Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» «Деревня «Простоквашино». (для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Егорова В. А.

 Программное содержание:

Образовательные  задачи

  • Продолжать учить детей  согласовывать числительные (один, два, четыре, пять) с существительными, закреплять навыки словообразования.
  • Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги, отвечать на вопросы полными предложениями.
  • Познакомить детей с новой профессией «художник - реставратор»
  • Закреплять представления детей о разновидностях транспорта.
  • Упражнять  детей в употреблении форм родительного падежа имен существительных
  • Обогащать словарь детей словами – признаками, словами-действиями.

Коррекционно - развивающие задачи:

  • Развивать  мелкую моторику кистей рук, воображение, логическое мышление, слуховое внимание.
  • Повышать остроту зрения

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать положительное отношение  ко всем  персонажам картины, чувство взаимопонимания, поддержки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 137 компенсирующего вида» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект занятия в образовательной области

 «Речевое развитие»

   «Деревня «Простоквашино».

(для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения)

подготовила

учитель-логопед

Егорова Вера Анатольевна

г. Чебоксары

2014

 Программное содержание:

Образовательные  задачи

  • Продолжать учить детей  согласовывать числительные (один, два, четыре, пять) с существительными, закреплять навыки словообразования.
  • Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги, отвечать на вопросы полными предложениями.
  • Познакомить детей с новой профессией «художник - реставратор»
  • Закреплять представления детей о разновидностях транспорта.
  • Упражнять  детей в употреблении форм родительного падежа имен существительных
  • Обогащать словарь детей словами – признаками, словами-действиями.

Коррекционно - развивающие задачи:

  • Развивать  мелкую моторику кистей рук, воображение, логическое мышление, слуховое внимание.
  • Повышать остроту зрения

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать положительное отношение  ко всем  персонажам картины, чувство взаимопонимания, поддержки.

 Словарная работа: реставратор.

 Индивидуальная работа: активизация малоактивных детей наводящими вопросами.

Методические приемы:

1. Организационный момент.

2.  Словесная игра «Скажи по-другому».

3.  Рассматривание картины.

4.  Дидактическая игра «Кто больше увидит»

5.  Словесная игра «Скажи, сколько»,  «Скажи по-другому».

6.  Словесная игра «Скажи, какой».

7.  Игра «Кого, чего не стало».

8.  Упражнения на развитие мелкой моторики с кистями.  

10. Подведение итогов.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагог: Ребята, какое сейчас время года?

Правильно, осень. А после осени наступит ………(Конечно зима)

Назовите зимние месяцы.  Хорошо.

Ребята, а зима какая?  (холодная, суровая, морозная), еще?

А как вы скажете про лето, лето какое? (теплое, солнечное……..)

 А где вы отдыхали летом?

 И я прошлым летом отдыхала в деревне, как там интересно! Я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие, в деревню.

 Подскажите, на чем мы можем отправиться в путь?  

 Предполагаемые ответы детей:  На машине, на самолете, на поезде.

  2. Словесная игра «Скажи по-другому».

 Педагог: Ребята, если транспорт движется под землей, то мы называем его подземный. Что это? Метро

 Транспорт, движущийся по земле?

 А если он едет по железной дороге, то он …, (железнодорожный),

Оля, спрячь слово железнодорожный в ладошке

Запоминайте  слова, которые спрятали в ладошки    (вспоминаем в конце занятия)

Если он плывет по воде?

А под водой?

А если летит по воздуху?

Предполагаемые ответы детей:  наземный, железнодорожный, водный, воздушный.

 Педагог: Как много видов транспорта вы вспомнили.

 Итак, отправляемся в путь. Выбираем транспорт

  • едем на автомобиле,
  • плывем по воде,
  • летим на самолете,
  • едем на поезде.

Поехали (дети имитируют движение транспорта)!

 Звучит музыка из Простоквашино

Выезжаем из города

 Стоп, остановка. Ребята, из какого города мы выехали?

 Верно, мы  живем в этом городе, это значит, мы с вами кто?

Чебоксарцы  (спрятать в ладошку)

 По какой реке мы плыли?

 Конечно, ребята, в народе говорят: «Не проплывешь Волгу – Родину не увидишь»,

 А какие еще реки Чувашии вам знакомы?

  Предполагаемые ответы детей:  из города Чебоксары, чебоксарцы, мимо реки Волга, Сура, малый  Цивиль, большой  Цивиль.

3. Рассматривание картины. Дидактическая игра «Кто больше увидит»

 Педагог: Ой, ребята, я вижу что-то вдалеке, мы приближаемся к деревне.

 Как вы думаете, как она называется,

 А как вы догадались?

Вот мы и прибыли в деревню, посмотрите, нас встречает картина, а чтоб нам лучше рассмотреть ее, что нам может помочь?

Предполагаемые ответы детей:  Простоквашино, подзорная труба.

Педагог:  Путешественники, предлагаю взять подзорные трубы? (имитация подзорной трубы)

Ребята она у нас не простая, а волшебная, через нее мы можем увидеть только одного героя, один объект и сказать, что он делает.

