Проект образовательной деятельности по формированию родовых и видовых понятий по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Транспорт» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Проект образовательной деятельности по формированию родовых и видовых понятий по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Транспорт» в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
transport_2.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Шарловский детский сад
ПРОЕКТ
образовательной деятельности
по формированию родовых и видовых понятий
по образовательной области «Речевое развитие»
на тему «Транспорт» в старшей группе
Выполнила:воспитатель
Постнова Елена Викторовна
2017
Основной вид деятельности: речевая, познавательная
Продукт деятельности (результат): овладение умением обобщать группы предметов различных видов транспорта.
Форма: интегрированная деятельность
Длительность: 25 мин.
Цель: формирование родовых понятий на основе обобщения групп различных видов транспорта.
Образовательные задачи:
Расширять и закреплять представления о транспорте.
Формировать умение обобщать группы предметов различных видов транспорта, соотносить видовые и родовые понятия, делить предметы на подгруппы по разным признакам.
Развивающие задачи:
Обогащать и уточнять, активизировать словарь по теме «Транспорт».
Развивать наглядно-образное мышление.
Развивать элементы словесно-логического мышления.
Воспитательные задачи:
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Интегрированные образовательные области: речевое развитие,
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке, рассматривание и описание картинок, загадывание загадок, чтение художественной литературы.
Материал к занятию: специальный подбор наглядного материала: это несколько видов предметов, ярко отличающихся по несущественным признакам ( грузовик, самолет, пароход, автобус, троллейбус, велосипед) и несколько видов предметов, входящих в другие понятия, в том числе и чем-то близких первому (пушка, швейная машина, асфальтовый каток).
Этапы работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 часть Вводная часть | Предлагаю проблемную ситуацию для выполнения действий обобщения или классификации; «На каком транспорте можно путешествовать?» Краткое рассматривание 3 - 4 видов, выделение уже известных детям признаков (последовательное рассматривание изображений различных видов транспорта: автобус, троллейбус, различные пароходы, самолёт, вертолёт и т.д.) Загадываю загадку: -Дом по улице идет, на работу всех везет не на тонких курьих ножках, а в резиновых сапожках ( Автобус). -Как вы догадались? Уточняющие вопросы для выделения всех признаков отличительных и общих: « Для чего нужен автобус? Кто им управляет?» и др. «Как можно, одним словом назвать все эти картинки?» Дети: (Транспорт). и др. | Дети рассматривают и называют понятия, отгадывают загадки, отвечают на вопросы проблемного и уточняющего характера. |
2 часть Основная часть | Работа над понятием. Отделение существенных признаков от несущественных, введение слова, обозначающее обобщение (сравнение). Вопросы: «Что общего у этих предметов? Что делают? Где передвигаются? -Посмотрите внимательно на автобус, автомобиль и поезд» -Что в них общего? -А зачем им колёса? -А где передвигается автомобиль, автобус и поезд? -Как называется транспорт, который передвигается по земле? Предлагаю схему: -Весь наземный транспорт мы будем обозначать вот эти знаком. Ставлю на доску схематичное изображение наземного транспорта. Упражнение: «Назовите еще наземный транспорт». Загадываю загадки о других видах транспорта: Что за птица: песен не поёт, гнезда не вьёт, людей и груз везёт. -А как вы догадались? -Где передвигается самолёт? - Как бы вы назвали одним словом транспорт, который передвигается по воздуху? -Весь воздушный транспорт мы будем обозначать вот этим знаком. Ставлю на доску схематичное изображение воздушного транспорта. - Назовите ещё воздушный транспорт. По волнам дворец плывет, на себе людей везет. -Почему вы так думаете? -А где передвигается корабль, лодка? Значит, как можно назвать весь этот транспорт? - Весь водный транспорт мы будем обозначать вот этим знаком. Ставлю на доску схематичное изображение водного транспорта. Упражнение: «Назовите ещё водный транспорт». Обобщение воспитателем: « Все, что служит для перевозки людей и грузов называется транспортом». Как можно узнать, что это за транспорт? Что куда относится? Что относится к воде? и т.д | Дети сравнивают между собой виды транспорта, обобщают признаки -Колёса -Чтобы пере-двигаться, ехать. -По земле. -Наземный.
Дети называют понятия. -Самолёт). -Потому что само-лёт похож на птицу, он летает, но он не вьёт гнезда, а перевозит людей и грузы. -По воздуху. -Воздушный -Корабль. -по воде -Водный Дети называют. |
3 часть Заключи-тельная часть | Упражняю детей в подведении видов предметов под понятие на основе учета существенных признаков. (Транспорт - наземный, воздушный, пассажирский, грузовой.) для закрепления и дифференцировки понятий. Для этого предлагаю картинки. -Дидактическая игра «Назови вид транспорта?»
Предлагаю игру «Что лишнее?» для закрепления умения классифицировать транспорт. Варианты упражнений и игр: «Отгадай загадку», «Узнай по описанию», «Дай три названия», «Отвечай быстро», «Уточни слово» Подведение итогов. | Дети классифицируют картинки, отбирают группы транспорт, мотивируют свойвыбор. Дети ловят или отбрасывают мяч Д: Самолет летит в небе. Д: Корабль плывет в море. Д: Поезд несется по рельсам. Д: Легковая машина едет по шоссе и т. д. В: А какие еще слова, связанные с движением транспорта вы знаете? Д: Транспорт мчится, бежит, двигается |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по теме "Транспорт" в старшей группе.
В занятии представленна работа по формированию у детей понятий о различных видах транспорта в зависисмости от среды передвижения и назначения....
Конспект занятия по теме "Транспорт"в старшей группе
Конспект занятия по теме "Транспорт"в старшей группе...
ОД по развитию речи по теме: "Транспорт" в старшей группе
Программные задачи: 1. Образовательные:— расширять представления детей о разных видах транспорта;— продолжать знакомить с профессиями ( шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).2. Ре...
конспект занятия по изо на тему "транспорт" в старшей группе
Вид занятия: Рисование цветными карандашами или мелками (на выбор)Цель: - Познакомить с различными видами транспорта. Развивать интерес к художественному творчеству.Задачи:Развивать фантазию дет...
Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в старшей группе.
Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в старшей группеЦель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”.Задачи:Ввести в словарь дете...
Календарно - тематическое планирование на тему "Транспорт"в старшей группе ( 27.02.2023 - 03.03.2023 г)
Календарно - тематическое планирование на тему "Транспорт"в старшей группе ( 27.02.2023 - 03.03.2023 г)...
Конспект индивидуальной деятельности с ребенком ОВЗ по теме: «Транспорт» (в старшей группе).
Конспект индивидуальной деятельности с ребенком ОВЗ....