Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».
методическая разработка по логопедии по теме
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Домашние птицы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_4.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 4. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».
Задачи:
- Уточнить, закрепить предметный словарь по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей);
- Закрепить навыки согласования числительного и существительного;
- Совершенствовать навык согласования существительных с числительными в р.п.
- Упражнять в словоизменение существительных по падежам (винительный падеж), в образовании названий детенышей домашних птиц.
- Совершенствовать навыки слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов с включением предлога;
- Развивать силу голоса, выразительность речи; логическое мышление, слуховое внимание.
- Воспитывать умение сосредоточенно выполнять задания на занятии.
Оборудование: кассета «Голоса птиц», магнитофон, фланелеграф, предметные картинки с изображением домашних птиц, сюжетные картинки с изображением семей домашних птиц на птичьем дворе, наборное полотно, мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кто живет в птичнике?», компьютер, раздаточный материал: маленькие картинки с изображением домашних птиц и животных, цифры, наборы полосок для составления схем предложений.
Ход занятия:
- Организационный момент
Сядет тот, кто правильно назовёт домашнюю птицу. Внимательно слушайте, какую я прошу назвать птицу.
- назови птенца индюка;
- назови его «маму»;
- его «папу»;
- «Мама» — гусыня, а «папа»…?
- назови его птенца;
II. Основная часть:
- Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед).
- Ребята, мне очень нравится стихотворение об одной домашней птице. Послушайте, его и скажите о ком оно?
Курица - красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была.
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Вкусные, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот,
Сказочку расскажет, песенку споёт.
Назовите, а кто будет парой для моей курочки? (Петух)
– Какая на этой неделе лексическая тема?
- Проговаривание чистоговорки:
Цыплята и курица пьют чай на улице.
(Проговариваем, растягивая гласные, дирижируя. Проговариваем по слогам (отстукивание темпа ладонью по столу). Целыми словами, тихим голосом. Целыми словами в медленном темпе. Целыми словами в быстром темпе громким голосом.)
- Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).
Ребята, мама у нас есть – курица, папа - петух, а птенец у них кто?
Петух, курица, цыплята - очень голосистые ребята!
Как же они голос подают?
Петух…? ( кукарекает), курица…? ( кудахчет), цыплёнок…? ( пищит), и т.д. (Прослушивание записи.)
- Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)
– Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму-птицу, которая так обращается к своим малышам.
•Крякушки - детушки, мои непоседушки… (утка);
•Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет…(индюшка);
•Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);
•Куд-куда, куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?… (курица)
Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки («крякушки», «балабочет», «гогочу», «куд-куда»).
- Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кто живет в птичнике?»
Цель: словоизменение существительных по падежам (винительный падеж), образование названий детенышей домашних птиц.
Ход игры: «А кого же не могут мамы-птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц, и расскажем, кто там живёт.
Дети составляют предложения по образцу (даёт логопед): Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят и т.д.
- Динамическая пауза (логоритмическое упражнение «Уточка»).
Утром с шуткой - прибауткой
(пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)
Прихорашивалась утка:
(показывание перед лицом «зеркала» — две ладони вместе)
«Я пригожа и стройна
(проведение руками по лицу, затем по телу)
И умом наделена!
(наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)
Плавная походочка -
(руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)
Славная молодочка!»(руки вниз, в стороны)
- Гимнастика для глаз.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 3-4 раз.
Посмотреть на пальчик перед носом и задержать взор на счёт 1-3. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-4. Повторить 3-4 раз.
- Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом, совершенствование навыка согласования существительных с числительными в р.п.).
- Пока мы гуляли как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.
- Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (опрашиваются все дети).
- Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (опрашиваются все дети).
- А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры, которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры).
(Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.)
- Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.
- Ребята, сейчас мы будем придумывать предложения и составлять его схему.
- О ком мы слушали сегодня стихи? (о курице, о петухе )
- Как называется их птенец? (цыплёнок)
- Где они живут? (в птичнике)
- Как вы думаете, в птичнике живёт одни петух, один цыплёнок, одна курица? (…)
- Как нужно сказать, если их много? (петухи, куры, цыплята)
- Теперь кто составит предложение? Скажите, кто и где у нас живёт. (Куры, цыплята, петух живут в птичнике).
-Составьте схему этого предложения.
(Дети составляют на столах схемы предложения).
-Давайте проверим ваши схемы. (Отчёт детей о работе).
III. Итог занятия.
- О чём мы говорили на занятии?
- Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши»
Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Птицы" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Занятие предназначено для детей с общим недоразвитием речи, является интегрированное по типу, обобщающим по теме "Птицы". Грамматические категории, отрабатываемые ...
Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи детей подготовительной группы с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"
Данный конспект разработан для воспитанников подготовительной группы, имеющих задержку психического развития....
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий «Приставочные глаголы» Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Задачи:Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Формировать навык образования приставочных глаголов.Закрепить практическое употребление существительных в кос...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»...
КОНСПЕКТ занятия по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Цель: совершенствование двигательной сферы детей через закрепление знаний и активизации словаря по теме «Транспорт»Задачи:коррекционно-образовательные: - совершенствовать лекси...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР "Перелётные птицы"
Закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные...