Конспект занятия по развитию речи во 2-й младшей группе. Звуковая культура речи: звуки а, у.
книга по развитию речи (младшая группа) на тему

Кохова Екатерина Алексеевна

Упражнение детей в правильном и отчётливом произношении звуков. Активизация в речи детей обобщающих слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Великооктябрьский детский сад "Белочка"

Фировский район Тверская область

Конспект занятия по развитию речи во 2-й младшей группе.

Звуковая культура речи: звуки а, у.

Воспитатель:  Кохова  Е.А.

Руководитель: Кулагина А. А.

2016 г.

Конспект занятия по развитию речи во 2-й младшей группе.

Звуковая культура речи: звуки а, у.

Воспитатель: Кохова Екатерина Алексеевна

Цель: Упражнять детей в правильном и отчётливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова.

Задачи:

- речевое развитие: отработка чёткого произношения звуков ау, уа; развитие речевых способностей и умений; овладение способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях.

- социально-коммуникативное развитие: формировать игровую деятельность, взаимоотношения между сверстниками и взрослыми. Развивать свободное общение, диалогическую речь. Продолжать знакомить с правилами поведения в лесу, на улице.

-физическая культура: накапливать и обогащать двигательный опыт детей, учить выполнять правила и движения по тексту.

- познавательное развитие: закреплять знания детей о лесных обитателях, их внешнем виде. ( зайка, белка, медведь).

Оборудование: кукла в ползунках, муляжи грибов и ягод, корзиночки, маска или костюм медведя, крупный строительный материал, картина леса с животными, узкие дощечки.

Ход занятия.

Воспитатель рассаживает детей на стульчики считалочкой:

Один, два, три, четыре, пять,

Вы хотите поиграть?

Так на стульчики садитесь,

И друг другу улыбнитесь.

(объединить малышей с нечёткой речью, чтобы именно им чаще предлагать задания на произношение отдельных звуков и звукосочетаний уа, ау).

Педагог рассказывает детям сказку о Весёлом Язычке: "Жил на свете Весёлый Язычок. Он жил в своём домике. А домик этот - рот. Домик открывается и закрывается. Вот так! (Показывает.) Язычок то выбегает из домика, то прячется (показывает). Опять выбегает и вновь прячется".

Педагог предлагает детям выпустить Язычок из домика и спрятать его (3 - 4 раза). Затем продолжает: "А ещё Язычок любит петь разные песни. Особенно нравится ему песня маленькой Алёнушки (показывает детям куклу в ползунках).

"А-а-а",- поёт Язычок Алёнушке.

И малышка широко открывает рот, вот так, и тоже начинает петь: "А - а - а". Это она радуется , что с ней разговаривают. Как поёт Алёнушка?"

Воспитатель предлагает спеть песенку Алёнушки 3-4 детям поочерёдно.

"А сейчас мы будем петь песенку и тянуть длинную - длинную ниточку. Вот так..."

Вытягивая руки вперёд на уровне груди и плотно смыкая пальцы обеих рук (как будто держит нитку), педагог произносит: "А-а-а-а"(2-3 сек). Упражнение повторяется 3 - 4 раза. Воспитатель следит за тем, чтобы, "вытягивая ниточку", дети не опускали голову.

"Пока мы ниточку вытягивали", - продолжает занятие педагог, - Алёна устала, ведь она ещё маленькая, и заплакала: "Уа-уа-уа". Как плачут маленькие дети? (Хоровые и индивидуальные повторения.)

Давайте утешим, успокоим малышку: "Не плачь, Алёнушка! Не плачь маленькая!" И споём ей колыбельную: "Баю-баю-баю, доченьку качаю, баю-баю-баю".(Дети поют вместе с педагогом.)

Аленушка уснула, долго будет спать. А мы с вами можем поиграть, давайте  пойдём в лес по грибы, по ягоды.

Игра имитация "По дороге в лес".

