Конспект непосредственной образовательной деятельности «Чтение стихотворения М. Квитко «Бабушкины руки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Протасевич Ирина Анатольевна

Программное содержание:

-формировать ценностное отношение к членам своей семьи;

-способствовать развитию умения детей слушать литературное произведение, эмоционально реагировать на него.

- учить детей следить за развитием действия в произведениях, отвечать на вопросы по содержанию произведения, обсуждать его.

-Способствовать развитию умений заниматься общим делом, в т. ч. восприятием художественной литературы.

-Помогать осуществлять взаимодействия детей на уровне партнерских взаимоотношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Чтение стихотворения М. Квитко «Бабушкины руки»

Программное содержание:

-формировать ценностное отношение к членам своей семьи;

-способствовать развитию умения детей слушать литературное произведение, эмоционально реагировать на него.

- учить детей следить за развитием действия в произведениях, отвечать на вопросы по содержанию произведения, обсуждать его.

-Способствовать развитию умений заниматься общим делом, в т. ч. восприятием художественной литературы.

-Помогать осуществлять взаимодействия детей на уровне партнерских взаимоотношений.

Словарные слова: любо, латают, вяжут, проворные,

Материалы и оборудование: Иллюстрация с изображением бабушки, портрет поэта Л. М. Квитко, картинка с изображением корыта, карандаши, краски, восковые мелки, фломастеры, бумага, магнитофон, стенд.

Ход:

Организация: Дети стоят в кругу, взявшись за руки, проговаривают:

Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем,

А друг с другом мы играем.

Никого в беде не бросим,

Не заберём, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Воспитатель: - Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Давайте радовать друг друга и своих близких!
А я хочу предложить отгадать загадку, и вы поймете о ком сегодня мы будем говорить: Кто любить не устает,

                Пироги для нас печет,

                Вкусные оладушки,

                Это наша ….? (бабушка)

Воспитатель: А ваша бабушка печёт вам пироги? Что ещё она для вас делает? (выслушивает ответы детей) Вот, видите, сколь много дел умеют делать добрые бабушкины руки. Поэт Лев Моисеевич Квитко (показывает портрет поэта) написал про умелые бабушкины руки удивительное стихотворение, давайте послушаем:

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Все что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Проворные — смотрите,

Готовы день-деньской

Они плясать в корыте,

Шнырять по кладовой.

Настанет вечер — тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят —

И тут замолкнут вдруг.

Умней их нет на свете

И нет добрее рук.

Воспитатель: Что делают бабушкины руки? Как об этом говорит поэт в стихотворении? (выслушивает детей, уточняет, расширяет и обобщает их ответы)

-Правильно, дети, поэт рассказывает, что руки умеют вязать, латать, чинить, ремонтировать одежду. Я думаю, и ваши бабушки залатают, зашьют любую вещь, если вы её порвёте, свяжут шарфик или -варежки, а может быть и кофточку. Дети, рассказывая о бабушкиных руках, поэт написал:

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Как вы думаете, про какие пенки вспоминает поэт?

-Правильно, это пенки с варенья, которое во все времена бабушки варят для своих внучат. И пирожки пекут с разными начинками. Поэт Лев Моисеевич Квитко в стихотворении вспоминает любимое бабушкино угощение, бутерброд с толстым слоем пенки от варенья и пирожок густо посыпанный маком.

-Дети, а какое угощение готовят для вас руки ваших бабушек? (выслушивает ответы детей)

-Вот, оказывается, во все времена бабушки многое умеют делать своими руками. Дети, когда я прочитала в стихотворении вот эти строки, послушайте,      

                             Проворные — смотрите,

Готовы день-деньской

Они плясать в корыте,

Шнырять по кладовой

-Мне они показались не очень понятными. Поможете разобраться? Вы знаете, что такое корыто? Как вы думаете, что значит «руки пляшут» в корыте? Давайте, вместе подумаем, порассуждаем.

(воспитатель выслушивает ответы детей, направляя их предположения, рассуждения в нужное русло)

Воспитатель: (в случае если дети не ответят на вопросы)

-корыто - это такая емкость, в которой раньше, когда не было стиральных машин, стирали руками бельё. Это очень тяжёлый труд. Но бабушкины руки справлялись. Давайте проверим, можно сказать, что руки при стирке пляшут? Воспользуемся вместо корыта тазиком и постираем кукольную одежду. Посмотрите, как движутся при стирке руки, похоже на пляску? Вот и автор стихотворения, наблюдая, как бабушкины руки оттирают грязь, прополаскивают, отжимают при стирке вещи, сравнил их с пляской.

-А вот эти слова, послушайте:

Настанет вечер — тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Что рассказывает поэт о бабушкиных руках в этих строках?

(выслушивает ответы детей, уточняет и расширяет их)

-Да, дети, вечером укладывая внука спать, бабушка рассказывала ему руками сказку, показывая на стене фигурки, как в теневом театре. Помните, мы смотрели спектакль теневого театра «Лисичка со скалочкой».

-Давайте, поиграем в игру «Расскажу стихи руками». Я буду читать стихотворение, и все вместе мы будем руками делать движения, рассказывающие о бабушкиных делах. (воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения по тексту стихотворения)

-Дети, как вы считаете, почему автор в конце стихотворения назвал бабушкины руки самыми умными и самыми добрыми?

-Эти слова мы с вами можем сказать и про руки наших бабушек. Они тоже многое умеют, много трудятся, заботятся о нас. В семье все должны заботиться друг о друге. Расскажите, как вы заботитесь о своей бабушке. Что вы для неё делаете? Я, приходя к своей бабушке, всегда помогаю по дому, помыть посуду, полы, убрать на место вещи и др., чтобы руки её отдохнули. Я очень люблю мою бабушку.

(дети рассказывают о том, как они заботятся о бабушке)

Воспитатель: Дети, давайте, сделаем приятное бабушкам и дедушкам нашего города, нарисуем для них варежки и красиво их украсим. У нас есть краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры, бумага.  (показывает в направлении уголка изобразительной деятельности) Выбирайте, чем будете рисовать (Воспитатель помогает детям сделать выбор художественных материалов, места для работы, включает музыку, подборку детских песен "О бабушке", помогает воплотить замысел)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема : Стихотворение А. Барто «Кораблик».Элемент.опыт деятельность «Кораблик из бумаги».Игры с корабликами в воде

Конспект непосредственно образовательной деятельности  Тема : Стихотворение А. Барто «Кораблик».Элемент.опыт деятельность «Кораблик из бумаги».Игры с корабликами в воде.  ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Бабушкины помощники»

Цель: Формирование положительного, успешного отношения к собственному труду и его результатам....

План – конспект Непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Бабушкино подворье»

Цель: Формировать представление детей о домашних животных и их детенышах.Задачи: Образовательные задачи:- Углубить и расширить знания детей о домашних животных и их детенышах.- Формировать умение назы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Бабушкины помощники»

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Бабушкины помощники»(трудовая деятельность)Цель: Формирование положительного, успешного отношения к собственн...

Конспект ОД Чтение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки», аппликация «Открытка для бабушки»

Занятие очень интересное. Дети были активными и с радостью выполнили апплкацию....

Конспект дополнительной образовательной деятельности. Чтение Стихотворения Б.Заходера " Вот что я умею".

Данный материал предназначен для воспитателей средней группы детского сада, педагогов допобразования и предлагает шаги по подготовке детей к театрализованной деятельности....