Дополнительная образовательная программа “Говорим на родном языке”
материал (подготовительная группа)
Программа кружка « Говорим на родном языке» направлена на воспитание интереса к овладению башкирским языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а так же познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне и на создание базы для дальнейшего изучения башкирского языка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Колокольчик» г.Янаул
муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
Адрес: 452800, город Янаул, ул. Некрасова, д. 11.Телефон: 8 (34760) 5-68-17, 5-43-08
E-mail: Det_sad_7@mail.ru
Сайт: detsad7yanaul.edu-rb.ru
Принят Утверждаю:
на заседании Заведующий МАДОУ
Педагогического совета ДС № 7 «Колокольчик» г. Янаул
Протокол от _______________ _____________ Валиахметова Ю.И.
Приказ от ______________________
Дополнительная образовательная программа
“Говорим на родном языке”
(срок реализации: 2 года, возраст детей: 5-7 лет)
Янаул 2022
СОДЕРЖАНИЕПояснительная записка……………………………………………..3
Актуальность, цель, задачи, принципы рабочей программы…….3
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы………………………………………5
Структура организации дополнительной образовательной деятельности………………………………………………………...5
Сведения о сроках реализации программы……………………….5
Календарно - тематический план ………………….………………6
Список литературы ……………………………………………….14
Пояснительная записка
В центре внимания современной системы образования находится личность, которая воспитывается и развивается в поликультурном обществе. Подъем национального самосознания, стремление к этнокультурному самоопределению обуславливают огромный интерес к освоению национальной культуры и родного языка в регионах с многонациональным составом населения, каким является Республика Башкортостан. В таких условиях проблема формирования двуязычия (билингвизма) приобретает актуальность. Провозглашение башкирского языка, наряду с русским, государственным языком республики, значительно повысило его статус, что дало возможность обучать детей башкирскому языку и как родному, и как государственному языку республики, начиная с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит формирование личности ребенка, воспитываются чувства уважения к другим нациям, любви к родному краю и отечеству посредством обучения на родном языке.
При составлении рабочей программы я опиралась на основную программу З.Г.Нафиковой, Ф.Г.Азнабаевой «Оскон», «Изучение государственному башкирскому языку детей разных национальностей в детских садах». Данная программа предназначена для детей 5 -7лет.
Программа кружка « Говорим по-башкирски» направлена на воспитание интереса к овладению башкирским языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а так же познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне и на создание базы для дальнейшего изучения башкирского языка в начальной школе.
Новизна предлагаемой программы состоит в том, что при обучении башкирскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей (навыков свободного общения и прикладного применения языка).
Актуальность, цель, задачи, принципы рабочей программы.
Актуальность программы - знание языка является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языку уже в дошкольном возрасте.
Цель программы – развитие лингвистических способностей дошкольников, приобщение детей к культуре башкирского народа, его истокам, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.
Технология реализации задач построена с опорой на исторический материал.
Задачи:
- развитие навыков аудирования (понимание речи на слух);
- развитие навыков «говорения» (т.е. формирование у ребенка представления о башкирском языке как средстве общения);
- формирование первичных навыков диалогической и монологической речи на башкирском языке;
- учить выразительному чтение стихотворения;
- расширение словарного запаса и активное его использование;
- воспитание интереса и уважения к традициям и обычаям башкирского народа на материале сказок, потешек, поговорок и т.п.
При разработке программы кружка учитываются основные принципы обучения башкирскому языку для детей дошкольного возраста:
• комплексной реализации образовательных и практических целей;
• доступности (от простого к сложному);
• коммуникативной направленности, создание условий для речемыслительной активности детей в каждый момент обучения, осознанного владения башкирским языком;
• наглядности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения овладения башкирским языком (на элементарном уровне) как средством общения.
Форма обучения: индивидуально – групповая.
Ожидаемые результаты:
- формирование у детей знаний о башкирском языке;
- усвоение детьми типичных грамматических конструкций и словосочетаний;
- формирование у детей умений различать башкирские звуки и правильно их произносить;
- развитие связной речи на башкирском языке.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Для контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
- выставки творческих работ;
- проведение праздников;
- проведение открытых уроков для родителей;
- проведения конкурсов чтецов;
Учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:
• правильное звукопроизношение;
• автоматизация звуков в речи;
• словарный запас детей;
• усвоение типичных грамматических конструкций и словосочетаний;
• развитие связной речи детей.
Методы исследования предполагает следующее:
- наблюдение педагога;
- выполнение диагностических заданий;
- анализ результатов деятельности ребенка.
