Конспект по развитию речи с использованием мнемотаблицы. На тему: «Осень, до свидания!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Солдаткина Марина Васильевна

Конспект по развитию речи с использованием мнемотаблицы. На тему: «Осень, до свидания!»

Цели: Обобщение представлений о периодах осени и их характерных особенностях.

Закрепление умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.

Задачи:

Образовательные: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники. Расширять и активизировать словарь по теме «Осень».Обобщить представления о периодах осени и их характерных особенностях. Активизировать речь детей, посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.

Развивающие: Развивать зрительное восприятие, внимание, способность обобщать. Развитие координации речи с движениями. Развиватьумениеотвечатьна поставленные вопросывоспитателя.

Воспитательные: Воспитывать эмоциональный отклик, изображённое на картине.Воспитыватьлюбовькприроде.Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности. 

Демонстрационныйматериал:мнемотаблица «Осень»,мнемотаблица стихотворение «Осень».

Раздаточныйматериал:осенниелисточки,мнемотаблица, деревца для дыхательной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализации  «Сказка для старичка Лесовичка»

Цель: Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности. Формирование у детей интереса к игре – драматизации. Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности. Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;

-активизировать речевую деятельность детей;

-формировать умение импровизировать;

-побуждать эмоционально, воспринимать сказку;

Развивающие:

- развивать образное мышление, актёрские способности;

- развивать мимическую активность;

- побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;

- способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу;

Воспитывающие:

-воспитывать сочувствие, желание помогать друг другу, доброжелательность, уважение к зрителям, любовь к природе, к окружающему миру;

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Предварительная работа: чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; лепка любимых героев из сказок; драматизация отрывков из сказок «Гуси лебеди», «Лисичка сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Теремок»; разгадывание загадок; беседы: «Что такое сказка?», «Театр, виды театров (настольный, пальчиковый, теневой», «Театральные профессии», «Правила поведения в театре»;

Ход ООД:

Утром встали малыши В детский садик свой пришли. Вам мы рады как всегда Гости здесь у нас с утра Поздоровайтесь, друзья!-

Дети! Здравствуйте

Проблемная ситуация

- Ребята, что это? (письмо)

- Как она оказалась в нашей группе, как вы думаете? Кто мог её принести?

. Странное  Какое – то письмо

- Посмотрим, что в ней (откроем почитаем).

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Старичок – Лесовичок. Я живу в лесу, и хотя живу с лесными жителями, что-то я заскучал. А у вас в детском саду, наверное, очень весело. Вы играете, песни поёте, отгадываете загадки, рассказываете сказки. Ребята, развеселите меня, расскажите мне и моим лесным жителям интересную сказку. До встречи! Старичок - Лесовичок»

 - Что он нас попросил сделать? (рассказать сказку)

  -Воспитатель: Поможем Старичку-Лесовичку?

Воспитатель : Тогда, мы с вами отправляемся в волшебный лес    

Воспитатель: Вы готовы? Смотрите дорожка, отправимся по ней

 «Шагают наши ноги по ровненькой дороге.

   Через поле и леса, Через горы и поля

Музыкальная запись «Звуки леса»

 -Воспитатель: Вот мы с вами оказались в волшебном лесу. Посмотрите, как   здесь красиво! Какой чистый воздух! Давайте подышим: носиком вдыхаем, ротиком – выдыхаем.

 -Ребята, как вы думаете, что можно делать в лесу?

 - Дети: (собирать ягоды, грибы, гулять).

 -Воспитатель: Кого можно увидеть?

 -Погуляем по волшебному лесу?

  Дети под деревом находят Старичка-Лесовичка.

 - Воспитатель: Ребята, а вот и сам Старичок-Лесовичок встречает нас. Смотрите, у него волшебная коробочка, какая она красивая. А коробочка не простая. Она волшебная – вот такая!

Воспитатель: – (Показываю со всех сторон коробочку) – Какая красивая коробочка и, похоже, что в ней что-то есть, интересно, что же? (пытаюсь открыть, но она не открывается) Может сказка? Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать. Если верной будет отгадка Сказка к нам придет опять! Давайте присядем на полянке и попробуем их отгадать. (после отгадывания загадки достаёт игрушку

 Отгадав загадки мы узнаем, какую сказку хочет послушать Старичок-Лесовичок.

