Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с применением нейропсихологических упражнений. «Обитатели леса»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хакимова Наталья Николаевна

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 в старшей группе

с применением нейропсихологических упражнений.

«Обитатели леса»


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obitateli_lesa.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Степнячок»

 Акбулакского района Оренбургской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 в старшей группе

с применением нейропсихологических упражнений.

«Обитатели лесае»

Подготовила:воспитатель

высшей квалификационной категории Н.Н. Хакимова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Занятие по развитию речи разработано в соответствии с возрастными особеннстями детей;

Достижение поставленных задач осуществлялось в основных видах детской деятельности:познавательной, коммуникативной, двигательной,

При организации совместной деятельности педагогов и детей использовался принцип интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Физическая развитие», «Речевое развитие»

Подобранный материал позволил поддерживать интерес детей к теме на протяжении всей деятельности.

Организационно-методическая

Информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

Деятельности

«Обитатели леса»

2.

Доминирующая

образовательная область

Речевое развитие

2.

Виды деятельности детей

 - Игровая деятельность: Игра «Чей домик», Игра «Назови ласково», Игра«У кого кто?» , Игра «Какой, какая?»,

- Загадки, Игра «Почемучка» (театрализация), составление рассказа по схеме

  -Физминутка «На водопой», Нейродорожка, Пальчиковая гимнастика «Звери», Массаж колючим мячиком «Суджок» «Зайки».

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: приветствие

Игровая ситуация, проблема

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: беседа, нейроигры, занимательные ситуации

Методы стимулирования и мотивации деятельности: 

 похвала

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Словесные методы: беседа, словесные игры,

Практические методы: инсценировка, Физминутка «На водопой»,Нейродорожка,  Пальчиковая гимнастика  «Звери», Массаж колючим мячиком «Су джок»  «Зайки

3.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие:

вопросы к детям-ответы детей, речевые игры, составление рассказа по схеме, сценка

Познавательное развитие: загадки, беседа о диких животных

Физическое развитие: Физминутка «На водопой», Нейродорожка, Пальчиковая гимнастика «Звери», Массаж колючим мячиком «Суджок» «Зайки».

4.

Возрастная группа

Старшая группа 5-6 лет

5.

Цель

формирование лексико – грамматического строя речи. Развивать монологическую речь

6.

Задачи

Планируемые результаты

6.1

 расширить и активизировать словарь по теме «Дикие животные»;

 пополнить знания о диких животных и их детёнышах, их жилищами;

 закреплять умение детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы. Развитие умения использовать интонационную выразительность на примере стихотворного диалога)                                              

у детей расширенный словарь по теме «Дикие животные»;

владеют знаниями о диких животных и их детёнышах, их жилищами;

 дети отвечают на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы. Развитие умения использовать интонационную выразительность на примере стихотворного диалога)                                          

 

6.2

продолжить упражнять в образовании существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами; притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа;

развивать зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику пальцев рук; развитие равновесия

закрепить умение образовывать имена существительные с числительными;

развивать слуховое и зрительное восприятие.

образовывают существительные в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами; притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа;

развито зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику пальцев рук; развитие равновесия

Дети образовывают имена существительные с числительными;

развивать слуховое и зрительное восприятие.

6.3

воспитывать бережное отношение к природе;

 формировать навыки самостоятельности, доброжелательности и сотрудничества.

проявляется бережное отношение к природе;

 сформированы навыки самостоятельности, доброжелательности и сотрудничества.

7.

Возможные затруднения детей с ОВЗ и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Дети с ОВЗ отсутствуют

Массаж колючим мячиком «Суджок» «Зайки».

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Материалы и оборудование: Картинки с изображением диких животных, их жилищ, мяч, Су джок, маски животных, мнемотаблица

.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Гимнастика Суджок, пальчиковая гимнастика, рассматривание картинок с животными.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Воспитатель: -Ребята, проходите в круг, давайте поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда и к кому вы узнаете, отгадав загадки:

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою — в беленькой. (Заяц)

             День и ночь по лесу рыщет,

             День и ночь добычу ищет.

