Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ГОВОРЮ ПРАВИЛЬНО»
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Говорю правильно» является коррекционной, развивающей и обучающей. Предметная область – речевое развитие. Способствует своевременному и правильному овладению речью. Представляет собой систему занятий, составленных из игр и упражнений, с учетом ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Программа имеет профилактическую направленность предупреждения школьных трудностей ребёнка. Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Говорю правильно» реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью образования и является адаптированной. Программа дает возможность в ходе дошкольного развития и воспитания подготовить ребенка к успешному обучению в школе.
Важнейшим условием полноценного развития ребёнка является своевременное и правильное овладение речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет положительных результатов в дальнейшем обучении. Развитие речи – процесс многогранный, сложный и творческий. Это целенаправленная и последовательная педагогическая работа.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения с людьми, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства. Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. От уровня овладения связной речью в дошкольный период зависит успешность обучения детей в школе. Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.
Новизна программы заключается в том, что она органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения. Наряду с развитием речи программа включает в себя курс обучения грамоте. Это практический курс, задачи которого состоят в том, чтобы приобщить детей к речевой культуре, к её звуковой стороне, вырабатывать у детей умения и навыки для овладения устными и письменными формами речи, доступными для детей данного возраста.
Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребёнка осознание речи, её произвольность. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Отличительная особенность данной программы в том, что она является начальным звеном непрерывного курса развития речи для дошкольников, который продолжается в начальной и основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_govoryu_pravilno.docx | 89.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Программа принята на заседании Педагогического Совета Протокол № от «___» ____________20__г. | «Утверждаю» Директор МБУ ДО «ЦДТ» __________ «___»________20___г. |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«ГОВОРЮ ПРАВИЛЬНО»
Направленность: социально-педагогическая (логопедическая)
Тип: коррекционно-развивающая
Участники программы: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Срок реализации: 1 год (60 академических часов)
Составитель:
Шацкова Виктория Николаевна,
учитель-логопед
Тула, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Говорю правильно» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012), Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008), Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей», Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»), а также с Уставом Центра.
Тип и вид программы.
Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Говорю правильно» является коррекционной, развивающей и обучающей. Предметная область – речевое развитие. Способствует своевременному и правильному овладению речью. Представляет собой систему занятий, составленных из игр и упражнений, с учетом ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Программа имеет профилактическую направленность предупреждения школьных трудностей ребёнка. Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Говорю правильно» реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью образования и является адаптированной. Программа дает возможность в ходе дошкольного развития и воспитания подготовить ребенка к успешному обучению в школе.
Важнейшим условием полноценного развития ребёнка является своевременное и правильное овладение речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет положительных результатов в дальнейшем обучении. Развитие речи – процесс многогранный, сложный и творческий. Это целенаправленная и последовательная педагогическая работа.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения с людьми, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства. Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. От уровня овладения связной речью в дошкольный период зависит успешность обучения детей в школе. Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.
Новизна программы заключается в том, что она органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения. Наряду с развитием речи программа включает в себя курс обучения грамоте. Это практический курс, задачи которого состоят в том, чтобы приобщить детей к речевой культуре, к её звуковой стороне, вырабатывать у детей умения и навыки для овладения устными и письменными формами речи, доступными для детей данного возраста.
Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребёнка осознание речи, её произвольность. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Отличительная особенность данной программы в том, что она является начальным звеном непрерывного курса развития речи для дошкольников, который продолжается в начальной и основной школе.
Научной опорой для составления программы явились:
1. Концепция внутренней речи Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский придавал огромную роль словесному значению в развитии человеческой психики и процесса мышления.
2. Концепция становления речевой деятельности А.А. Леонтьева.
Речевая деятельность выступает как гибкая и пластичная система, создающая уникальную возможность с помощью органического количества речевых средств отражать бесконечное многообразие окружающего природного, социального и культурного мира.
3. Концепция Р.Е.Левиной.
Ведущим положением концепции Р.Е.Левиной выступает научно-обоснованный его системный подход к изучению речевых и психических особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи.
