Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [с][с,]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Цель: знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звуков С, Сь.

Задачи: уточнить произношение звуков С, Сь; дифференцировать их изолированно, в слогах, словах; закрепить умение проводить звуковой анализ, давать характеристику звуков; развивать внимание, слухомоторные координации; воспитывать мотивацию к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_s_s.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА : « Дифференциация С-Сь»

Цель: знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звуков С, Сь.

Задачи: уточнить произношение звуков С, Сь; дифференцировать их изолированно, в слогах, словах; закрепить умение проводить звуковой анализ, давать характеристику звуков; развивать внимание, слухомоторные координации; воспитывать мотивацию к обучению.

Оборудование: колокольчик, звуковые пеналы, звуковые домики зеленого и синего цвета, схема характеристики звука, картинки, шарики, коробка с заданиями.

  1. Организационный момент.

Дети стоят на ковре вокруг логопеда.

Логопед: Ребята у нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются с гостями.

Логопед: Мы с вами в течение года честно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво говорить, и надеюсь, что вы запомнили много интересного и полезного для себя. Это так?

Дети: да (хором)

Логопед:

Тогда давайте вспомним правило красивой речи.

Дети хором вместе с воспитателям:

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим!

Логопед: Сегодня мы поговорим с вами о звуках. Какие бывают звуки?

Дети: гласные и согласные.

Логопед: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: красным.

Логопед: Каким цветом мы обозначаем согласные звуки, которые мы произносим твердо, как лед.

Дети: синим.

Логопед: Каким цветом мы обозначаем согласные звуки, которые мы произносим мягко, как травка.

Дети: зеленым.

Логопед: А кто мне скажет, чем отличаются согласные звуки от гласных?

Дети: Гласные звуки тянутся, поются, а согласные нет. Когда мы произносим согласные звуки воздух встречает преграду.

Логопед: Молодцы! Сейчас на свое место сядет тот кто назовет мне гласный звук (согласный твердый звук)(согласный мягкий звук).

  1. Основная часть.

Логопед: сели красиво, прямо. Тихо, тихо кажется я, что то слышу.

Карлсон входит в группу.

Карлосон: Привет друзья! А вот и я! Узнали видно вы меня. Ребята лечу я от своего друга Малыша. Мы теперь с ним к школе готовится. Задания разные выполняем, звуки учим.

Логопед: Как ты вовремя Карлсон. Мы сегодня с ребятами как раз о звуках разговариваем.

Карлсон: Вот здорово! А у меня целая коробка заданий есть, которые мы с Малышом выполнили. Интересно, а вы с ними справитесь?

Логопед: попробуем, ребята?

Дети: да

Карлсон: за каждое правильное выполненное задания вы будите получать шарики.

Логопед: давай Карлсон свое первое задание.

Карлсон достает из коробки задание. Логопед читает задание.

Логопед: Ребята слушайте внимательно, какой звук встречается чаще других? У Сони и Сани сом с усами.

Дети: звук С.

Логопед: Правильно Карлсон?

Карлсон: Правильно.

Логопед: Карлсон, а мы с ребятами можем дать характеристику звуку С. Как вы думаете ребята это звук согласный или гласный.

Дети: согласный.

Логопед: Звук С твердый или мягкий?

Дети: твердый.

Логопед: Давайте проверим звук С звонкий или глухой?

Дети: глухой.

Логопед: кто даст полную характеристику звуку С?

Ребенок по таблице дает характеристику звука.

Карлсон: Молодцы! А вы знаете, что у согласного твердого глухого звука С. Есть младший брат. Ему дать характеристику вы можете?

Ребенок по таблице дает характеристику звука.

Карлсон: Отлично! Справились с таким сложным заданием. Я вам даю два шарика.

Карлсон выставляет на магнитную доску два шарика.

Логопед: Карлсон, а ты знаешь, наши ребята умеют не только давать характеристику звукам, но и их различать. Сейчас мы тебе покажем нашу любимую игру «Звук услышь, определи нужный квадрат подними». Приготовьте квадраты зеленого и синего цветов. Слушайте внимательно. Начинаем : с, сь, с,с, сь, са, ас, си ,со, се, сова, сила, сено, сок, песок, лось. Молодцы ребята отложите квадраты.

Карлсон: Замечательно! За то, что вы такие внимательные я вам дам два шарика.

Карлсон выставляет на магнитную доску два шарика.

Карлсон: Вот сколько шариков. Придется дать задание посложнее.

Карлсон достает из коробки задание. Логопед читает задание.

Логопед: Ребята нам нужно назвать слова в которые начинаются на твердый согласный звук С.

Дети: называют слова

Логопед: А теперь нам нужно назвать слова, которые начинаются на мягкий согласный звук Сь.

Дети: называют слова

Карлсон: Отлично! Вы получаете еще два шарика.

Карлсон выставляет на магнитную доску два шарика.