             Ходит-бродит молчком,

             Уши серые торчком. (Волк)

С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть –

Надо грибы для зимы собирать. (Белка)

         Хвост пушистый,

         Мех золотистый,

          В лесу живет,

          В деревне кур крадет. (Лиса)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

                  Всю зиму между елками

                  Проспал мешок с иголками.

                 «Ф-ф-ф — хватит спать,

                 Пора вставать!» (Ёж)

- А вот и самая последняя загадка

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко. (Лось)

Воспитатель: -Ребята, про кого были эти загадки? Правильно, про диких животных.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Подвести детей к мысли, что дможно узнать о диких животных, почему они так называются

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Нейродорожка «Ножки-влево, ножки вправо, ножки-прямо» 

загадывание загадок от животных;

- запоминают новую информацию на слух (чтение художественной литературы);

-дидактические игры: «Кто, где живет», «Опиши животного», «Чей детеныш», рассматривание иллюстраций, картин о диких животных.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

 А почему их так называют? (они живут самостоятельно и обходятся без помощи человека, сами добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища).

-Где живут дикие животные? (В лесу).

-Как вы уже догадались, мы отправляемся в лес в гости к диким животным. По волшебной дорожке нейродорожка «Ножки-влево, ножки вправо, ножки-прямо»

-Ну что в путь? А пока мы идём, будем выполнять разные задания, вы готовы? Проходите, садитесь на стульчики (дети садятся на стульчики

-Итак, первое задание:

Игра «Чей домик»

Воспитатель: -Ребята, посмотрите пожалуйста на картинки, звери ушли далеко от своих домиков и не могут найти дорогу обратно. Помоги им найти дома (дети рисуют дорожку от животного к домику), и отвечают на вопрос полным предложением.

Где живет белка? (Белка живёт в дупле). Значит это чье дупло? (Это беличье дупло), все дети хором повторяют…беличье.

Где живет волк? (Волк живёт в логове). Это чье логово? (Это волчье логово).

Где живет лиса? (Лиса живёт в норе). Это чья нора? (Это лисья нора).

Где живет медведь? (Медведь живёт в берлоге). Это чья берлога (Это медвежья берлога).

Где живёт заяц? (Заяц живёт под кустом). Это чей домик? (Это заячий домик).

Воспитатель: -Молодцы, справились и с этим заданием.

                                 Пальчиковая гимнастика «Звери» У зверей четыре лапы. (поднимаем и опускаем четыре пальца на ручках)
Когти могут поцарапать. 
(пальцы двигаются как коготки) 

Не лицо у них, а морда. (соединить пальчики двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальчики, опуская их)
Хвост, усы, а носик мокрый. 
(волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)
И, конечно, ушки 
(растираем ладошками свои ушки)
Только на макушке. 
(массажируем две точки темени)

Воспитатель: -Ребята, а сейчас животные хотят, чтобы мы их назвали ласково.

Игра «Назови ласково» (повторяется несколько раз).

  Воспитатель бросает мяч ребенку и называет животное, ребенок в ответ называет его ласково

Белка-белочка

Волк-волчок, волчишко

Лиса-лисичка

Медведь- медведушка, мишенька, мишка

Заяц-зайчик, заинька, зайка

Ёж-ёжик

Лось- лосик, лосек    

             

                       Физминутка «На водопой»

(Дети выполняют движения согласно тексту).

Воспитатель: - Захотели наши животные пить и отправились на водопой. Вокруг себя покружись и в зверят превратись (дети идут по кругу).

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой (Идут по кругу друг за другом).

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая).

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках).

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках).

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку).

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками).

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами).

Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, делают «лакательные» движения).

Воспитатель: -Ну что, отдохнули? Тогда продолжаем играть.