Р.Е.Левина отмечает, что в структуре дефекта у них выявляются не только речевые нарушения, но и нарушения формирования высших психических функций, которые наиболее тесно связаны с речью. Так, например, нарушение акустического восприятия закономерно обусловливает не только специфические нарушения импрессивной и экспрессивной речи, но и недостаточность тех форм познавательной деятельности, которые обеспечиваются участием слухоречевого восприятия (слухоречевая память, внимание, восприятие текста на слух и его понимания и др.).
Основной целью данной программы является проектирование модели логопедической, коррекционно-развивающей, психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи, помогающие достичь цели:
Образовательные
- формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;
- формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения; развитие словаря;
- развитие умения оперировать единицами языка: звуком, словом, слогом, словосочетанием, предложением;
Воспитательные
1. выработать умения обдумывать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами.
2. проверять результат своих действий, умение аргументировать свою позицию, точно и последовательно передавать информацию необходимую партнеру, оказание взаимопомощи и осуществление самоконтроля.
3. формирование эмоциональной направленности на получение совместного положительного результата.
4. формирование мотивации к учебной деятельности и приобретение опыта.
5. формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия.
Развивающие
1.развитие фонематического восприятия.
2. развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики;
3. развитие воображения и творческих способностей.
4. формирование навыков развития звукового анализа и синтеза.
6. обогащение словарного запаса и лексико-грамматического строя речи.
7. развитие дыхания и силы голоса.
8. развитие слухового и зрительного внимания.
9. развитие связной речи.
Коррекционные
- способствовать общему развитию дошкольников с речевыми нарушениями, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению грамоте.
- создать благоприятные условия для детей-логопатов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, со взрослыми и миром.
- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе не только специалиста, а также при участии родителей в реализации программных требований.
Методы и техники, используемые в программе:
1. Игровые (игровые ситуации, сценки, конкурсы, праздники).
2. Наглядные (демонстрация объектов, фото и иллюстраций, наблюдение, показ, сравнение, рассматривание таблиц, моделей).
3. Словесные (сказка, рассказывание, беседа, диалог, объяснение, инструкции, пояснения, словесные дидактические игры, вопросы).
4. Практические (упражнения в рабочих тетрадях и пособиях, у доски, творческие задания, приобретение навыков, контроль, самоконтроль).
В рамках обучения программа реализует технологии: обучение в сотрудничестве; развивающее обучение; игра. Эти технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены, составляют единую дидактическую систему, в которой ребёнок – центральная фигура; деятельность познания является главной; совместные размышления, дискуссии, исследования – основные пути развития личности.
В соответствии с данной образовательной программой:
- форма занятий групповая; организация занятий предполагает использование и других форм обучения - беседа, викторина, конкурсные программы, игровые программы, уроки творчества, индивидуальная практическая работа.
Процесс усвоения учебного материала основывается на соблюдении основополагающих дидактических принципов:
-наглядности;
- системности;
- доступности предлагаемого материала;
- перехода от простого к сложному;
- индивидуального подхода.
При организации работы используется дидактический материал. Он включает в себя:
1. Учебное пособие Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет».
2. Учебное пособие О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно». Комплексная методика подготовки ребенка к школе.
3. Цветные квадраты (зеленый, синий, красный).
4. Слоговая таблица.
5. Набор карточек по лексическим темам.
6. «Согласные звуки и буквы».
7. «Гласные звуки и буквы».
8. Набор игрушек и мячей.
9. Игра – лото «Построй картинку», «Шесть картинок», «Определи звук» и т.д.
10. Сюжетные картинки.
11. Раздаточный материал.
12. Кубики Зайцева.
13. Счетные палочки.
14. Диск «Логоритмика».
15. Игра Танграм.
16. Пазлы по лексическим темам.
17. Дидактические игры.
Адресат. Программа рассчитана на дошкольников 5-7 лет для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи 4 уровня.
Форма занятий
Программа предусматривает индивидуальные и групповые формы занятий с детьми. Наполняемость групп 8 - 10 детей старшего дошкольного возраста. По результатам диагностического обследования рекомендуется форма занятия для каждого ребенка (индивидуальная, или групповая).
