Дополнительная общеразвивающая программа «Говорим правильно»
рабочая программа по развитию речи
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа «Говорим правильно» | 404.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА РАЗВИТИЯ №24»
Принята на заседании Утверждаю: методического совета Директор Н.Н. Кривошеева «_30_» августа 2023г. Приказ №_544_ от
Протокол №_1_ «_30_»_08_2023_г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Направленность
социально - гуманитарная
«Говорим правильно»
Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Имангулова Альфия Минибаевна, воспитатель
г. Нефтеюганск, 2023г.
Пояснительная записка
Содержание | Стр |
Пояснительная записка | 3 |
Нормативно-правовое обеспечение | 3 |
Требования к квалификации педагога дополнительного образования | 4 |
Уровень программы | 4 |
Направленность программы | 4 |
Актуальность программы | 5 |
Новизна программы | 5 |
Цель программы | 6 |
Задачи программы | 6 |
Адресат программы | 6 |
Условия реализации программы | 6 |
Сроки реализации программы | 7 |
Режим занятий | 7 |
Формы занятий | 7 |
Планируемые результаты | 8 |
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности | 9 |
Учебный план | 10 |
Календарный учебный график | 11 |
Содержание | 12 |
Педагогические методики и технологии | 19 |
Методы и приемы | 20 |
Дидактическое и техническое обеспечение | 21 |
Список литературы | 22 |
Приложение | 23 |
Пояснительная записка
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии:
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 21.07.2020) Национальный проект «Образование»,
Федеральные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка»;
- Статьей 12 Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;
- Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);
- Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3628-20 «Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Развитие образования», утверждённой постановлением Правительства ХантыМансийского автономного округа- Югры от 31.10.2021 № 468-п;
- Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре» (с изменениями от 12.08.2022 № 10-П-1692, 23.08.2022 №10-П-1765).
Квалификация педагога дополнительного образования - Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.
Уровень программы - стартовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Направленность программы: социально - гуманитарная. Актуальность
Речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Новизна программы
В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи.
Цель: Создание условий для овладения нормами и правилами родного языка и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Учить детей овладевать родным языком.
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
- Развивать у воспитанников всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).
- Развитие коммуникативных способностей.
- Развивать связную речь (диалогической и монологической форм).
- Воспитание звуковой и лексической культуры речи.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данного курса 5-7 лет. Количество детей в группе – 12-15 человек.
Условия реализации программы
Условия набора детей – обучающиеся с разным уровнем речевого развития.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи. Большинство детей не владеют в
достаточной степени умением строить описание и повествование.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Дети седьмого года жизни обычно осваивают построение разных типов текстов: описание, повествование, рассуждение. В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения. Вместе с тем отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Дети овладевают умением строить разнообразные сложные предложения. Основные недостатки развития связной речи относятся к неумению построить текст, используя все структурные элементы, и владеть умением соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.
Форма обучения: очная.
Формы организации деятельности:
Занятия проводятся в групповой форме. Состав группы постоянный. Набор детей - свободный. Основной формой работы являются учебно-познавательные и практические занятия. Отчет о работе проходит в форме открытых занятий.
Сроки реализации программы срок реализации программы - 7 месяцев (29 часов).
Режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Расписание:
Вторник: 15.30-16.00
Продолжительность занятий
Для воспитанников 5-6 лет-25 минут, для воспитанников 6-7 лет-30 минут.
Формы занятий – групповая, количество обучающихся в группе от 10 до 15 человек.
Планируемые результаты
Воспитанник владеет речью как средством общения и культуры, имеет богатый активный словарь, связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Проявляет способности к речевому творчеству, звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. К концу дошкольного возраста ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью. У ребёнка складываются предпосылки к овладению грамотности.
Воспитанники научатся:
Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности. Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.
Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок). Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь – доказательство), объяснения, речь – рассуждение).
Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении спорных вопросов. Является инициатором событий в группе организатором коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр).
Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения; владеет культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника. Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные, оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы.
Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности
Результаты образовательной деятельности учащихся отслеживаются путём проведения начальной и итоговой диагностики.
Начальная - проводится в течение первых двух-трёх недель с момента зачисления воспитанника в группу.
Цель – выявление стартовых и индивидуальных возможностей.
Методы проведения: индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение.
Итоговая - проводится в конце обучения.
Цель - подведение итогов освоения образовательной программы.
Методы проведения: индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение.
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Диагностика (начало) | 1 | 10 мин | 15/20 мин | Опрос, наблюдение |
2. | Обучение пересказу | 8 | 80 | 120/160 | |
3. | Составление сюжетного рассказа по картине | 6 | 60 | 90/120 |
4. | 24.10.2023 | Рассказывание о личных впечатлениях на тему: «Наши игрушки. |
5. | 31.10.2023 | Пересказ рассказа Я.Тайца «Послушный дождик» |
6. | 07.11.2023 | Составление рассказа по скороговорке |
7. | 14.11.2023 | Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?». |
8. | 21.11.2023 | Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом». |
9. | 28.11.2023 | Составление рассказов на темы стихотворений. |
10. | 05.12.2023 | Составление рассказа на заданную тему. |
11. | 12.12.2023 | Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята». |
12. | 19.12.2023 | Сочинение рассказа на тему «Домашнее животное». |
13. | 26.12.2023 | Составление описательного рассказа о предметах посуды |
14. | 09.01.2024 | Пересказ рассказа Е. Калининой «Про снежный колобок». |
15. | 16.01.2024 | Составление рассказа по картине «Река замерзла». |
16. | 23.01.2024 | Ознакомление с предложением |
17. | 30.01.2024 | Составление рассказа на темы скороговорок. |
18. | 6.02.2024 | Пересказ сказки «Петух да собака». |
19. | 13.02.2024 | Составление рассказа по картине «Северные олени». |
20. | 20.02.2024 | Составление описательного рассказа на тему «Зима». |
21. | 27.02.2024 | Пересказ сказки «Лиса и кувшин» |
22. | 05.03.2024 | Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». |
23. | 12.03.2024 | Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» |
24. | 19.03.2024 | Составление рассказа на заданную тему. |
25. | 26.03.2024 | Пересказ сказки Л.Н.Толстого «Пожарные собаки». |
26. | 02.04.2024 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. |
27. | 09.04.2024 | Пересказ рассказа Я.Тайца «Послушный дождик» |
28. | 16.04.2024 | Итоговое занятие «Сочинение рассказа на предложенную тему» |
Раздел 3 |
| |
29. | 23.04.2024 | Диагностика |
Содержание
Раздел 1. Вводное занятие. Диагностика
Знакомство с группой. Начальная диагностика (индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение).
Раздел 2. Содержание психолого-педагогической работы с детьми
Содержание работы с детьми 5-6 лет
Воспитание звуковой культуры речи. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи. Формирование представлений детей о линейных звуковых единицах: звук — слог — слово — предложение — текст. Различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие. Обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах. Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов.
Нахождение слов, сходных и различных по звучанию. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с
— з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Словарная работа. Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к отдельному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.
Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения: бежать — мчаться; пришел — приплелся, а также значение имен прилагательных оценочного характера: умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый.
Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу, к словосочетаниям (старый дом — новый, старый человек — молодой), к отдельным словам (легкий — тяжелый) или заканчивают предложение, начатое педагогом: Один - теряет, другой... (находит).
Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый), мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.
От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия.
Связь словарной работы с умением строить связные высказывания особенно четко прослеживается в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Грамматический строй речи. При формировании грамматического строя речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных и имен существительных, образование трудных форм.
У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть: учит, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: веселый — весело; быстро... (быстрый), громко... (громкий).
Дети находят родственные слова в контексте, например, со словом желтый: В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях... (желтеют).
Умение образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами помогает детям понимать различие смысловых оттенков слова. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и имен прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.
