Конспект на занятие: "Дифференциация звуков С - Ш" подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель:
• учить детей отчетливо произносить звуки [с], [ш] в словах и фразах, различать эти звуки на слух и в произношении; произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками;
• совершенствовать речевой слух;
• закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи;
• отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме и с разной силой голоса;
• воспитывать внимание, активность.
Материалы и оборудование: картинки с солнышком, шариком, одноэтажным и двухэтажным домиками, мышью, кошкой, шапкой, шубой, лисой, подсолнухом, сливой, лестницей, игрушки.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, чем отличается звук от буквы?
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем)
Воспитатель: - На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
Воспитатель: - Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
(При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия)
Работа по теме занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорим о звуках [с], [ш].
Произношение изолированного звука.
Воспитатель: - Как шипит змея? [ш-ш-ш]
Воспитатель: - Как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]
Воспитатель: - Как воздух со свистом выходит из шины? [с-с-с]
Воспитатель: - Повторите эти звуки (Групповые и индивидуальные ответы).
Воспитатель: - Давайте, поиграем.
Игра «Поймай звук»
Воспитатель: - Когда я произнесу звук [с], поднимите руку, когда звук [ш], хлопайте в ладоши. Слова: ослик, шарик, шершавый, семечки. Мальчики выполняют движения, а девочки контролируют, затем наоборот. Слова: шило, сани, шум, кисель.
Игра «Не ошибись»
Воспитатель: - Я положу на стол картинку с солнышком (Звук [с]) и картинку с шариком (Звук [ш]). Вам нужно выбрать игрушку, назвать ее, выделяя знакомый звук ([с] или [ш]) и положить к солнышку или шарику. (Отвечает один ребенок, а остальные следят за выполнением задания и исправляют ошибочные ответы).
Воспитатель: - Ребята, назовите имена мальчиков и девочек нашей группы со звуком [с] (Максим, Кристина, Маруся, Савелий, Настя, со звуком [ш] (Тимоша, Гоша, Алеша, Илюша).
Воспитатель: - А теперь, давайте, немного подвигаемся.
Физкультминутка «Как живёшь»
Как живёшь - вот так, (Показать большие пальцы рук)
Как плывёшь - вот так, (Движения, имитирующие плавание)
Как бежишь - вот так, (Бег на месте)
Вдаль глядишь – вот так, (Правая рука на уровне лба)
Ждёшь обед – вот так, (Правую руку – под щёку)
Машешь вслед – вот так, (Помахать)
Утром спишь – вот так, (Руки сложить под щёку, наклон головы вправо)
Как шалишь – вот так. (Надуть щёки и кулачками нажать на них)
Игра «Разложи картинки»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие у нас чудесные домики (На доске — два домика: одноэтажный, двухэтажный). На столе лежат картинки, которые вы должны разложить в домики: в одноэтажный домик картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, со звуком [с].
Картинки: мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, слива, лестница.
Игра «Один - много» (Используются картинки из предыдущей игры).
Воспитатель: - Сейчас мы поиграем в игру «Один - много». Я буду называть один предмет, а вы много.
Мышь – мыши, кошка – кошки, шапка – шапки, шуба - шубы.
Лиса – лисы, подсолнух – подсолнухи, слива – сливы, лестница – лестницы.
Пальчиковая гимнастика «Богат Ермошка»
Богат Ермошка: (Сжимать-разжимать пальцы)
У него собака да кошка, (Загибать по одному пальцу)
Петушок да курочка,
Селезень да уточка.
Вот как кошка на окошке (Имитация шитья иглой)
Шьет рубашку для Ермошки.
А собака-пустолайка лепешки печет. (Сложить ладошки)
Кот в уголочке сухари толчет. (Постукивать кулаком по ладошке)
Курочка в сережках избушку метет. (Имитация подметания полов)
Воспитатель: - Ребята, внимательно послушайте потешку и назовите сначала слова со звуком [с], затем со звуком [ш] (Читаю дважды).
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Воспитатель: - Дети, повторяйте за мной чистоговорки:
- Са-са-са…в лесу живет лиса.
- Ся-ся-ся…ловит Костя карася.
- Ша-ша-ша…любит мама малыша.
- Шу-шу-шу…повар варит нам лапшу.
Воспитатель: - Теперь произнесем скороговорку: «Саше дали кашу, а Клаше простоквашу» (Произносится в разном темпе и с разной силой голоса; хором и индивидуально).
Итог занятия.
Воспитатель: - Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.
Воспитатель: - Какие звуки мы учились правильно произносить? (Ответы детей)
Воспитатель: - Назовите слова с этими звуками. (Ответы детей)
Воспитатель: - В конце хочу сказать вам одно слово. Прочитайте его по губам. («Спасибо»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_s_-_sh.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект на занятие: "Дифференциация звуков С - Ш" подготовительная группа
Цель:
• учить детей отчетливо произносить звуки [с], [ш] в словах и фразах, различать эти звуки на слух и в произношении; произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками;
• совершенствовать речевой слух;
• закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи;
• отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме и с разной силой голоса;
• воспитывать внимание, активность.
Материалы и оборудование: картинки с солнышком, шариком, одноэтажным и двухэтажным домиками, мышью, кошкой, шапкой, шубой, лисой, подсолнухом, сливой, лестницей, игрушки.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, чем отличается звук от буквы?