Требования к ведущему. Вести группу может специалист, имеющий логопедическое образование, владеющий знаниями и умениями в области общей и возрастной психологии, имеющий опыт взаимодействия и работы с детьми дошкольного возраста.
Особенности помещения. Помещение для занятий должно быть достаточно свободным. Занятия проводятся в игровой комнате, оснащенной доской, столами и стульями, шкафами, развивающими играми и дидактическим материалом.
Используемые технические и другие средства, материалы. В игровой комнате имеются следующие инструменты и материалы к занятиям: цветные карандаши, простые карандаши, цветные квадраты (синий, зеленый и красный), дидактические карточки по лексическим темам, полоски бумаги, комки ваты, зеркала для каждого ребенка, картинки для составления связного рассказа, музыкальные инструменты, и др.
Показания и противопоказания. Данная программа рекомендуется для детей 5-7 лет с развитием в рамках нижней границы возрастной нормы, для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, а также общим недоразвитием речи 4 уровня. Противопоказанием к данному курсу занятий может являться наличие у ребёнка выраженных эмоционально – поведенческих расстройств.
Условия реализации программы в структурном подразделении / Центре
Программа «Говорю правильно» может реализовываться на базе Центра.
Описание методического обеспечения курса
Для специалиста-
- Бураков Н.Н. Интеллектуальный тренинг. Москва 2018.
- Бураков Н.Н. Линии и штриховки. Москва, 2018.
- Бураков Н.Н. Развитие познавательных процессов. Москва, 2018.
- Воробьева Т.А., Воробьева П.А. Дыхание и речь, Литера, 2014.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017.-208 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Крупенчук О.И. Учим буквы.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014. – 64 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).
- Крупенчук О.И. «Научите меня читать» Методика поэтапного обучения чтению.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015. – 112 с.: ил. – (Серию «Готовимся к школе»).
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики-развиваем речь! Подготовительная группа детского сада.- СПб.: Издетельский Дом «Литера», 2015. – 64 с.: ил.
- Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб.: Издетельский Дом «Литера», 2014. – 96с. – (Серия «В помощь логопеду»).
- Нищева Н.В. Конспекты групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста, Спб, Детство пресс, 2001 г.
Для дошкольника:
- Рабочая тетрадь по развитию словесно-логического мышления и речи (составная).
- Рабочая тетрадь по развитию мелкой моторики руки (составная).
- Рабочая тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста (составная).
- Рабочая тетрадь по развитию познавательных процессов (составная).
- Рабочая тетрадь по обучению грамоте для домашних заданий (составная).
Основная структура и содержание программы
Таблица 1
Этапы | Сроки реализации | Содержание |
Организационно-подготовительный | 2 недели | Организация участников, первый этап диагностического обследования, комплектование групп, первичная консультация родителей, подготовка условий реализации поставленных задач. |
Основной, практико-ориентированный | 7 месяцев | Групповые занятия с детьми 5-7 лет, направленные на формирование словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, развитию связной речи, развитию понимания устной речи, умения вслушиваться в обращенную речь, умения выделять название предметов, действий, признаков; пониманию обобщающего значения слов, овладению диалогической формой общения. Разработка рекомендаций родителям для закрепления пройденного материала в домашних условиях. Текущий контроль за детьми во время занятий. |
Итогово-аналитический | 2 недели | Итоговое диагностическое обследование, получение обратной связи, анализ результатов и сопоставление их с критериями оценки эффективности. |
Сроки и этапы реализации
Программа реализуется в течение одного года. Индивидуальные занятия осуществляются 2 раза в неделю по 30 минут, групповые занятия – 2 раза в неделю по 60 минут, с перерывом на 10 минут, что соответствует действующим нормам СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Длительность цикла – до 8 месяцев. Общее количество групповых занятий – 60 (60 ак. часов занятий + 4 ак. часа диагностика).
Структура занятий
В каждое занятие включены несколько заданий разных типов, которые на протяжении работы периодически повторяются в разном виде. Каждое занятие имеет небольшую вводную часть (приветствие), основную и заключительную части.
В начале занятия для создания у детей положительного эмоционального фона, хорошего настроения их просят улыбнуться, и учителем-логопедом создается проблемная ситуация, с которой дети должны справиться в течение основной части занятия.