       Загадки

1. Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки, боится кошки. (Мышка)

2. Зелёная я, как трава,

Моя песенка «ква-ква». (Лягушка)

3. По полю скачет - ушки прячет.

Встанет столбом - ушки торчком. (Зайка)

4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)

5. Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живёт, кур в деревне крадёт. (Лиса).

6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь)

- Из какой сказки все эти звери?    - Значит какую сказку хочет послушать Старичок- Лесовичок  (Теремок)

 -Воспитатель:Вот какие молодцы, все загадки правильно отгадали.

 - В сказке  каждого    зверька звали по-особенному. Как?

 Дидактическая игра Какай? Какая?

 Мышка… (норушка,) Какая она?( маленькая, серая, пушистая, мягкая)

 Как мышка разговаривает? ( пи - пи -пи) Где она живет? ( В норке)

Лягушка… (квакушка),Какая она? (зеленая, мокрая, квакающая)

Как разговаривает лягушка? ( ква - ква-ква)Где живет? (в болоте)

Зайчик… (побегайчик,) Какой он?(трусливый, пугливый, длинноухий)

Где живет? ( под кустом)

Лисичка… (сестричка,) Какая она? (хитрая, рыжая, красивая)

 Где живет? ( в норке)

Волчок… (серый бочок,) Какой он? (злой ,голодный, серый)

Где живет? ( в логове) Как он воет? ( у-у-у)

Медведь (косолапый). Какой он?(мохнатый, косолапый, сильный,)

Как рычит? ( р-р-р) Где живет? ( в берлоге)

Физминутка 

Игра имитация “Покажи образ сказочного героя» (дети имитируют движения     лесных зверушек) Становитесь -ка в кружок  Будем в «Теремок» играть! И зверей изображать. Вы должны определить. Какая музыка звучит и какому зверю она принадлежит. Покажите его

 Театрализация сказки «Теремок»

Раз ,два, три, четыре ,пять

Пора сказку показать .

Воспитатель: Все мы знаем, все мы верим, есть на свете чудный            терем.   Вот он чудо теремок, Он не низок, не высок.

 Бежала мимо мышка – норушка, увидала теремок, постучалась и      спрашивает..,

Мышка: «Кто- кто в теремочке живет?

Кто - кто в невысоком живем?»

 Воспитатель: Никто не отвечает…

 Воспитатель: Мышка зашла в теремок и стала в нем жить - поживать.

Стоит в поле теремок - теремок, Он ни низок, не высок – не высок.

Вот по полю лягушка скачет увидала теремок и стучит

Лягушка - квакушка «Кто в теремочке живет?

Кто в невысоком живет?»

Мышка: «Я – Мышка-Норушка. А ты кто?»

Лягушка: «А я – Лягушка-Квакушка. Пусти меня в теремок»

Мышка: «Заходи, будем жить вместе

Воспитатель: Стоит в поле теремок, Он ни низок, ни высок.

Вот по полю Зайчик бежит, увидал он теремок и стучит.

Зайчик - побегайчик: «Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?»

Мышка: «Я – Мышка-Норушка.»

Лягушка: «Я – Лягушка-Квакушка. А ты кто?»

Заяц: «А я - Зайчик-Побегайчик. Пустите меня к себе жить»

Мышка и Лягушка: «Заходи. Вместе веселее»

 Воспитатель: Стоит в поле теремок - теремок, Он ни низок, не высок – не высок .Вдруг откуда ни возьмись рыжая лисичка.

Лисичка - сестричка «Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?»

Мышка: «Я – Мышка-Норушка.»

Лягушка: «Я – Лягушка-Квакушка.»

Заяц: «Я - Зайчик-Побегайчик. А ты кто?»

Лиса: «А я – Лисичка-Сестричка. Пустите меня к себе жить»

Мышка, Лягушка, Заяц (вместе) : «Заходи. Вместе веселее.»

Воспитатель: Стали жить все дружно и ладно Стоит в поле теремок, Он ни низок, ни высок. Вот по полю серый волк бежит, увидал теремок и стучит

Волчок – серый бочок: «Кто - кто в теремочке живет? Кто- кто в невысоком живет?»

