Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_posuda.doc | 76.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию
лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»
Тема: Посуда.
Программное содержание:
- Расширение и обогащение словарного запаса по теме «Посуда», классификация предметов посуды по способу употребления.
- Закрепление навыков правильного употребления названий и назначений посуды.
- Упражнение в образовании существительных с помощью суффиксов, относительных прилагательных.
- Развитие связной речи через составление описательных рассказов с использованием наглядного плана.
- Воспитание умения выслушивать ответы друг друга до конца.
Словарная работа: Посуда кухонная, чайная, столовая, сахарница, салатница, хлебница, конфетница.
Оборудование: Иллюстрации, модели, мяч, картинка с зашумленным изображением.
Индивидуальная работа: Закреплять с Настей умение отвечать полным предложением.
Ход занятия:
Организационный момент: - Скажите, о ком это стихотворение?
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
(Это стихотворение про Федору.)
- Что с ней случилось?
(От нее ушла посуда, потому что она ее не любила.)
- Сегодня мы в гостях у Федоры, поможем ей разобраться с посудой и расскажем все, что мы о посуде знаем, научим пользоваться посудой. Возьмите по одной картинке и скажите что это?
(Это сковорода, чайник и т.д.)
- Как назвать одним словом, Ваня?
(Это посуда.)
- Какая бывает посуда?
(Кухонная, столовая, чайная.)
- Расставьте посуду у Федоры на кухне. Какая посуда будет стоять на плите? (Кухонная.)
- А на столе?
(На столе будет стоять столовая посуда.)
- А что поставим в шкаф?
(Чайную посуду поставим в шкаф.)
- Расставляйте. Ваня, какая посуда стоит на плите?
(На плите стоит сковорода и чайник, потому что это кухонная посуда.)
- Настя, что стоит на столе?
(На столе супница и тарелка, потому что это столовая посуда.)
- Паша, какую посуду убрали в шкаф?
(В шкафу сахарница и чайник, потому что это чайная посуда.)
- Вот какой порядок теперь у Федоры, а она принесла картинку и просит рассказать, что на ней нарисовано. Слава, что ты видишь, и из каких частей состоит этот предмет?
(Я вижу чайник. У него есть дно, стенки, носик, ручка, крышка с ручкой.)
- Что в чайнике делают?
(В нем кипятят воду.)
- Ваня, что увидел ты?
(Кастрюлю. У нее есть дно, стенки, две ручки и крышка с ручкой. В кастрюле варят суп.)
- Теперь Леша скажет.
(Я увидел сковороду. У нее есть дно, стенки, ручка. В сковороде жарят блины).
- Марк, скажи ты.
(Здесь нарисована чашка. У нее есть дно, стенки, ручка. Из нее пьют чай).
- Ну и Паша скажет.
(Здесь нарисован заварочный чайник. У него есть дно, стенки, носик, ручка, крышка с ручкой. В нем заваривают чай.)
- Молодцы, ребята. У Федоры так много посуды, она запуталась из чего она сделана. Мы расскажем ей об этом. Встаньте со стульчиков. Я вам буду говорить из чего посуда сделана, а вы мне какая она.
Кастрюля из алюминия –
Кувшин из глины –
Стакан из стекла –
Чашка из фарфора –
Ваза из хрусталя –
Сковорода из чугуна –
Ложка из дерева –
Поднос из золота -
- Молодцы. Послушайте стихотворение
Жила была посуда: чайник, чашка и блюдо,
Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.
Кастрюля дружила с едой, кастрюля дружила с водой,
И с человеком дружила. Его она вкусно кормила.
- Посуда - это дом для продуктов. И сейчас мы об этом Федоре расскажем.
Игра «Домик для посуды».
Сахар живет ... (в сахарнице)
Хлеб живет ... (в хлебнице)
Салат живет ... (в салатнице)
Масло живет ... (в масленке)
Перец живет ... (в перечнице)
Селедка живет ... (в селедочнице)
Конфеты живут ... (в конфетнице)
Сухари живут ... (в сухарнице)
- Молодцы. Следующая игра «Назови признаки и действия». Мы научим Федору рассказывать с помощью моделей. Что это?
(Это чашка.)
- Какая чашка?
(чайная, фарфоровая, чистая, новая)
- Леша, что делают с этим предметом и как он называется?
(Это кастрюля. Кастрюлю моют, чистят, покупают, выбрасывают, ставят, вытирают, убирают, сушат.)
- Хорошо а что, Ваня, можно делать в этой посуде?
(В сковороде жарят, зажаривают, обжаривают, поджаривают.)
- Вы справились со всеми заданиями, теперь отдохнем. Встаньте в круг.
Физкультурная пауза: Вот большой пузатый чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
- Давайте вспомним, как мы составляли сложные слова и объясним Федоре, что они обозначают.
Мясорубка -... (мясо рубит)
Хлеборезка - ... (хлеб режет)
Овощерезка - ... (овощи режет)
Самовар - ... (сам варит)
Сырорезка - ... (сыр режет)
Соковыжималка - ... (сок выжимает)
Сладкоежка - ... (сладкое ест)
- А сейчас будем составлять предложения по моделям и научим этому Федору. Посмотрите на первую модель. Марк, составь предложение.
(Маша ставит чашку на стол.)
- Молодец, теперь, Паша, попробуй второе предложение.
(Маша купила чайник и сахарницу.)
- А еще как можно? Леня?
(Мама принесла чайник и сахарницу. Мама унесла чайник и сахарницу.)
- Настя, составь третье предложение.
(Папа поставил кастрюлю на плиту.)
- Что мы составляли?
(Предложения.)
- Что выражает предложение?
(Мысль.)
- Какой знак стоит в конце предложения?
(В конце предложения стоит точка.)
- Предложения составлять вы умеете, и сейчас составим рассказ, а о чем рассказ отгадайте:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела».
(Это чайник.) (Выставляется картинка.)
- Про него мы будем составлять рассказ с помощью наглядного плана. Раздаются картинки с наглядным планом и составляется описательный рассказ.
Итог: - О чем мы сегодня говорили?
(О посуде.)
- Какая бывает посуда?
(Чайная, столовая, кухонная.)
- Вы помогли Федоре навести порядок на кухне и расставить правильно посуду. За это она вас хочет угостить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Грибы" в средней группе
Материал для логопедов, для работы с детьми имеющими ОНР....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении ле...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей логопедической группы на тему "Хлеб-хлебушек"
Развитие грамматического строя речи у дошкольников...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР по теме: «Посуда»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР по теме: «Посуда»...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий (средняя логопедическая группа). Лексическая тема «Посуда»
Конспект занятия для детей средней группы (4-5 лет) на упортебление существительных с уменьшительно-ласкательным значением....
КОНСПЕКТ занятия по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Цель: совершенствование двигательной сферы детей через закрепление знаний и активизации словаря по теме «Транспорт»Задачи:коррекционно-образовательные: - совершенствовать лекси...