Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Осень» в старшей группе ОН
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ломакина Наталья Валерьевна

Конспект занятия для старших дошкольников на тему:"Осень" Цель:закрепление знаний об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

_________________Трубчевский детский сад комбинированного вида «Белочка» _______________

242220, Брянская обл. г. Трубчевск, ул. Володарского, 2 В тел.: 8(48352) 2-23-81, tihimina@mail.ru

Конспект ООД

по образовательной области

«Речевое развитие»

на тему: «Осень»

в старшей группе ОН 

                                                                        Воспитатель высшей категории

Ломакина Н.В.

Трубчевск 2022

  Конспект ООД по ОО «Речевое развитие»

Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида «Белочка»

г. Трубчевска, Брянской области:

 Ломакина Наталья Валерьевна.

Тема: «Осень».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

На тему: «Осень».

Задачи:

Образовательные:

-Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с интонациями читать стихи

-Продолжать учит отвечать на вопросы.

Связная речь:

Грамматический строй речи:

- активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Формирование словаря:

Развивающие:

-развивать умения поддерживать беседу, интерес и любовь к художественной литературе, систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.

Воспитательные:

- приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени.

- воспитывать навыки коммуникативного общения,

 -любовь и бережное отношение к природе

Реализация детских видов деятельности: 

- коммуникативная;

- двигательная;

- игровая;

- познавательная;

Планируемые результаты уровня интегративных качеств:

- участвует в разговоре;

-  отвечает на вопросы во время беседы;

- проявляет интерес к участию в совместных, подвижно - дидактических и развивающих играх;

- эмоционально откликается на просьбу

Материал и оборудование:

Предварительная работа:

наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осени, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Ассоциации»«Одежда», со звуками.

Методика проведения.

  1.  Организационный момент.

Придумано кем – то просто и мудро,

При встрече здороваться:

– «Доброе утро!»

– Доброе утро, дети! 

-Доброе утро скажите гостям. Мы поздоровались, а теперь посмотрите на меня.

 – Ребята, мы сегодня с вами поговорим, а то, о чем мы будем говорить, вы узнаете из загадки.

  1. Основная часть

Загадка о листочках.

--Весной вырастают,

-А осенью облетают (листья)

-Что это?

Воспитатель обращает внимание на ковер, где лежат красные и желтые листья.

- Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре?

- На ковре лежат  листья.

- Правильно, это осенние листочки, а какие они по цвету?

- Они красные, желтые, красивые, разные.

- А как вы думаете, почему эти листья красные и желтые? Как они попали к нам в группу?

-Какое время года наступило? Осень.

Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому.

-Потому что сейчас осень, листья опадают с деревьев, падают на землю, ветер их занес к нам…

-Вы хотите поиграть с листьями?

Я предлагаю поиграть в игру «Осень».

Речевая подвижная игра « Расскажи о осени».

- Кому попадет осенний листок, тот должен ответить на мой вопрос полным предложением.

Ты лети, лети, лети

Не по пням, не по дорожкам

А по детским по ладошкам,

Как в ладошки попадешь,

Слово об осени возьмешь.

Листок попал на ладошку Диме.

- Осень наступает после какого времени года? (Осень наступает после лета.)

- Листья осенью, что делают? (Листья осенью желтеют и падают.)

- Птицы осенью, что делают? (Птицы осенью улетают на юг.)

- Люди осенью, что делают? (Люди осенью собирают урожай.)

- Дождь осенью, что делает? (Дождь осенью моросит, идет.)

- Деревья осенью, что делают? (Деревья осенью роняют листья.)

А теперь ребята, расскажите мне, какая осень?

Словесная игра «Какой? Какая? Какие?»

Осень (какая?) – холодная, красивая:

Ветер (какой?) – холодный, сильный, порывистый;

Листья (какие?) – яркие, разноцветные, разные;

Дождь (какой?) – частый, холодный, моросящий;

Небо (какое?) – пасмурное, дождливое, серое, хмурое.

-Да, ребята, осенью небо хмурое, часто идут дожди, дует холодный ветер, и чтобы не заболеть в такую погоду мы с вами сделаем массаж «Неболейка».

Массаж биологически активных зон.

-Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (дети поглаживают ладонями шею сверху вниз)

-Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать (указательными пальцами растирать крылья носа).

-Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком (прикладываем ладони «козырьком и растираем его движениями, в стороны вместе»)

-«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и за ушами).

-Пока мы с вами играли, ветер разбросал листочки по ковру.

- Я предлагаю вам поднять эти красивые осенние листья, посмотреть на них. Давайте поиграем с этими листья.

Дети поднимают листья (у каждого ребенка по 2 осенних листочка).

Подвижная Игра: "Мы - осенние листочки"

Мы - листочки, мы листочки

Мы - осенние листочки,        

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали

А потом летать устали!

