Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР"Цветик-семицветик"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Сидорова Ульяна Митрофановна

Представлен  конспект занятия  по формированию лексико-грамматических кактегорий у детей с ОНР. Игровая форма представленного материала позволяет повысить мотивационную готовность логопатов к сотрудничеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2360  ЮВАО

Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР.

 «Цветик -  семицветик»

                                     

   

                                                                 подготовила учитель-логопед                                                

                                                                  высшей категории    

                                                                  Сидорова Ульяна Митрофановна                                                                  

                   

                                             Москва 2011 г.

Конспект  занятия по формированию лексико - грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР.

Тема: «Цветик – семицветик»

Цель: закрепление лексико-грамматических категорий и развитие просодической стороны речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепление навыка практического употребления в речи предлогов, формирование навыка ориентировки в пространстве, согласно схеме своего тела, закрепление навыка построения предложений из 4-5 слов, закрепление навыка различения и называния гласных и согласных звуков, формирование слоговой структуры слова и навыка словообразования.

Коррекционно-развивающие: формирование навыка классификации и обобщения, развитие речеслухового внимания, памяти.

Коррекционно-воспитательные: формирование межличностных отношений, бережное отношение к природе.

Оборудование: предметные картинки с изображением цветов, цветик - семицветик (отрывные лепестки), схемы предлогов.  

Игрушка «мельница» - цветовое обозначение звуков, «звуковая дорожка» - кирпичики синего и красного цвета.

Обруч с бабочками для выработки силы воздушной струи, наклейки с изображением бабочек, текст пальчиковой гимнастики «Здравствуй солнце золотое», текст  логопедической  ритмики   «Пришла весна».

Предварительная работа: изучение пальчиковой гимнастики, изучение логопедической ритмики, коррекционная работа в течение  года.

Словарная работа: предварительное проговаривание слов: «первоцвет», «приветствуем», «гладиолус». Объяснение значения слов: «приветствуем», «первоцвет».

Ход занятия

1.Организационный момент:

Игровое упражнение «Бабочка взлетела» - выработка воздушной струи.

 (Дети  входят в группу через ворота и дуют на бабочек, привязанных на нитках)

Инструкция логопеда: Ребята, чтобы оказаться на поляне, нужно сильно подуть на бабочку.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».

Здравствуй, солнце золотое!  

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, солнечный денек!

Мы живем в родном краю,  

Всех я Вас  приветствую.

Логопед обращает внимание на гостей и предлагает поздороваться с ними. (Проговаривание слова «приветствуем» по слогам). В случае затрудненного проговаривания - предлагаю отхлопать слово по слогам.

2. Основная часть.

Логопед обращает внимание детей на необычный цветок: цветик – семицветик и предлагает оторвать первый лепесток.

(Сопряженное проговаривание):

Лети, лети лепесток,

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг -

 Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли.

Быть по-нашему вели.

Вели привести нас в страну «Настроения».

2.1 Дидактическая игра «Комплименты» - образование превосходной степени прилагательных.

 Дети, обращаясь, друг к другу, передают мяч со словами: «Аня, ты сегодня такая красивая».

«А ты еще красивее» -  отвечает Лена.

2.2   Мимическая гимнастика «Мы не скажем, а покажем».  Логопед называет состояние, а дети изображают грусть, радость, удивление,  разочарование, задумчивость.

2.3  Логопед: «Красный лепесток отрываем, в «Страну маленьких слов» попадаем».

Игровое упражнение «Волшебные схемы» - закрепление пространственного отношения предлогов по схемам.

Вопрос  логопеда: «Что за рисунки на доске?»

Дети: «Маленькие слова».

Логопед:  «Зачем мы используем в предложении « маленькие слова»?»

Дети:   «Чтобы словечки между собой подружились».

            «Чтобы красиво и грамотно говорить».

            «Чтобы слова нашли свое место в предложении».

2.4  Дидактическая игра «Бабочка-путешественница» - составление предложений из 4-5 слов с предлогами  по демонстрируемому   действию  с помощью бабочки.

2.5  Дидактическая игра «Живые слова» - закрепление схемы предложения, определение количества слов в предложении.

Описание игры:

Ранее придуманное предложение ребята «разбирают» на слова. Каждый ребенок запоминает свое слово. Логопед предлагает детям разбежаться, а потом построиться в предложение. Каждый ребенок  называет свое слово. Если ребенок неправильно занял свое место – предложение не получится. После того, как ребята хорошо усвоят последовательность слов в предложении, можно попросить кого-нибудь преднамеренно ошибочно занять свое место, а потом исправить. Данная игра позволяет закрепить последовательность слов в предложении и их количество.

2.6  Логопед: «Желтый лепесток отрываем, в «Страну  движенья попадаем».

Логопедическая ритмика «Пришла весна».

Улыбаются все люди -                    (Дети поднимают руки над головой)

Весна, весна, весна!                        (Ритмично хлопают в ладоши)              

Она везде, она повсюду -                (Делают ритмичные повороты туловища)

Красна, красна, красна.                                                                            

По лугу, лесу и поляне

Идет, идет, идет.                              (Ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться

Зовет, зовет, зовет.                          (Взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно

Звенит, звенит, звенит.                     (Ритмично щелкают пальцами рук)

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит.                 (Потирают ладоши)    

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов.                     (Делают из пальцев «бутон», ритмично  

И все живое сразу слышит                сжимают и разжимают их)

Весенний зов.                                                      

2.7  Логопед: «Синий лепесток отрываем, в «Страну трудных слов попадаем».

Дидактическая игра «Прошагай слова» - формирование слоговой структуры слова.

( Ребята идут  по кругу, деля слова на слоги и  называя части слов).

2.8  Логопед: «Оранжевый лепесток отрываем, в «Страну умников и умниц» попадаем».

Дидактическая игра «Посади цветы» - классификация цветов по месту произрастания - луговые, полевые, садовые.

Логопед вывешивает картинки с изображением клумбы, луга, поля и предлагает посадить цветы с учетом их места произрастания в природе.

3. Заключительная часть:

Логопед: «Зеленый лепесток отрываем, в «Страну звуков» попадаем».

3.1 Дидактическая игра «Мельница» - закрепление навыка различения гласных и согласных звуков с помощью цвета, развитие речеслухового внимания.

3.2  Дидактическая игра «Звуковая дорожка» - запоминание гласных и согласных звуков и называние их.

С помощью  кирпичей синего и красного цвета составляем «звуковую» дорожку.   Ребенок, наступая на красный кирпич, называет гласный звук, на синий - согласный.

3.3 Дидактическая игра «Мы со звуками играем» - формирование фонематического восприятия.

 Логопед предлагает ребенку назвать слово на заданный звук и поощряет его наклейкой-бабочкой за правильно придуманное слово.

3.4. Итог.

 Дети прощаются и покидают волшебную поляну через ворота, предварительно подув на бабочку.

Список использованной литературы

1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей  4-8 лет. - М.: ТЦ «Сфера»,  2004г.

2.Алябьева Е.А. Логоритмические   упражнения  без музыкального сопровождения.

- М.: ТЦ «Сфера», 2005 г.

3.Сидорова У.М. Задания по развитию речи для детей средней группы ДОУ-М.: ТЦ «Сфера», 2010 г.

Автор и источник заимствования пальчиковой гимнастики неизвестен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «День рождения в лесу» (лексическая тема: дикие животные и их детеныши) (старшая группа)

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на лексическую тему "Дикие животные и их детёныши"...

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Город профессий» (старшая группа)

Данное занятие для детей старшей группы расширяет представления о профессиях людей в контексте общей темы "Все профессии важны, все профессии нужны". Учит образовывать сложные слова. Развивает речевую...

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Перелетные птицы»

Открытое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме "Перелетные птицы"....

конспект по формированию лексико-грамматических категорий

конспект по формированию лексико-грамматических категорий...

Конспект занятия "Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с ФФН"

Расширение , уточнение  и активизация словаря ,формирование  понимания  и  употребления в речи имён существительных единственного и множественного числа....

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников по теме "Животные жарких и холодных стран"

Конспект ООД по теме "Животные жарких и холодных стран" поможет учителям-логопедам провести занятие по данной теме....

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников по теме "Домашние животные", средняя группа.

Предложенный вариант конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе поможет начинающим учителям-логопедам спланировать занятие по теме "Домашние животные"...


 

Комментарии

Сидорова Ульяна Митрофановна

Без коментариев
Сидорова Ульяна Митрофановна

Содержательный материал. Огромное спасибо.
Сидорова Ульяна Митрофановна

Очень понравился конспект.Воспользуюсь им. Спасибо.