В основной части предлагаются упражнения направленные на решение проблемной ситуации, в том числе на вызывание длительного выдоха, развитие фонематического восприятия, обогащение лексического словаря существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, развитие грамматической стороны речи, упражнения на развитие слухового и зрительного внимания, развитие мелкой моторики, обучение грамоте, задания на развитие познавательных процессов.
Задача заключительной части состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы детей и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Важно, чтобы дети учились отвечать полным ответом на вопрос, чем они занимались и чему научились.
Структура групповых занятий с детьми 5-7 лет
Таблица 2
Вводная часть Ритуал приветствия (5-7 минут) | Настрой детей на занятие, создание положительного эмоционального фона, хорошего настроения для работы в группе. |
Основная часть Включает в себя теоретическую и практическую части (20 минут, перерыв 10 мин, 20 минут) | Посвящена теме занятия. Упражнения направлены на вызывание длительного выдоха, развитие фонематического восприятия, обогащение лексического словаря существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, развитее грамматической стороны речи, упражнения на развитие слухового и зрительного внимания, развитие пальцев рук, обучение грамоте, развитие познавательных процессов. |
Завершающая часть Ритуал прощания (5-7 минут) | Обсуждают трудности, которые у них возникали. В этой части дети учатся отвечать на вопрос: - «Чем они занимались?» и – «Чему научились?» |
Требования к проведению занятий
При проведении занятий необходимо, чтобы:
- каждый ребенок правильно понимал, что ему нужно делать,
- точно соблюдалось время предъявляемого тестового материала в тех заданиях, где это предусмотрено инструкцией,
- обязательно проводилось обсуждение ответов, причем по возможности с участием каждого ребенка,
- каждый ребенок качественно выполнял каждое из предложенных заданий. Допустимо отрабатывать одно и то же задание в течение нескольких занятий (или возвращаться к нему через некоторое время) для достижения наилучшего результата,
- при индивидуальном выполнении детьми ряда заданий в рабочих тетрадях осуществляется контроль за правильностью их выполнения (педагогом, самим ребенком, поменяться тетрадями с соседом) для развития навыков контроля и самоконтроля,
- каждый ребенок учился доводить начатое задание до конца. В связи с этим детям предлагается доделать дома то, что они не успели закончить на занятиях, например, докрасить рисунок, выполнить штриховку.
Предполагаемые результаты
Основным результатом освоения программы должно стать развитие лексического и грамматического строя речи, развитие связной устной речи, развитие простых форм звукового анализа и синтеза, развитие мелкой моторики, развитие познавательных процессов, слухового внимания.
Дети должны усвоить правила поведения, уметь работать по инструкции, приобрести навыки коллективной работы. Иметь устойчивую мотивацию к занятиям, их продвижение в развитии внимания, памяти, речи, мыслительных операций, обогащение словаря детей.