В старшей группе вводится новый вид работы — ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова — из слогов и звуков,
т. е. выработка у детей осознанного отношения к речи, является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.
Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи, так как они составляют основной ее фонд.
Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
Развитие связной речи. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.
Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.
В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов — описательные, повествовательные.
У детей формируются элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Необходимо научить их понимать тему высказывания, использовать различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озаглавить.
Развитие образной речи. В этой группе детей учат замечать выразительные средства при восприятии содержания литературных произведений.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли ее понять. При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь детям почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Знакомя детей с жанром рассказа, педагог должен раскрыть перед ними общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы воспитателя должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев. Содержание работы с детьми 6 до 7 лет
Воспитание звуковой культуры речи. Совершенствуется звукопроизношение, особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Здесь же развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно).
На занятиях с детьми седьмого года жизни продолжается развитие звукового анализа слова (умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги и ударение). Ознакомление с фонетической структурой слова оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям. Составление детьми загадок и рассказов о словах и звуках является показателем развития их лингвистического мышления.
Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение ребенка осознанно пользоваться звуковой стороной речи, правильно пользоваться в зависимости от ситуации всеми характеристиками речи развивается как в специальных упражнениях, так и в процессе любого высказывания.
В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции широко используются скороговорки, чистоговорки, потешки.
Словарная работа. В подготовительной группе продолжается работа по обогащению, закреплению и активизации словаря. Широко ведется работа над уточнением понимания значения известных, близких или противоположных (синонимы и антонимы) слов, а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.
Одной из важнейших задач является формирование умения выбирать наиболее точные слова при формулировании мысли и правильно их употреблять в любом контексте. У детей формируется умение выбрать из синонимического рада наиболее подходящее слово (жаркое солнце — горячее; жаркий спор — взволнованный), развивается понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мелкий, а река глубокая; ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники крупные).
Необходимо работать и над уточнением понимания слов, противоположных по смыслу («Что может быть глубоким, мелким, легким, тяжелым?»). Использование пословиц и поговорок («Март зиму кончает, весну начинает»; «Вещь хороша новая, а друг старый») закрепляет представление об антонимах, поэтому их надо шире включать в речевые занятия.
Работа с многозначными словами разных частей речи (бежит река, мальчик, время; растет цветок, ребенок, дом; острый нож, ум, язык, глаз, суп, слух) подводит детей к пониманию переносного значения слов.
Грамматический строй речи. Продолжается работа по согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются. Они даются в таком виде, что ребенок вынужден сам находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот»; даются сочетания с несклоняемыми существительными: пошел в новом пальто, играл на пианино; предлагается образовать степень прилагательного (умный — умнее; добрый — добрее; тихий — тише).
В специальных играх и упражнениях детям дается задание с помощью суффиксов изменить значение слова, придать ему другой смысловой оттенок (злой — злющий, толстый — толстенный, полный — полноватый).
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом (Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где...).
Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи, так как они составляют основной ее фонд.
Развитие связной речи. Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих группах: пересказ литературных произведений, рассказывание по картине об игрушке, на темы из личного опыта, творческое рассказывание на самостоятельно выбранную тему. Однако задачи в каждом виде усложняются.
На занятиях проводятся беседы о том, что такое описание, сюжетный рассказ. Точность словоупотребления формируется в таких упражнениях, когда дети образовывают слова со смысловыми оттенками увеличительности, уменьшительности, ласкательное (рука — ручка, нога — ножка, старый — старенький, полный — полноватый).
Каждое занятие и все упражнения направлены на то, чтобы использовать слово, словосочетание, предложение в высказывании, а представление о структуре закрепляется в рассказывании по серии сюжетных картин. В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют текст коллективно («командами»), при этом каждый раз изменяются варианты предъявления картин.
Развитие умений детей выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у них элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно-образного и логического мышления.
Развитие образной речи. В этой группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.
Раздел 1. Итоговая диагностика
Педагогические методики и технологии
Методы, используемые для реализации Программы - Наглядные. - Словесные.
- Практические.
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).
- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
- Чтение и рассказывание художественных произведений.
- Заучивание наизусть.
- Пересказ.
- Обобщающая беседа.
- Рассказывание без опоры на наглядный материал.
- Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Приемы, используемые для реализации Программы - Словесные.
- Речевой образец.
- Повторное проговаривание.
- Объяснение.
- Указание.
- Оценка детской речи.
- Вопрос.
- Наглядные.
- Показ иллюстративного материала.
- Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
- Игровые.
- Игровое сюжетно-событийное развертывание.
- Игровые проблемно-практические ситуации.
- Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.
- Имитационно-моделирующие игры.
- Ролевые обучающие игры.
- Дидактические игры.
Методическое обеспечение
При реализации данной программы применяются технологии:
- технология личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности;
- групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию;
- здоровьесберегающие технологии-система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья
- информационно-коммуникативные технологии- целенаправленная организованная совокупность информационных процессов с использованием средств вычислительной техники, обеспечивающих высокую скорость обработки данных, быстрый поиск информации, рассредоточение данных, доступ к источникам информации независимо от места их расположения.
Материально-технического обеспечение
- Для реализации Программы необходимы:
- развивающие игрушки в соответствии с возрастом (дидактические игры, наглядные пособия, сюжетными иллюстрации) по развитию речи.
- произведения художественной литературы соответственно возрасту
- картотеки дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок.
- репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным
произведениям.
Список литературы
- О.С. Ушакова «Речевое развитие детей 3-7 лет».
Методическое пособие. Москва Из. дом «Вентана-Граф», 2018.
- Л.В. Лебедева, И.В. Козина и др. «Конспекты занятий по обучению дошкольников пересказу». старшая группа. ООО Центр педагогического образования. Москва 2008.
- Л.В. Лебедева, И.В. Козина и др. «Конспекты занятий по обучению дошкольников пересказу». Подготовительная к школе группа.
ООО Центр педагогического образования. Москва 2008.
Приложение 1
Перспективный план реализации программы
№ | Дата | Тема | Программное содержание |
4. | 03.10.2023 | Диагностика |
|
5. | 10.10.2023 | Пересказ сказки «Лиса и рак». | Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»; учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением; развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом). |
6. | 17.10.2023 | Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами». | Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку; учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения, подбирать точные слова для характеристики действий; учить самостоятельно образовывать клички животных. |
7. | 24.10.2023 | Рассказывание о личных впечатлениях ан тему: «Наши игрушки. | Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома; закрепить умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи |
сложноподчиненными предложениями. Учить произносить слова со звуками с и з отчетливо и внятно. | ||||
8. | 31.10.2023 | Пересказ рассказа Я.Тайца «Послушный дождик» |
| Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, воспитатель записывает); подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии. |
9. | 07.11.2023 | Составление рассказа скороговорке | по | Формировать навыки связной речи; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть предметы, игрушки, подбирать слова, близкие по смыслу; уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи. |
10. | 14.11.2023 | Пересказ рассказа Н Калининой «Разве так играют?». | . Учить выразительно пересказывать текст; активизировать в речи глаголы; учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных. |
11. | 21.11.2023 | Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом». | Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины; воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей; уточнить и закрепить произношение звуков ш и ж, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками. |
12. | 28.11.2023 | Составление рассказов на темы стихотворений. | Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы; упражнять в образовании детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; учить четко произносить чисто- и скороговорки со звуками ш и ж. |
13. | 05.12.2023 | Составление рассказа на заданную тему. | Учить составлять короткий рассказ на заданную тему; закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; учить подбирать слова, сходные по звучанию. |
14. | 12.12.2023 | Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята». | Учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; |
согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить пользоваться восклицательной интонацией. | |||
15. | 19.12.2023 | Сочинение рассказа на тему «Домашнее животное». | Учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события; учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг другу вопросы. |
16. | 26.12.2023 | Составление описательного рассказа о предметах посуды | Учить детей составлять короткий по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая- мелкая, большой - маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закрепить умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница) |
17. | 09.01.2024 | Пересказ рассказа Е. Калининой «Про снежный колобок». | Учить передавать художественный текст без помощи вопросов воспитателя; учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть; привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов. | |
18. | 16.01.2024 | Составление рассказа картине «Река замерзла». | по | Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия; тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; закреплять правильное произношение звуков с и ш. |