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем)
Воспитатель: - На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
Воспитатель: - Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
(При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия)
Работа по теме занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорим о звуках [с], [ш].
Произношение изолированного звука.
Воспитатель: - Как шипит змея? [ш-ш-ш]
Воспитатель: - Как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]
Воспитатель: - Как воздух со свистом выходит из шины? [с-с-с]
Воспитатель: - Повторите эти звуки (Групповые и индивидуальные ответы).
Воспитатель: - Давайте, поиграем.
Игра «Поймай звук»
Воспитатель: - Когда я произнесу звук [с], поднимите руку, когда звук [ш], хлопайте в ладоши. Слова: ослик, шарик, шершавый, семечки. Мальчики выполняют движения, а девочки контролируют, затем наоборот. Слова: шило, сани, шум, кисель.
Игра «Не ошибись»
Воспитатель: - Я положу на стол картинку с солнышком (Звук [с]) и картинку с шариком (Звук [ш]). Вам нужно выбрать игрушку, назвать ее, выделяя знакомый звук ([с] или [ш]) и положить к солнышку или шарику. (Отвечает один ребенок, а остальные следят за выполнением задания и исправляют ошибочные ответы).
Воспитатель: - Ребята, назовите имена мальчиков и девочек нашей группы со звуком [с] (Максим, Кристина, Маруся, Савелий, Настя, со звуком [ш] (Тимоша, Гоша, Алеша, Илюша).
Воспитатель: - А теперь, давайте, немного подвигаемся.
Физкультминутка «Как живёшь»
Как живёшь - вот так, (Показать большие пальцы рук)
Как плывёшь - вот так, (Движения, имитирующие плавание)
Как бежишь - вот так, (Бег на месте)
Вдаль глядишь – вот так, (Правая рука на уровне лба)
Ждёшь обед – вот так, (Правую руку – под щёку)
Машешь вслед – вот так, (Помахать)
Утром спишь – вот так, (Руки сложить под щёку, наклон головы вправо)
Как шалишь – вот так. (Надуть щёки и кулачками нажать на них)
Игра «Разложи картинки»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие у нас чудесные домики (На доске — два домика: одноэтажный, двухэтажный). На столе лежат картинки, которые вы должны разложить в домики: в одноэтажный домик картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, со звуком [с].
Картинки: мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, слива, лестница.
Игра «Один - много» (Используются картинки из предыдущей игры).
Воспитатель: - Сейчас мы поиграем в игру «Один - много». Я буду называть один предмет, а вы много.
Мышь – мыши, кошка – кошки, шапка – шапки, шуба - шубы.
Лиса – лисы, подсолнух – подсолнухи, слива – сливы, лестница – лестницы.
Пальчиковая гимнастика «Богат Ермошка»
Богат Ермошка: (Сжимать-разжимать пальцы)
У него собака да кошка, (Загибать по одному пальцу)
Петушок да курочка,
Селезень да уточка.
Вот как кошка на окошке (Имитация шитья иглой)
Шьет рубашку для Ермошки.
А собака-пустолайка лепешки печет. (Сложить ладошки)
Кот в уголочке сухари толчет. (Постукивать кулаком по ладошке)
Курочка в сережках избушку метет. (Имитация подметания полов)
Воспитатель: - Ребята, внимательно послушайте потешку и назовите сначала слова со звуком [с], затем со звуком [ш] (Читаю дважды).
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Воспитатель: - Дети, повторяйте за мной чистоговорки:
- Са-са-са…в лесу живет лиса.
- Ся-ся-ся…ловит Костя карася.
- Ша-ша-ша…любит мама малыша.
- Шу-шу-шу…повар варит нам лапшу.
Воспитатель: - Теперь произнесем скороговорку: «Саше дали кашу, а Клаше простоквашу» (Произносится в разном темпе и с разной силой голоса; хором и индивидуально).
Итог занятия.
Воспитатель: - Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.
Воспитатель: - Какие звуки мы учились правильно произносить? (Ответы детей)
Воспитатель: - Назовите слова с этими звуками. (Ответы детей)
Воспитатель: - В конце хочу сказать вам одно слово. Прочитайте его по губам. («Спасибо»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия "Дифференциация звуков С-З"
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. На данном занятии дети учатся дифференцировать звуки "С-З" с речевом потоке, в слогах, словах, предложениях. Воспитанники упраж...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж], [ш]"
Конспект открытого логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий...
Конспект индивидуального занятия. "Дифференциация звуков Л - Р".
Конспект индивидуального занятия. "Дифференциация звуков Л - Р"....
Конспект подгруппового занятия. Дифференциация звуков С и Ш.
Данное занятие направлено на развитие фонематического слуха,мелкой моторики, звукового анализа и синтеза, автоматизацию и дифференциацию звуков.Ход занятия построен с использыванием проектной деятельн...
Конспект подгруппового занятия. Дифференциация звуков [с-з].
логопедическое подгрупповое занятие в старшей группе....
Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [с][с,]»
Цель: знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звуков С, Сь.Задачи: уточнить произношение звуков С, Сь; дифференцировать их изолированно, в слогах, словах; закрепить умение проводить звук...
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [3] - [С]» (средняя группа)
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [3] - [С]» (средняя группа) подготовлен в целях развития фонематического слуха....