Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы по теме: «В гостях у Феи»
план-конспект занятия по развитию речи
Речь - великий дар природы, благодаря ему люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание
Организация ОД
Выполнила:
Балуева Анна Николаевна
(ФИО)
Воспитатель
(должность)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нягани Детский № 6 «Рябинка»
(место работы)
Пояснительная записка
Речь - великий дар природы, благодаря ему люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. И через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.
В ФГОС дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область.
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Главная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Но в наше время, время современных информационных технологий мы все больше наблюдаем у детей проблемы в речевом развитии.
Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность.
У многих детей нарушена коммуникативная функция речи, проявляется: робость, скованность. Они не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. Чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Развитие речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжается в течение всего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного воспитания детей.
Непосредственно – образовательная деятельность по формированию коммуникативных способностей на тему «В гостях у Феи» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и соответствует возрастным особенностям детей, в ходе ОД прослеживается интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
ОД проводится с группой детей. Состоит из этапов, к каждому из которых давались четкие инструкции. Занятие построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий. По содержанию занятие является интегрированным. Интеграция различных видов деятельности позволяет расширить и обогатить структуру занятия. Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности используется проблемная ситуация, видеоролики. В каждом этапе занятия подобраны наглядные пособия, ИКТ, которые стимулируют и активизируют детей. Используются здоровьесберегающие технологии: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера, упражнения на развитие мелкой моторики рук.
В процессе образовательной деятельности создавались условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно ответить на предлагаемые вопросы, выполнять задания. На НОД прослеживалась реализация личностно-ориентированной модели. Во время занятия проявляла умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
Мероприятие проводилось в музыкальном зале, так как новизна обстановки, оформление, музыка позволяет детям позитивно настроиться на необычное занимательное действие.
В подготовке и проведении ОД участвовали воспитатель группы, музыкальный руководитель (подбор фоновой музыки).
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие»
для детей подготовительной к школе группы
по теме: «В гостях у Феи»
Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
Образовательные задачи:
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- учить работать в паре, группе; выполнять различные роли;
- формировать умение строить предложения по заданным схемам;
- оценивать свою работу и работу товарища;
Развивающие задачи:
- развивать речь, внимание, воображение;
- развивать отношения, построенные на равноправии или готовности конструктивно решать проблемы, помочь детям ощутить единение с другими;
- развивать умение считаться с интересами других
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание говорить выразительно, правильно;
- воспитывать интерес к словесному творчеству, импровизации, самовыражению, умение работать в коллективе.
Группа: подготовительная к школе группа (6 - 7 лет).
Время реализации занятия: 30 минут.
Образовательная деятельность построена на интеграции образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Форма организации: коллективная деятельность.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, проблемно-игровая, конструктивная, двигательная.
Предварительная работа: словесные игры «Подбери словечко», «Похвалялись звери», «Противоположности», чтение сказок, просмотр мультфильмов, беседа «По страничкам волшебных сказок».
Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; проявляет любознательность, задаёт вопросы; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.
Планируемые результаты ОД:
интегративные качества: эмоционально - отзывчивый; любознательный, активный; соблюдающий элементарные общепринятые правила; имеющий первичные представления об окружающем мире; может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления опытно - экспериментальной деятельности. Предпосылки учебной деятельности (УУД):
коммуникативные - умение слушать, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество, обращаться за помощью; познавательные - умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов, комментировать их, классифицировать, обобщать их свойства, выдвигать свои идеи и предложения;
регулятивные - умение осуществлять действия по собственному замыслу, заданному образцу и правилу, участвовать в опытно-поисковой деятельности, слушать взрослого и выполнять его инструкции, пользоваться простейшими инструментами и средствами; личностные – умение объективно оценивать собственную деятельность, свои достижения.
Оборудование: 5 волшебных монет, дерево желаний, набор масок к игре «Перевоплощение», веревка к игре «Узелок реши - сравнение подбери», клубочек к игре «Сказочники», разрезные картинки к сказкам.
Методические приёмы: словесный (вопросы, объяснение), наглядный (интерактивная игра, мнемосхемы), игровой (дидактическая игра «Цветные следы», игра с использованием интерактивного метода «Цепочка», музыкальное сопровождение.
Ожидаемые результаты: дети научатся поддерживать интерес к личности и деятельности сверстников, смогут налаживать их диалогическое общения в совместных играх и на занятиях. Будут дифференцированно пользоваться разнообразными средствами общения – словесными, мимическими, пантомическими – с учетом конкретной ситуации.
Ход ОД:
I. Организационный момент (дети заходят).
Воспитатель:
Здравствуйте, все мои друзья!
Вас всех рада видеть я.
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
– Посмотрите, что это? (клубочек).
– Как вы думаете, какой он? (…, …, волшебный).
– Да, клубочек волшебный. Волшебство его увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубок и скажу ласковое слово, передам следующему и так по очереди всем детям. Можно сказать, доброе пожелание, комплимент, ласковое слово (дети говорят и передают клубок).