19. | 23.01.2024 | Ознакомление с предложением | Дать представление последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку; учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговороки с разной силой голоса. |
20. | 30.01.2024 | Составление рассказа темы скороговорок. | на | Учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок; закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных; учить различать на слух звуки ж и з |
21. | 6.02.2024 | Пересказ сказки «Петух да собака». | Учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц; учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; подобрать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме. | |
22. | 13.02.2024 | Составление рассказа по картине «Северные олени». | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами. |
23. | 20.02.2024 | Составление описательного рассказа на тему «Зима». | Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные, сложные); учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки ц и ч, приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией. | |
24. | 27.02.2024 | Пересказ сказки «Лиса и кувшин» | Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно; объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу и распространять его; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова; учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая) | |
25. | 05.03.2024 | Составление рассказа картине «Лошадь с жеребенком». | по | Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета и величины; закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении; формировать умение отчетливо |
произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. | |||||
26. | 12.03.2024 | Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» | Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем; формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов. | ||
27. | 19.03.2024 | Составление рассказа заданную тему. | на | Учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая, словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения; уточнить значение слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения; формировать умение строить предложения. | |
28. | 26.03.2024 | Пересказ сказки Л.Н.Толстого «Пожарные собаки». | Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов, учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения – путаницы и заменять слова в этих предложениях; развить чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок). | ||
29. | 02.04.2024 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. | Учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей(игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог; учить подбирать определения к | ||
заданным словам; учить предложения из набора слов с помощью | составлять | ||||
воспитателя из двух, трех самостоятельно. | слов - | ||||
30. | 09.04.2024 | Пересказ рассказа Я.Тайца «Послушный дождик» | Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок воспитатель записывает); подвести к | диктует, | |
образованию названий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии. | профессий | ||||
31. | 16.04.2024 | Итоговое занятие «Сочинение рассказа на предложенную тему» | Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет; учить самостоятельно, соотносить названия объектов с их изображениями на картинках. | ||
32. | 23.04.2024 | Диагностика |
|
Приложение 2
МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
(Ушакова О.С, Струнина Е.М.)
Уровень речевого развития дошкольников выявляется как в начале учебного года, так и в конце. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ (например, ребенок не смог назвать обобщающего слова, и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом одежда»), но в протоколе отметить невыполнение.
Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно. Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление: умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам; способности к точному (в смысловом отношении) употреблению слов; навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций); навыков составления разных типов высказываний. Вопросы идут в логической последовательности, этим вызвана неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они
(оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности: правильный ответ; частично правильный; неточный ответ. В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.
Речевые задачи по отношению к детям пятого года жизни Словарь
- Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
- понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
- подбирать признаки, качества и действия к названию предметов; 4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Грамматика
- Соотносить названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок);
- употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);
- правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);
- составлять предложения разных типов.
Фонетика
- Правильно произносить звуки родного языка;
- находить слова, сходные и различные по звучанию;
- правильно пользоваться умеренным темпом
речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.
Связная речь
- Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;
- составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;
- выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
- выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
I серия заданий (словарь и грамматика). Кукла.
Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.
1. Скажи, что такое кукла!
- Ребенок дает определение (кукла — это игрушка, с куклой играют);
- называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она
стоит);
- не выполняет задание, повторяет слово кукла.
2. Какая на кукле одежда?
- Ребенок называет более четырех слов.
- называет более двух вещей.
- показывает, не называя.
3. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
- Ребенок дает правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста
(помаши рукой);
- дает только глаголы — побегай, помаши.
