Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе.Звуковая культура речи.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Волощенко Ольга Аркадьевна

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе.Звуковая культура речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  по   развитию  речи в подготовительной к школе группе № 12.

Подготовка к обучению грамоте.

Тема: «Звуковая культура речи»

Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи с использованием занимательных игровых упражнений.

Задачи:

1.Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие

2. Закреплять звуковой анализ слова

3. Упражнять в умении детей определять последовательность звуков в словах

4. Умение детей делить слова на части и называть слова с определенным слогом

5. Воспитывать умение работать по подгруппам.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой конверт. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и посмотреть что там. Согласны?

Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! На память шлю вам свою фотографию. Ваш друг  - Пиши – читай»

Воспитатель: Вот так сюрприз. Пиши - Читай прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания?  А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, а чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя, и родители могли вами гордиться.

Воспитатель: Ну, что, ребята, справимся с заданиями? (да)

Итак, открываем первый конверт и читаем, что же за задание в нем находится.

 «Буквы и звуки»

- Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

- Какими бывают звуки? Звуки бывают гласными и согласными (твердые и мягкие)

- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки

- Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

Воспитатель: Молодцы, с первым заданием вы справились.

Открываем второй конверт и читаем следующее задание.-

1.Задание: игра «Кто внимательный».

Воспитатель напоминает ещё раз, какие бывают звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки), каким цветом мы их выделяем (гласные – красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным).

- Давайте поиграем. У каждого из вас на столе есть по три квадрата – синий, красный и зеленый. Возьмите и положите их перед собой. Я буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать квадрат нужного цвета.

Дь, К, А, Л, О, П, И, Мь, Н, У, Ж, Сь, Т, Ч, Б.

2.Задание Игра с мячом «Твёрдый – мягкий».

– Я буду называть твёрдый звук, а вы мне мягкий. (С-сь, М-мь, В-вь, Л-ль, К-кь, Т-ть, П-пь, Н-нь, Р-рь, Ф-фь, Г-гь, Д-дь, З-зь)

3. Задание «Твёрдый или мягкий звук».

– Я вам называю слова, а вы слушаете внимательно, какой первый звук в слове. Если первый звук в слове твёрдый – вы поднимаете синий квадрат, а если первый звук в слове мягкий, то поднимаете зелёный квадрат.

– Приготовились, слушаем внимательно: сад, синий, мыло, мила, луч, нитка, телефон, Зина, корзина, рысь, волк, зеркало, мука, ночь, вилка, лимон.

4.Игра «Бывает – не бывает» (физкультминутка).

-Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.

- Волк бродит по лесу.                              – Волк на дереве сидит.

- В кастрюле варится чашка.                   – Кошка по крыше гуляет.

- Лодка по небу плывёт.                            – Девочка рисует домик.

- Домик рисует девочку.                            – Мышка любит сыр.

- Мама поехала на рынок.                         – Кот купил колбасу.

- У курицы две ноги.                                    – Курица меньше индюка.

- Внук младше дедушки.                            – Дедушка учится в школе.

- Воробей громко каркает.                          - Мальчик читает книгу

5.Задание: «Лишняя буква».

 Перед вами лежат две карточки с буквами. Найдите и зачеркните в каждой карточке лишнюю букву и объясните, почему вы зачеркнули именно эту букву. Например, (Я зачеркнул букву К, потому что она согласная, а все остальные – гласные буквы).

– Назовите букву в карточках правильно.

– Ребята, а согласные звуки какие бывают? (Твердые и мягкие).

– Какие гласные звуки указывают на твердость согласного? («а», «о», «у», «ы», «э»).

– Какие гласные звуки указывают на мягкость согласного? («я», «ё», «ю», «и», «е»).

6. Задание: игра «Поймай звук»

Правила игры:

- Я буду называть вам слово, если в этом слове есть звук Л – мы хлопаем в ладоши.

- Будьте внимательны! Звук может стоять в начале, середине или в конце слова.

- Если в слове нет этого звука, никаких действий мы не выполняем.

(ЛАМПА, НОСКИ, ВИЛКА, ЛУНА, МИР, ЛЕЙКА, ПОЛКА, НИТКА, БУЛКА, МИСКА, КОШКА, ЛАНДЫШ, СЛИВА, САМОСВАЛ, МАЛЬЧИК, ДЕВОЧКА, ДЯТЕЛ, ЦЫПЛЕНОК, ПЕНАЛ) – спрашивать у детей, где стоит звук. Ответы

«Слоги»

Давайте вспомним, на что делятся слова? (слова делятся на слоги) Что такое слог? (слог – это часть слова, которая произносится одним толчком воздуха).

- Как мы можем проверить количество слогов в слове? (с помощью хлопков в ладоши)

- А еще, какое мы знаем правило, как проверить, сколько слогов в слове?

- Верно, с помощью гласных, сколько гласных звуков, столько и слогов.

7.Задание «Продолжи слово».

 Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова,

"МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март, мак

"СА": санки, самокат, сабля, самолет, салат, сапог, сарай

"БА": бант, банка, баран, банан, барабан, баранка, бант

"ЛИ": лимон, лиса, липа, линейка, лилия.

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза

Вот такие чудеса

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют            

(закрывают глаза, стоят с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву «О»

Получается легко                        

(открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Вверх поднимем,

Глянем вниз,

Вправо- влево повернем,                  

(глаза поднимаем вверх, вниз, вправо, влево.

Заниматься вновь начнем.                    

(Моргают глазами)

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики». Пальцы рук соединяются ритмично в «замок».

«Мы с тобой подружим маленькие пальчики». Ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук.

«Раз, два, три, четыре, пять». Поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с большого пальца.

«Начинай считать опять».  Поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинца.

«Раз, два, три, четыре, пять».

«Мы закончили считать». Руки опустить, встряхнуть кистями.

8. Задание: игра «Домики» 

Давайте поиграем с вами в игру «ДОМИКИ»

Правила игры: У нас есть карточки с изображением животных.  Нужно расселить их в домики. На доске у нас есть три домика. Обратите внимание на схемы на крыше дома!

 В этом доме живут животные, в названии которых один слог.

- В этом доме живут животные, в названии которых два слога.

- В этом доме живут животные, в названии которых три слога.

- Будьте внимательны! Не спешите, сначала подумайте, в какой домик вы поселите животное, которое изображено  картинке.

9. Задание: Игра «Найди спрятанные слова»

- Вы любите играть в прятки?

- В русском языке есть слова, которые тоже любят играть в прятки.

- Это слова, которые прячутся в более длинных словах.

- Я буду говорить вам слова, а вам нужно найти спрятанные слова, среди этих букв.

- А чтобы вам было легче искать, я вам дам подсказку.

- В спрятанных словах вы должны найти животных.

СтреКОЗА, коЛОСЬя, сУТКИ, уКРОТитель, диКОБРАз, платЕЖ, цоКОТ, ЛЕВша, заСЛОНка, КОНЬкобежец, КИТай, НиКИТа, ВасиЛИСА, поЛИСАдник, минУТКА, тРАКтор, вЛЕВо.

10. Задание: Отгадай загадки

С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны

В клетках справа

В клетках слева

Короли и королевы

Но не могут удержаться

Чтоб друг с другом не сражаться (ШАХМАТЫ)

- Какой первый звук в слове ШАХМАТЫ? Какой буквой он обозначается?

Я все знаю, всех учу

А сама всегда молчу

Чтоб со мною подружиться

Нужно чтению учиться (КНИГА)

- Какой первый звук в слове КНИГА? Какой буквой он обозначается?

Листья с веток облетают

Птицы к югу улетают,

«Что за время года? – спросим

Нам ответят «Это…(ОСЕНЬ)

- Какой первый звук в слове ОСЕНЬ? Какой буквой он обозначается?

Кто следит за чистотой

Лист бумаги очищая,

Кто, так жертвуя собой,

Что боками оттирает,

Все не нужные штрихи

Ради этой чистоты,

Чтоб красивым был рисунок,

И ошибки не видны? (ЛАСТИК)

- Какой первый звук в слове ЛАСТИК? Какой буквой он обозначается?

Эта книга не простая

По ней буквы изучают (АЗБУКА)

- Какой первый звук в слове АЗБУКА? Какой буквой он обозначается?

- У нас получилось слово. Теперь дружно читаем, какое слово получилось?

- ШКОЛА

- Вот мы и справились со всеми заданиями Пиши-Читая! Молодцы!

Пиши-читай в конверт вложил не только письмо и фотографию, но и приглашение в школу! А пока у нас  еще есть время многому научиться.


Дополнительные задания

Задание: игра «Собери ромашку»

-Ребята, сейчас мы с вами разделимся на 2 команды. Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на столе ромашку. Только одно условие: 1я команда собирает ромашку с серединкой красного цвета, ей понадобятся лепестки на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук. 2я команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Ей понадобятся лепестки с нарисованными предметами, начинающимися с согласного звука.

Задание: «Посчитай сколько слогов в слове»

Сейчас я буду показывать предметы. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Ребята напомните мне, как можно определить, сколько слогов в слове? (прохлопать это слово, посчитать гласные звуки) Картинки или предметы: кни-га, аль-бом, пе-нал, крас-ки, ка-ран-даш, лас-тик. Ребята, а что это за предметы? (Школьные принадлежности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во 2-й младшей группе. Звуковая культура речи: звуки а, у.

Упражнение детей в правильном и отчётливом произношении звуков. Активизация в речи детей обобщающих слов....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...

Конспект ООД «Развитие речи» (обучение грамоте) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]»

Конспект ООД «Развитие речи»(обучение грамоте)В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №9 «МАРГАРИТКА» КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]&raq...

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Королевство Правильной Речи».

Данный конспект занятия направлен на закрепление знаний детей по разделам программы: «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе ""Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ""

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа)Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.Программное содержание.Образовательные зада...

Конспект занятия по развитию речи для разновозрастной второй младшей группы «Звуковая культура речи: звук А»

Конспект занятия по развитию речи для разновозрастной второй младшей группы «Звуковая культура речи: звук А»Цель: учить детей четко произносить гласный звук А;Задачи. Образовател...