Технологическая карта по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель: создать условия для формирования ознакомления со звуками «з-зь» и буквой «З»
Задачи:
Обучающие
- учить детей соотносить звуки З и З’ с буквой З;
-закреплять навыки чтения слогов и слов; проведение звукового анализа слов с использованием фишек.
Развивающие:
-развивать внимание, зрительное восприятие, общую моторику, координацию движений пальцев рук; фонематический слух и восприятие;
Воспитательные: воспитывать умение уважать, слушать товарищей, педагога; интерес к занятию.
Оборудование: изображение Незнайки (картинка); фишки для проведения звукового анализа слов, палочки для конструирования, листы-раскраски с изображением звезд, простые карандаши; ноутбук, экран, мультимедиа проектор, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_razvitiyu_rechi.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Тема: Звуки «з-зь» и буква «З»
Возрастная группа: подготовительная группа
Форма совместной деятельности: беседа, игровая
Форма организации: Групповая, индивидуальная
Цель: создать условия для формирования ознакомления со звуками «з-зь» и буквой «З»
Задачи:
Обучающие
- учить детей соотносить звуки З и З’ с буквой З;
-закреплять навыки чтения слогов и слов; проведение звукового анализа слов с использованием фишек.
Развивающие:
-развивать внимание, зрительное восприятие, общую моторику, координацию движений пальцев рук; фонематический слух и восприятие;
Воспитательные: воспитывать умение уважать, слушать товарищей, педагога; интерес к занятию.
Оборудование: изображение Незнайки (картинка); фишки для проведения звукового анализа слов, палочки для конструирования, листы-раскраски с изображением звезд, простые карандаши; ноутбук, экран, мультимедиа проектор, презентация.
Информационные источники: http://www.solnet.ee/parents/log_49.html
http://pandia.ru/text/79/474/11050.php
http://doshkolnik.ru/gramota/11988-zvuki-z-z-i-bukva-z.html
Этапы совместной деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | планируемый результат |
деятельности детей. Цель: Мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать их знания детей о…. | (1 слайд) Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Чтоб начать наше занятие, мы выполним с вами артикуляционную гимнастику для язычка. Жил-был на свете язычок. Жил он в своем домике-ротике, Домик то открывался, то закрывался (открыть – закрыть рот). Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть (показать язык). Посмотрел вверх (положить на верхнюю губу), светит ли солнышко? Посмотрел вниз (положить на нижнюю губу), нет ли луж, и решил погулять. Идет, по белым зубкам скачет и поет: ля-ля-ля-ля-ля-ля(рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами). Вдруг видит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить (язык двигается вперед-назад по небу раз 15). Так прошло много времени (сделать часики: язык вправо-влево раз 10-15), настала ночь. Как раз мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома («поцокать» языком). Язычок закрыл ротик-домик и лег спать. Песенка комара: На вдохе проговаривать звук З. сначала громко. Потом тихо. (2 слайд) Воспитатель: - К нам на занятие пришел гость. Вы узнали его? Кто это? /Незнайка/ Он готовится, как и вы, пойти в первый класс. Незнайка учит звуки и буквы, но ему это очень сложно дается. -Ребята, давайте расскажем Незнайке, что такое звуки и буквы. Вспомним стихотворение про них. Звуки мы произносим и слышим, А буквы читаем и пишем. Незнайка очень хочет выучить новую букву, давайте мы ему поможем. Воспитатель: Предлагаю поиграть вместе с Незнайкой в игру «Найди общий звук в словах». /Появляется Незнайка (картинка) / Если вы правильно определите общий звук для каждой группы слов, то узнаете, о чем мы будем говорить сегодня. | Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание; Проводит артикуляционную гимнастику для язычка. | Отгадывают загадку. (Улыбка). Эмоционально улыбаются друг другу, дарят улыбки; Выполняют артикуляционную гимнастику. | Умеет разговаривать со сверстниками, умеет слушать, внимателен. |
2. Поиск, решение задачи, проблемы Цель: Актуализировать представление о…, развивать речь и внимание. 5 слайд | (3 слайд) ЗАЯЦ, ЯЗЫК, ЗАМОК, ТАЗЫ – какой общий звук для этих слов? /Общий звук для этих слов – звук З/. (4 слайд) ЗЕМЛЯНИКА, ГВОЗДЬ, ГРУЗДЬ, ЗЕМЛЯ – какой общий звук у этих слов? / Общий звук – звук Зь/ Воспитатель: Молодцы, правильно узнали эти звуки! Вы сегодня познакомитесь с буквой, которая обозначает звуки З и Зь. Следующее задание: Воспитатель: Сопоставление звуков и буквы: Охарактеризуйте звук З. Какой он? /Звук З - согласный, твердый, звонкий/ Охарактеризуйте звук Зь. Какой он? /Звук Зь - согласный, мягкий, звонкий/ Звук З и Зь обозначаются буквой З. На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3. Из каких элементов состоит эта буква? /Из двух полукругов/. Правильно, она состоит из двух полукругов. | Спрашивает детей о приметах весны. Задает вопросы по весне. | Отвечают дружно на вопросы воспитателя. | Внимателен, умеет общаться со сверстниками; уверен в волевых усилиях. |
3.«Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности Цель: Формирование представлений о…. Развитие инициативы. 7 слайд 8 слайд | (6 слайд) Воспитатель: Посмотрите, как художники изображают эту букву. Послушайте еще одно стихотворение про букву З, и произнесите его сначала шепотом, а затем громко. Заяц затейливо уши сложил, Букву красивую изобразил. Воспитатель: Сконструируйте букву З. Подумайте, как можно выложить букву З, используя палочки. - Хорошо! У всех получилась красивая буква З. Чтение слогов: Воспитатель: Ребята, давайте покажем Незнайке, как вы умеете читать. /Дети читают слоги по цепочке (сначала горизонтально, затем вертикально) / Игра «Жучок-буквоед». Воспитатель: Жучок съел в словах все буквы З. Я буду говорить слова, а ваша задача поставить нужную букву и произнести слово полностью. Если вы сказали слово правильно, то появится картинка, соответствующая этому слову. Воспитатель: Незнайке понравилось, как вы читали слоги и проговаривали слова! | Обращает внимание на слайд, где изображена буква З. Просит детей послушать стихотворение про букву З. и произнести его сначала шепотом, а потом громко. Хвалит детей. Читает слоги вместе с детьми. Играет вместе с детьми в игру «Жучок-буквоед». | Обращают внимание на слайд. Слушают внимательно стихотворение, проговаривают букву З сначала громко, потом шепотом. Читают слоги вместе с воспитателем. Играют в игру «Жучок-буквоед». | Внимателен, активен, умеет слушать и играть со сверстниками. |
10 слайд 11 слайд | (9 слайд) /На экране появляется картинка с изображением Весны/ Воспитатель: Какое время года изображено на картинке? -Назовите все весенние месяцы по порядку? -Чтобы отдохнуть, приглашаю всех на разминку. Физкультминутка. «Бабочка» Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево). Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад). Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться). Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево). Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться). Воспитатель: Все немного отдохнули. Продолжим нашу работу! Проведение звукового анализа слова: Воспитатель: -Предлагаю вам, провести звуковой анализ слова: ЗУБЫ при помощи цветных фишек. Воспитатель: -Вы отлично справились! Молодцы! Развитие координации движений пальцев рук: Пальчиковая гимнастика: Воспитатель: Перед вами лежат листы, на которых изображены звезды. При помощи простых карандашей аккуратно обведите звезды и заштрихуйте их в том направлении, в котором указывает стрелка. Воспитатель: И с этим заданием вы замечательно справились! Покажите ваши работы Незнайке. | Воспитатель произносит стихотворение – дети выполняют движения. Приглашает детей на разминку. Проводит физкультминутку. Показывает движения. Предлагает провести звуковой анализ. Проводит перед заданием пальчиковую гимнастику. | /Зима/. /Декабрь, январь, февраль/ Выполняют физкультминутку. Повторяют движения за воспитателем. Проводят звуковой анализ слов самостоятельно, затем проверяют правильность выполнения, сверяя с последовательно появляющимися на экране фишками-заменителями звуков. /Дети сравнивают схемы слов. / Выполняют пальчиковую гимнастику. Выполняют задание у себя на столах. Показывают свои работы Незнайке. | Активный, умеет играть дружно со сверстниками, уверен в своих силах. |
Цель: Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. | (12 слайд) Воспитатель: -Помогли ли вы Незнайке выучить новые звуки и букву? Как вы думаете, вы смогли помочь Незнайке разобраться, что такое звуки и буквы? Какие задания вы с легкостью выполняли? Какие трудности вы испытали на занятии? | Задает вопросы в конце занятия. | Ответы детей на вопросы воспитателя. | Умеет отвечать на вопросы, уверен в своих силах. |
| Воспитатель: Пришло время прощаться с Незнайкой! До скорых встреч! | Говорит, что пора прощаться с Незнайкой. | Прощаются с Незнайкой. | Любознательный – активный; умеет работать со сверстниками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта раздела "Развитие речи"
В работе представлена технологическая карта раздела "Развитие речи" по программе "Развитие речи и общения детей дошкольного возраста" Л. В. Ворошниной. В крате раскрыты цели, возрастные особенности ре...
Технологическая карта по развитию речи «Путешествие за кладом»
Показать педагогам возможности использования ИКТ на занятиях по развитию речи...
технологическая карта по развитию речи во 2 младшей группе
Технологическая карта организации НОД во 2 младшей группе «Путешествие на поезде в зимний лес»....
Технологическая карта ООД развити речи, средняя группа
Технологическая карта...
Технологическая карта по развитию речи
Технологическая карта по развитию речи...
Технологическая карта по развитию речи детей средней группы " Путешествие по сказке "Рукавичка"
Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста...
технологическая карта по развитию речи
технологическая карта "Рассказывание русской народной сказки "Колобок" - 2 младшая группв...