- дает неправильные формы.
4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
- Ребенок называет слово посуда.
- перечисляет отдельные предметы посуды.
- называет один предмет.
5. Какую посуду ты знаешь?
- Ребенок называет более четырех предметов.
- называет два предмета.
- называет один предмет.
6. Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло (в масленку), соль (в солонку)!
- Правильно отвечает на все вопросы.
- ответил на три вопроса.
- выполнил только одно задание.
7. Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?»
(Показать картинку с разной посудой.)
- называет по цвету (или форме и величине).
— перечисляет отдельные признаки (эта чашка — зеленая, эта — красная, эта высокая).
- называет одно отличие.
8. Назови, что это? Стеклянный, прозрачный — это стакан или ваза? Металлическая, блестящая — это вилка или нож? Глиняное, расписное — это блюдо или тарелка?
- Выполняет все задания.
- выполняет два задания.
- выполняет одно задание.
- Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая ... (мелкая); один стакан высокий, а другой ... (низкий); эта чашка чистая, а эта... (грязная).
- Правильно подобрал все слова.
- выполнил два задания.
- выполнил одно задание.
- У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?
- Называет ручку у 3—4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика).
- называет две ручки (у кастрюли, сковородки).
- показывает ручку у чашки. Мяч.
- Воспитатель показывает два мяча и спрашивает: «Что такое мяч?»
- Ребенок дает определение (мяч — это игрушка; он круглый, резиновый).
- называет какой-то признак.
- повторяет слово мяч.
12. Что значит бросать, ловить!
- Ребенок объясняет: бросать — это я кому-то кинул мяч, а другой поймал.
- показывает движение и нацеливает, говорит — бросил.
- только показывает движение (без слов).
13. Сравни два мяча, чем они отличаются и чем похожи?
- Ребенок называет признаки: оба круглые, резиновые, мячами играют.
- называет только различия по цвету.
- говорит одно слово.
14. Какие игрушки ты знаешь?
- Ребенок называет более четырех игрушек.
- называет более двух.
- говорит одно слово.
Картина «Собака со щенятами».
15. Воспитатель спрашивает: «Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?»
- Ребенок обобщает: Собака — это животное; собака лает. Она пушистая;
- называет: Это собака, она черная.
- повторяет за взрослым одно слово.
16. Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки ... (медленно). Собака лает громко, а ее детеныши ... (тихо).
- Ребенок называет детеныша, заканчивает предложения.
- называет детеныша словом собачонок.
- говорит одно слово.
17. Что умеет делать собака? (Лаять, бегать, грызть косточку.) Если собака увидит кошку, она ... (залает, побежит за ней).
- Ребенок называет 3—4 действия.
- называет два действия.
- говорит одно слово.
18. Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются.
Загадки:
«Большая и лохматая — это собака или щенок?», «Маленький и пушистый
— это щенок или собака?»
- Ребенок отвечает на все вопросы.
- выполняет только одно задание.
- называет одно-два слова. II серия заданий (звуковая культура речи).
1. Проверка звукопроизношения. Это задание проводится так же, как и для младших дошкольников; отмечаются звуки, которые ребенок не произносит.
- Ребенок произносит все звуки.
- не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие.
- не произносит ни сонорные, ни шипящие.
2. Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо:
- Ребенок произносит текст отчетливо.
- нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса.
- имеет серьезные недостатки в произнесении текста.
3. Воспитатель спрашивает: «Все ли звуки ты произносишь
правильно?»
- Ребенок произносит все звуки и осознает это.
- не произносит некоторые звуки, но осознает это.
- не произносит и не осознает. III серия заданий (развитие связной речи). Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
- Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть.
- рассказывает по вопросам педагога.
- называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
- Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют.
- перечисляет признаки (красный, резиновый).
- называет отдельные слова.
3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.
- Ребенок составляет описание (рассказ).
- перечисляет качества и действия.
- называет 2—3 слова.
4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
- Составляет рассказ самостоятельно.
