Проект образовательной деятельности по формированию родовых и видовых понятий по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Транспорт» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Постнова Елена Викторовна

Проект образовательной деятельности  по формированию родовых и видовых понятий  по образовательной области  «Речевое  развитие» на тему «Транспорт» в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport_2.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Шарловский детский сад

ПРОЕКТ

образовательной деятельности

по формированию родовых и видовых понятий

по образовательной области  «Речевое  развитие»

на тему «Транспорт» в старшей группе

Выполнила:воспитатель    

Постнова Елена Викторовна

2017

       Основной вид деятельности: речевая, познавательная

        Продукт деятельности (результат): овладение умением обобщать группы предметов различных видов транспорта.

        Форма: интегрированная деятельность  

        Длительность:  25 мин.

        Цель: формирование родовых понятий на основе обобщения групп  различных видов транспорта.

        Образовательные задачи:

Расширять  и закреплять представления о транспорте.

Формировать умение обобщать группы предметов различных видов транспорта,  соотносить видовые и родовые понятия,  делить предметы на подгруппы по разным признакам.

         Развивающие задачи:

Обогащать и уточнять, активизировать словарь по теме «Транспорт».

Развивать  наглядно-образное мышление.

Развивать элементы словесно-логического мышления.

     Воспитательные задачи:

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Интегрированные образовательные области:  речевое развитие,

познавательное развитие,    социально-коммуникативное развитие.

           Предварительная работа:  наблюдение на прогулке,  рассматривание  и описание картинок, загадывание загадок, чтение художественной литературы.


          Материал к занятию: специальный подбор наглядного материала: это несколько видов предметов, ярко отличающихся по несущественным признакам ( грузовик, самолет, пароход, автобус, троллейбус,  велосипед)  и несколько видов предметов, входящих в другие понятия, в том числе и чем-то близких первому (пушка, швейная машина, асфальтовый каток).

Этапы работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 часть

Вводная часть

   Предлагаю проблемную ситуацию для выполнения действий обобщения или классификации;  «На каком транспорте можно путешествовать?»

   Краткое рассматривание  3 - 4 видов, выделение уже известных детям признаков  (последовательное рассматривание изображений   различных видов транспорта: автобус, троллейбус, различные пароходы, самолёт, вертолёт и т.д.)

   Загадываю загадку:

-Дом по улице идет, на работу всех везет не на тонких курьих ножках, а в резиновых сапожках (  Автобус).

-Как вы догадались?

   Уточняющие вопросы для выделения всех признаков отличительных и общих:

« Для чего нужен автобус?  Кто им  управляет?» и  др.

«Как можно, одним словом назвать все эти картинки?»   Дети: (Транспорт). и др.

 Дети рассматривают и называют понятия, отгадывают загадки, отвечают на вопросы проблемного и уточняющего характера.

2 часть

Основная часть

Работа над понятием.

    Отделение  существенных  признаков от несущественных,  введение слова, обозначающее обобщение   (сравнение).

    Вопросы: «Что  общего у этих предметов? Что делают? Где передвигаются?

-Посмотрите внимательно на автобус, автомобиль и поезд»

-Что в них общего?    

 -А зачем им колёса?  

 -А где передвигается автомобиль, автобус и поезд?

-Как называется транспорт, который передвигается по земле?

Предлагаю схему:

-Весь наземный транспорт мы будем обозначать вот эти знаком.

Ставлю на доску схематичное изображение наземного транспорта.

Упражнение: «Назовите еще наземный транспорт».

 Загадываю загадки о других видах транспорта:

   Что за птица: песен не поёт, гнезда не вьёт, людей и груз везёт. 

 -А как вы догадались?

-Где передвигается самолёт?

- Как бы вы назвали одним словом транспорт, который передвигается по воздуху?

-Весь воздушный транспорт мы будем обозначать вот этим знаком.

 Ставлю на доску схематичное изображение воздушного транспорта.

- Назовите ещё воздушный транспорт.

По волнам дворец плывет, на себе людей везет. 

-Почему вы так думаете?

-А где передвигается корабль, лодка? Значит, как можно назвать весь этот транспорт?

-  Весь водный транспорт мы будем обозначать вот этим знаком.

Ставлю на доску схематичное изображение водного транспорта.

 Упражнение: «Назовите ещё водный транспорт».

     Обобщение воспитателем: « Все, что служит для перевозки    людей  и грузов называется  транспортом».

 Как можно узнать, что это за транспорт?

Что куда относится?

Что относится к воде? и т.д

Дети сравнивают между собой виды транспорта, обобщают признаки

-Колёса

-Чтобы пере-двигаться, ехать.

-По земле.

-Наземный.

     

Дети называют понятия.

-Самолёт).

-Потому что само-лёт похож на птицу, он летает, но он не вьёт гнезда, а перевозит людей и грузы.

-По воздуху.

-Воздушный

-Корабль.

-по воде

-Водный

Дети называют.

3 часть

Заключи-тельная

часть

    Упражняю детей  в подведении видов предметов под понятие на основе учета существенных признаков.

    (Транспорт - наземный, воздушный, пассажирский, грузовой.) для закрепления и дифференцировки понятий. Для этого предлагаю картинки.

-Дидактическая игра   «Назови вид транспорта?»

 

  Предлагаю игру «Что лишнее?»  для закрепления умения   классифицировать транспорт.

Варианты упражнений и игр:  «Отгадай загадку», «Узнай по описанию», «Дай три названия», «Отвечай быстро», «Уточни слово»

Подведение итогов.

Дети классифицируют картинки, отбирают группы транспорт, мотивируют свойвыбор.

Дети ловят или отбрасывают мяч

Д: Самолет летит в небе.

Д: Корабль плывет в море.

Д: Поезд несется по рельсам.

Д: Легковая машина едет по шоссе и т. д.

В: А какие еще слова, связанные с движением транспорта вы знаете?

Д: Транспорт мчится, бежит, двигается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по теме "Транспорт" в старшей группе.

В занятии представленна работа по формированию у детей понятий о различных видах транспорта в зависисмости от среды передвижения и назначения....

Конспект занятия по теме "Транспорт"в старшей группе

Конспект занятия по теме "Транспорт"в старшей группе...

ОД по развитию речи по теме: "Транспорт" в старшей группе

Программные задачи: 1.   Образовательные:— расширять представления детей о разных видах транспорта;— продолжать знакомить с профессиями ( шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).2. Ре...

конспект занятия по изо на тему "транспорт" в старшей группе

Вид занятия: Рисование цветными карандашами или мелками (на выбор)Цель: - Познакомить с различными видами транспорта. Развивать интерес  к художественному творчеству.Задачи:Развивать фантазию дет...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в старшей группе.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в старшей группеЦель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”.Задачи:Ввести в словарь дете...

Календарно - тематическое планирование на тему "Транспорт"в старшей группе ( 27.02.2023 - 03.03.2023 г)

Календарно - тематическое планирование на тему "Транспорт"в  старшей группе ( 27.02.2023 - 03.03.2023 г)...