Игра «У кого кто?» 

Воспитатель: Мамы животных потеряли своих детенышей, давайте поможем их найти.

У мамы лисы -лисёнок, лисята

У мамы волчицы -волчонок, волчата

У мамы медведицы -медвежонок, медвежата

У мамы зайчихи -зайчонок, а если их много -зайчат.

Молодцы!!! А мы продолжаем наше путешествие, проходите на места.

Игра «Какой, какая?»

В: -Ребята, а сейчас мы попробуем описать животных.

Волк (какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...

Лиса (какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Белка (какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая                                    Заяц (какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой

             Массаж колючим мячиком «Суджок» «Зайки».

На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/                                                                                                                                                      Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру «Почемучка» (Развитие умения использовать интонационную выразительность на примере стихотворного диалога)                                            

А чтобы поиграть в игру «Почемучка» вам надо превратиться в диких животных.

Вокруг себя обернитесь и в животного превратитесь!»

(Дети поворачиваются и надевают маски- шапочки на голову)

Воспитатель: Почему ты еж колючий?

         Еж. Это я на всякий случай.

             Знаешь, кто мои соседи?

              Волки, лисы, и медведи!

Воспитатель: Почему же у лисы

Хвост пушистый, для красы?

             Лиса. Хвост мой длинный и пушистый,

                     Он не только для красы.

                     Что бы ни было беды,  

                     Заметает он следы!

Воспитатель. Белка, белка почему, ты

Быстро спряталась в дупло?

              Белка. Потому что там мой домик

                         Там и сухо и тепло!

Воспитатель. Почему, ты заяц белый?

Я понять тебя смогу?

                 заяц: Потому что в шубке белой

                         Я не виден на снегу!

Воспитатель. Почему зимой холодной

Бродишь злой, ты и голодный?

             Волк. Потому что я волк!

                        Серый волк зубами щелк!

Воспитатель: Мишка, мишка, косолапый!

Почему сосешь, ты лапу?

            Мишка: Я люблю зимою спать,

                            Лапу бурую, сосать!

                            И меня вы не будите!

                            От берлоги уходите!

Воспитатель: Молодцы! ВЫ очень выразительно отвечали на вопросы.

«А теперь вокруг себя вы обернитесь и в ребят опять вы превратитесь!»

Составление рассказа по схеме (развитие навыка связной речи)

Ребята кто хочет рассказать о своем любимом животном, а поможет вам вот такая схема

О ком ты хочешь рассказать Милана?

Д.  Я хочу рассказать о лисе.

Это лиса. Лиса — это дикое животное. Живет она в лесу в норе. Мех у нее рыжий. У лисы вытянутая мордочка, очень красивый, пушистый хвост. Он ей нужен, чтобы заметать свои следы. ЕЕ детеныши маленькие, рыжие лисята.

Д. . Это заяц. Заяц дикое животное. Заяц живет в лесу под кустом. Шкурка у зайчика мягкая и теплая. Зимой она белая, а летом серая, так ему легче прятаться от врагов. У зайца вытянутая мордочка, длинные уши и косые глаза. Задние лапы у него длиннее, чем передние. Поэтому заяц быстро бегает. Хвост у него очень короткий. Его детеныши маленькие косые зайчата.

Д. Это белка. Это дикое животное. Живет она в лесу в дупле. Меж у нее летом рыжий, а зимой серый. Мордочка у белки овальная. Глазки у нее круглые похожи на бусинки. Ушки у нее маленькие с кисточками. На лапках у нее коготки, они помогают ей крепко хвататься за ветки и быстро перепрыгивать с дерева на дерево. Хвост у белки большой и пушистый. Когда белка прыгает с дерева на дерево, управляет им как рулем. Детеныши белки бельчата.

Сегодня вы были

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

 Игра «Почемучки»

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка в лес.

