Конспект ООД «Развитие речи» (обучение грамоте) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект ООД «Развитие речи»
(обучение грамоте)
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №9 «МАРГАРИТКА»
КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvukovaya_kultura_rechi_differentsiatsiya_zvukov_s-sh.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6» Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Конспект ООД «Развитие речи»
(обучение грамоте)
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №9 «МАРГАРИТКА»
КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]»
Выполнил: | Кравцова Т.Н., воспитатель |
2020г.
Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]"
Цель: Дети различают на слух звуки [с-ш], определяют позицию звука в слове *Называет по картинкам слова со звуками [с] и [ш] (шарф, шапка, снеговик, снегурочка).
Образовательная среда: Решетки с тремя окошками и цветные фишки на каждого ребенка, картинки с изображением шарфа, шапки, снеговика, снегурочки.
Форма организации: ООД «Развитие речи» (обучение грамоте)
Характер взаимодействия: форма общения со взрослым: внеситуативно-познавательная; форма общения со сверстником: ситуативно-деловая.
Ход:
1. Потребностно-мотивационо-целевой этап
Сказка про Язычок.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, умылся, почистил зубы верхние, нижние. Открыл окошко, посмотрел, какая погода. Увидел Язычок, что погода хорошая и решил прогуляться. Увидел Язычок улыбку и трубочку и начал тянуть губки. (Дети выполняют артикуляционные упражнения)
Язычок у нас жил в деревне Простоквашино. Он давно не видел своих друзей, Матроскина и Шарика, и вот однажды он пригласил их в гости. Пришли они в гости не с пустыми руками, у Матроскина был красивый синий воздушный шар, у Шарика велосипед. Но, к несчастью, у Матроскина шарик сдулся [Ш-ш-ш-ш], а у Шарика спустило колесо [С-с-с-с]. Но не стоит огорчаться мы сейчас надуем шарик [Ш.ш.ш.ш] и накачаем шину колеса [С.с.с.с.].
2. Практический
Дидактическая игра «Повтори и не ошибись»
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно.
«Са-ша-са-ша»- Соня моет малыша (хоровое и индивидуальное повторение)
«Ша-са-ша-са»- в лесу бегает лиса.
«Су-шу-су-шу»- Я письмо пишу.
«Шу-су-шу-су»- Было весело в лесу.
«Ас-аш-ас-аш»- Есть у Лены карандаш.
«Аш-ас-аш-ас»- В нашей группе свет погас.
Дидактическая игра «Определи звук»
Воспитатель: если вы услышите звук [с], то нужно изобразить умывание, если услышите звук [ш], сделайте зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто уползает змея.
(Воспитатель произносит звуки [с] и [ш]: то поочередно, то несколько раз подряд один и тот же звук)
Затем называет слова со звуками [с] и [ш]. Услышав заданный звук, ребята выполняют соответствующее движение: синица, носок, шуба, сосулька, шапка, снегирь.)
Воспитатель: Слушайте новое задание: нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук [с]: шершавый, шарф, снеговик, сугроб, кормушка, снежинка, шапка, санки.
Воспитатель: А теперь более сложное задание: если в слове только один звук [ш], то надо хлопнуть в ладоши один раз, если два звука [ш] – подпрыгнуть два раза: шайба, шашки, шалаш, шарики, шишка.
Дидактическая игра «Найди слово с заданным звуком»
Воспитатель: Послушайте внимательно отрывок из стихотворения Эммы Мошковской «Жадина»:
Пес шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошёл Щеночек,
Попросил кусочек.
Воспитатель: это стихотворение называется «Жадина». Как вы думаете, угостил пес щеночка булочкой? (Ответы детей) Почему вы так считаете? (Ответы детей)
Воспитатель повторяет стихотворение.
Воспитатель: В этом стихотворении есть три слова со звуком [ш]. Назовите эти три слова. (Ответы детей: Шагал, большую, подошел)
(Если дети не могут определить третье слово, воспитатель читает стихотворение еще раз.)
Воспитатель: А теперь послушайте еще один отрывок другого стихотворения Эдуарда Успенского «Страшная история», а вам нужно будет назвать слова со звуком [с]:
Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала…
А волосы растут.
(Ответы детей: устала, стричь, стала, растут, волосы)
Дидактическая игра «Определи место звука в слове»
Воспитатель: посмотрите на эту решетку. Она обозначает слово. Первая клетка: начало слова, вторая – середина, последняя – конец слова. Если вы слышите заданный звук в начале слова, то кладете цветной кружок в первую клетку, если в середине слова, то во вторую клетку, ну а если в конце слова, то в последнюю клетку. Например, нам нужно определить звук [с] в слове снег, где этот звук находится и в какую клетку мы фишку положим? (Ответы детей: в начале слова, в первую клетку)
(Воспитатель одно за другим произносит слова: пес, кусок, нос. Дети определяют позицию звука [с] в каждом слове, а воспитатель кладет цветной кружок в нужную ячейку решетки)
Воспитатель: А теперь присаживайтесь за столы. У каждого из вас есть на столах такие решетки и фишки. Теперь вам нужно будет определить место в слове звук [ш] в словах: окошечко, карандаш, шапка.
*- Лева, посмотри на эти картинки, что на них изображено? (Ответ: шарф, шапка, снеговик, снегурочка).
3. Результативный:
- Назовите слова со звуком [с]? Назовите слова со звуком [ш]?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспекта НОД по развитию речи детей в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.»
Цель: Учить детей дифференцировать звуки з-с в слогах, словах, предложениях.Задачи:Образовательные:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях....
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л — р»
упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж и Ш".
Цель: отчётливо произносить звуки [ж] и [ш], дифференциация этих звуков.Задачи.Обучающие: упражнять детей в отчётливом произношении звуков [ж] и [ш], и их дифференциации их в словах, предложения...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляци...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» Цель: упражнять детей в различении звуков л &mda...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".Цель: упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учи...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе ""Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ""
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа)Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.Программное содержание.Образовательные зада...