Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе ""Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ""
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Пугавьева Мария Александровна

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа)

Цель:

 Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;

-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук.

- Совершенствовать фонематическое восприятие и речевое дыхание.

Развивающие задачи: Развивать артикуляционный аппарат; память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи: Воспитывать творчество у детей, самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.

Словарная работа: щебечут, чечетки.

Методические приемы: Сюрпризный момент, использование художественного слова, объяснение, показ,  напоминание, физкультминутка, указания, загадывание загадки, обобщение, поощрение.

Материал: Картинки со звуком  -Ч, фишки зеленого цвета по 8 штук на каждого ребенка, карточки-схемы для анализа слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz_rechi.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа)

Цель:

 Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;

-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук.

- Совершенствовать фонематическое восприятие и речевое дыхание.

Развивающие задачи: Развивать артикуляционный аппарат; память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи: Воспитывать творчество у детей, самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.

Словарная работа: щебечут, чечетки.

Методические приемы: Сюрпризный момент, использование художественного слова, объяснение, показ,  напоминание, физкультминутка, указания, загадывание загадки, обобщение, поощрение.

Материал: Картинки со звуком  -Ч, фишки зеленого цвета по 8 штук на каждого ребенка, карточки-схемы для анализа слов.

Ход работы:

  1. Организационный момент. Сюрпризный момент - шары, там письмо.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите какие красивые шары. Шары и письмо от  Мики Мауса. Сказали, шары отпустить, загадав желание, когда выходим на прогулку. Как вы думаете, что в письме?

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

 Чтоб было всем понятно.  

 Мы будем разговаривать      

 И будем выговаривать      

Все правильно и внятно,  

Чтоб было всем понятно. Согласны!

Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуками.  Будем  учиться  различать  два  звука  и  не  путать  их.  А какие,  звуки, вы  сами  сейчас  догадаетесь.  

Воспитатель:  ч - щ, предлагаю послушать, как они звучат? Ч-Щ, Ч-Щ.

-Попробуйте повторять  -ч, -щ, -ч, -щ

-Как они звучат? Звонко или мягко? (Мягко)

 - Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но кроме этого, у них есть еще один общий СЕКРЕТ: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым цветом!

Воспитатель: Первое  задание. Встали полукругом. Услышав звук - ч, надо изобразить движение паровоза,  звук - щ показать, как пилят дрова и произносить звук.

-Все готовы, выполнять движения! Да.

(Воспитатель произносит звуки, дети повторяют звуки и движения.)

- ч, ч, щ, ч, ч, щ, ч, щ, ч, щ, щ. (Сначала все дети выполняют задание)

Воспитатель: Ребята, теперь выполняем по команде. Сначала слева от меня выполняют, до Ромы. Затем ребята, справа от меня. Согласны! Будьте внимательны. Молодцы, ребята.

2. Воспитатель: Второе задание. Предлагаю  назвать слова, начинающиеся на -ч. Ребята, назовите слова , которые начинаются на -Ч.

Ответы детей: Часы, чашка, червяк, чемодан, чебурашка, чучело, Чиполино, чайка, чиж, чай, человек, чупа - чупс, черный, черепаха, чародейка, Чурина, Чернов, Чуковский, Чукотка, четыре, четырнадцать. Молодцы!

Садитесь на стульчики, пожалуйста.

Воспитатель: Следующее задание. Посмотрите, на картину, пожалуйста.  Подумайте, как изменить слово, чтобы в нем появился звук ч:

Например: щенок - щеночек, диван - диванчик, чемодан - чемоданчик, книга - книжечка, ребенок – ребеночек, платок-платочек, червяк-червячок, лист-листочек.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

(Цитирует отрывок из сказки К. Чуковского "Федорино горе")

Воспитатель: Я Федорушку прощаю,

                          Сладким чаем угощаю...

-Кто и за что прощает Федорушку?

(Чашка прощает, чайник прощает, кочерга)

 -В каком произведении об этом рассказывается?

(Произведение «Федорино горе»)

-Кто его автор?

(Корней Иванович Чуковский)

- Какие еще произведения этого писателя вы можете назвать?

(Айболит, Муха-цокотуха, Путаница, Краденое солнце, Телефон, Бармалей.)

