КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С Учитель-логопед: Зимина Инна Александровна
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
по теме: "Осень"
Учитель-логопед: Зимина Инна Александровна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Осень».
Программные задачи:
Активизация словаря по лексической теме: «Осень».
Уточнение и закрепление знаний об осенних изменениях в природе.
Закрепление падежных окончаний.
Образование прилагательных от существительных.
Подбор определений к именам существительным.
Образование множественного числа существительных в Родительном падеже. Практическое употребление в речи уменьшительно-ласкательных существительных.
Согласование существительного с глаголом в единственном и множественном числе.
Формирование фразовой речи.
Составление предложений по опорным картинкам.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Развитие внимания, мышления, памяти, воображения и других психических процессов.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Предметные и сюжетные картинки по лексической теме: «Осень».
Раздаточный материал (картинки на каждого ребёнка).
Мяч, кленовый лист, картинка для составления предложений.
Компьютер для презентации, магнитофон для прослушивания музыкальных композиций.
Методы и приёмы:
Показ иллюстраций, использование ТСО (компьютера, магнитофона), использование художественного слова (загадка, стихотворение), физкультминутка, вопросы, использование сюрпризных моментов (мяч, кленовый лист), поощрение.
Ход занятия:
- Орг. Момент.
Загадка.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели.
Если небо хмурое, если дождик льётся.
Это время года… (осенью) зовётся.
- Какое сейчас время года? (Осень).
(Презентация иллюстраций об осени с использованием музыкального отрывка из произведений П. И. Чайковского цикл «Времена года» - «Октябрь»).
- Закрепление падежных окончаний.
И. п. - Мы ждали … - Что? – (Осень).
Р. п. - Мы рады … - Чему? – (Осени).
Д. п. - Мы одеваемся тепло … - Когда? – (Осенью).
Т. п. - Мы поём песни … - О чём? – (Об осени).
П. п. - Мы любим … - Что? – (Осень).
- Уточнение знаний об осенней природе.
(Формирование фразовой речи).
Д/и «Что бывает осенью?» (с кленовым листом).
Осенью бывает листопад.
Осенью часто идут холодные дожди.
Осенью бывает туман.
Осенью солнце реже светит и почти не греет.
Осенью люди собирают урожай.
Осенью опадают листья.
Осенью листья вянут и желтеют.
Осенью на небе много туч.
Осенью перелётные птицы улетают на юг.
Осенью вянет и желтеет трава.
Осенью день становится короче, а ночь длиннее.
Осенью прячутся насекомые.
Осенью животные меняют летние шубки на зимние.
Осенью некоторые животные впадают в зимнюю спячку.
Осенью белка и другие животные и птицы делают запасы грибов, ягод, шишек, желудей.
- Образование прилагательных от существительных.
Д/и «Какой? Какая?»
- День, когда идёт дождь – Какой? – (Дождливый).
- День, когда дует ветер – Какой? – (Ветреный).
- Дождь, который идёт осенью? – Какой? – (Осенний).
- Погода, когда часто идут дожди – Какая? – (Дождливая).
- Погода, когда дуют сильные ветры? – Какая? – (Ветреная).
- Погода, которая бывает осенью – Какая? – (Осенняя).
- Физкультминутка «Деревцо» (с музыкальным сопровождением).
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
- Подбор слов-определений к именам существительным.
Упражнение с мячом «Какая осень?»
ОСЕНЬ – (какая?) – Золотая, ранняя, ясная, солнечная, тёплая, прохладная, пасмурная, безветренная, ветреная, поздняя, дождливая, хмурая, туманная, холодная, красивая, чудесная, великолепная, восхитительная, прозрачная.
- Образование множественного числа существительных в Родительном падеже (Много чего?).
Туча – много туч Шишка – много шишек
Лужа – много луж Капля – много капель
Гриб – много грибов Птица – много птиц
Цветок – много цветов Лист – много листьев
Дерево – много деревьев Куст – много кустов
Ветка – много веток Орех – много орехов
- Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
Д/и «Скажи ласково».
Туча – тучка солнце – солнышко капля - капелька
Гриб – грибок дерево – деревцо куст - кустик
Орех – орешек птица – птичка цветок - цветочек
Ветка – веточка лист – листочек лужа - лужица
шишка – шишечка трава – травка облако – облачко
- Образование множественного числа существительных и согласование существительного с глаголом.
Д/и «Закончи предложение».
Лист желтеет – Листья … желтеют.
Лист падает – Листья … падают.
Лист вянет – Листья … вянут.
Лист летит – Листья … летят.
Лист вьётся – Листья … вьются.
Лист растёт – Листья … растут.
Лист висит – Листья … висят.
Лист лежит – Листья … лежат. (И наоборот).
- Составление предложений по опорным картинкам.
Набежала (Туча).
Скрылось за тучами (Солнце).
Подул (Ветер).
Потемнел (Лес).
Полил (Дождь).
Загремел гром, и сверкнула (Молния).
- Итог занятия.
- О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? (Об осени).
Чтение стихотворения об осени детьми (под музыкальное сопровождение).
Осень – грустная пора,
Дождь с собою принесла.
Всё вокруг печально очень,
Ведь пришла на землю осень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"
Представлен конспект по развитию речи "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным способам словообразования и словооизмен...
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"
Представлен конспект по развитию речи "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным способам словообразования и словооизмен...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная группа, второй период обучения).
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий(подготовительная группа, второй период обучения)....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Деревья»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙСтаршая группа компенсирующей направленности для детей с ТНРТема: «Деревья»...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе детей дошкольного возраста (6-7 лет) с ОНР
Тема "Мебель"...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе детей дошкольного возраста (6-7 лет) с ОНР
Тема "Мой любимый город"...