Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Королевство Правильной Речи».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Данный конспект занятия направлен на закрепление знаний детей по разделам программы: «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
ул. Набережная им. Оруджева С.А., д.58, г. Надым, Ямало – Ненецкий автономный округ, 629730
тел/факс:8(3499)52 – 52 – 10; 52 – 43 – 94,Е-mail: rodniknadym@mail.ru
ОКПО 90908588,ОГРН 1118903001304,ИНН/КПП 8903031357/890301001
Конспект итогового занятия по развитию речи
в подготовительной к школе группе
«Королевство Правильной Речи».
Автор: Катюнина Наталия Николаевна
Учитель-логопед
Надым, 2022г.
Цель: закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
Задачи:
Образовательные:
- совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов;
- совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
- автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.
Развивающие:
- развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
- развитие речевого дыхания;
- развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
- развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности.
Воспитательные:
- воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии;
- воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений;
- воспитание культуры межличностных отношений.
Методы и приемы:
- наглядный (пособия, картинки);
- словесный (совместная речевая деятельность);
- игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
- практический (выполнение заданий, упражнений).
Материалы и оборудование: Письмо с текстом, сундучок, карта путешествия, карточки с буквами для «ключа» («Л», «У», «П», «А»), карточки с буквами для сундука – «А», «О», «У», «И», «Б», «П», «Г», «М», «Н». Изображения замков с красными и синими окошками. Карточки со словами (для игры «Остров неправильных предложений). Раскраски с буквами. Бумажные салфетки (для игры «Ветерок»). Воздушный шарик гелевый. Презентация Microsoft Power Point c картинками животных (к игре «Заколдованные сказки»). Мольберт. Интерактивная доска.
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, разучивание стихов.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель собирает детей около себя, здороваются с гостями.
- Ребята, скажите, в какую группу детского сада вы ходите? (подготовительную)
- Куда вы пойдете на будущий год? (в школу)
- Верно, вы пойдете в школу и станете первоклассниками.
- Зачем нужно идти в школу? (ответы детей)
- В школе вы получите много знаний, сможете научиться делать то, что сейчас не умеете делать и станете совсем взрослыми, а еще в школе можно найти новых друзей.
Конечно, для этого нужно хорошо учиться.
- А, скажите, что нужно уметь делать, чтобы хорошо учиться? (ответы детей)
Верно, нужно уметь хорошо считать, знать буквы и цифры и т.д.
Воспитатель:
- Ребята, когда я пришла утром в детский сад, мне передали вот такое письмо.
В нем старинная карта! Давайте прочитаем письмо!
- «Ребята, здравствуйте, пишет вам Королева Правильной Речи. На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират Буквоед похитил некоторые звуки и буквы, которые их обозначают, и теперь жители нашего острова не могут красиво говорить! Пират спрятал буквы в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Буквоеда и выполнить задания, которые он оставил на островах. За выполнение каждого задания вы получите букву. Только собрав все буквы можно узнать, где находится сундук, открыть его и освободить буквы и звуки. Ребята, помогите, пожалуйста вернуть звуки на остров в свои дома!!!»
Королева Правильной речи.
Воспитатель:
- Ребята, хотите помочь Королеве Правильной Речи освободить звуки и буквы? Сможете?
Воспитатель обращает внимание детей на карту. (На карте нарисован маршрут, дети, следуя по нему на разном транспорте делают остановки и выполняют задания.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть карту и помогает определить маршрут.
2. Игровая деятельность
- Дыхательное упражнение «Ветерок»
Воспитатель вместе с детьми определяют по рисунку на карте на каком транспорте они поедут (парусная лодка)
Воспитатель предлагает детям «сесть в лодку» и раздает «паруса» - салфетки:
- Ребята, что нужно сделать, чтобы наша лодка поплыла? (нужно надуть парус)
- Как это сделать? (нужен ветер).
Воспитатель обращает внимание на правильность вдоха и выдоха: вдох носом, выдох через губы, вытянутые трубочкой, следить, чтобы воздух не раздувал щеки.
- Помоги нам, ветерок, паруса надуй, дружок (дети дуют на салфетки)
Игра «Загадки-Обманки»
Воспитатель сообщает детям, что они прибыли на остров Загадок.
- Но загадки не простые, а загадки - обманки.
Нужно правильно отгадать все загадки, тогда мы сможем получить первую букву.
Кукарекает спросонок
Милый, добрый ...ПОРОСЁНОК - ПЕТУХ
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ...МИШКА - БЕЛКА
Кто с утра в хлеву мычит?
Я так думаю, что ...КИТ - КОРОВА
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду ... ЖИРАФ - ВОЛК
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый ... ВОЛК - МЕДВЕДЬ
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать ... СОЛОВЕЙ - СВИНЬЯ
С пальмы вниз, на пальму снова,
Ловко прыгает ... КОРОВА - ОБЕЗЬЯНА
Над лесом солнца луч потух...
Крадётся царь зверей... ПЕТУХ - ЛЕВ
Воспитатель хвалит детей и прикрепляет на мольберт первую букву:
- Молодцы, ребята, а вот и первая буква (Л)
Дыхательное упражнение «Пароход»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на карту и определить следующий транспорт (пароход)
- Как гудят пароходы, когда отходят от пристани? (У-у-у)
Я огромный пароход, у меня отличный ход. По волнам вперед иду, прочь с дороги: «У-у-у!»
