Технологическая карта по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Сыропятова Татьяна Викторовна

Цель: создать условия для формирования ознакомления со звуками «з-зь» и буквой «З»

Задачи:

Обучающие

- учить детей соотносить звуки З и З’ с буквой З;

-закреплять навыки чтения слогов и слов; проведение звукового анализа слов с использованием фишек.

Развивающие:

-развивать внимание, зрительное восприятие, общую моторику, координацию движений пальцев рук;  фонематический слух и восприятие;

Воспитательные: воспитывать умение уважать, слушать товарищей, педагога; интерес к занятию.

Оборудование: изображение Незнайки (картинка);  фишки для проведения звукового анализа слов, палочки для конструирования, листы-раскраски с изображением звезд, простые карандаши; ноутбук, экран, мультимедиа проектор, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_razvitiyu_rechi.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Тема: Звуки «з-зь» и буква «З»

Возрастная группа: подготовительная группа

Форма совместной деятельности: беседа, игровая

Форма организации: Групповая, индивидуальная

Цель: создать условия для формирования ознакомления со звуками «з-зь» и буквой «З»

Задачи:

Обучающие

- учить детей соотносить звуки З и З’ с буквой З;

-закреплять навыки чтения слогов и слов; проведение звукового анализа слов с использованием фишек.

Развивающие:

-развивать внимание, зрительное восприятие, общую моторику, координацию движений пальцев рук;  фонематический слух и восприятие;

Воспитательные: воспитывать умение уважать, слушать товарищей, педагога; интерес к занятию.

Оборудование: изображение Незнайки (картинка);  фишки для проведения звукового анализа слов, палочки для конструирования, листы-раскраски с изображением звезд, простые карандаши; ноутбук, экран, мультимедиа проектор, презентация.

Информационные источники: http://www.solnet.ee/parents/log_49.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/06/05/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-podgotovitelnaya-gruppa

http://pandia.ru/text/79/474/11050.php

http://doshkolnik.ru/gramota/11988-zvuki-z-z-i-bukva-z.html

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/obuchenie-gramote/191507-konspekt-zanjatija-po-obucheniju-gramote-po-t.html

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

 планируемый результат

  1. Мотивация к

деятельности детей.

Цель: Мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать их знания детей о….

(1 слайд)

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Чтоб начать наше занятие, мы выполним с вами артикуляционную гимнастику для язычка.

Жил-был на свете язычок.

Жил он в своем домике-ротике,

Домик то открывался, то закрывался (открыть – закрыть рот).

Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть (показать язык).

Посмотрел вверх (положить на верхнюю губу), светит ли солнышко?

Посмотрел вниз (положить на нижнюю губу), нет ли луж, и решил погулять.

Идет, по белым зубкам скачет и поет: ля-ля-ля-ля-ля-ля(рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами).

Вдруг видит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить (язык двигается вперед-назад по небу раз 15).

Так прошло много времени (сделать часики: язык вправо-влево раз 10-15), настала ночь.

Как раз мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома («поцокать» языком).

Язычок закрыл ротик-домик и лег спать.

Песенка комара:

На вдохе проговаривать звук З. сначала громко. Потом тихо.

 (2 слайд)

Воспитатель: - К нам на занятие пришел гость.  Вы узнали его? Кто это? /Незнайка/

Он готовится, как и вы, пойти в первый класс. Незнайка учит звуки и буквы, но ему это очень сложно дается.  -Ребята, давайте расскажем Незнайке, что такое звуки и буквы. Вспомним стихотворение про них.

Звуки мы произносим и слышим,

А буквы читаем и пишем.

    Незнайка очень хочет выучить новую букву, давайте мы ему поможем.

Воспитатель: Предлагаю поиграть вместе с Незнайкой в игру «Найди общий звук в словах».

/Появляется Незнайка (картинка) /

Если вы правильно определите общий звук для каждой группы слов, то узнаете, о чем мы будем говорить сегодня.

Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание;  

Проводит артикуляционную гимнастику для язычка.

Отгадывают загадку. (Улыбка).

Эмоционально улыбаются друг другу, дарят улыбки;

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Умеет разговаривать со сверстниками, умеет слушать, внимателен.

2. Поиск, решение задачи, проблемы

Цель: Актуализировать представление о…, развивать речь и внимание.

5 слайд

(3 слайд) 

 ЗАЯЦ, ЯЗЫК, ЗАМОК, ТАЗЫ – какой общий звук для этих слов?

/Общий звук для этих слов – звук З/.

(4 слайд)

ЗЕМЛЯНИКА, ГВОЗДЬ, ГРУЗДЬ, ЗЕМЛЯ – какой общий звук у этих слов?

/ Общий звук – звук Зь/

Воспитатель: Молодцы, правильно узнали эти звуки! Вы сегодня познакомитесь с буквой, которая обозначает звуки З и Зь.

Следующее задание:

Воспитатель: Сопоставление звуков и буквы:

Охарактеризуйте звук З.

Какой он?

/Звук З - согласный, твердый, звонкий/

Охарактеризуйте звук Зь.

Какой он?

/Звук Зь - согласный, мягкий, звонкий/

Звук З и Зь обозначаются буквой З.

На эту букву посмотри!

Она совсем как цифра 3.

Из каких элементов состоит эта буква?

/Из двух полукругов/. Правильно, она состоит из двух полукругов.

Спрашивает детей о приметах весны.

Задает вопросы по весне.

Отвечают дружно на вопросы воспитателя.

Внимателен, умеет общаться со сверстниками; уверен в волевых усилиях.

3.«Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Цель: Формирование представлений о…. Развитие инициативы.

7 слайд 

8 слайд

(6 слайд)

Воспитатель: Посмотрите, как художники изображают эту букву.

Послушайте еще одно стихотворение про букву З, и произнесите его сначала шепотом, а затем громко.

Заяц затейливо уши сложил,

Букву красивую изобразил.

Воспитатель: Сконструируйте букву З. Подумайте, как можно выложить букву З, используя палочки.

- Хорошо! У всех получилась красивая буква З.

Чтение слогов:

Воспитатель: Ребята, давайте покажем Незнайке, как вы умеете читать.

/Дети читают слоги по цепочке (сначала горизонтально, затем вертикально) /

Игра «Жучок-буквоед».

Воспитатель: Жучок съел в словах все буквы З. Я буду говорить слова, а ваша задача поставить нужную букву и произнести слово полностью. Если вы сказали слово правильно, то появится картинка, соответствующая этому слову.

Воспитатель: Незнайке понравилось, как вы читали слоги и проговаривали слова!

 Обращает внимание на слайд, где изображена буква З.

 Просит детей послушать стихотворение про букву З. и произнести его сначала шепотом, а потом громко.

Хвалит детей.

Читает слоги вместе с детьми.

Играет вместе с детьми в игру «Жучок-буквоед».

Обращают внимание на слайд.

Слушают внимательно стихотворение, проговаривают букву З сначала громко, потом шепотом.

Читают слоги вместе с воспитателем.

Играют в игру «Жучок-буквоед».

Внимателен, активен, умеет слушать и играть со сверстниками.

  1. Работа в микро группах(парах, индивидуально)

10 слайд

11 слайд

(9 слайд)

/На экране появляется картинка с изображением Весны/

Воспитатель: Какое время года изображено на картинке?

-Назовите все весенние месяцы по порядку?

-Чтобы отдохнуть, приглашаю всех на разминку.

Физкультминутка.

«Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево).

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад).

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться).

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево).

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться).

Воспитатель: Все немного отдохнули. Продолжим нашу работу!

Проведение звукового анализа слова:

Воспитатель:

-Предлагаю вам, провести звуковой анализ слова:  ЗУБЫ при помощи цветных фишек.

Воспитатель: 

-Вы отлично справились! Молодцы!

Развитие координации движений пальцев рук:

Пальчиковая гимнастика:
В гости к пальчику большому, прибежали прямо к дому:
Указательный и средний, безымянный и последний.
Вот мизинчик - малышок, постучался на порог.
Вместе пальчики - друзья. Друг без друга им нельзя!

Воспитатель: Перед вами лежат листы, на которых изображены звезды. При помощи простых карандашей аккуратно обведите звезды и заштрихуйте их в том направлении, в котором указывает стрелка.

Воспитатель: И с этим заданием вы замечательно справились! Покажите ваши работы Незнайке.

Воспитатель произносит стихотворение – дети выполняют движения.

Приглашает детей на разминку.

Проводит физкультминутку. Показывает движения.

Предлагает провести звуковой анализ.

Проводит перед заданием пальчиковую гимнастику.

/Зима/.    

/Декабрь, январь, февраль/

Выполняют физкультминутку. Повторяют движения за воспитателем.

Проводят звуковой анализ слов самостоятельно, затем проверяют правильность выполнения, сверяя с последовательно появляющимися на экране фишками-заменителями звуков. /Дети сравнивают схемы слов. /

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Выполняют задание у себя на столах.

Показывают свои работы Незнайке.

Активный, умеет играть дружно со сверстниками, уверен в своих силах.

  1. Рефлексия.

Цель: Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

(12 слайд)

Воспитатель: 

-Помогли ли вы Незнайке выучить новые звуки и букву? Как вы думаете, вы смогли помочь Незнайке разобраться, что такое звуки и буквы? Какие задания вы с легкостью выполняли? Какие трудности вы испытали на занятии?

Задает вопросы в конце занятия.

Ответы детей на вопросы воспитателя.

Умеет отвечать на вопросы, уверен в своих силах.

  1. Открытость

Воспитатель: Пришло время прощаться с Незнайкой! До скорых встреч!

Говорит,  что пора прощаться с Незнайкой.

Прощаются с Незнайкой.

Любознательный – активный; умеет работать со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта раздела "Развитие речи"

В работе представлена технологическая карта раздела "Развитие речи" по программе "Развитие речи и общения детей дошкольного возраста" Л. В. Ворошниной. В крате раскрыты цели, возрастные особенности ре...

Технологическая карта по развитию речи «Путешествие за кладом»

Показать педагогам возможности использования ИКТ на занятиях по развитию речи...

технологическая карта по развитию речи во 2 младшей группе

Технологическая карта организации НОД во 2 младшей группе «Путешествие на поезде в зимний лес»....

Технологическая карта по развитию речи

Технологическая карта по развитию речи...

Технологическая карта по развитию речи детей средней группы " Путешествие по сказке "Рукавичка"

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста...

технологическая карта по развитию речи

технологическая карта "Рассказывание русской народной сказки "Колобок" - 2 младшая группв...