- рассказывает с помощью взрослого.
- отвечает на вопросы односложно.
5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.
- Ребенок пересказывает самостоятельно.
- пересказывает с подсказыванием слов взрослым.
- говорит отдельные слова.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Словарь
Выявляются умения:
- активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
- подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
- понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
- дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Грамматика
- образовывать название детенышей животных (лиса — лисенок, корова - теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;
- образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! потанцуй/ искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
- строить сложные предложения разных типов.
Фонетика
- дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;
- изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
- подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь
- в пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей; - составлять описание, повествование или рассуждение;
- развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ серия заданий (словарь и грамматика)
Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
- Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);
-называет отдельные признаки, действия; -называет 1—2 слова.
- Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым? -выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
-подбирает слова к 2—3 прилагательным;
-подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3.Что называют словом ручка?
-называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
-называет два значения этого слова;
-перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
- Придумай предложение со словом ручка.
-составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
-называет два слова (словосочетания); называет только одно слово (ручка).
- Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь);
-правильно заканчивает разные типы предложений;
- называет два слова;
- подбирает только одно слово.
Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а...
(мчался, несся, летел)».
- Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
- называет 2—3 слова;
- подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)».
- Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
- называет 2—3 слова;
- подбирает только одно слово.
Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы).
- Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
- подбирает два слова;
-называет только одно слово.
Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал. - Правильно называет слова в повелительном наклонении; - подбирает два слова.
3) - Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).
Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...».
- Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
- называет правильно только одну форму; - не выполняет задание.
Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок, жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
- Ребенок называет все слова правильно;
- называет два-три слова; - говорит одно слово.
Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес?
(Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, луковичек).
- называет более двух слов;
- называет два слова;
- повторяет заданное слово.
Что называют, словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?
Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу; называет только одно значение этого слова; повторяет слово за взрослым.
Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые? Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы).
-Правильно подбирает два слова; -называет одно слово.
Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
-Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
-называет два действия (накалывать грибы, шить); -называет одно действие (шить).
Составь предложение со словом игла.
- Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
- составляет простое предложение (Иглой делают укол); - называет одно слово.
Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел».
Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
- Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу); - правильно исправляет два предложения; - повторяет предложения без изменения.
Серия заданий (звуковая культура речи)
- В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
- В названии, каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)
- Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж из? (Железо.)
- Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
- называет более двух слов; - называет одно слово.
4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
- Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
- недостаточно четко произносит;
- не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
- Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь. - Ребенок передает заданные интонации;
- передает только вопросительную интонацию; - повторяет повествовательную интонацию.
- Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».
- Ребенок ритмично заканчивает фразу;
- отвечает, нарушая ритм; - говорит одно слово.
Серия заданий (связная речь)
- Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
- Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. (Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах);
- рассказывает, опуская начало (или конец); - перечисляет отдельные качества.
- Педагог предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
- Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности,
составляет связный рассказ;
- рассказывает с помощью взрослого;
- перечисляет нарисованное на картинках.
9. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
- Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
- составляет рассказ с помощью взрослого; - не справляется с заданием.
Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели:
Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.
Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.
Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.
Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по развитию речи «Будем говорить правильно»
Использование программы в образовательной деятельности предусматривает дополнительгые занятия по развитию речи детей во 2 младшей группе детского сада....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ГОВОРЮ ПРАВИЛЬНО»
Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Говорю правильно» является коррекционной, развивающей и обучающей. Предметная область – речевое развитие. Способствует ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Говорим правильно»
Основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для предупреждения речевых нарушений.Задачи:1. Формировать про...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА "Говорим правильно" для детей 5-7 лет (период с 2021 по 2022 год)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 комбинированного вида «Березка» Рассмотрена наметодическом совете№____ от «_...
Дополнительная образовательная программа “Говорим на родном языке”
Программа кружка « Говорим на родном языке» направлена на воспитание интереса к овладению башкирским языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а так же поз...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорим и развиваемся»
Направленность программы дополнительного образования «Говорим и развиваемся» направлена на развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального слов...