Структура организации дополнительной образовательной деятельности:
1 этап – психологическое вхождение в образовательную деятельность;
2 этап – познавательный или знакомство с неизвестным (новым): игры, релаксации, работа с наглядным материалом, презентации и т.д.;
3 этап – практический или работа в материале;
4 этап – завершающий или психофизическая разгрузка: терапевтические игры, аудиотренинги, рефлексия.
Сведения о сроках реализации программы:
Программа предусматривает изучение башкирского языка как государственного языка в течение двух лет, начинаем со старшей группы, а заканчиваем в подготовительной группе. Занятие идет в неделю один раз.
В старшей группе 20- 25 минут, в подготовительной 25 -30 минут. Программа состоит из четырех блоков: I блок - «Дом, в котором я живу», II блок - «Мастер на все руки», III блок- «Родимый край – золотая моя колыбель», IV блок – «Моя родина- Башкортостан».
Календарно - тематический план для старшаей возрастной группы
Время проведения | № | Тема | Кол-во занятий | Цели и задачи | Методичекие приемы | Словарная работа |
Сентябрь 1 неделя | 1 | Здравствуй, новый учебный год! | 1 | Дать общее понятие о детском саде, знакомство с тематическими уголкам детского сада, с названиями дргих групп, формировать умение запоминать полученную информацию, развивать память, воспитать любовь к своему второму дому. | Беседа о детском саде, о воспитателях, об игрушках, о тематических уголках. Чтение стихотворений о детском саде | Балалар баҡсаһы, уйынсыҡ, Һаумыһығыҙ! Һау булығыҙ! |
2-3 неделя | 2 | Родной детский сад! | 2 | Ознакомление обучащихся с детским садом. Повторить название детского сада, мышление, связную речь. Воспитать любовь к Родине. | Просмотр фотографий детского сада открыток, видео. Прослушивание песни об Уфе | Балалар баҡсаһы, |
4 неделя | 3 | Башкортостан - родная республика | 1 | Ознакомление с названием Республики Башкортостан. Понятие о большой Родине. Ознакомить с картой Башкортостана. Беседа о столице – Уфе.Дать понятие о гербе и флаге.. Воспитать любовь к Родине | Чтение стихотворений Прослушивание гимна РБ | Өфө, Башҡортостан, баш ҡала |
Октябрь 1 неделя | 4 | Уфа – столица Башкортостана | 1 | Объяснение понятия «столица». Дать информацию об Уфе. Развивать память, мышление, связную речь. Воспитать любовь к Родине. | Путешествие по городу. Просматривание картин и открыток, видео. Прослушивание песни об Уфе | Баш ҡала, Өфө, һәйкәлдәр,мәсет, Ағиҙел йылғаһы |
2 неделя | 5 | Янаул – мой родной город | 1 | Дать информацию о нашем городе Янаул. Рассказать о достопримечательностях города. Развивать память, мышление, связную речь. Воспитать любовь к Родине | Путешествие по городу. Просматривание картин и открыток, видео. | Янауыл ҡалаhы, һәйкәлдәр,мәсет, Буй йылғаһы. |
3 неделя | 6 | Моя Семья | 1 | Введение новых лексических единиц, обозначающих членов семьи, обобщающее слово «семья»; формирование навыков диалогической речи; упражнение в правильном произношении звуков, воспитать любовь к семье | Беседа о семье, папка с картинками на тему “Семья” | Ғаилә, әсәй, атай, ағай, апай, улым, ҡыҙым |
4 неделя | 7 | Это Я | 1 | Ознакомить с местоимениями я, ты, он,она, мы, вы. Познакомить с названиями частей тела; закрепить умение понимать, различать вопросительные предложения со словами «что?», «кто?» и уметь отвечать на них; развивать фонематический слух и восприятие, воспитат в детях уважительное отношение к себе | Игра на внимание “Покажи ...” | Кәүҙә, баш,аяҡ, ҡул, танау, ауыҙ, күҙ, сәс Был нимә? |
Ноябрь 1 неделя | 8 | Единство Россия-Башкортостан | 1 | Знакомство с символами, с территорией на карте. Развивать память и мышление.Воспитать любовь к Родине | Прослушивание гимна, просмотр картин – символы РБ и РФ | Республика, Башҡортостан, Рәсәй, берҙәмлек |
2 – 3 неделя | 9 | Природа Башкортостана. | 2 | Рассказать о достопримечательностях природы Башкортостана - пещерах Шульган - Таш, горе Янган-тау. Развивать речь и мышление детей. Воспитать бережное отношение к природным культурам родного края | Цветные открытки, иллюстрации, фотоснимки календаря «Башкортостан». | Тәбиғәт, тау, йылға, күл, мәмерйә |
