ иллюстраций); словесные (художественное слово,  беседа, вопрос-ответ); игровой сюжет, обращение к личному опыту детей, использование яркой наглядности ,вопросы к детям, использование динамической паузы,  звуковое оформление,    использование ИКТ.

Предварительная работа: 
• Беседы об осени с выделением признаков в разные периоды, наблюдения за изменениями в природе, отгадывание загадок об осени, рассматривание иллюстраций по теме «Осень», заучивание на музыкальном занятии песен об осени; беседа о перелетных птицах;
• Накопление словаря: «золотая», «щедрая», «ранняя», «поздняя» осень; названия осенних месяцев; употребление обобщающих понятий - «перелетные птицы», «урожай»; употребление относительных прилагательных, Заучивание стихов, отгадывание загадок.
Оборудование, ножницы, нитки цветные, клей, макеты осенних деревьев,
маски для инсценировки, карточки на каждого ребенка ,картинки (заяц, белка ,еж, лиса) разноцветные

листья, ручки, квадраты( синие, зеленые, красные),ноутбук ,магнитофон,

Воспитатель: Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

-В этот осенний день.

Нам здороваться не лень.

Шлем привет мы всем вокруг

Я твой друг и ты мой друг!.

Шлем привет мы всем гостям.

Очень. очень рады вам!

Давайте с вами настроимся с вами на рабочий лад

Запоминает наша голова,

Важные поступки ,умные слова.

Слушаем внимательно,

смотрим обязательно.

Друг друга не перебиваем,

Для ответа руку поднимаем,

Знаний много получаем.

Листья с деревьев в лесу осыпаются,

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землею прощается,

Хмурая осень в окошко стучит.

– О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так считаете?( ответы детей)

- Какие месяцы осени вы знаете?

СЕНТЯБРЬ – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Ранняя осень. Его в народе еще называют златоцветом, рябинником, птичьей стаей.

Ушел сентябрь, а вслед за ним пришел ОКТЯБРЬ – месяц мокрый, хмурый. Его называют листопадом, золотая осень. Очень капризный месяц, за день погода может поменяться несколько раз.

Ушел октябрь – пришел НОЯБРЬ, последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. В народе его называют «ворота зимы». Поздняя осень.

- Какой сейчас месяц?

- Какой месяц следующий?

– Какая  осень в сентябре? (Ранняя,.)

– Какая  осень в октябре? (золотая.)

– Какая осень в ноябре? (Поздняя.)

– Что стало с листьями на деревьях? Как изменились деревья с приходом осени?

Звучит музыка П.И.Чайковского « Времена года» «Октябрь»

Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.

Ребята, мне на телефон пришло сообщение. Давайте его прослушаем.( Слушаем запись)

«Здравствуйте, мои друзья!

И пишу вам снова я.

Горько слезы проливаю,

Вас я часто вспоминаю.

Знаю, вы все любите меня,

Помогите  мне тогда.

Злой волшебник, злой колдун…

Он меня заколдовал,

Память у меня украл.

Дружно все мне помогите,

Память мне скорей верните.

Восп.- Ребята, так что же произошло с Осенью?

(злой волшебник заколдовал ее, украл у нее память).

- А что такое память? (размышления детей).

Что же нам тогда делать? (нужно Осени помочь, возвратить ей память).

Как  помочь ?,(Надо назвать признаки осени)

У меня на столе лежали  картинки –подсказки ,вы их не видели? Куда же они подевались? Давайте мы с вами отправимся в лес и поищем признаки осени

Всех ребяток на прогулку

Приглашаю в лес пойти,

Интересней приключенья ,

Вам ребята не найти.

Мы идем в осенний лес

Муравейник (руки вниз) и осинка (руки на уровне глаз)

Там высокая рябинка (руки вверх)

Мы пришли с тобой дружок

присядем на пенек.

Ребята посмотрите ,какая красота !.Какой первый признак осени мы назовем.?

(листья на деревьях меняют окраску) Посмотрите все ли деревья одинаково раскрашены? ( На одном дереве необычные листочки, на листочках задания для детей)

1 листик . Игра «Осенние слова»

Воспитатель: — А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.

Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.

Дети: — Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная);

Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное),

Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые),

Небо ( серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)

2 листик.  Отгадайте загадку:

Листья жёлтые кружатся,

На земь ковриком ложатся.

Жёлтых листьев хоровод

Осенью случается.

Танец этот — каждый год.

Как он называется…(Листопад)

Посмотрите сколько листочков  вокруг, но есть ребята необычные –они с буквами.

Игра « Сложи слово»( Дети складывают слова и проводят звуковой анализ слова)

Придумайте предложение со словом « осень» и составьте схему предложения.

3 листик.  игра « Подбери слова-действия»

- «Лист осенний и волшебный будет в руки к вам летать и вопросы задавать»

Давайте встанем в кружок. Кому я дам в руки лист, тот должен ответить на мой вопрос.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, краснеют, вянут, летят, сохнут, шуршат, опадают, кружатся, и т.д.

Дождь осенью ( что делает) — Дождь осенью моросит, идет, льется, капает, стучит, барабанит, и т.д.

Урожай осенью ( что делают)— Урожай осенью убирают, запасают, сохраняют .заготавливают, и т.д.

Птицы осенью( что делают) — Птицы осенью  собираются в стаи ,улетают ,прощаются, курлычат.