Мышка: «Я – Мышка-Норушка.»

Лягушка: «Я – Лягушка-Квакушка.»

Заяц: «Я - Зайчик-Побегайчик.»

Лиса: «Я – Лисичка-Сестричка. А ты кто?»

Волк: «А я Волчок – Серый бочок. Пустите меня к себе жить»

Мышка, Лягушка, Заяц, Лиса (вместе) : «Заходи. Вместе веселее»

Воспитатель: Стали звери жить вместе. Живут себе живут, песенки поют. Вдруг слышат: сучья трешат, ветки хрустят . Идет мишка - медведь

Медведь: «Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?»

Мышка: «Я – Мышка-Норушка.»

Лягушка: «Я – Лягушка-Квакушка.»

Заяц: «Я - Зайчик-Побегайчик.»

Лиса: «Я – Лисичка-Сестричка.»

Волк: «Я - Волчок – Серый бочок. А ты кто?»

Медведь: «А я – Мишка Косолапый. Пустите меня к себе жить»

Лиса: «Мишка, ты очень большой. Не поместишься»

Медведь: «Ничего. Я через трубу залезу…»

 Воспитатель: И полез Мишка на крышу. Не выдержал теремок –       заскрипел и сломался. Еле успели звери выскочить.

 Все: Где же мы теперь будем жить?

 Мишка :Ой – ой –ой А давайте мы все вместе построим новый дом большой, и будем в нем жить

Строительство теремка.

-Воспитатель: Ребята, медведь в сказке теремок раздавил, остались звери без домика.                              

- Воспитатель: Как нам быть, как помочь зверюшкам? (Построим для зверей новый теремок).

-Воспитатель: Из чего будем строить теремок? (Из палочек).

Воспитатель: Чтобы начать строить надо размять наши пальчики.

Тук-тук, тук-тук!

Застучал молоток. (Дети ударяют кулачками друг о друга)

Будем строить теремок

С высоким крыльцом (поднимают руки)

С окнами большими (сгибают поднятые руки в локтях и кладут одну на    другую «окно»)

Со ставнями резными (разводят руки в стороны)

Тук-тук, тук-тук!

Замолчал молоток. (опускают руки)

Вот готов наш теремок! (соединяют руки над головой «крыша»)

Воспитатель: Вот и построили новый теремок, Красивый, просторный, лучше прежнего 

 Дидактическая игра:  «Посели жильцов»  

Педагог предлагает заселить зверей по квартирам. Мышка будет жить на третьем этаже слева. Лиса – на втором этаже справа. Медведь – на первом этаже слева. Заяц на третьем этаже справа. Лягушка – на втором этаже слева. Волк – на первом этаже справа.

Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили.

Чай пили, песни пели   И ругаться не умели

Лесовичок: какая хорошая сказка! Вы молодцы! А я вам приготовил угощения!! (дает детям)

Воспитатель: хорошо у тебя в лесу, но нам пора возвращаться в детский сад. до свидания Лесовичок! (до свидания!).

 К сожалению, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Закрыли все глазки – выходим из сказки… (Дети закрыли глаза.)

Рефлексия -Ребята, вам понравилось сегодня на занятии? (ответы детей)

   А что вам понравилось? Что для вас было самым трудным? А какое задание для вас было лёгким?

 Воспитатель: Что помогло построить новый дом так быстро ?

-Правильно, дружба. Какой вывод мы можем с вами сделать? Без друзей жить трудно. Дружба и взаимопомощь всегда приходят на выручку в трудную минуту.

-Наше занятие окончено. Вы все молодцы! Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень»

Развивать связную речь. Расширять словарный запас по теме «Осень», название признаков предметов, активизация словаря. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить прим...

конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Времена года", "Горыныч осенью"

Закреплять представления ребёнка о характерных признаках осени и осенних явлениях...

Конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Вещи", "Помидор - диван"

Упражнять детей в объединение предметов, по какому - либо признаку...

Конспект по развитию речи с использованием мнемотехники "В гости осень к нам пришла"

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе по теме:«В гости осень к нам пришла»(с использованием мнемот...