3-4 неделя | 10 | Приветствие | 2 | Формирование умений и навыков детей здороваться и прощаться, правильно называть свое имя; введение новых лексических единиц (здравствуй,привет, до свидания, пока, да, нет, спасибо, хорошо, мальчик, девочка); выработка умений понимать вопросы: Кто это? Что это? Как тебя зовут? Воспитывать в детях вежливость, любовь и уважение к сверстникам, к старшим | Игра “Я - ...” | Һаумыһығыҙ! Һау булығыҙ! Рәхмәт Был кем? Исемең нисек? |
Декабрь 1-2 неделя | 11 | Игрушки | 2 | Обогащение словарного запаса детей за счет названий игрушек. Развивать память, мышление.Воспитать бережное отношения к игрушкам. | Выучить потешки. | Уйынсыҡ, ҡурсаҡ, машина. |
3 неделя | 12 | Скоро Новый год! | 1 | Беседа о временах года, о зиме, о празднике! Учить детей отвечать «Да», «Нет». Воспитать трепетное чувство к праздникам | Просмотр картин. Рисование – «Моя елочка». | Яңы йыл байрамы,шыршы, шыршы уйынсыҡтары Эйе\юҡ |
4 неделя декабря | 13 | Детский фольклор. Считалки | 1 | Разучивание считалок. Объяснение сути данного жанра детского фольклора. «Отправился летом, вернусь осенью»; игры «Не говорить «да» и «белый», «Кап та коп», их разучивание, объяснение условий и игра.Воспитать любовь к детскому фольклору | Считалки « Куда отправился абзый - агай?», | Балалар фольклоры, һанамыштар |
Февраль 1 неделя | 14 | Животные. | 1 | Знакомство домашними и дикими животными. Развивать речь, память, мышление. Воспитать бережное отношения к животным | Просматривание картинок, слайдов. Развивающая игра – «Найди половинку картины» | Хайуан, йәнлек, януар, йорт хайуандары, ҡырағай йәнлектәр |
2 неделя | 15 | Птицы | 1 | Дать информацию о птицах, которых мы знаем – домашние и дикие. Информация о птицах мира. Развивать любознательность, память детей. Воспитать бережное отношения к птицам, к природе | Просматривание картины. Лепка - Воробей | Ҡош, ҡышлаусы ҡоштар, йылы яҡ, турғай, күгәрсен |
3 неделя | 16 | Праздник День Защитников Отечества | 1 | Информация о празднике. Беседа о Защитниках Родины. Развивать умственные способности,связную речь.Воспитать любовь к героям Родины | Просматривание картин | Байрам, Ватан, Ватанды һаҡлаусылар көнө |
4 неделя, Март 1 неделя | 17 | Башкирские сказки | 2 | Понятие о народных сказках. Чтение сказка о хитром работнике и глупом бае. Развивать усидчивость, внимание, мышление.Воспитать любовь к народным сказкам | Чтение сказок «Бай и нищий», «Сказка о земле». Беседа по их содержанию. | әкиәт, халыҡ әкиәте, бай, ярлы |
2 неделя | 18 | Праздник мам и бабушек | 1 | Беседа о празднике. Дать информацию о празднике 8 марта. Развить память и мышление, творческое воображение. Воспитать любовь и уважение к мамам и бабушкам. | Изготовление открытки для мам и бабушек вместе с девочкой с Луны Зухра-кыз | әсәй, өләсәй, байрам, ҡотлау открыткаһы |
3 неделя | 18 | Наши земляки. Герои | 1 | Беседа о наших земляках-героях. Развивать связную речь, впечатлительность, мышление. Воспитывать чувство восхищения героизмом своих земляков | Карта республики, цветные фоторепродукции, открытки, портреты. | Геройҙар,батырҙар, карта, Башҡортостан Республикаһы |
4 неделя,
| 19 | Овощи и фрукты | 1 | Информация об овощах и фруктах, ягодах. Понятие об обобщающем слове. Развивать внимание, память.Воспитать любовь и уважение к труду взрослых | Просмотр картин, плакат | Йәшелсә, емеш-еләк, алма, ер еләге,ҡарбуз |
Апрель 1-2 неделя апреля | 20 | Обрядовый фольклор башкирского народа | 2 | Сведения об обрядовом фольклоре башкирского народа. Ознакомление с календарными праздниками «Кәкүк сәйе”. Воспитать любовь к народному фольклору. | Прослушивание народных мелодий, связанных с этими праздниками. | Фольклор, йола, көй |
3 неделя апреля | 21 | Из истории письменности | 1 | Письменность башкир в прошлом. Понятие об арабской графике, тюркской письменности, которыми пользовались башкиры. Сведения о медресе, школах, гимназиях, университетах. Развивать речь детей, внимание, память. Воспитать интерес к письменности, к грамотности, к учебе | Путешествие на лошади | Яҙыу, яҙма,мәҙрәсә, мәктәп |