(дети стоят кружком с листочками в руках, разбегаются, бегают на носочках, помахивают листочками, приседают на корточках, поднимая листочки над головой)

Перестал дуть ветерок -

Мы присели все в кружок,

Ветер снова вдруг подул.

И листочки быстро сдул.

(разбегаются, помахивая листочками)

Все листочки полетели.

И на землю тихо сели.

(подбрасывают листочки верх и следят куда они упадут)

-Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в красивый букет.

Садятся на места.

-Ребята, вы правильно сказали, что сейчас на улице осень. Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. У меня на магнитной доске фотографии, на которых изображена осень. Осень бывает разная. Давайте вспомним какая бывает осень.

Воспитатель выставляет на доску 3 фото. Дети читают стихи, остальные дети показывают фотографию.

Дидактическая Игра «Угадай и назови какая осень по фотографиям».

Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

-В каком месяце можно наблюдать эту картину?

-В сентябре, в начале осени.

-Какая осень в сентябре?

-В сентябре ранняя осень

Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

-В каком месяце можно наблюдать эту картину?

-В октябре, в середине осени.

-Какая здесь изображена осень?

- Какие краски использовал художник?

- Какую осень вы видите здесь?

- Красивая, яркая, солнечная, тихая.

Чтение стихотворения о поздней осени.

Плещеев «Осень наступила, высохли цветы»

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит
.

 -В каком месяце можно наблюдать эту картину?

-В ноябре, в конце осени.

-Какая здесь изображена осень?

- Какие краски использовал художник?

- Мрачная, холодная, темная, сырая.

-Молодцы, ребята. Прочитали выразительно стихи и угадали осень по фото.

Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.

-Скажите, а какую одежду мы носим осенью?

- Куртки, кофты, сапоги, шапки, берем зонтики, если идет дождь.

-Что осенью делают звери и птицы?

- Птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме.

Сценка «Как звери готовятся к зиме»

ОСЕНЬ. Продувает лес ветрами, ходят по лесу дожди.
Значит, снег не за горами, от зимы добра не жди.
Как завьюжит непогода, как завоет в белой тьме!..
У зверей сейчас забота – все готовятся к зиме.
МИШКА. На весь бор, на весь бор день и ночь стучит топор.
Это Мишка понемногу стелет пол в своей берлоге,
Мастерит в углу кровать, чтоб удобней было спать.
Подойдёт зима к порогу, Мишка – раз! – в свою берлогу
И уляжется впотьмах, скрипнут половицы…
Пусть ему в медвежьих снах только лето снится!
ЛИСА. А Лиса, а Лиса исходила все леса,
Отыскала норку, делает уборку:
Чистит, моет, печь кладёт, белит стены, пол метёт,
Застилает пухом, водит чётким ухом –
Не подкрался б волк снаружи
Да не съел её на ужин.
БЕЛКА. Белка в ёлке новый дом вырубила топором.
А теперь она пешком да с кленовым посошком
От рассвета допоздна ходит по лесу одна.
Собирает сыроежки, шишки, жёлуди, орешки.
Вот наполнит закрома – и закроется сама рубленым засовом.
Что ей сделает зима в домике тесовом?
ЗАЙКА. Зайка серый – он не глуп, к холодам пошил тулуп,
Шапку, рукавицы, – скоро пригодится…
А теперь сидит косой на пенёчке маленьком
И еловою иглой подшивает валенки.
ЁЖИК. А у бедного ежа – ни пилы и ни ножа!
Но не зря же ёжик колок! У него полно иголок.
Он берёт их по порядку и, усевшись под кустом,
Торопливо шьёт палатку – для него и это дом.
ВСЕ. Тот, кто думает о деле, коль работа на уме,
Тот сумеет до метели подготовиться к зиме.

  1. Заключительная часть.

-Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени, ее приметах, погоде, какие изменения происходят с животными, вы все сегодня очень хорошо поиграли, читали стихи об осени, показали сценку про животных.

-А теперь, я хочу, чтобы вы рассказали, что вам больше всего запомнилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» «Деревня «Простоквашино». (для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения)

Программное содержание:Образовательные  задачиПродолжать учить детей  согласовывать числительные (один, два, четыре, пять) с существительными, закреплять навыки словообразования.Продол...

Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» на тему Л.Н. Толстой "Спала кошка на крыше..."

Данное занятие расчитано на детей младшей группы, которое учит детей слушать рассказ без наглядного сопровождения, совершенствует память и внимание....

Проект образовательной деятельности по формированию родовых и видовых понятий по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Транспорт» в старшей группе

Проект образовательной деятельности  по формированию родовых и видовых понятий  по образовательной области  «Речевое  развитие» на тему «Транспорт» в старше...

Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" (обучение чувашскому языку) в старшей группе на тему "В гостях у бабушки"

Данный материал будет полезен воспитателям при обучении детей старшего возраста чувашскому языку...