Деревья осенью( что делают)  — Деревья осенью роняют листья ,оголяются.

Звери осенью ( что делают) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки, линяют .прячутся, запасаются.

Люди осенью( что делают)- собирают урожай, готовятся к зиме, надевают теплую одежду.

Ветер осенью (что делает) дует, воет. срывает листья.

Трава осенью (что делает)-вянет сохнет,увядает.

4 листик. «Чтение стихотворения»(дети читают стихи об осени)

Физкультминутка

По дороге мы идем,

Листья сыплются дождем.

Красно – желтый листопад

Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)

А по небу ходят тучи,

Не пробьется солнца лучик.

Ветер дует с высоты,

Вянут травы и цветы. (Руки вверх.)

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука.

Будем листья собирать. (Вращение руками.)

То налево посмотрели,

То направо поглядели.

Лист дубовый, клена лист

Ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо.)

Низко – низко приседаем,

И листочки собираем.

Соберем большой букет

Славной осени привет. (Приседание.)

Мы последний раз присели,

Отдохнули, посвежели.

А теперь домой идем,

Листья желтые несем. (Ходьба на месте.)

5 листик . Театр «Осень на пороге»(театрализованная деятельность)

Ребята,а все ли звери похожи друг на друга,или отличаются ? Давайте проверим.

6 листик.  «Сравнение  между животными»

Лиса

У лисы длинный пушистый хвост.

А у зайца?

У зайца хвост короткий ,но   уши длинные

У зайца летом шубка серенькая, а зимой беленькая. Заяц с приходом зимы  меняет окраску шубки ,а лиса?

У лисы оранжевая шубка и она не меняет окраску.

Лиса питается курочками, мелкими зверьками, а заяц?

Заяц питается растительной пищей,корой деревьев.

Ежик и белка

Белочка маленький пушистый зверек.А ежик пушистый?

Нет ,тело ежика покрыто иголками. Ежик серенький ,а белочка какого цвета?

У белочки  летом шубка рыжая, а зимой шубка серая. Белочка делает запасы на зиму А еж?

Еж не делает запасы на зиму .Он прячется в норку и засыпает.

7 листик. «Назови пословицы о осени»

1.Коли ясно то и осень прекрасна. Почему так  говорят?( дети объясняют смысл пословиц)

2.Осень идет, и дождь за собой ведет.

3.Красна весна цветами ,а осень пирогами.

4.От осени к лету повороту нету.

5.Грибок в кузовок .зимой будет пирожок.

6.Осень-запасиха,зима-подбериха.

7. Осень пришла –урожай принесла.

8 лист  «Составь рассказ по опорным картинкам»(выставлены листики с опорными картинками)

- Все, что происходит в это время года, мы Осени напомнили, надеюсь что к Осени вернулась память  (звучит запись с голосом осени)

Спасибо, мои верные друзья!

Память возвратилась вновь моя.

За помощь вас благодарю

И подарки вам дарю

Посылка, а в ней листочки, которые вы должны раскрасить сами в цвета осени.

(Дети садятся за столы и выполняют аппликацию цветными нитками.)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками, начиная с мизинцев)

Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук )

Шел неспешно по привычке («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бьют в ладоши)

Ох! (один хлопок)

И ушел. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу)

Аппликация. «Осенние листья »

Ну, а  теперь нам пора домой возвращаться

Давайте скажем волшебные слова

«Вокруг себя повернись,

В детском саду очутись.»

Понравилось ли вам путешествие в лес.? Что вам больше всего запомнилось?

Ребята, кому  было трудно выполнять задание возьмите тучку,а кому легко-солннышко .

Звучит песня «Осень, как рыжая кошка».

Унылая пора! Очей очарованье!         Даша

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

 И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы

, И отдаленные седой зимы угрозы. (А. С. Пушкин)

Смотрите все: во всей красе

Несется осень на лисе.

И где лиса махнет хвостом,

Рыжеет все на месте том:

Окрасит рыжей кистью        Варя

Она траву и листья

И станут рыжими кусты,

Тропинки ,улицы,мосты,

Дома и поздние цветы….

Смотри не порыжей и ты.

Посмотри! Покраснели осины,

В шалях желтых березки стоят….

У лесной примадонны рябины

Бусы алым рубином горят.        Эля

Нарядилась, как будто царевна,

На роскошном осеннем пиру.

Ей лесная русалка, наверно

Заплетала косу поутру.

Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала

,Ей осень лоскутное шьет одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иглой стежок подгоняет.        Олеся

Листочки на выбор-любой пригодится.

Вот рядом с багровым лиловый ложится.

Сгодится  и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.

Прекрасней, чем эта, несыщешь картины.

                                                                                           

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО .Тема"Составление описательного рассказа о посуде"

Конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие".В конспекте интеграция образовательных областей "Познавательное развитие","Социально-ком...

Речевое развитие детей раннего возраста в соответствии с ФГОС

о речевом развитии детей третьего года жизни...

Открытое итоговое занятие в старшей группе в рамках Педагогического совета « Современные подходы в организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» На тему: «Продуктовый магазин , звуки [Г],[Г’]»

13.02.2020г. Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе « звуки [ Г ] [ Г`]» Воспитатель : Ермоленкова Виктория ВикторовнаТема: Звук Г-Гь .Цели заняти...

Доклад на тему «Речевое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС».

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знани...