Карлсон: А теперь я предлагаю поиграть со мной. Физкульт. минутка.(Просьба)

Карлсон: А сейчас новое задание.

Карлсон достает из коробки задание. Логопед читает задание.

Логопед: ребята нам надо догадаться, какое слово загадал Карлсон.  Ребята, я вам буду называть начало слова ,а вы в конце добавлять слог СА и называть целое слова. СА: ли..., ко..., кляк..., ро..., плак...; СЫ: о..., у..., бу..., ко..., ве..., ча....; СОК: пе..., ку..., но..., ле..., воло..., коло..., голо...

Карлсон: Молодцы! И с этим заданием справились. Еще два шарика получаете.

Карлсон выставляет на магнитную доску два шарика.

Карлсон: так, так ,так где тут у меня задание с которым мы долго не могли с Малышом справиться. Ах, вот оно где.

Карлсон достает из коробки задание.

Логопед: Ребята, здесь картинки. Давайте их назовем.

Дети вместе с логопедом называют картинки.(лось, сова, самолет, санки)

Логопед: нам надо названия картинок разделить на слоги. И так первая картинка. Покажите сколько слогов в этом слове.

Дети цифрами показывают количество слогов в название каждой картинке.

Логопед: А как вы думаете ребята, какая картинка лишняя? Почему?

Дети: лишняя картинка лось, потому что в этом слове мягкий звук сь, а в остальных твердый.

Карлсон: не ожидал, молодцы ребята! У меня уже и шариков почти не осталось.

Карлсон выставляет на магнитную доску два шарика.

Карлсон: сейчас для вас самое сложное задание.

Карлсон достает из коробки задание.

Логопед: (выставляет картинку на доску) Ребята нам нужно составить звуковой домик для слова Сом. С чего начнем?

Дети: положим полоску черного цвета.

Логопед:  Правильно! Полоской мы обозначаем слово. Что будем дальше?

Дети: посчитаем сколько слогов.

Логопед: А теперь постройте звуковой домик для слова сом. Обозначьте каждый звук

квадратом нужного цвета.

Дети выполняют задание, затем логопед выполняет звуковой анализ на доске (задавая вопросы детям: Какой первый звук, как обозначим, почему и т.д.

Логопед: Итак, в слове сом один слог, а сколько звуков?

Дети: три.

Карлсон: Я тоже хочу построить звуковой домик у меня и картинка есть.

Карлсон выставляет на доску картинку – гусь. Делает звуковой анализ, допускает ошибку, обозначает последний звук квадратом синего цвета.

Логопед: Правильно ли построил Карлсон звуковой домик.

Дети: нет.

Логопед: А какую ошибку он допустил?

Дети: исправляют ошибку.

  1. Итог.

Карлсон: Отлично, ребята! Со всеми заданиями справились, ошибку мою исправили! Сколько шариков получили!

Логопед: да, Карлсон ,ребята у нас молодцы!

Карлсон: Я тоже молодец! А знаете, что я умею? Я волшебство умею делать ,прям как в сказке! Но только  если ребята мне помогут.

Логопед: конечно помогу.

Логопед: Итак ребята закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова: сим-салабим, сом-салобом.

Логопед убирает шарики из цветного картона и вносит в группу воздушные шарики.

Карлсон: Ура! Получилось. Шарики превратились в настоящие! И я хочу вам их подарить!

Карлсон дарит каждому ребенку по шарику.

Карлсон: ребята, здорово тут у вас, но мне пора, дел у меня еще много. До свидания!

Логопед:  До свидание Карлсон! До новых встреч! Ребята вы очень хорошо отвечали на вопросы, справились со всеми заданиями. А теперь уберите звуковые квадраты в пенал и сложите пеналы мне на стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж], [ш]"

Конспект открытого логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект логопедического занятия: Дифференциация звуков С-Ш.

уточнять и сравнивать артикуляцию звуков, учить дифференцировать буквы С-Ш, давать их сравнительную характеристику, формировать умение различать на письме С-Ш в слогах, словах, предложениях;разви...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [С]-[Ш]".

Дифференциация звуков  [С]-[Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях....

Конспект логопедического занятия.Дифференциация звуков Б и Бь.

Конспект занятия для развития фонематического слуха у детей, умение определять место звука в слове, умение дифференцировать твердые и мягкие звуки. На данном занятии звуки б и бь....

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [3] - [С]» (средняя группа)

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [3] - [С]» (средняя группа) подготовлен в целях развития фонематического слуха....

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж».

Тема «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж».Цель: Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж;Развивать слуховое внимание и память;Привлекать внимание детей к родственным  словам;Анализ  и  синт...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков С, Сь, З, Зь"

laquo;Дифференциация звуков С – З». Цель:Закрепить  навыки  четкого  произношения  и  различения  звуков   С,  Сь,  З,  Зь...