- Ребята, вам понравилось путешествие? (Да)

- А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? (Белку, медведя, волка, лису, зайца, лося, ёжика).

- А как их всех можно назвать, одним словом? (Дикие животные)

- А какое задание вам понравилось больше?

Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.

Приложение 1.

Загадки:

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою — в беленькой. (Заяц)

День и ночь по лесу рыщет,

  День и ночь добычу ищет.

   Ходит-бродит молчком,

   Уши серые торчком. (Волк)

С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть –

Надо грибы для зимы собирать. (Белка)

Хвост пушист

Мех золотистый,

 В лесу живет,

 В деревне кур крадет. (Лиса)

        

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

                  Всю зиму между елками

                  Проспал мешок с иголками.

                 «Ф-ф-ф — хватит спать,

                 Пора вставать!» (Ёж)

- А вот и самая последняя загадка

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко. (Лось)

Приложение 2.

Игра «Почемучка»

(Дети поворачиваются и надевают маски- шапочки на голову)

Воспитатель: Почему ты еж колючий?

         Еж. Это я на всякий случай.

             Знаешь, кто мои соседи?

              Волки, лисы, и медведи!

Воспитатель: Почему же у лисы

Хвост пушистый, для красы?

             Лиса. Хвост мой длинный и пушистый,

                     Он не только для красы.

                     Что бы ни было беды,  

                     Заметает он следы!

Воспитатель: Белка, белка почему, ты

Быстро спряталась в дупло?

              Белка. Потому что там мой домик

                         Там и сухо и тепло!

Воспитатель: Почему, ты заяц белый?

Я понять тебя смогу?

                 заяц: Потому что в шубке белой

                         Я не виден на снегу!

Воспитатель. Почему зимой холодной

Бродишь злой, ты и голодный?

             Волк. Потому что я волк!

                        Серый волк зубами щелк!

Воспитатель: Мишка, мишка, косолапый!

Почему сосешь, ты лапу?

            Мишка: Я люблю зимою спать,

                            Лапу бурую, сосать!

                            И меня вы не будите!

                            От берлоги уходите!

Приложение 3.

Массаж колючим мячиком «Су джок»

                       «Зайки».

На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/

Приложение 4.

Физминутка «На водопой»

(Дети выполняют движения согласно тексту).

Воспитатель: - Захотели наши животные пить и отправились на водопой. Вокруг себя покружись и в зверят превратись (дети идут по кругу).

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой (Идут по кругу друг за другом).

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая).

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках).

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках).

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку).

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками).

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами).

Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, делают «лакательные» движения).

В: -Ну что, отдохнули? Тогда продолжаем играть.

Приложение 5

                                 Пальчиковая гимнастика «Звери»


У зверей четыре лапы. 
(поднимаем и опускаем четыре пальца на ручках)
Когти могут поцарапать. 
(пальцы двигаются как коготки)
Не лицо у них, а морда. 
(соединить пальчики двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальчики, опуская их)
Хвост, усы, а носик мокрый. 
(волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)
И, конечно, ушки 
(растираем ладошками свои ушки)
Только на макушке. 
(массажируем две точки темени)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности второй младшей группы «Происшествие в зимнем лесу»

В своей работе я выбрала технику примакивания кистью (с использованием контрастных цветов: белые следы на синем фоне, что вызвало у детей интерес к рисованию и получению красивых работ)....

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема: Путешествие по следам животных в лесу (образовательная область «Познание») в 1й младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности второй младшей группе «Прогулка в осеннем лесу»

Конспект непосредственной образовательной деятельности второй младшей группе «Прогулка в осеннем лесу» Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие, познаватель...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии на тему: "Дети - друзья леса".

Занятие, направленное на развитие экологической культуры, закрепления правил поведения в лесу, знаний животных, проживающих в крымских лесах....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 6-7лет «Морские обитатели»

Конспект непосредственной образовательной деятельностис детьми 6-7лет«Морские обитатели»...