Воспитатель: Послушайте внимательно текст и прошу назвать слова со звуками ч и щ.

-Добрый доктор Айболит,

он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться,

и корова и волчица,

 и жучок, и червячок,

 и медведица! (Айболит)

-А в болоте Медведица рыщет; 

Медвежат под корягами ищет.

Только черные совы из чащи,

на нее свои очи таращат. (Бармалей)

-Вдруг какой то старичок

Паучок

Нашу Муху в уголок

Поволок-

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек, 

скок, скок. скок. скок!

За кусток. Под мосток

И молчок! (Муха-цокотуха)

-Он рычит, и кричит.

И усами шевелит.

Таракан, таракан, тараканище!

-Плачут они, убиваются.

С малышами навеки прощаются.

-Только вдруг из-за кусточка,

 Из-за синего лесочка.

Из далеких из полей

Прилетает Воробей.

Прыг да прыг

Да чик-чирик,

Чики-рики-чик-чирик!(Тараканище)

(Воспитатель читает скороговорку)

Воспитатель:  В роще щебечут стрижи,

                        Чечетки, щеглы и чижи. (Л. Ульяницкая)

-Послушайте еще раз скороговорку и назовите слово, в котором одновременно присутствуют звуки ч и щ и слово с двумя звуками ч.

В роще щебечут стрижи. Чечетки, щеглы и чижи.

-Назовите слово, где слышится -щ, -ч? (Щебечут)

-Назовите слово, с двумя -ч? (Чечетки)

-Назовите слова, где есть звук -ч? (Чижи)

-Назовите слова, где слышится звук -щ? (Роща, щебечут, щеглы)

Вы, наверное, устали. Отдохнем!

Физкультминутка: Звуки Ч - Щ

Щегленок выпал из гнезда,            (Наклон вперед)

Ему теперь грозит беда:                 (Приседания)

Котище черный рыщет,                   (Ходьба)

Птенцов и птичек ищет                  (Поставить руки ладошками к голове).

Щегленка видит черный кот,           (Повороты влево, вправо).

К нему, мурлыча вот идет,              (Прыжки на месте).

Щегленок помощи не ждет            (Прыжки)

И  отчаянья - в полет!                  (Руки в стороны, взмах руками)

И вот удача - высота

Спасла щегленка от кота. (Потягивание, руки к плечам, вниз, встать на носочки)

Воспитатель: Теперь я,  предлагаю,  хлопнуть в ладоши, если вы услышите звук -щ в следующих словах: сияющий, камешек, расщелина, Чебурашка, щелкунчик, чародей.

-Все ли слова знакомы?

- Какое слово,  приятно произносить?

(Далее дети работают индивидуально. На листах бумаги нарисованы решетки. Педагог называет слова, а дети определяют позицию звука ч в них и ставят фишку в одно из трех окошек решетки: чек, рачок, спешит, чечетка, отсечь, поцеловать.)

-Следующее задание, я называю слова со звуком -ч, вы фишку должны поставить в нужное окошечко: в начале слова, конце слова,  середине.

-Чек. Звук -ч, где слышится? В начале слова, значит, фишку поставить в первое окошечко.

-Рачок. В середине слова.

Спешит, чечетка, отсечь, поцеловать, мяч, часы.

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Но  задания продолжаются, отгадать загадку:

                                Белая бочка,

                                Нет в ней ни сучочка. (Яйцо).

Воспитатель: Ребята! Что это? Ну, конечно, яйцо.

Вы все - молодцы! Так хорошо отвечали.

3. Подведение итогов  занятия.

-Скажите, а вам понравилась  наша игра?

-   Какие    звуки  мы  научились  различать?

  - Как произносятся [Ч], [Щ]?

- Какие задания вам понравились?

- Какие задания для вас были сложными? Вызвали затруднения?

Литература

  1. Гербова В.В. - Развитие речи в детском саду - старшая группа - Издательство, Мозаика Синтез - Москва, 2015

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»...

Конспект ООД «Развитие речи» (обучение грамоте) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]»

Конспект ООД «Развитие речи»(обучение грамоте)В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №9 «МАРГАРИТКА» КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]&raq...