– Вот клубок вернулся ко мне. Он стал еще волшебнее от ваших добрых слов.
2 часть основная.
Звучит звонок скайпа, на экране интерактивной панели появляется фея сказочной страны
Фея: - «Здравствуйте, мои юные друзья! Я, фея сказочной страны. В нашей стране ежегодно в это время расцветает дерево желаний, но до сих пор оно не расцвело, потому что злая колдунья его заколдовала. Она не хочет, чтобы волшебное дерево помогало исполнять желания. Я без вашей помощи не справлюсь с ее злыми чарами, вы сможете помочь мне расколдовать наше дерево? (Да) Вам надо выполнить задания колдуньи, чтобы получить 5 волшебных монет, которые спрятаны в сундучках. А открыть сундук и получить волшебную монету можно только правильно выполнив эти задание».
Фея: Ребята, вы согласны помочь расколдовать волшебное Дерево желаний?
Дети: – Да!
Воспитатель: – Ну что ребята отправляемся в Сказочную страну?
Дети: – Да!
Воспитатель: – А на чем мы можем туда добраться?
(Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: – Мы отправимся в путь на Ковре-самолёте.
Садимся на ковер – самолет, сделав круг, крепко взявшись за руки и произнесем волшебные слова:
Волшебные слова:
«Ра-ра-ра – в Сказочную страну нам пора,
Ги-ги-ги – ковер-самолет нам помоги.
1,2, 3 взлетаем, за полетом наблюдаем.
Во время полета на экране интерактивной панели появляется ролик: горы, реки, леса и вдали замок феи.
Воспитатель:
В страну чудес мы прибываем,
И в сказку дружно попадаем.
(На экране интерактивной панели появляется Фея на фоне сказочной страны).
Фея: - Ребята, спасибо, что согласились нам помочь.
Нелегко вам будет отыскать сундучки с монетами, но вам поможет ваш волшебный клубочек. Куда он покатится, туда и путь держать надо.
Воспитатель: - Ребята чтобы мы все препятствия преодолели и выполнили задания, давайте дружно произнесем речевку (прием соединение рук под речевку).
Речевка: – «В пути не унывать! Всё преодолеть и всё узнать!»
Воспитатель:
Волшебный клубочек ты, нам помоги.
Дорогу ты правильно нам укажи.
– Интересно, куда же нас поведет волшебный клубочек?
(Клубок катится к сундуку)
1. Дидактическая игра «Цветные следы»
(Дети подходят к 1-му сундуку, находят письмо, педагог зачитывает содержание).
Воспитатель: - Разделитесь на пары, выберите цвет следов по желанию, встаньте на них, подумайте и назовите слова, которые бывают таково же цвета.
1. Белый (снег, бумага, халат, зайчик, зима)
2. Зеленый (елка, трава, листья, весна, огурец)
3. Красный (осень, помидор, яблоко, цветок, клубника)
4. Черный (печаль, горе, ночь, земля, враг, беда, ворона)
5. Желтый (солнце, яблоко, груша, карандаш, луна, лимон, дыня)
Воспитатель: - Молодцы, дети! Теперь мы можем открыть первый сундук. (Открываем, получаем первую монету).
Воспитатель:
– Волшебный клубочек ты, нам помоги.
Дорогу ты правильно нам укажи.
(Дети подходят к 2-му сундуку, находят веревочку, на которой 11 узелков и следующее задание).
2. Игра с использованием интерактивного метода «Цепочка»:
«Узелок реши - сравнения подбери»
Воспитатель: - Нужно по очереди придумать сравнения к словам и решить узелок. Давайте я начну, а вы будете мне помогать:
– Река блестит, как ... (зеркало, хрусталь, золото, серебро).
– У белочки глаза как ... (бусинки, пуговицы, капельки, бусинки, бисеринки, звездочки, хрусталики).
– Шерсть у зайца мягкая, как (пух, вата…)
– Еж колючий, как (елка, иголка…)
– Кузнечик зеленый, как (огурец, трава….)
– Лед твердый, как (камень, железо…)
– Снег легкий, как (пух, вата…)
– Трава мягкая, как (подушка, …)
– Солнце круглое, как (блин, мяч, тарелка…)
– Арбуз сладкий, как (сахар, конфета…)
– Травка мягкая как ... (ковер, подушка, мех, перья, вата, перина).
(Каждый ребенок подбирает по одному прилагательному и развязывает узелок).
Воспитатель: – Молодцы, вы выполнили второе задание и получаете вторую золотую монету. И здесь есть подсказка к следующему заданию.
Воспитатель:
Ты катись, катись клубочек,
Помоги еще разочек.
(Дети подходят к 3-му сундуку, находят схемы предложений и картинки к ним).
3. Дидактическая упражнение «Находчивый»
(Работа со схемами предложений)
Воспитатель (работа в парах)
– Ребята, я предлагаю схемы предложения. Вам необходимо вспомнить название сказки с таким количеством слов. Посмотрите внимательно из скольких слов состоит ваше предложение, и назовите сказку, в названии которой такое же количество слов. Договоритесь, кто из вас будет отвечать, кто будет готов, поднимает руку.