Учебный план
Таблица 3
Наименование раздела, блока | Тема, цель занятия | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Развитие речи | Обучение пониманию и правильному употреблению термина «слово», ознакомление с многообразием слов, сравнение слов по звучанию, подборка близких по звучанию слов; деление слов на слоги; формирование интереса к речевой деятельности, самостоятельности, инициативе в решении познавательных задач, формирование навыка самоконтроля и самооценки,обучение внимательному слушанию рассказов, сказок; использование разных приёмов и педагогических ситуаций, помогающих детям в правильном восприятии содержания произведения, сопереживании его героям; поддержание интереса к слову в данном произведении, формирование интереса к книге. | 20 | 5 | 15 | Проверка рабочих тетрадей, устные ответы детей, выполнение домашних заданий |
Развитие мелкой моторики | формирование графических навыков. | 10 | 1 | 9 | Проверка рабочих тетрадей, устные ответы детей, выполнение домашних заданий |
Развитие познавательных способностей | развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, речи, пространственной ориентации, конструкторских способностей, фонематического слуха, мелкой моторики, коммуникативных способностей. | 10 | 2 | 8 | Проверка рабочих тетрадей, устные ответы детей, выполнение домашних заданий |
Обучение грамоте | понятие «звук», органы артикуляции человека, способы произношения звуков; его условное обозначение; акустическая характеристика звука, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; выделение в слове гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков; выделение звука в начале, середине и конце слова, определение положения звука в слове; звуковой анализ состава слогов и слов; «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений и т.д. | 20 | 10 | 10 | Проверка рабочих тетрадей, устные ответы детей, выполнение домашних заданий |
Всего: | 60 | 18 | 42 |
Календарно-учебный план
Таблица 4
№ п/п | Название темы | Сроки |
1 | Диагностика. | 24 сентября |
2 | Диагностика. | 27 сентября |
3 | Лексическая тема: «Грибы». Звук и буква А | 1 октября |
4 | Лексическая тема: «Грибы». Звук и буква А | 4 октября |
5 | Лексическая тема: «Овощи». Звук и буква У | 8 октября |
6 | Лексическая тема: «Овощи». Звук и буква У | 11 октября |
7 | Лексическая тема: «Фрукты». Звук и буква О | 15 октября |
8 | Лексическая тема: «Фрукты». Звук и буква О | 18 октября |
9 | Лексическая тема: «Ягоды. Домашние заготовки». Звук и буква М | 22 октября |
10 | Лексическая тема: «Ягоды. Домашние заготовки». Звук и буква Х | 25 октября |
11 | Лексическая тема: «Осень. Деревья». Звук и буква П | 29 октября |
12 | Лексическая тема: «Осень. Деревья». Звук и буква П | 1 ноября |
13 | Лексическая тема: «Дикие животные». Звук и буква Т | 5 ноября |
14 | Лексическая тема: «Дикие животные». Звук и буква Т | 8 ноября |
15 | Лексическая тема: «Дикие животные готовятся к зиме». Звук и буква К | 12 ноября |
16 | Лексическая тема: «Дикие животные готовятся к зиме». Звук и буква И | 15 ноября |
17 | Лексическая тема: «Перелетные птицы». Звук и буква Ы | 19 ноября |
18 | Лексическая тема: «Перелетные птицы». Звук и буква С | 22 ноября |
19 | Лексическая тема: «Зимующие птицы». Звук и буква С | 26 ноября |
20 | Лексическая тема: «Зимующие птицы». Звук и буква Н | 29 ноября |
21 | Лексическая тема: «Домашние животные». Звук и буква Н | 3 декабря |
22 | Лексическая тема: «Домашние животные». Звук и буква Л | 6 декабря |
23 | Лексическая тема: «Домашние животные и птицы и их детеныши». Звук и буква Л | 10 декабря |
24 | Лексическая тема: «Домашние животные и птицы и их детеныши». Звук и буква Ш | 13 декабря |
25 | Лексическая тема: «Зима. Зимняя одежда». Звук и буква Ш | 17 декабря |
26 | Лексическая тема: «Зима. Зимняя одежда». Звук и букваБ | 20 декабря |
27 | Лексическая тема: «Зимние забавы. Новый год». Звук и буква Р | 24 декабря |
28 | Лексическая тема: «Зимние забавы. Новый год». Звук и буква Р | 27 декабря |
29 | Лексическая тема: «Человек. Части тела». Звук и буква В | 14 января |
30 | Лексическая тема: «Человек. Части тела». Звук и буква В | 17 января |
31 | Лексическая тема: «Транспорт». Звук и буква З | 21 января |
32 | Лексическая тема: «Транспорт». Звук и буква З | 24 января |
33 | Лексическая тема: «Транспорт. Правила дорожного движения». Звук и буква Д | 28 января |
34 | Лексическая тема: «Транспорт. Правила дорожного движения». Звук и букваД | 31 января |
35 | Лексическая тема: «Материалы и инструменты». Звук и буква Ж | 4 февраля |
36 | Лексическая тема: «Материалы и инструменты». Звук и буква Ж | 7 февраля |
37 | Лексическая тема: «Профессии. Строительство». Звук и буква Г | 11 февраля |
38 | Лексическая тема: «Профессии. Строительство». Звук и буква Г | 14 февраля |
39 | Лексическая тема: «Защитники Отечества». Звук и буква Э | 18 февраля |
40 | Лексическая тема: «Защитники Отечества». Звук и буква Э | 21 февраля |
41 | Лексическая тема: «Времена года. Календарь. Весна». Звук и буква Й | 25 февраля |
42 | Лексическая тема: «Времена года. Календарь. Весна». Звук и буква Й | 28 февраля |
43 | Лексическая тема: «Мамин день. Семья». Звук и буква Я | 3 марта |
44 | Лексическая тема: «Мамин день. Семья». Звук и буква Е | 6 марта |
45 | Лексическая тема: «Ранние признаки весны. Первые цветы». Звук и буква Ю | 10 марта |
46 | Лексическая тема: «Ранние признаки весны. Первые цветы». Звук и буква Ю | 13 марта |
47 | Лексическая тема: «Электроприборы. Ателье». Звук и буква Е | 17 марта |
48 | Лексическая тема: «Электроприборы. Ателье». Звук и буква Ь | 20 марта |
49 | Лексическая тема: «Весна в природе». Звук и буква Ь | 24 марта |
50 | Лексическая тема: «Весна в природе». Звук и буква Ч | 27 марта |
51 | Лексическая тема: «Труд людей весной». Звук и буква Ч | 31 марта |
52 | Лексическая тема: «Труд людей весной». Звук и буква Ц | 3 апреля |
53 | Лексическая тема: «Космос». Звук и буква Ц | 6 апреля |
54 | Лексическая тема: «Космос». Звук и буква Щ | 10 апреля |
55 | Лексическая тема: «Возвращение птиц. Насекомые». Звук и буква Щ | 14 апреля |
56 | Лексическая тема: «Возвращение птиц. Насекомые». Звук и буква Ф | 17 апреля |
57 | Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания». Звук и буква Ф | 21 апреля |
58 | Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания Звук и буква Ъ | 24 апреля |
59 | Лексическая тема: «Животные жарких стран». Звук и буква Ъ | 28 апреля |
60 | Лексическая тема: «Животные жарких стран». Звук и буква повторение | 5 мая |
61 | Лексическая тема: «Лето». Звук и буква повторение | 8 мая |
62 | Лексическая тема: «Лето». Звук и буква повторение | 15 мая |
63 | Диагностика. | 19 мая |
64 | Диагностика. | 22 мая |
Ожидаемые результаты
Основным результатом должно стать развитие лексического и грамматического строя речи, развитие связной устной речи, развитие простых форм звукового анализа и синтеза, развитие мелкой моторики, развитие познавательных процессов, слухового внимания, а также умение читать.
Основной целью данной программы является развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развития грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка, обучение основам грамоты и чтения, повышение уровня познавательных процессов.
Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы.
Для отслеживания эффективности работы по данной программе используются следующие диагностические методики:
1. Диагностика «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи Н.В. Нищева».
2. Речевая карта Н.В. Нищева.
Критерии оценки эффективности реализуемой программы, (качественные и количественные).
Главными качественными критериями усвоения программы являются:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развития речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- развитие фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой;
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование слуховой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Ребёнок к концу года знает:
- авторов и содержание произведений для детей.
Ребёнок к концу года умеет:
- делить слова на слоги, образовывать слово из слогов;
- дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;
- определять и называть первый, последний звук в слове, делать полный анализ состава слова; разделять предложения на слова;
- придумывать предложения с парами слов, собирать и продолжать и исправлять предложение;
- объяснять пословицы и отгадывать загадки;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
- развить правильное дыхание и силу голоса;
- развить слуховое и зрительное внимание;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- пересказывать простые тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, рассказа с помощью простых предложений.
- знает гласные звуки, уметь правильно их произносить, выделять положение гласных звуков в слове;
- называет гласные звуки, обозначающие твёрдость и мягкость согласных звуков;
- называет гласные звуки, обозначающие два звука;
- знает согласные звуки, уметь правильно их произносить, определять положение согласных звуков в слове;
- различает твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- различает свистящие и шипящие согласные звуки;
- знает и умеет правильно произносить гласные и согласные буквы русского алфавита; уметь составлять рассказ по серии картинок, по сюжетным картинкам, рассказ – описание, комбинированный рассказ (5 – 7 предложений);
- умеет подробно, связно и последовательно пересказывать тексты, сказки, рассказы, понимает их смысл (5 - 7 предложений).