4 неделя,
| 22 | Посуда и продукты питания | 1 | Беседа о продуктах питания. Ознакомить с названиями посуды. Отвечать на вопрос «Что это?» Развивать память и мышление, связную речь детей. Воспитать бережное отношение к труду взрослых | Темаичекие папки и плакат | Ҡашыҡ-аяҡ, ҡалаҡ, тәрилкә, сынаяҡ, сәйнүк Был нимә? |
Май 1 неделя | 23 | Славные сыны Башкортостана | 1 | Сообщение о героях башкирского народа. Беседа о ВОВ, о параде, о Победе. | Просмотр тематических папок с фотографиями | Герой, батыр, Салауат Юлаев |
2 неделя | 24 | Башкирские народные блюда | 1 | Информация о башкирских народных блюдах. Развивать память, творческие способности, воображение. Воспитать интерес к башкирским блюдам. | Просматривание картинок. Наглядный пример. Рисование – нарисовать Стол для угощения | Аш-һыу, сәксәк, ҡорот, ҡаҙы, тултырма |
3 неделя | 25 | Одежда и обувь | 1 | Расширение словарного запаса детей за счет названий одежды, обуви; закрепление умений вести мини-диалоги, развитие логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики рук. Воспитать любовь и уважение к труду взрослых | Тематичкеские папки с картинками | Кейем-һалым, баш кейеме, аяҡ кейеме |
4 неделя | 26 | Башкирский народный костюм | 1 | Информация о том, что одевали башкиры раньше. Понятие о народной одежде, о народном костюме. Развивать речь и мышление. Воспитать интерес к народным костюмам | Просматривание картин, тематических папок. Наглядный пример: кукла в башкирском наряде | Башҡорт халыҡ кейме, камзул, елән, бүрек, ситек |
4 неделя | 27 | Волшебные слова | 1 | Беседа о волшебных словах. Дать понятие о волшебных словах. Развивать речь, мышление, память, самостоятельность. | Подвижная игра «Скажи волшебное слово» | Зинһар, зинһар өсөн, ғафү ит, рәхмәт!ҙур үҫ |
Список используемой литературы:
- Р.Л. Агишева. Фольклор и литература Башкортостана.- Уфа: Китап, 2011.
- Ф.Г. Азнабаева, З.Г. Нафикова. Волшебные звуки.- Уфа: Китап, 2004.
- Ф.Г. Азнабаева, Г.Р. Шафикова, Г.М. Зиганширова. Я- личность (на башкирском языке).- Уфа: Китап, 2011.
- Ф.Г.Азнабаева, З.Г.Агзамова «Играя развиваемся».Наглядное дидактическое пособие (на башкирском языке).-Уфа: Китап,2010.
- Р.Х. Гасанова. Земля отцов. – Уфа: БИРО, 2004.
- Н.Х. Давлеткулова. Маленьким друзьям (на башкирском языке).- Уфа: Китап, 2009.
- З.Г. Нафикова. Растем, играя (на башкирском языке).- Уфа: Китап, 2010.
- З.Г. Нафикова, Г.Г. Галеева . Программа комплексного обучения и воспитания детей в башкирских детских садах (на башкирском языке).- Уфа: Китап, 2009.
- З.Г. Нафикова Ф.Г. Азнабаева. Искра (на башкирском языке).- Уфа: БИРО, - 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ».
Дополнительная образовательная программа «ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ»....
Дополнительная образовательная программа «ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ».
Дополнительная образовательная программа «ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ». Срок реализации 1 год...
Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Родной край"
Программа расчитана на старший дошкольный возраст. Программа способствует формированию у детей ценностного отношения к своей малой родине....
Дополнительная образовательная программа "Английский язык без отметок".
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Английский язык без отметок». Программа рассчитана на 1 год обучения. Первый год обучения составляет 144 академиче...
Дополнительная образовательная программа по английскому языку «I love English»
1.1.Пояснительная записка Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенност...
Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая программа «Happy English» (английский язык)
Программа по изучению английского языка для дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению родному языку
Программа разработана с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть относится к части формируемой участниками образовательных отношений, а именно относится к иным программам...