Воспитатель: – И с этой задачей вы тоже справились, и мы получаем третью волшебную монету.
Воспитатель:
Ты катись, катись клубочек,
Помоги еще разочек.
(Дети подходят к 4-му сундуку, находят зеркало и шапочки животных).
4. Дидактическая игра «Кто похвалит себя лучше»
Воспитатель: – Выберите себе волшебную шапочку, и превратитесь в этих героев.
– Я лисичка - (я такая красивая, хитрая, умная, находчивая, приветливая, ловкая, опрятная)
– Я мышонок (я такое быстрый, маленький, ловкий, красивый, веселенький)
– Я волк (я серый, злой, сильный, проворный)
– Я заяц (серый, пушистый, длинноухий, трусливый)
– Я медведица (большая, косолапая, коричневая, мохнатая)
– Я цыпленок (маленький, пушистый, желтый, писклявый, озорной)
Воспитатель: - Вы молодцы! Получите четвертую монету, отправляемся за последним заданием.
Воспитатель:
Ты катись, катись клубочек,
Помоги еще разочек.
(Дети подходят к 5-му сундуку, в нем иллюстрации к сказке разрезные, в 2-х конвертах).
Задание № 5. Дидактическая игра «Сказочники»
(Дети из разрезных картинок составляют сюжетную картинку)
Воспитатель: – Рассмотрим полученные иллюстрации к сказке, называем, что это за сказка, кто ее автор и перечислить героев.
(Дети выполняют задания)
Воспитатель: – Вы очень дружные, храбрые, умные ребята. Мы вместе справились со всеми заданиями, вот вам последняя пятая монета
(На экране интерактивной панели появляется Фея, цветущее дерево)
Фея: – «Мы очень благодарны вам за помощь, теперь чары злой колдуньи бессильны, и наше дерево желаний снова расцвело, а золотые монеты хочу вам подарить за вашу смелость, находчивость и на память о нашей сказочной стране».
Воспитатель: – Посмотрите, какое красивое дерево Желаний, а за вашу помощь оно выполнит ваши желания.
– Давайте украсим его еще и своими цветами-желаниями и загадаем такое, чтобы было угодно для всех жителей нашей планеты (дети загадывают желание и прикрепляют цветок, на дерево, прикасаясь к экрану, появляются цветы).
Воспитатель: – Дети посмотрите, какое у нас красивое дерево, это благодаря вашим знаниям и волшебным пожеланиям. И я желаю вам и всем нашим гостям, чтобы дерево желаний цвело всегда и сбывались все ваши желания и мечты.
Воспитатель: – А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Садимся на ковер – самолет, сделав круг, крепко взявшись за руки и произнесем волшебные слова:
«Ра-ра-ра – в детский сад нам пора,
Ги-ги-ги – ковер-самолет нам помоги.
1, 2, 3 взлетаем, за полетом наблюдаем.
(Звучит музыка, воспитатель сопровождает полет рассказом).
Воспитатель: – Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Какие задания вам понравилось выполнять больше всего? А кому было сложно в этом путешествии? Какие задания вам показались наиболее затруднительными?
Ход непосредственно образовательной деятельности построен с учетом индивидуальных особенностей детей группы. Преобладающая форма общения – диалог. Обратная связь прослеживалась через реакцию и ответы детей.
На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы, охотно справлялись с заданиями. К тем, кто затруднялся, оказывалась помощь. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.
В качестве ритуала окончания занятия использовала прием «Украсим Дерево-желаний», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.
Я считаю, что выбранная форма НОД была достаточно эффективна, дети были активны, внимательны, работоспособны. На мой взгляд, удалось создать психологический комфорт при организации НОД. Это способствовало успешной реализации поставленных задач, развитию позитивного настроения и интереса детей к деятельности. С поставленными задачами я и дети справились.
Литература
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
3. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
4. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.
5. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112.
6. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002. - 47 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы возраста.Тема «День рождение района»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - это накопление ими социального опыта жизни в своем районе, гор...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ТНР ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»
Активизировать словарь по теме «Дикие животные». Упражнять в использовании здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности: игровой самомассаж, биоэнергопластика; Учить...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы на тему: «На помощь Буратино»
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие»д...
Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" (обучение чувашскому языку) в старшей группе на тему "В гостях у бабушки"
Данный материал будет полезен воспитателям при обучении детей старшего возраста чувашскому языку...
Конспект образовательной деятельности по области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы на тему: "Знакомство с Кубанскими авторами"
Тема: Знакомство с Кубанскими авторами.Цель: продолжение ознакомление детей с творчеством кубанских авторов.Задачи:Образовательные:Продолжать активизировать и обогащать словарь детей.Расширять пр...
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы "Квест-игра «Овощной переполох»"
Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Овощи».Задачи:Образовательные: Закреплять умения детей различать и называть овощи и фрукты. Закреплять понятия «...
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Мы патриоты своей страны»
Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине....