Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи "Играем со словами"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия

по формированию лексико-грамматических категорий речи

"Играем со словами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igraem_so_slovami.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

ДС "Радуга" филиал МБОУ Парнинской СОШ

Конспект занятия

по формированию лексико-грамматических категорий речи

"Играем со словами"

Выполнила:

Телегина И.М.,

воспитатель

Тема: "Согласование числительных "один", "одна" с существительными.

Цели: учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными "один", "одна"; активизировать предметный словарь; развивать внимание, мышление, творческое воображение; воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: конверт, 2 сюжетные картинки, разрезные картинки аналогичные сюжетным; "волшебная палочка"; лист А4 с нарисованным кругом; простой карандаш на каждого ребенка; музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Скучно нам вот так сидеть,

Друг на друга всё смотреть.

Не пора ли нам играть?

1, 2, 3, 4, 5!

2. Коммуникативная игра "Сосед к соседу".

- Внимание!

- Сосед к соседу, локоток к локотку, спина к спине, мизинец к мизинцу, лоб ко лбу, щека к щеке, нос к носу, пятка к пятке, ладонь к ладони, шея к шее, кулачок к кулачку (дети выполняют соответствующие движения в паре).

3. Ритмодекламация.

- Нос, рот, голова, (указывают на нос, рот, покачивают головой)

Переносица, спина (поглаживают переносицу, спину).

Лоб, затылок, шея, грудь (указывают на соответствующие части тела),

Не забыть бы что-нибудь! (Ритмичное постукивание груди кулачками).

Раз - сюда и два - сюда, (поочередное отведение рук в стороны)

Это нет, а это да. (Движения головой)

(Игра повторяется.)

4. - Это у меня что? Верно - нос. Покажите все свои носы. Сколько у тебя Катя носов? А у тебя Ваня? Верно, один.

- Это у меня что? Голова. Покажите все свои головы. Сколько у тебя Саша голов? А у тебя? Верно, одна.

- Нос, голова - количество названных частей тела одинаковое, а говорим мы о них по-разному: нос - один, голова - одна.

5. Игра "Назови, не ошибись"

- Я буду подходить к вам, и дотрагиваться до разных частей тела, а вы правильно скажите: один или одна: живот, нос, шея, затылок, подбородок, спина, лоб, переносица, грудь, голова.

- Количество частей тела одинаковое, а говорим о них по-разному:

Живот - один, шея - одна.

- Так и вокруг нас есть предметы, количество которых одинаково, а скажем мы о них по-разному: один или одна.

6. Игра "Я найду слова везде"

- Я предлагаю вам отыскать в группе слова, названия предметов, и правильно сказать о них: один или одна. А как их отыскать, я вас научу:

Я найду слова везде:

и на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Вы не слышали такого?

Не беда, играем в слово!

- Я нашла: одна доска.

- А теперь вы поищите. И кого я окликну, тот назовет свои слова. И так у нас получится все по очереди. (... один конверт)

7. Разрезные картинки.

- В конверте две разрезные картинки. Каждому из вас достанется по одной части одной из картинок. Внимание! Собери из частей - две разрезные картинки.

(Самостоятельная деятельность детей. После выполнения задания, детям демонстрируются данные сюжетные картинки в целом виде.)

8. Упражнение "Кто больше назовет?"

- назовите по картинке, как можно больше слов, про которые можно сказать: один (затем одна).

9. Игра "Волшебная палочка"

- 1, 2, 3, 4, 5 - продолжаем мы играть.

Нужно снова в круг вставать.

- Нам волшебная палочка будет помогать.

Слово к слову подбирать.

(Передавая волшебную палочку по кругу, каждый участник называет слово к числительному: один, затем одна.)

10. "Художники".

Волшебная палочка - это карандаш.

Она поможет нам дорисовать рисунок наш.

Показываю лист с нарисованным на нем кругом.

- А чтобы было удобнее рисовать, предлагаю вам сесть за столы.

- Что нарисовано на листе? Сколько кругов?

- Я дорисую круг. Какие предметы у меня получились? (Неваляшка, мяч)

- Сколько неваляшек? сколько мячей? Количество предметов одинаковое, а скажем мы о них по-разному: неваляшка - одна, а мяч - один.

- И вы дорисуйте круг так, чтобы получился предмет, про который можно сказать один или одна. (Самостоятельная деятельность детей.)

Музыкальное сопровождение.

- Сейчас я предлагаю вам по очереди выходить к доске. Вам нужно назвать свою картинку и правильно расположить ее если про нарисованный предмет говорим  один - под мячом, если говорим одна - под неваляшкой.

- Назовем все картинки, правильно сказав о них один или одна (все дети хором проговаривают сочетания слов, голосом выделяя окончания числительных).

11. Итог занятия.

- Из наших рисунков получились длинные ленты. Может быть вечером раскрасим картинки? А еще мы можем придумать истории про предметы, о которых можно сказать один или одна.

- 1, 2, 3, 4, 5 - мы закончили играть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР"Цветик-семицветик"

Представлен  конспект занятия  по формированию лексико-грамматических кактегорий у детей с ОНР. Игровая форма представленного материала позволяет повысить мотивационную готовность логопатов ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный  прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении ле...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С Учитель-логопед: Зимина Инна Александровна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО ФОРМИРОВАНИЮЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНРпо теме: "Осень"Учитель-логопед:    Зимина Инна Александровна...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе. (первый год обучения)

конспект логопедического занятия по теме: «Лексико-грамматические упражнения». (На основе работы по теме: «Домашние животные»). Данный материал будет полезен для учителей-логопедов средней группы перв...