 На картину внимательно посмотрите, кого и что вы видите, мне расскажите.

 Отвечает тот, до кого я дотронусь, но….., друг друга  не перебивать. Разрешите мне начать: можно по цепочке.

«Я вижу дом, он стоит на земле». А что увидела ты, Лена?

 Предполагаемые ответы детей:  я вижу Шарика, он фотографирует (чем),

я увидел почтальона Печкина, он убегает (от кого)

………….дядю Федора, он пилит дрова (чем)

………….зайчика, он смеется (над кем)

………..корову, она смотрит (на кого)

 Педагог: Молодцы как много объектов  вам удалось увидеть, и как правильно вы назвали их действие.

4. Словесная игра «Скажи сколько»

А сколько людей, вы видите на картине?

Послушайте, как я отвечу: «Я вижу 4х человек» (перечислить)

Отвечаем полным предложением

А как ты, Лена, скажешь про грибы? (какие грибы ты знаешь?) Молодец

Сколько животных  Дима ты видишь?

Назови только домашних животных

Какое дикое животное изображено на картине , назовите.

Сколько  домов,  Илья, ты видишь?

Если дом сделан из кирпича, то он какой? А из дерева? Отлично

Как, ребята мы одним словом назовем: кепку, панаму, шапку, шляпу?

А сколько головных уборов , Ксюша, ты видишь?

Илья, перечисли все объекты картины, которые мы посчитали

Мы посчитали людей, головные уборы, дома, грибы

Зрительная гимнастика:

Превратимся в Буратино

Будем рисовать картину

Носик мы макнем в гуашь     (наклоны головы вниз)

Нарисуем мы пейзаж              (напоминание: двигаются только глазки, голова неподвижно)

Вот и небо чистое                   (движение глаз влево, вправо)

Солнышко лучистое               (движение глаз по кругу)

Травка, речка голубая            (движение глаз влево, вправо)

А теперь мы поморгаем  

Будет носик рисовать

Нашим глазкам помогать

5.  Игра: «Нарисуй картину»

Ребята, а кто рисует картины? Верно, художник.

Таня, спрячь это слово в ладошку

 Я вам предлагаю ненадолго превратиться в художников.

Вы нарисуете картину сами, а я вам помогу.

Когда вы услышите слово, которое соответствует вашей картинке, то нарисуете его

Ксюша, Дима, Илья, Лена, что ты будешь рисовать.

Вот она перед вами,

Коробка с карандашами.

В нее совершенно свободно

Помещается что угодно.

Приготовили ушки, слушаем внимательно.

В коробке с карандашами

Живет зеленая елка,

Ее украшали долго

Воздушными шарами.

В коробке с карандашами

Недавно прошел дождик,

Любуйся теперь, художник,

Радугой над лесами.

В коробке с карандашами

Желтое солнце пляшет

На желтом песчаном пляже

Веселыми голышами.

Молодцы, какая замечательная картина у нас получилась.

6. Игра «Чего не стало, кого не стало?»

 Педагог: Ребята, посмотрите, что-то происходит с нашей картиной, некоторые объекты исчезают.

 Что делать, как нам восстановить картину?

 Есть удивительная, редкая профессия – реставратор, который восстанавливает испорченные картины и возвращает им вторую жизнь.

 Я предлагаю вам превратиться в реставраторов

 Педагог: «1,2,3, обернись, в реставратора превратись»

 Ребята, напомните мне, кем вы стали?

Реставраторами, верно. Маша, или всем детям спрячь это слово в ладошку.

Поиграем в игру «Чего не стало, кого не стало?»

Я вам предлагаю подойти к столу,

Перед нами лист бумаги, и герои, объекты картины

Сейчас мы с вами попробуем восстановить картину.

Посмотрите, чего не стало в правом верхнем углу?

Я начну, а вы продолжите:

« В правом (левом) верхнем (нижнем) углу не стало забора (дома, дерева, лопаты, папы, мамы, и т. п.)»  

Лена, чего не стало в правом верхнем углу? Хорошо, поставь картинку на место (на листе)

Предполагаемые ответы детей:  

  В правом (левом) верхнем (нижнем) углу не стало дома, дерева, лопаты, папы, мамы, и т. п.

Перевернуть картину

А сейчас посмотрите на картину еще раз. Будьте внимательны.

 Посмотрите, чего не стало в правом верхнем углу?

Молодцы, справились!

 Педагог: Ребята, посмотрите … (после называния появляются исчезнувшие объекты)

Какие вы внимательные, вы все верно сделали, вы вернули все объекты на свои места. Нам удалось восстановить картину.

 Вы реставраторы! (кто вы?  Реставраторы).

Игра «Кто кому нужен и почему?»

Ребята, а мы можем сказать, что на этой картине изображена большая дружная семья?                                                      

Как вы думаете, кто с кем дружит?