Подвижная игра "У медведя во бору"игра повторяется 3-4 раза.

В лесу можно заблудиться, потеряться, поэтому я буду звать вас: "Дети, ау, Ксюша ау-у-у..."(Малыши откликаются на зов.) Набрали грибов и ягод, а теперь пора идти домой.

Игра имитация "Возвращение домой".

После прихода из лесу воспитатель спрашивает: " Ребята, кто у нас сегодня был в гостях? Какую песенку любит Алёнушка? А куда мы сегодня с вами ходили? Понравилось ли путешествие?"

Литература: методическое пособие по развитию речи во второй младшей группе В. В. Гербовой под общей редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комар.

Банк игр.

Игра-имитация: "Поход в лес".

Возраст детей: 3-4 года.

Цель игры: Развивать воображение детей. Знакомить с предметами заменителями.

 Задачи:

- развивать движения детей ( ходьба с высоким подниманием колена, перешагивание "кочек"- крупный строительный материал);

- закреплять знание величины ( высокий — низкий), количества ( один — много);

- закреплять знания детей о лесных обитателях. ( зайка, белка, медведь). Прививать любовь к животным ;

- учить выражать мимикой, радость, испуг;

- повторить правила поведения в лесу.

 Интеграция областей: физическая культура, познание.

Материалы: крупный строительный материал "кочки", узкие дощечки "тропинка", картина с животными на фоне леса.

Правила игры: действовать в соответствии со словами педагога.

Ход игры.

 Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу, по его тропинкам, но сначала вспомним о правилах поведения в природе.

- Не шуметь в лесу, чтобы не пугать птиц и зверей;

- Не срывать цветы и растения, они могут быть ядовитыми;

- собирать только известные грибы;

- не пить воду из водоёма, ручья и т.д.

- Для защиты от укусов насекомых (клещей, ос, пчёл, комаров), отправляясь на прогулку в лес, надевай длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и обязательно головной убор. Открытые участки тела намажь средством, отпугивающим насекомых.

Правильно молодцы!

 Ребята чтобы добраться до леса нам нужно идти по полю и тропинке. Как вы думаете мы можем идти толпой, или нужно построиться в шеренгу? (ответы детей) Ходьба по дощечкам.

По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки.

Ножками шагаем,

Выше поднимаем.

Вот мы и добрались до леса. А в лесу кочки да канавы, давайте их перешагивать и перепрыгивать.

 Разложен крупный строительный материал через 2-3 шага друг от друга по кругу, дети проходят 2-3 круга. Воспитатель подводит детей к картине с изображением зверей на фоне леса.

- Ребята, посмотрите кто спрятался под кустиком. Правильно зайка. Как вы думаете почему он спрятался? Конечно же, он трусишка, наверно испугался медведя. Покажите как зайка боится. Ой, посмотрите и белочка сидит на ветке, наверно тоже испугалась хозяина леса.

 Белочка сидит на верху, а зайчик......? (внизу)

Посмотрите на медведя он большой, а белочка....? (маленькая)

 Сколько кустов вы видите на картине? (один)

А деревьев? (много)

Давайте улыбнёмся зайчику и белочке, чтобы они больше не боялись медведя. Молодцы!

Ну вот мы и в лесу в самой чаще, а грибов видимо не видимо. Давайте их собирать.

Подвижная игра: "У медведя во бору".

Возраст детей: 3-4 года.

Цель игры: развить ловкость, координацию движений, быстроту реакции.

Правила:

1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.

2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.

Интеграция областей: физическая культура.

Материалы: муляжи грибов и ягод, корзинки, маска или костюм медведя, стульчик (берлога).

Ход игры.

Играющие выбирают медведя, надевают ему маску, определяют место его берлоги. Дети идут в лес, собирают грибы, ягоды и напевают песенку:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

На нас рычит.

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Игра имитация "Возвращение домой".