- Готовы? Делаем резкий короткий вдох, задерживаем дыхание на 1-2 секунды и выполняем длинный протяжный выдох со звуком «у-у-у...».
Игра «Заколдованные сказки» (развитие фонематического слуха)
Воспитатель сообщает детям, что они прибыли на остров Сказок. Но, злой пират Буквоед и здесь побывал, перепутал названия сказок.
- Ребята, давайте поможем и вернем названия сказкам:
«Федорино море» (К. Чуковский).
«Крот в сапогах» (Ш. Перро).
«Гладкий утёнок» (Г.Х. Андерсон).
«Кусалочка» (Г.Х. Андерсон).
«Нежная королева» (Г.Х. Андерсон).
«Саша и медведь» (В. Гауф).
«Серая Лейка» (Д.Н. Мамин - Сибиряк).
«Маленький цветочек» (С.Т. Аксаков).
«Классная шапочка» (П. Бажов).
«Пчёлка Рая» (П. Бажов).
«Волк и семеро маслят» (К.Д. Ушинский).
Воспитатель хвалит детей и прикрепляет на мольберт вторую букву (У)
Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»
Воспитатель снова открывает карту и вместе с детьми определяют следующий транспорт (воздушный шар)
Воспитатель берет гелевый воздушный шарик и как будто нечаянно отпускает его:
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись!..
Воспитатель объясняет детям, что для того чтобы достать воздушный шарик, нужно поднять руки вверх — вдох, медленно опускать вниз — длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш...».
Воспитатель достает шарик, дети все вместе берутся за веревочку - «полетели».
Игра «Остров неправильных предложений» (согласование существительных с другими частями речи)
Воспитатель сообщает детям, что они прибыли на остров Неправильных Предложений:
- Нас встречают странные предложения. Злой пират перемешал все слова. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:
КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.
ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.
СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.
Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье…
После выполненного задания воспитатель прикрепляет на мольберт третью букву (П).
Воспитатель снова открывает карту и вместе с детьми смотрят следующее действие: подводная лодка. Воспитатель сообщает, что дальше нужно плыть на подводной лодке. Вместе с детьми передвигаются по группе, имитируя плавающие движения.
Игра «Исправь ошибку»
Воспитатель сообщает, что они прибыли на остров Ошибок.
- Ребята, на этом острове все говорят с ошибками. Нужно помочь исправить ошибки, тогда мы получим последнюю букву для нашего ключа.
- Червяк склевал скворца
- Песня спела соловья
- Медленный черепаха
- Полосатое зебра
- Злая крокодил
- Огромная слон
Воспитатель хвалит детей, прикрепляет на мольберт еще одну букву (А) и снова берет карту.
Сообщает детям, что они выполнили все задания, нашли все буквы. Теперь нужно выложить слово из этих букв, показывает «ключ» - схема слова.
Дети, с помощью схемы, выкладывают слово ЛУПА.
Дети догадываются, что сундук спрятан в исследовательском уголке (где лежат лупы).
Находят сундук, открывают, достают карточки с буквами.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, вот карточки с буквами, а они обозначают звуки. Давайте вернем звуки в свои дома, а буквы нам в этом помогут.
Воспитатель прикрепляет на мольберт два изображения замков: один с красными окошками, другой – с синими. Вместе с детьми определяют и прикрепляют карточки с буквами: гласные к замку с красными окошками, согласные – с синими окошками.
3. Итог занятия
Воспитатель сообщает, что пора возвращаться в детский сад и предлагает отправиться на самолете:
- Наш самолет взлетает: со звуком «у-у...» не спеша передвигаемся, поочередно поднимая при выполнении виража «руки-крылья».
- Вот мы и в небе! Самолет набирает скорость: передвигаемся быстрее, чаще меняем положение «крыльев» - чем выше поднята одна из рук, тем выше произносим звук «у-у...».
- Пришло время возвращаться на землю. Идем на посадку: уменьшаем скорость движения, понижая при этом звук.
Воспитатель собирает детей около себя:
- Ребята, где мы свами сегодня побывали?
- Кому помогли?
- Какие знания помогли нам справиться с заданиями?
- Какое задание было самым трудным?
- Вам понравилось путешествие?
Воспитатель хвалит детей и сообщает, что Королева Правильной Речи очень рада, что все звуки и буквы вернулись на остров в свои дома. Она благодарит детей и передает для них раскраски с буквами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: « Волшебное слово»
Программное содержание: Закрепить умения составлять и читать слова, слоги. Продолжать формировать умения проводить анализ слов различной звуковой структуры. Качественно характеризовать выделяемы...
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема "Скоро в школу"...
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Незнайка идет в школу»
Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в слов...
Конспект итогового занятия по развитию речи и социальному миру «Путешествие в страну правильной речи»
Тема: «Путешествие по городу Правильной речи»Цели:Образовательные:- закрепить разбор слова, работу над предложением, умение составлять описательные рассказы по картинам;- продолжить з...
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик»
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик»...
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе №13 "Пчелка". Тема занятия "Умники и умницы".
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе №13 "Пчелка". Тема занятия "Умники и умницы"....
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»
Цель: расширить словарный запас детей через участие в словесно-речевых играх.Задачи:Образовательные:• Закреплять употребление в речи имён существительных множественного числа в винительном п...