Логопед показывает картинки папы и лопаты:

Я думаю, что папа дружит с лопатой, потому что она помогает ему копать

Дети выбирают картинки и объясняют взаимосвязь с помощью союза потому что,

Выберите себе объекты и скажите, почему они дружат.

Расскажите про Шарика, с кем он дружит? Почему

С кем дружит мама?

А с кем или чем дружит пила?

  8. Подведение итогов.

Посмотрите, сколько объектов мы соединили. Это значит, что на картине и в жизни все взаимосвязано.

Все заботятся друг о друге, нуждаются в помощи и помогают друг другу, и от этого все становятся добрей.

Вспомните, какую пословицу про Волгу вы сегодня услышали в начале занятия? А то, как вы ее понимаете, вы мне расскажите на следующем занятии.

А наше путешествие подошло к концу, мне было очень приятно с вами пообщаться.

А теперь, ребята, вспомните, какие слова спрятались в ваших ладошках?

У меня для вас есть небольшой сюрприз – это картина со знакомыми вам героями

 Но она, к сожалению, рассыпалась, порвалась. Но я думаю, это не страшно, сегодня вы научились восстанавливать картины, кем вы сегодня были?

Предполагаемые ответы детей: Реставраторами.

Педагог:  Вы, несомненно сможете собрать ее.

 Педагог снимает кепку. «Здравствуйте, ребята, я корреспондент газеты «Чебоксарские новости» мне стало известно, что вы только что вернулись из путешествия.

  • А где вы были?
  • Расскажите, что вам больше всего запомнилось?
  • Что запомнилось тебе, Дима? У тебя все получилось?
  • Ты со всем справился?
  • Что для тебя, Лена  было трудным?
  • С какой новой профессией вы познакомились?
  • Вам бы хотелось еще раз отправиться в путешествие?

 Спасибо, я непременно напишу об этом в новом выпуске газеты и размещу там картину, которую вы нарисовали.

Самоанализ

На занятии были отобраны дети, имеющие сходные сходные речевые нарушения (незначительные нарушения лексико-грамматического оформления речи), имеющие сходные зрительные диагнозы.

При подготовке к занятию мною была проведена  предварительная работа:

При планировании занятия старалась подобрать такие приемы, чтобы происходила смена групп методов: словесный, словесно-наглядный, наглядный, практический (с, п, с-н, н, с-н, п, с, с-н, п, п, с)

В данном занятии приоритет отдается словесным, словесно- наглядным методам, т. к. все задачи речевого характера.

Индивидуально-дифференцированный подход проявлялся в активизации малоактивных детей, в расстановке детей, учитывая остроту зрения.

Гигиенические требования: наличие окклюзий-заклеек, освещение

В течении занятия старалась, чтобы дети не находились долгое время в статическом положении.

Задачи и приемы:

Продолжать учить детей  согласовывать числительные (два, четыре, пять) с существительными, закреплять навыки словообразования.

 Игра -  «Скажи сколько», «Скажи по-другому»

Прием – речевое упражнение, рассматривание, речевой образец, повторение, оценка

Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги, отвечать на вопросы полными предложениями.

Игра - «Чего не стало, кого не стало?», «Кто кому нужен и почему?»

Прием – практические действия, речевой образец, контроль за выполнением, оценка

Познакомить детей с новой профессией «художник - реставратор»

Игра - «Чего не стало, кого не стало?»

Прием - речевой образец, повторение, рассматривание

Закреплять представления детей о разновидностях транспорта.

Игра - «Скажи по-другому»

Прием - речевой образец, повторение

Упражнять  детей в употреблении форм родительного падежа имен существительных

Игра - «Чего не стало, кого не стало?».

Прием - речевой образец, речевое упражнение

Обогащать словарь детей словами – признаками, словами-действиями.

Игра  - Организационный момент «Скажи какая зима, какое лето», игра «Кто больше увидит»

Прием -  речевой образец, речевое упражнение

Развивать  мелкую моторику кистей рук, воображение, логическое мышление, слуховое внимание

Игра: «Нарисуй картину»

Прием – практические действия, словесная инструкция, оценка

Повышать остроту зрения – зрительная гимнастика

Прием – практические действия, словесная инструкция, контроль за выполнением, оценка

Воспитывать положительное отношение  ко всем  персонажам картины, чувство взаимопонимания, поддержки.

Игра - «Кто кому нужен и почему?»

Прием – рассматривание объекта, речевой образец, повторение, оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и ОДА посредством специально организованных занятий

У детей 5-6 лет с нарушением зрения и ОДА развитие тонкой моторики находиться на низком уровне или совсем не сформировано. Целеноправленная, комплексная работа способствует развитию тонкой моторики де...

Презентация "Использование камушков "Марблс" для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения".

Красота "Марблс" завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Мы используем камушки "Марблс" в непосредственно-образовательной деят...

Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности....

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Конспект НОД по развитию пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием пособия «Пертра».

Конспект НОД по развитию пространственной ориентировки у детей  с нарушением зрения с использованием пособия «Пертра»....

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Юные волшебники».

Цель: Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционные задачи:1.      Активизировать зрительные функции.2....