Аналогична игре "Поход в лес", действие происходит в обратном порядке.



Предварительный просмотр:

МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»

Фировский район Тверская область

Недельный проект во второй младшей группе.

"Зимние забавы"

 Подготовили: Григорьева А.В., Кохова Е.А.

Срок реализации: с 18. 01.2016г. по 22.01.2016г.

Участники проекта: дети, педагоги.

Цели проекта: . Расширять представления о зиме и зимних забавах.

Задачи:

- Организовать виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтения) вокруг темы «Зимние забавы».

- Знакомить с зимними видами спорта.

- Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом.

- . Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду) .

Предварительная работа: Изучение материалов по теме "Зимние забавы", подготовка художественной литературы. Приобретение лопат для снега.

Предполагаемый результат: У детей расширится представление о зиме и её особенностях, о зимних видах спорта и различных забавах. В детском коллективе улучшится микроклимат. Возрастет интерес к игровой и творческой совместной деятельности с использованием литературных и художественных средств. Дети с большим желанием будут участвовать в спортивных играх.

Основной этап:

Беседа:

- какое у нас сейчас время года;

- какая погода на улице;

- чем можно заниматься на улице зимой.

Рассматривание картин: Кустодиев Борис Михайлович - Лыжники; Николай Крымов - Зимний пейзаж; Кустодиев Борис Михайлович - Морозный День.

Чтение художественной литературы:

Стихи о зиме:  «Снегопад» - В. Берестов

«Чудная картина» - А. Фет

«Жгуч мороз трескучий» - И. Никитин

«Как на горке - снег, снег» - И.Токмакова

«Снег» - А. Барто

«Зимний сон» - А. Барто

Сказки и рассказы:

"Зимовье зверей" - русская народная сказка.

"Лисичка сестричка и волк" - русская народная сказка

"Ёлка" В.Г. Сутеев

"А уже зима" С. Г. Козлов

Опыты:

Таянье снега в ладони, в группе на тарелочке. Таянье льда в воде.

Замораживание воды на улице в сильный мороз.

Игры на улице:

- катание на санках;

- катание с горки;

- попади в цель;

- лепим снежные фигуры;

- рисование цветной водой на снегу;

Разгадывание загадок

Рисунки по желанию детей

Заключительный этап: За время проведения проекта, дети больше узнали о  приметах зимы, заинтересовались опытами со снегом и льдом, а какой восторг вызвало рисование цветной водой по снегу. Мы познакомились с нетрадиционной постройкой фигур из снега, ребята с удовольствием собирали снег в пакет лопатами, работали слаженно и дружно, в результате чего получились два персонажа из мультфильма "Смешарики". Этот момент мы запечатлели на память.

У ребят сформировалось небольшое представление о зимних забавах. Микроклимат в детском коллективе улучшился.

В заключении мы сделали небольшую презентацию из фотографий которые были запечатлены в течении нашего проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. Тема «Звуковая культура речи. Звуки с - ц - з»

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. Тема «Звуковая культура речи. Звуки с - ц - з». Упражнять детей в правильном и чётком произнесении звуков. Закрепить их произношение в слова...

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Звуковая культура речи: звук И"

Упражнять в выразительности интонацией при воспроизведении звукоподражаний и стихотворных строк....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, направленный на отработку детьми звуков "с" и "сь"...

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м, мь»

Задачи:- упражнять детей в чётком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи;- формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественной интонацией;- ра...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ш]».

Цель: познакомить детей с понятием «звук Ш».Задачи: Показать детям артикуляцию звука [ш], учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); учить слышать звук [ш] и различат...

Конспект занятия по развитию речи для разновозрастной второй младшей группы «Звуковая культура речи: звук А»

Конспект занятия по развитию речи для разновозрастной второй младшей группы «Звуковая культура речи: звук А»Цель: учить детей четко произносить гласный звук А;Задачи. Образовател...