Работа с родителями включает в себя просветительские мероприятия 1 раз в месяц в форме групповых консультаций, мастер-классов, обучающих семинаров и т.д.
Литература
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1014 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) N 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) № 1598 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» от 14.06.2014 г. № ВК-1440/07.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-268/07 от 10 февраля 2015 г. «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
- Закон Тульской области об образовании. Принят Тульской областной Думой 26.09. 2013 г.
Основная
1.Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР,- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
2. Бураков Н.Н. Экспресс-курс по развитию познавательных способностей. М: 2001.
3. Бураков Н.Н. Экспресс-курс развития мелкой моторики. М: 2001.
4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017.-208 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
5. Крупенчук О.И. Учим буквы.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014. – 64 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).
6. Крупенчук О.И. «Научите меня читать» Методика поэтапного обучения чтению.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015. – 112 с.: ил. – (Серию «Готовимся к школе»).
7. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики-развиваем речь! Подготовительная группа детского сада.- СПб.: Издетельский Дом «Литера», 2015. – 64 с.: ил.
8. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб.: Издетельский Дом «Литера», 2014. – 96с. – (Серия «В помощь логопеду»).
9. Нищева Н.В. Конспекты групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста, Спб, Детство пресс, 2001 г.
Дополнительная
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Наши прописи. Тетрадь для дошкольников 5-6 лет в 2-х частях. Часть 1 и 2.-М.: Баласс, 2014. -32 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»).
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. Часть 3 (5-6 лет).- Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»).
3. Бунеев Р.Н. По дороге к Азбуке. Учебное пособие. В 5 ч. Ч. 4 (6—7(8) лет) / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 64 с., ил.
4. Бортникова Е.Ф. Проверяем готовность к школе (для детей 6-7 лет). Тетрадь 2. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2011. – 32с.
5. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
6. ЕлинкаЕ.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
7. Земцова О.Н. Умные книжки – тесты «От простого к сложному» для детей 4 – 5 лет. ООО «Издательская группа «Азбука – Аттикус», 2015. – 64 с.
8. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
9. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.
10. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для педагогов, логопедов и родителей к частям 3 и 4 / Т.Р.Кислова; под науч. Ред. Р.Н. Бунеевой. – Изд. 4-е, испр.– М.6 Баласс, 2014.– 192 с.
11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
13. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». – 4-е изд,. перераб. и доп. – М., Издательство «Ювента» 2015. - 96 с.: ил. (Математические ступеньки).
14. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». – 4-е изд,. перераб. и доп. – М., Издательство «Ювента» 2015. - 96 с.: ил. (Математические ступеньки).
15. Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.: Издательство « Ювента», 2014. – 32 с.: ил.
16. Лопухина И. Логопедия - 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
17. Пожиленко Е. А Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
18. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. - Новосибирск, 2008.
19. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
20. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Еномпресс, 1999.
21. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
22. С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ЕНОМ и Д, 2006.
23.Шорыгина Т.А. Понятные сказки. Беседы с детьми об игрушках, растениях и животных. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. – (Сказки-подсказки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности «Учимся говорить по-мордовски»
Направленность образовательной программы (общеразвивающей): программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям старшего дошкольного возраста получить полноце...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «В стране правильной речи»
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Первые шаги» (далее - Программа) разработана в соответствие с Федеральным законом о...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА "Говорим правильно" для детей 5-7 лет (период с 2021 по 2022 год)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 комбинированного вида «Березка» Рассмотрена наметодическом совете№____ от «_...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Начинаем говорить»
Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорим и развиваемся»
Направленность программы дополнительного образования «Говорим и развиваемся» направлена на развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального слов...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности «ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»
В последнее время специалисты ДОУ повсеместно сталкиваются с проблемой большого количества детей с речевыми нарушениями. Воспитание правильной и чистой детской речи - одна из важных задач в обще...